АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
16 марта 2009 года
Дело № А55-19635/2008
Арбитражный суд Самарской области
в составе председательствующего по делу судьи Харламова А.Ю.,
судей Медведева А.А., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лихачевым А.А.,
рассмотрев 10 марта 2009 года в судебном заседании дело по заявление Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, 170034, Тверская область, Тверь, пр. Победы, 6,
к Собранию Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области, 446150, Самарская область, п. Кировский, Красноармейский район, ФИО1, 10,
о признании недействующим нормативного правового акта,
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 03 сентября 2007 года № 38-5-2007;
от ответчика – ФИО3, доверенность от 12 января 2009 года.
Резолютивная часть решения объявлена 10 марта 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 16 марта 2009 года.
Установил:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением от 19 декабря 2009 года входящий номер 19635, в котором просит суд:
-признать несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и недействующим пункт 2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области от 03 декабря 2007 года № 31 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» (л.д. 3-6).
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
В ходе судебного разбирательства представитель Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры поддержал заявленные требования в полном размере по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении и в письменных возражениях на отзыв от 02 марта 2009 года № 88-5-2008 (л.д. 45-47).
Представитель Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве от 14 января 2009 года (л.д. 20-23) и в дополнительных пояснениях от 02 марта 2009 года (л.д. 48-53).
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 02 марта 2009 года до 10 марта 2009 года до 10 часов 00 минут.
Суд, рассмотрев материалы дела, оценив доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы заявителя и ответчика, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, заявителем в результате проведенной проверки по вопросу соблюдения законодательства об отходах производства и потребления были выявлены нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации при принятии Собранием Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области нормативного правового акта, утверждающего среднегодовые нормы накопления отходов для учреждений и организаций общественного питания и объектов торговли.
Так, Собранием Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области было принято Решение от 03 декабря 2007 года № 31 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» (далее Решение от 03 декабря 2007 года № 31), в соответствии с пунктом 2 которого, были утверждены нормы накопления твердых бытовых отходов от объектов общественного назначения:
-учреждения (на 1 сотрудника) - 0,3 м3;
-ясли-сады (на 1 место) - 0,4 м3;
-клубы (на 1 место) - 0,2 м3;
-ЖКХ (на 1 человека) - 1,3 м3.
-продовольственные магазины (на 1 м2 торговой площади) - 1,2 м3;
-промтоварные магазины на 1 м2 – 1,1 м3;
-школы (на 1 учащегося) - 0,12 м3 (л.д. 7).
Пунктом 3 указанного Решения от 03 декабря 2007 года № 31 указанные нормы введены для применения жилищно-коммунальными и другими организациями, независимо от ведомственной принадлежности.
Решение от 03 декабря 2007 года № 31 было опубликовано в газете «Знамя труда» от 03 октября 2008 года № 70-71 (6723-24) (л.д. 15).
Заявитель считает, что пункт 2 Решения от 03 декабря 2007 года № 31 не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит признанию его недействующим по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области возражает против заявленных требований по основаниям, указанным в отзыве.
Доводы заявителя суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В то же время, доводы Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области суд считает ошибочными, не соответствующими Закону по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Из содержания Решения от 03 декабря 2007 года № 31 усматривается, что оно, являясь нормативным правовым актом, содержит для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязательные правовые нормы, регулирующие предельные размеры образования (накопления) отходов потребления (бытовых отходов).
Между тем действующим в области обращения с отходами производства и потребления законодательством Российской Федерации, предусмотрен порядок разработки юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере обращения с отходами, индивидуальных проектов образования отходов производства и потребления и утверждение этих проектов территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов , государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 19 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. При этом нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в вопросах нормирования в области охраны окружающей среды главой 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не предусмотрены.
Необходимо также отметить, что Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения" в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В силу пункта 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, приступающие к осуществлению деятельности в области обращения с отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Во исполнение пункта 4 указанных Правил Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года № 703 утверждены Методические указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, зарегистрированные в Минюсте Российской Федерации 17 января 2008 года № 10891.
Из вышеизложенных норм следует, что разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение входит в компетенцию органов федеральной власти, в данном случае разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов входит в компетенцию Территориального органа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Собрание Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области, издав вышеуказанный акт, превысило свои полномочия, поскольку разработка и утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Данный вывод подтверждается позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 19 мая 2006 года по делу № А12-34337/04-С37, от 19 июня 2008 года по делу № А55-2592/2008, от 21 октября 2008 года по делу № А12-8081/08, позицией Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа, изложенной в постановлениях, соответственно: от 15 мая 2007 года по делу № А13-12530/2006, от 15 апреля 2008 года по делу № А52-4632/2007, от 8 апреля 2008 года по делу № А52-4633/2007, позицией Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 26 апреля 2007 года делу № А58-3773/06-Ф02-1696/07, позицией Федерального арбитражного суда Уральского округа, изложенной в постановлении от 25 октября 2005 года делу № Ф09-4817/05-С7.
Собрание Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области ошибочно полагает, что действующее законодательство Российской Федерации разграничивает понятия накопления ТБО и нормативы образования ТБО, различающиеся в их целевом назначении.
Согласно пункту 4 Норм накопления бытовых отбросов, утвержденных приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13 января 1971 года № 30, под нормами накопления отходов понимается количество отходов, образующееся на установленную расчетную единицу (1 человека для жилых зданий, 1 место гостиниц, больниц и другие, 1 м2 площади для магазинов и так далее) за определенный период времени (сутки, год).
В соответствии с Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года № 703 и зарегистрированными в Минюсте Российской Федерации от 17 января 2008 года № 10891, проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) разрабатываются не только для видов экономической деятельности, направленной на производство продукции, но и для видов экономической деятельности, направленной на оказание услуг, при этом указываются виды и объемы оказываемых услуг (объемы перевозимого груза, количество посещений, койко-мест и др.)
Согласно пункту 11 Методических указаний норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, то есть представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты:
-единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
-единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
-единица площади - для отходов при уборке территории;
-человек - для отходов жилищ;
-место в гостинице, столовой и прочие.
Таким образом, утвержденные Решением от 03 декабря 2007 года № 31 обязательные к применению нормативы накопления подпадают под понятие нормативов образования отходов, указанных в Федеральном законе от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", и фактически заменяют данные нормативы.
Кроме того, действующим законодательством является именно Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", регламентирующий вопросы нормирования в области обращения с отходами, а Нормы накопления бытовых отбросов, утвержденные приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13 января 1971 года № 30, не должны противоречить данному Закону.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Нормативный правовой акт в оспариваемой части издан с нарушением вышеуказанных норм действующего законодательства, а также с нарушением прав и законных интересов, указанных в пункте 2 Решения от 03 декабря 2007 года № 31 учреждений и предприятий, поскольку они лишены возможности принимать участие в разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Указанным нормативным актом устанавливаются единые среднегодовые нормы накопления твердых бытовых отходов для всех субъектов без учета особенностей осуществления деятельности и объемов реализуемой продукции.
С доводами представителя Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области о том, что утверждение норм накопления ТБО является частью процесса организации деятельности по сбору и вывозу ТБО и мусора, направлены на решение соответствующего вопроса местного значения сельского поселения и соответствует полномочиям органов местного самоуправления сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области, суд не может согласиться по следующим основаниям.
Собрание Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской не наделено полномочиями издавать подобные нормативные акты, что установлено судом выше. Статья 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления относит организацию сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов, но никак не разработку нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Таким образом, при наличии специальной нормы Федерального закона, регламентирующей вопросы нормирования в области обращения с отходами, подлежит применению данная норма. Данное обстоятельство исключает для органов местного самоуправления сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской возможность нормирования в области обращения с отходами.
Нормативно-правовое регулирование органами местного самоуправления организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых отходов возможно лишь в случаях, не урегулированных Федеральным законодательством.
Кроме того, цели утверждения норм накопления твердых бытовых отходов, которые приводит Собрание Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской в своем отзыве, а также экономическое обоснование введенных норм, в оспариваемом решении отсутствуют.
Таким образом, пункт 2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области от 03 декабря 2007 года № 31 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» необходимо признать несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине взысканию не подлежат, поскольку Собрание Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 102, 110-112, 167-170, 176, 177, 180, 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Требования удовлетворить.
1.Признать пункт 2 Решения Собрания Представителей сельского поселения Кировский муниципального района Красноармейский Самарской области от 03 декабря 2007 года № 31 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов» несоответствующим статье 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 5 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и недействующим.
Решение арбитражного суда по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд Самарской области.
Председательствующий _______________________________/Харламов А.Ю.
Судьи _______________________________/Медведев А.А.
______________________________/Николаева С.Ю.