АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
октября 2022 года | Дело № | А55-19529/2022 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 11 октября 2022 года Полный текст решения изготовлен: 21 октября 2022 года решения | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Фурносова Г.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 11 октября 2022 года дело по иску, заявлению | |||||||
Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области к Прокуратуре Самарской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Общество с ограниченной ответственностью «Самарская ЦКДЛ», Общество с ограниченной ответственностью «Централизованная Клинико-Диагностическая Лаборатория» о признании недействительным представление | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2, доверенность №02/11 от 10.01.2022 от заинтересованного лица – ФИО3, удостоверение, ФИО4, удостоверение от третьего лица – не явился | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Территориальный фонда обязательного медицинского страхования Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным представление заместителя прокурора Самарской области Е.М. Бендовского от 19.05.2022 года №07-20-2022/3887-22- 20360001 об устранении нарушений требований законодательства в части выводов о превышении ТФОМС Самарской области полномочий по осуществлению проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц. Прокуратура Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Общество с ограниченной ответственностью «Самарская ЦКДЛ», Общество с ограниченной ответственностью «Централизованная Клинико-Диагностическая Лаборатория». Общество с ограниченной ответственностью «Самарская ЦКДЛ» и Общество с ограниченной ответственностью «Централизованная Клинико-Диагностическая Лаборатория» в отзывах на заявление просят в удовлетворении исковых требований отказать. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в отзыве на заявление требования ТФОМС поддержало, просит их удовлетворить. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Прокуратурой Самарской области проведена проверка доводов обращений директора ООО «Самарская ЦКДЛ» ФИО5 и генерального директора ООО «ЦКДЛ» ФИО6 о несогласии с действиями должностных лиц ТФОМС Самарской области. По результатам проведенной проверки заместителем прокурора Самарской области Е.М. Бендовским (далее - должностное лицо прокуратуры) в адрес территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - ТФОМС Самарской области, Заявитель) внесено представление от 19 мая 2022 года № 07-20-2022/3887-22-20360001 (копия прилагается), из которого следует, что при проведении ТФОМС Самарской области проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в ООО «Самарская ЦКДЛ» и ООО «ЦКДЛ» проверяющими допущены нарушения, касающиеся сроков доведения до проверяемых организаций приказа о проведении (продлении срока) проверки и программы проведения проверки, а также включение в программу проверки вопросов, касающихся проверки добросовестности и отсутствие руководителей организаций-поставщиков в реестре дисквалифицированных лиц в соответствии с данными Федеральной налоговой службы, в том числе проверки на предмет аффилированности к её учредителям. Согласно оспариваемому Представлению, выданному Заявителю, должностное лицо прокуратуры требует: 1. Безотлагательно рассмотреть представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также недопущению их впредь. 2. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности работников контрольно-ревизионного управления ТФОМС Самарской области, а также иных виновных должностных лиц в допущенных нарушениях закона. 3. О времени и месте рассмотрения данного представления заблаговременно уведомить прокуратуру области для участия в рассмотрении сотрудника прокуратуры области. 4. О результатах рассмотрения и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок. Указанное представление рассмотрено 03.06.2022 года директором ТФОМС Самарской области ФИО7 на совещании в ТФОМС Самарской области при участии работников ТФОМС Самарской области и представителей прокуратуры Самарской области - начальника отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей И.М. Халеппо и прокурора отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей К.В. Куркуль. По итогам рассмотрения Представления ТФОМС Самарской области в прокуратуру Самарской области направлен ответ №3115 от 15.06.2022 года (копия прилагается), которым ТФФОМС Самарской области проинформировал о принятых мерах, направленных на недопущение в будущем нарушений законодательства о проверках медицинских организаций по соблюдению правомерности расходования средств обязательного медицинского страхования, а также о своем несогласии с выводами прокуратуры о превышении ТФОМС Самарской области компетенции при включении в программы проверок вопросов проверки добросовестности и отсутствие руководителей организаций- поставщиков в реестре дисквалифицированных лиц в соответствии с данными Федеральной налоговой службы, в том числе проверки на предмет аффилированности к её учредителям. Заявитель полагает, что обжалуемое Представление в части выводов о превышении ТФОМС Самарской области компетенции при проведении проверки по вопросам, указанным в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) от 31.03.2022 №00-10-101-1-01-1196 «О проведении внеплановых комплексных проверок использования средств обязательного медицинского страхования в отношении ООО «ЦКДЛ», ООО «Самарская ЦКДЛ» является необоснованным и незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. В соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Пунктом 3 статьи 22 указанного Закона установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона. Согласно пункту 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Таким образом, исходя из целей, задач и предмета прокурорского надзора, реализация функции прокуратуры обеспечивается, в том числе положениями статьи 24 Закона о прокуратуре, которая позволяет прокурору в пределах предоставленных ему законом полномочий устанавливать обстоятельства, свидетельствующие о фактах нарушения законов, и при наличии достаточных данных, указывающих на нарушение закона органами и должностными лицами, вносить соответствующее представление. Законность и обоснованность действий (бездействий) и решений прокурора, связанные с проведением проверки, могут быть обжалованы в установленном законом порядке (пункт 15 статьи 21 Закона). На возможность обжалования представления прокурора также было указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 110-О. Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии совокупности обстоятельств: несоответствия ненормативного правового акта закону и нарушения этим актом прав и законных интересов. В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершении оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Вместе с тем, заявитель в силу статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов. В обосновании свих доводов ТФОМС Самарской области приводит следующие мотивы. В соответствии со статьей 13 Федерального Закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон об ОМС) территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации. Частью 2 статьи 34 Закона об ОМС предусмотрено, что территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда. На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с «Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями», утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н. ФОМС письмом от 31.03.2022 №00-10-101-1-01-1196 «О проведении внеплановых проверок использования средств обязательного медицинского страхования в отношении ООО «ЦКДЛ», ООО «Самарская ЦКДЛ»» обязал ТФОМС Самарской области провести внеплановые выездные проверки в отношении указанных организаций. В силу прямого указания пункта 32 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» - внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по приказу директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда, обращений, жалоб и заявлений граждан. Таким образом, обращение ФОМС являлось законным основанием для проведения ТФОМС Самарской области соответствующих проверок. ФОМС вышеуказанным письмом, которое является обязательным к исполнению, поручил ТФОМС Самарской области провести проверку деятельности медицинских организаций ООО «ЦКДЛ», ООО «Самарская ЦКДЛ» по вопросам целевого и рационального расходованию средств ОМС, с учетом сведений, изложенных в письме заявителя ФИО8 об участии в расходовании средств ОМС взаимозависимых организаций. Перечни вопросов, указанные в пунктах 39.1 и 39.2 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» не являются исчерпывающими, отражают лишь ключевые вопросы для проверки. При этом пунктом 36 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» прямо предусмотрено, что в программу проверки могут быть включены вопросы с учетом материалов предыдущих проверок, проведенных территориальным фондом и (или) контрольными органами, анализа отчетов медицинской организации, а также иных документов, касающихся вопросов использования средств обязательного медицинского страхования проверяемой медицинской организацией. ТФОМС Самарской области на основании Приказа №85 от 05.04.2022 года Приказа №90 от 06.04.2022 года, с последующими дополнениями, проведены внеплановые комплексные проверки использования средств обязательного медицинского страхования в отношении ООО «ЦКДЛ» и ООО «Самарская ЦКДЛ», по результатам которых соответственно составлены акты от 16.05.2022 года и от 22.04.2022 года. В ходе проведенных проверок одним из обстоятельств расходования денежных средств ОМС, которые необходимо проверить ТФОМС Самарской области, был вопрос, касающийся проверки контрагентов ООО «ЦКДЛ» и ООО «Самарская ЦКДЛ» на предмет их добросовестности, а также наличия фактов аффилированности и взаимозависимости, которые могли повлиять на законность расходования средств ОМС. В соответствии с пунктом 29 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» - проверки проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 №326-Ф3, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В данном случае проверяющие руководствовались приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями», действовали в рамках компетенции и за пределы и своих полномочий не вышли. Также данный раздел (проверка поставщиков товаров, работ и услуг на предмет «Добросовестности» и отсутствие руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц в соответствии с данными Федеральной налоговой службы), присутствовал во всех актах проверок медицинских организаций, которые в случае установления нарушений целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования направлялись для рассмотрения и принятия мер в Прокуратуру Самарской области и нареканий ранее со стороны прокуратуры не вызывал. Установления факта наличия аффилированности в отношениях между ООО «ЦКДЛ», ООО «Самарская ЦКДЛ» и их контрагентами в обоснование выявленных нарушений ТФОМС Самарской области не положены, а только описаны, в контексте возможно имеющихся нарушений действующего законодательства, в том числе статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в акте проверки в отношении ООО «ЦКДЛ» отражено расходование средств ОМС на приобретение у ООО «Лабтрейд», ООО «Кордез», ООО «ТД «Меркурий», ООО «Ситимед» реагентов по ценам, превышающим цены производителя (поставщика) по данным ЕИС-Закупки, указанное стало возможным в результате участия в закупочной деятельности ООО «ЦКДЛ» аффилированных организаций. Как указывает ТФОМС Самарской области, описанные в актах проверки аффилированные организации не являются производителями медицинских изделий, и закупка у них медицинских изделий по завышенным ценам противоречит разумности и добросовестности расходование средств ОМС, так как Определением Конституционного суда №1648-0 от 24.10.2013 установлено, что в системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют .особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование. В свою очередь ТФОМС Самарской области как орган финансового контроля за расходованием целевых денежных средств, которыми являются денежные средства на обязательное медицинское страхования, в силу прямых обязанностей, возложенных на Фонд нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Самарской области (Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 N 326-ФЗ, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями», Положение о ТФОМС Самарской области, утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 18.04.2012 года №202) обязан следить за разумным, добросовестным и рациональным расходованием медицинскими организациями выделяемых денежных средств, что и было выполнено проверяющими. В ходе проводимых выездных проверок ТФОМС Самарской области не рассматривал обращение гражданина ФИО8 по существу (ответ на его обращение не подготавливался), а только проверил указанные им факты, объективно описав их в составленных актах, которые в последующем направлены в компетентные государственные органы, в том числе в прокуратуру Самарской области для принятия соответствующего решения уполномоченными органами в рамках компетенций. Данную позицию поддерживает и ФОМС (письмо №00-10-101-1-04/6213 от 10.06.2022 года, копия прилагается). По мнению ФОМС, исходя из норм Закона № 326-ФЗ, Приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями», проверка информации, свидетельствующей о незаконности расходования средств обязательного медицинского страхования, необходима и не является нарушением законодательства Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования вправе использовать открытые источники информации при проверке использования средств обязательного медицинского страхования. Заявитель также указал, что Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области письмом №Иск-201/1-18-5801-22 от 04.07.2022 проинформировало ТФОМС Самарской области о проведении проверки в порядке статей 144-145 УПК РФ по факту превышение должностных полномочий работниками ТФОМС Самарской области при проведении внеплановой тематической проверки целевого использования средств в ООО «Самарская ЦКДЛ». По результатам проведенной проверки 27.07.2022 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по сообщению о совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) в отношении работников ТФОМС Самарской области по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 24 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления (письмо от 19.08.2022 № отск-201/1-18-5427-22). Данный факт, по мнению заявителя, имеет значение для рассматриваемого дела, поскольку предметом проверки следователя являлся материал о якобы «имевшем место факте превышения должностных полномочий работниками ТФОМС Самарской области при проведении проверки ООО «Самарская ЦКДЛ». То есть проводилась проверка тех же обстоятельств, что указаны в оспариваемом представлении Прокуратуры Самарской области, а вывод, сделанный Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Самарской области, подтверждает позицию ТФОМС Самарской области о том, что работники ТФОМС Самарской области при проведении проверок действовали в пределах своих должностных полномочий и не допустили каких-либо нарушений. действующего законодательства. Таким образом, по мнению ТФОМС Самарской области, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении заявителем действующего законодательства, выразившемся в отсутствии полномочий по осуществлению проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц, противоречит положениям пунктов 29, 32 приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №25 5н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями». Возражая против указанных доводов, Прокуратурой Самарской области приводит следующие мотивы. В силу п. 12 ч. 7 ст. 34 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ) ТФОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими Согласно ч. 11 ст. 40 Закона № 326-ФЗ порядок, в соответствии с которым ТФОМС осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н утвержден Порядок осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями (далее - Порядок). Постановлением Правительства Самарской области от 18.04.2012 № 202 утверждено Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области (далее - Положение о ТФОМС Самарской области). Раздел III Положения о ТФОМС Самарской области определены полномочия и функции ТФОМС Самарской области. Согласно абз. 3 п. 32 Порядка внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по приказу директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда, обращений, жалоб и заявлений граждан, в связи с истечением срока исполнения медицинской организацией требований территориального фонда об устранении нарушений и недостатков, и (или) возврате (возмещении) средств, и (или) уплате штрафов (пеней), проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства Российской Федерации об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования, в случае прекращения действия договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в том числе в связи с приостановлением или прекращением действия лицензии, ликвидации медицинской организации. Прокуратура считает довод ТФОМС о том, что письмом от 31.03.2022 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования поручил ТФОМС Самарской области провести проверку деятельности медицинских организаций ООО «ЦКДЛ» и ООО «Самарская ЦКДЛ» по вопросу целевого и рационального расходования средств обязательного медицинского страхования, с учетом сведений, изложенных в письме заявителя ФИО8 об участии в расходовании средств обязательного медицинского страхования взаимозависимых организаций, что, по мнению ТФОМС явилось основанием для проверки добросовестности и аффилированности юридических лиц, необоснованным. Так, из текста письма Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 10.06.2022, направленного в адрес ТФОМС Самарской области, не следовало на указание проведения проверки юридических лиц на предмет аффилированности. В соответствии с ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» под аффилированными лицами понимаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Обязанность вести реестр аффилированных лиц закреплена в ст. 50 Федерального закона № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Законодательно форма списка не определена. Однако хранить список необходимо в течение всего периода существования компании, а затем передать архивной организации. В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» с 21.12.2016 года юридические лица обязаны вести списки бенефициарных владельцев. Определение взаимозависимых лиц определено в ч. 1 ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому если особенности отношений между лицами могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц, указанные в настоящем пункте лица признаются взаимозависимыми для целей налогообложения. В силу п. 35 Порядка для проведения проверки составляется программа проверки, утверждаемая директором территориального фонда. Программа проверки должна содержать наименование медицинской организации, которая подлежит проверке в части использования средств обязательного медицинского страхования; цель проверки; тема проверки; перечень вопросов, подлежащих проверке (может быть использован перечень вопросов, отраженных в пунктах 39-41 настоящего порядка). Программа проверки доводится до руководителя медицинской организации вместе с приказом о проведении проверки. Согласно абз. 2 п. 36 Порядка в программу проверки могут быть включены вопросы с учетом материалов предыдущих проверок, проведенных территориальным фондом и (или) контрольными органами, анализа отчетов медицинской организации, а также иных документов, касающихся вопросов использования средств обязательного медицинского страхования проверяемой медицинской организацией. Прокуратура считает довод ТФОМС о том, что одним из обстоятельств расходования денежных средств обязательного медицинского страхования, подлежащих проверке ТФОМС, являлась проверка контрагентов ООО «ЦКДЛ» и ООО «Самарская ЦКДЛ» на предмет их добросовестности, а также наличия фактов аффилированности и взаимозависимости, которые могли повлиять на законность расходования средств обязательного медицинского страхования, необоснованным. Согласно п. 5.1 акта внеплановой проверки ООО «Самарская ЦКДЛ» от 22.04.2022 в проверяемом периоде основные средства за счет средств обязательного медицинского страхования ООО «Самарская ЦКДЛ» не приобретались и не списывались. Кроме того, проверки указанного юридического лица ранее не проводились. В связи с изложенным, по мнению заинтересованного лица, у ТФОМС Самарской области отсутствовали какие-либо данные, указывающие на необходимость включения в программу проверку достоверности и аффилированности указанного юридического лица. Согласно акта внеплановой тематической проверки отдельных вопросов использования средств обязательного медицинского страхования в ООО «ЦКДЛ» от 08.04.2021, выводы о наличии недобросовестности или аффилированности проверяемого лица отсутствуют. Прокуратура считает довод ТФОМС Самарской области о том, что установление факта наличия аффилированности в отношениях между ООО «ЦКДЛ», ООО «Самарская ЦКДЛ» и их контрагентами в обоснование выявленных нарушений ТФОМС не положены, а только описаны в контексте возможно имеющихся нарушений действующего законодательства, в том числе ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), необоснованным. В соответствии со статьями 28, 34 БК РФ одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип эффективности использования бюджетных средств, в соответствии с которым при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Аудит эффективности бюджетных средств, направленный на определение экономности и результативности использования бюджетных средств, отнесен ст. 157 БК РФ к бюджетным полномочиям Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Статьей 269.2 БК РФ контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ осуществляет Федеральное казначейство. Согласно позиции Федерального фонда обязательного медицинского страхования, высказанной в письме от 10.06.2022, исходя из норм Закона № 326-ФЗ, Порядка, проверка информации, свидетельствующей о незаконном расходовании средств обязательного медицинского страхования, необходима и не является нарушением законодательства Российской Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования вправе использовать открытые источники информации при проверке использования средств обязательного медицинского страхования. Вместе с тем, в представлении от 19.05.2022 прокуратура не вменяет в нарушение требований действующего законодательства использование ТФОМС открытых источников информации при проверке использования средств обязательного медицинского страхования. Кроме того, согласно п. 42.2 Порядка содержательная часть акта проверки может содержать описание проверенных вопросов использования средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программой проверки (при необходимости, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки, в акте проверки может быть отражена информация по вопросам и периодам деятельности медицинской организации, не включенным в проверяемый период и программу проверки). Таким образом, из буквального толкования Порядка следует, что в случае выявления в ходе проверки иных нарушений закона, не включенных в программу проверки, ТФОМС отражает указанные сведения в акте проверки. По мнению заинтересованного лица, ни Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ни Порядок не наделяет должностных лиц ТФОМС полномочиями по проверке добросовестности и аффилированности юридических лиц. Из объяснений должностных лиц, проводивших указанные проверки, следует, что при включении в программу проверки поставщиков товаров, работ, услуг на предмет «Добросовестности» и отсутствие руководителя контрагента в реестре дисквалифицированных лиц в соответствии с данными Федеральной налоговой службы, в том числе проверка на предмет аффилированности к ее учредителям, должностные лица ТФОМС руководствуются абз. 2 п. 36 приказа Минздрава России № 255н, а именно в программу проверки могут быть включены вопросы с учетом материалов предыдущих проверок, проведенных территориальным фондом и (или) контрольными органами, анализа отчетов медицинской организации, а также иных документов, касающихся вопросов использования средств обязательного медицинского страхования проверяемой медицинской организацией. По мнению заинтересованного лица, иных локальных, правовых актов, устанавливающих полномочие на проведение проверок в части добросовестности и аффилированности в ТФОМС Самарской области нет. Оспариваемая часть представления не нарушает права и охраняемые интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, каких-либо не предусмотренных законом обязанностей на него не возлагает. Заявителем не доказано, что действия прокурора по внесению представления и утверждению им выводов по осуществлению ТФОМС проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц, подменяют собой проведение проверки иным органом государственного контроля (надзора). Третьи лица Общество с ограниченной ответственностью «Самарская ЦКДЛ» и Общество с ограниченной ответственностью «Централизованная Клинико-Диагностическая Лаборатория» в отзывах на заявлении поддержали доводы Прокуратуры. Возражая против оспариваемого представления и доводов заинтересованного лица, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования приводит следующие мотивы. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 6 от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) к полномочиям Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страховании, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе путем проведения проверок и ревизий. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 6 Федерального закона № 326-ФЗ). Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Самарской области был создан Самарской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Самарской области (пункт 1 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 08.04.2012 № 202 «О Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области»). Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ «территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - территориальный фонд) осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии. В соответствии с пунктом 32 Порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденного приказом Минздрава России от 26.03.2021 № 255н (далее - Порядок № 255н), внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по приказу директора территориального фонда, в том числе на основании обращений Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд). Пунктом 3 Порядка № 255н предусмотрено, что проверки проводятся работниками территориального фонда с целью предупреждения и выявления нарушений норм, установленных Федеральным законом № 326-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда. Пунктом 10 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, предусмотрено, что доходы бюджета территориального фонда формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета территориального фонда относятся, в том числе межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета Федерального фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований. Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 28 БК РФ является эффективность использования бюджетных средств. Принцип эффективности использования бюджетных средств раскрывается в статье 34 БК РФ и означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Пунктом 39 Порядка № 255н предусмотрено, что проверка использования средств обязательного медицинского страхования, полученных медицинскими организациями, осуществляется в том числе путем проверки первичных документов, подтверждающих законность проведения банковских операций. Проверяются обоснованность цен при закупках товаров (работ, услуг) за счет средств обязательного медицинского страхования. Проверяется законность произведенных расходов в части средств обязательного медицинского страхования, обеспечение сохранности денежных средств. При этом при проведении проверки оценить эффективность использования бюджетных средств территориальный фонд может лишь при оценке всей совокупности финансовых, бухгалтерских и иных операций медицинской организации, связанных с движением этих средств. Более того, пунктом 36 Порядка № 255н предусмотрено, что в программу проверки могут быть включены с учетом материалов предыдущих проверок, проведенных территориальным фондом и (или) контрольными органами, анализа отчетов медицинской организации, а также иных документов, касающихся вопросов использования средств обязательного медицинского страхования проверяемой медицинской организацией. Таким образом, законодательство Российской Федерации не содержит запретов и ограничений на выбор способов и методов проверки эффективности использования бюджетных средств территориальным фондом. Вместе с тем, исходя из положений бюджетного законодательства, Федерального закона № 326-ФЗ, Порядка № 255н, целей и задач контроля, территориальный фонд не только вправе проверить информацию, свидетельствующую о нецелевом или незаконном расходовании средств обязательного медицинского страхования, используя при этом открытые источники информации, но и обязан осуществить такую проверку в силу возложенных на него законодательством Российской Федерации полномочий в сфере обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования указывает, что представление Прокуратуры Самарской области от 19.05.2022 № 07-20-2022/3887-22-20360001 не содержит ссылок на конкретные положения законодательства Российской Федерации, которые были нарушены Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Самарской области при проведении проверки в части предмета проверки. В этой связи не ясно, какие меры по устранению нарушений закона могут быть приняты территориальным фондом. Арбитражный суд пришел к выводу, что правовая позиции и доводы заявителя и третьего лица Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются обоснованными и правомерными по следующим мотивам. Полномочия ТФОМС Самарской области по осуществлению контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе пот проведению проверок и ревизий установлены пунктом 12 части 7 статьи 34 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ), подпунктом 12 пункта 8 Положения о ТФОМС Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 18 апреля 2012 г. N202 «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Самарской области» и Приказом Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» (далее - Порядок контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021). В соответствии с абзацем 3 пункта 32 Порядка контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по приказу директора территориального фонда на основании представлений контрольных органов, обращений в адрес территориального фонда органов государственной власти субъекта Российской Федерации, Федерального фонда, обращений, жалоб и заявлений граждан. Пунктом 35 Порядка контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021установлено, что для проведения проверки составляется программа проверки, утверждаемая директором территориального фонда. Программа проверки должна содержать следующие сведения: наименование медицинской организации, которая подлежит проверке в части использования средств обязательного медицинского страхования; цель проверки; тема проверки; перечень вопросов, подлежащих проверке (может быть использован перечень вопросов, отраженных в пунктах 39-41 настоящего порядка). Арбитражный суд считает, что данная формулировка, позволяет заключить, что перечень вопросов, отраженных в пунктах 39-41 Порядка контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 не является жестко закрепленным и допускает вариативность и возможность отступления от перечня. Пунктом 39.2 Порядка контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 установлено, что контролирующим проверяется соблюдение обязательства медицинской организации по использованию средств обязательного медицинского страхования, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, в том числе: осуществление расходов на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Именно эти вопросы изучались проверяющими в первую очередь и в совокупности с ними проверена информация, изложенная в заявлении ФИО8, приложенного к письму Федерального фонда обязательного медицинского страхования №00-10-101-1-01-1196 от 31.03.2022 года. Как обоснованно указывает заявитель, проверка сведений о наличии аффилированности в отношениях между ООО «ЦКДЛ» и контрагентами не являлась самоцелью проверки, а была частью системы комплексной проверки вопросов целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования, целью которой является вскрытие нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования финансовых средств государственного внебюджетного фонда на возможно более ранней стадии с тем, чтобы медицинские организации могли осуществить мероприятия по предотвращению таких нарушений в будущем. Изучение информации содержащейся в открытых источниках при проведении проверки целевого использования средств ОМС не может являться превышением должностных полномочий. Кроме того, пункт 42.2. Порядка контроля, утв. приказом Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 указывает, что содержательная часть акта проверки включает в себя описание проверенных вопросов использования средств обязательного медицинского страхования в соответствии с программой проверки (при необходимости, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки, в акте проверки может быть отражена информация по вопросам и периодам деятельности медицинской организации, не включенным в проверяемый период и программу проверки). Данная норма также подтверждает вывод том, что в рамках нормативного акта не представляется возможным исчерпывающим образом предусмотреть все варианты вопросов, возникающих при проверке расходования организациями финансовых средств, получаемых ими из государственного внебюджетного фонда. Для выяснения вопроса о наличии, или отсутствии прав на изучение и отражение в акте проверки вопросов прямо не указных в приказе Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 необходим анализ всей совокупности соответствующего нормативного регулирования, в том числе и его целевой направленности. Таким образом, системный анализ норм пунктов 29, 36, 39, 41, 42 Приказа Минздрава РФ №255н от 26.03.2021 позволяет сделать вывод о том, что данный приказ не содержит запрета на включение иных вопросов выходящих за рамки вопросов, указанных в пунктах 39-41 данного приказа, исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки. При этом арбитражный суд принял во внимание следующие обстоятельства. Источниками права, регулирующими понятие аффилированности, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный закон от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 105.1 НК РФ, постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Общий смысл, который вложен законодательными нормами в понятие аффилированности, заключается в наличии взаимоотношений между субъектами хозяйствования, основанных на разных формах и проявлениях экономической зависимости – имущественных, договорных, организационных и родственных. На практике, в том числе, при рассмотрении судебных споров, часто встречается термин «фактическая аффилированность». Фактор аффилированности, исходя из понимания законодательных норм – это способность одного из участников хозяйственных связей воздействовать в одностороннем порядке либо влиять на другого. Выявление контролирующим органом факта аффилированности является не предметом проверки, а способом выявления возможных нарушений законодательства. Сама по себе аффилированность нарушением закона не является, но при определенных обстоятельствах может способствовать нарушению закона или злоупотреблению правом. Осуществление ТФОМС контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями включает в себя проверку сделок, связанных с расходованием средств фонда на приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов. Учитывая, что аффилированность является одним из существенных факторов, влияющих на законность сделки, её выявление и оценка в совокупности с иными факторами является обоснованным и правомерным способом осуществления контрольных мероприятий. Как указывается в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018) в соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 1). Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2). В силу требований приведенных правовых норм поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались. Рассмотрение в ходе судебного разбирательства последствий недобросовестного поведения возможно при рассмотрении любого спора, включая споры в сфере обязательного медицинского страхования, а не только налоговых и антимонопольных споров, как ошибочно считает заинтересованное лицо. Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае рассмотрения судом спора в сфере законодательства об обязательном медицинском страховании именно на ТФОМС как контролирующий орган будет возложено бремя доказывания результатов проверки. При таких обстоятельствах выявление в ходе проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании факторов и условий, свидетельствующих о нарушении закона, включая факты аффилированности и недобросовестности; надлежащая фиксация доказательственной информации в виде доказательств, прилагаемых к акту проверки, направлены на выполнение вышеуказанной законной обязанности административного органа по доказыванию. Такой способ собирания доказательств в ходе контрольной деятельности ТФОМС суд считает законным и не нарушающим прав и законных интересов проверяемых лиц, поскольку последние не лишены возможности предоставлять иные доказательства, оспаривать результаты проверки в судебном порядке, а также возражать против представленных контрольным органом доказательств в состязательном порядке в суде. Следовательно, мероприятия, осуществленные в рамках комплексной проверки инициированной Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, реализованы ТФОМС Самарской области в пределах имеющихся у него контрольных полномочий, с соблюдением требований приказа Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 2021 г. №255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» и соответствуют целям проверки, а именно комплексной проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования. Необоснованное и незаконное возложение на ТФОМС Самарской области ограничения в способах и методах проведения проверки, в частности, в части выводов о превышении заявителем полномочий по осуществлению проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц, может привести к нарушению баланса частных и публичных интересов, а также причинить имущественный вред фонду медицинского страхования. Учитывая вышеизложенное суд считает, что проверка ТФОМС Самарской области добросовестности и аффилированности юридических лиц и их руководителей является законной деятельностью, которая не нарушает права и законные интересы проверяемых лиц. Обоснованные доводы и достоверные доказательства обратного третьими лицами суду не представлены. В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что представление Прокуратуры Самарской области от 19.05.2022 № 07-20-2022/3887-22-20360001 недействительным в части выводов о превышении заявителем полномочий по осуществлению проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц является незаконным и нарушает права ТФОМС Самарской области в сфере иной экономической деятельности: в части проведения проверок, незаконно ограничивает круг вопросов подлежащих выяснению при осуществлении контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, а также незаконно возлагает на Заявителя обязанность по устранению неправомерно вменяемого в вину правонарушения. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать представление Прокуратуры Самарской области от 19.05.2022 № 07-20-2022/3887-22-20360001 недействительным в части выводов о превышении заявителем полномочий по осуществлению проверок добросовестности и аффилированности руководителей юридических лиц. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||