ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-19411/16 от 27.03.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

03 апреля 2017 года

Дело №

А55-19411/2016

Резолютивная часть решения объявлена 27 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2017 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Лихачева А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журавлевым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании 21-27 марта 2017 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А»,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Самары,

Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области

об отмене решения и обязании

при участии в заседании:

от заявителя – Михалёва М.Ю., по доверенности от 09.01.2017,

от заинтересованного лица – Королькова А.Ю., по доверенности от 03.11.2016,

от ИФНС по Железнодорожному району г. Самары – Мотин Н.Е., по доверенности от 04.05.2016,

от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области – Мойсеевич В.С., по доверенности от 28.01.2017, Хижняк Н.В., по доверенности от 24.05.2016,

установил:

ООО «МРЭ-А» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары, в котором просит:

-   отменить Решение 14469А от 05 мая 2016 года об отказе в государственной регистрации, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары в отношении ООО «МРЭ-А»;

- обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары произвести государственную регистрацию ООО «МРЭ-А» по адресу: 4430303, г. Самара, Коллективный переулок, дом 3 квартира 26.

В судебном заседании в соответствии со ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21 марта 2017 года до 27 марта 2017 года. Информация о перерыве была опубликована на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: http://www.samara.arbitr.ru.

Представитель заявителя в ходе судебного заседания заявленные требования поддержала.

Представители заинтересованного лица, Управления ФНС России по Самарской области, ИФНС России по Железнодорожному району г. Самары просят отказать в удовлетворении заявленных требований.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, 30 марта 2016 года директор Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А» Дмитриев Сергей Валерьевич обратился в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары с заявлением по форме Р13001 (л.д.54) о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, а именно смене адреса юридического лица, Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А». В заявлении был указан адрес: 443030, Самарская область, г. Самара, пер. Коллективный, дом 3, квартира 26.

05 мая 2016 года инспекцией принято решение об отказе № 14469А в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ООО «МРЭ-А» (л.д. 11-12).

Жалоба в УФНС России по Самарской области на указанное решение инспекции оставлена без удовлетворения (л.д.74-75).

Заявитель, считая, что вышеуказанное решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ООО «МРЭ-А» в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.

Регистрирующий орган в основание своего решения указал следующие обстоятельства.

В представленном для государственной регистрации заявлении по форме Р13001 в Листе Б «Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом» (стр. 002) указан адрес места нахождения ООО «МРЭ-А»: 443030, Самарская область, г. Самара, пер. Коллективный, дом 3, квартира 26 (л.д.56).

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г.Самары представлено заключение, согласно которому по адресу: г.Самара, Коллективный переулок, д.3 располагается жилой дом, на втором этаже которого находится жилая квартира № 26, единственным собственником которой является Дмитриев В.С. (л.д.67).

Дмитриев Д.С. включен в информационный ресурс «Ограничения» как массовый директор и учредитель юридических лиц.

Эти обстоятельства позволили регистрирующему органу сделать вывод о том, что документы, представленные на государственную регистрацию и заявление по форме Р13001, содержат недостоверные сведения об адресе (местонахождении) ООО «МРЭ-А» и его исполнительный орган (директор) не планирует находиться по указанному в документах адресу.

Вместе с тем суд при рассмотрении дела принимает во внимание следующее.

Федеральным законом № 129-ФЗ определен следующий порядок государственной регистрации юридических лиц: при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; документ об уплате госпошлины (статья 12 Закона).

Согласно подпунктам «а», «р» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных данных Законом необходимых для государственной регистрации документов; при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 Закона (об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому с ним осуществляется связь).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

В данной части постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации говорится о том, что о недостоверности адреса может свидетельствовать то, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).

В пункте 3 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указано, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации государственная регистрация носит заявительный характер. В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. При этом обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в представленных документах и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

Пунктом 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р13001, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством РФ требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица в 2-х экземплярах; документ об уплате государственной пошлины.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела и подтверждается материалами дела, необходимые документы для регистрации ООО «МРЭ-А» по заявленному адресу были предоставлены в регистрирующий орган в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона N 14-ФЗ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации и указывается в его учредительных документах.

В силу пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Перечень документов, необходимых для представления в регистрирующий орган на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, определен п. 1 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 129-ФЗ в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Статьей 23 Федерального закона N 129-ФЗ установлен перечень оснований для отказа в государственной регистрации, который является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В частности, на основании пп. "р" п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

В п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Довод регистрирующего органа о том, что адрес: 443030, г.Самара, пер. Коллективный, дом 3, квартира 26 не планировалось использовать для связи Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А» суд считает несостоятельным.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ранее ООО «МРЭ-А» зарегистрировано по адресу: 123104, г. Москва, ул. Бронная Б, дом 23, строение 1 (л.д.20).

Следовательно, фактически Общество с ограниченной ответственностью «МРЭ-А» находилось по адресу своего директора, Дмитриева С.В.: г.Самара, пер. Коллективный , дом 3, квартира 26. В ходе рассмотрения дела заявитель получал корреспонденцию по указанному адресу. Кроме того, фактическое нахождение по данному адресу Дмитриева С.В. подтверждено материалами дела, судебные уведомления содержат росписи Дмитриева С.В. в получении корреспонденции. Право собственности Дмитриева В.С. подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 25.07.2005 (л.д.61).

Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.

Лицом, уполномоченным выступать от имени ООО «МРЭ-А» является Директор. В настоящее время Директором ООО «МРЭ-А» является Дмитриев В.С., адресом постоянного пребывания которого является адрес: 443030, Самарская область, г. Самара, пер. Коллективный, дом 3, квартира 26.

В п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» даны следующие разъяснения: «Учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (пункт 2 статьи 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жителя учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности».

Согласно абз. 6 п. 6 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать гот имени юридического лица, решение об изменении адреса юридического лица за 20 дней до подачи документов на регистрацию предоставлять не нужно.

В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется в срок не более, чем пять рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.

Что касается довода регистрирующего органа о том, что спорный адрес является адресом массовой регистрации, то суд считает необходимым отметить следующее.

Само по себе внесение адреса в перечень адресов массовой регистрации не свидетельствует о невозможности для обратившегося за регистрацией соответствующих изменений юридического лица осуществлять деятельность по этому адресу.

Вместе с тем, регистрирующим органом не представлено суду доказательств того, что адрес общества был указан без намерения его использовать для осуществления связи. Более того, в ходе рассмотрения суд находит подтвержденным намерение использования данного адреса истцом для осуществления связи с обществом.

В связи с чем, доводы ФНС России об отсутствии у общества намерения использовать адрес носят предположительный характер, противоречат материалам дела и подлежат отклонению. Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 31.08.2016 по делу № А65-27114/2015, постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.05.2015 по делу № А28-210/2014, постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2017 по делу № А55-15150/2016.

В соответствии с положениями части 3 ст. 54 ГК РФ, в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя.

Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

Согласно записи в Едином реестре юридических лиц ООО «МРЭ-А» находится по адресу: 123104, г. Москва, ул. Бронная Б, дом 23, строение 1, однако как указывается заявителем корреспонденция туда не доходит, директор проживает в г. Самара, в связи с чем, у общества отсутствует возможность надлежащего получения корреспонденции.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).

Учитывая изложенное, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение не отвечает требованиям, предъявляемым законом. Обстоятельства, по которым налоговый орган посчитал, что заявленный адрес недостоверен - не раскрыты в полном объеме, доводы регистрирующего органа изложенные в оспариваемом решении о том, что документы, предоставленные на государственную регистрацию и заявление по форме Р13001, содержат недостоверные сведения об адресе (местонахождении) ООО «МРЭ-А» и его исполнительный орган (директор) не планирует находиться по указанному в документах адресу не подтверждается материалами дела. Таким образом, суд считает заявленные Обществом «МРЭ-А» требования подлежащими удовлетворению.

Расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары № 14469А от 05.05.2016 об отказе в государственной регистрации.

Обязать ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи об изменении сведений об адресе места нахождения Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А»: 443030, Самарская область, Коллективный переулок, дом 3, квартира 26.

Взыскать с ИФНС России по Красноглинскому району г. Самары в пользу Общества с ограниченной ответственностью «МРЭ-А» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.А. Лихачев