ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-19718/17 от 30.10.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2017 года

Дело №

А55-19718/2017

Резолютивная часть решения объявлена: 30 октября 2017 года

Полный текст решения изготовлен: 07 ноября 2017 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании  октября 2017 года   дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью СХП "Семеновское" 

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Администрация сельского поселения ФИО2 муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области, ИП ФИО3 КФХ ФИО4, ФИО6

о признании незаконными действий

при участии в заседании

от истца - не явился, извещён,

от ответчика – ФИО5, по доверенности;

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью СХ «Семеновское» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:

1.Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) по принятию на учет нежилого здания, площадью 1 840,7 кв.м. с кадастровым номером 63:23:0605002:22, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель — <...>, в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

2.Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) устранить допущенные им нарушения.

Управление Росреестра по Самарской области в отзыве на заявление требования не признал, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация сельского поселения ФИО2 муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области, ИП ФИО3 КФХ ФИО4, ФИО6.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, 07.03.2017 г. в регистрирующий орган обратилось муниципальное образование (сельское поселение ФИО2 муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области) в лице уполномоченного представителя с заявлением № 63/023/300/2017-704 о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи. При этом в поданном заявлении были указаны характеристики, позволяющие идентифицировать соответствующий объект недвижимости (вид объекта, адрес и кадастровый номер).

С заявлением в регистрирующий орган были представлены письма ТУ Росимущества в Самарской области от 08.02.2017 г. № 1221, Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.02.2017 г. № 12/917, Комитета по управлению имуществом Кинель-черкасского района от 06.03.2017 г. № 01/76 в которых сообщается, что здание, расположенное по адресу: <...>, в реестре федерального, в реестре имущества Самарской области, не числится, в Реестре муниципального имущества муниципального района Кинель- Черкасский Самарской области не зарегистрировано.

Согласно имеющемуся в Управлении ответу ГУП «Центр технической инвентаризации» от 01.02.2017 г. № 47 на запрос по данным архива отсутствует информация о регистрации права собственности на объект капитального строительства, расположенный по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах, препятствия для постановки на учет указанного объекта недвижимого имущества у регистрирующего органа отсутствовали.

27 апреля 2017 года ООО СХП «Семеновское» стало известно о том, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) приняло на учет нежилое здание, площадью 1 840,7 кв.м. с кадастровым номером 63:23:0605002:22, расположенное по адресу: Самарская область, Кинель — <...>, в качестве бесхозяйного объекта недвижимости.

Согласно данных, содержащихся в Выписке из единого государственного реестра недвижимости от 27.04.2017 г. № 99/2017/15941423, дата присвоения кадастрового номера: 28.07.2015 г., раннее присвоенный государственный учетный номер: инвентарный номер 7430, год завершенного строительства: 1984 год; вид, номер и дата государственной регистрации права: принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости, № 63:23:0605002:22-63/023/2017-1 от 16.03.2017 г. (раздел 2 вышеуказанной выписки из ЕГРН), документы-основания: заявление о принятии на учет бесхозяйственной недвижимой вещи от 07.03.2017 г. № 63/023/300/2017-704, выдавший орган: Муниципальное образование сельское поселение ФИО2 муниципального района Кинель — Черкасский Самарской области (раздел 3 выписки из ЕГРН).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По мнению заявителя, Управление Росреестра по Самарской области, Муниципальное образование «Кинель-Черкасский район Самарской области» и Муниципальное образование сельское поселение ФИО2 муниципального района Кинель — Черкасский Самарской области нарушают права ООО СХП «Семеновское».

ООО СХП «Семеновское» считает, что в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением № 63/023/700/2015-2551 о государственной регистрации права собственности на указанное выше нежилое здание 30.07.2015 г. обращался с заявлением ФИО6 (что подтверждается копией уведомления Росреестр № 63/023/700/2015-2551 от 11.09.2015 г.), который в последствии обратился в Кинель-Черкасский районный суд для признания права собственности на данное нежилое здание. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют об отсутствии оснований для постановки спорного здания на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости. Вышеуказанное нежилое здание площадью 1 840,7 кв.м., кадастровый номер 63:23:0605002:22, находится с 1999 года в пользовании ООО СХП «Семеновское», которое по настоящее время несет бремя содержания данного здания на правах единственного владельца, осуществляет капитальный и косметический ремонт здания, энергоснабжение, охрану и прочие хозяйственные расходы. ООО СХП «Семеновское» является давностным владельцем нежилого здания площадью 1 840,7 кв.м. с кадастровым номером 63:23:0605002:22, которым ООО СХП «Семеновское» добросовестно, открыто и непрерывно владеет с 1999 г. Муниципальное образование сельское поселение ФИО2 муниципального района Кинель — Черкасский Самарской области не имеют право распоряжаться вышеуказанным объектом недвижимого имущества, который им не принадлежит. Мало того Главе Администрации сельского поселения ФИО2 муниципального района Кинель - Черкасский Самарской области известны вышеуказанные обстоятельства. Тем более, что он в 2015 г. участвовал в качестве третьего лица в судебном разбирательстве в Кинель-Черкасском районном суде Самарской области по гражданскому делу № 2- 1396/2015. Предметом данного спора являлось вышеуказанное нежилое здание. Нотариус Кинель — Черкасского района Самарской области ФИО7 шестого июля 2017 г. в присутствии представителя Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, в целях обеспечения доказательств провела осмотр нежилого здания площадью 1 840,7 кв.м. с кадастровым номером 63:23:0605002:22, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель — <...>; имущества, находящегося в данном здании; земельного участка на котором расположен данное нежилое здание площадью 9716 кв.м., кадастровый номер 63:23:0605002:29, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель - Черкасский район, в границах бывшего колхоза «Дружба». По результатам осмотра составлен протокол осмотра доказательств серия 63 АА №4413141 от 06.07.2017 г. реестр № 3-54, к которому приложены фотографии и диск CD- R, на котором записана видеосъемка (данные документы приложены к настоящему заявлению). Все имущество, находящееся в указанном здании и перечисленное в протоколе осмотра доказательств, принадлежит по праву собственности ООО СХП «Семеновское», что подтверждается паспортами транспортных средств и паспортами самоходных машин и других видов техники.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Пунктом 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Согласно п. 7) ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) к компетенции органа регистрации прав относится в том числе принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.

Порядок принятия на учёт бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок) установлен приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. №931.

В соответствии с п. 5 Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Обязательным приложением к заявлению являются документы, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 32 Закона о регистрации.

Согласно п. 16 ст. 32 Закона о регистрации Перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3-13, 15 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 г. № 1532, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы. Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов:

а) в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе:

-  документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества;

- документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;

б) в случае, если собственник (собственники) отказался от права собственности на здание, сооружение, помещение, машино-место:

-  заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

-     копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

07.03.2017 г. в регистрирующий орган обратилось муниципальное образование (сельское поселение ФИО2 муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области) в лице уполномоченного представителя с заявлением № 63/023/300/2017-704 о принятии на учёт бесхозяйной недвижимой вещи.

С заявлением в регистрирующий орган были представлены письма ТУ Росимущества в Самарской области от 08.02.2017 г. № 1221, Министерства имущественных отношений Самарской области от 08.02.2017 г. № 12/917, Комитета по управлению имуществом Кинель-Черкасского района от 06.03.2017 г. № 01/76 в которых сообщается, что здание, расположенное по адресу: <...>, в реестре федерального, в реестре имущества Самарской области, не числится, в Реестре муниципального имущества муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области не зарегистрировано.

Согласно п. 12 Порядка заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются органом регистрации прав, если:

-   из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным;

-  в представленных документах отсутствует заявление собственника (всех участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества;

-   из представленных документов не следует, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества;

-   Единый государственный реестр недвижимости содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества (за исключением записей об аресте и иных запрещениях совершать определенные действия с недвижимым имуществом, о запрещении органу регистрации прав осуществлять учетные и (или) регистрационные действия с объектом недвижимости, о залоге, избранном в качестве меры пресечения в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации), а из представленных документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременений) права известна заявителю;

-  в течение установленного пунктом 8 настоящего Порядка срока в орган регистрации прав поступят документы об аресте или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

-  собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение;

-  собственник объекта недвижимости представит в орган регистрации прав заявление о том. что им не совершались действия, направленные на отказ от права собственности.

Поскольку вышеуказанные основания для возврата отсутствовали, 16.03.2017 г. в ЕГРН была внесена запись № 63:23:0605002:22-63/023/2017-1 о постановке на учет нежилого здания, с кадастровым номером: 63:23:0605002:22, в качестве бесхозяйного.

Довод заявителя о том, что обращение в Управление ФИО6 с заявлением № 63/023/700/2015-2551 о государственной регистрации права собственности на спорное нежилое здание свидетельствует об отсутствии оснований для постановки здания на учет в качестве бесхозяйного несостоятелен, поскольку в государственной регистрации было отказано (сообщение № 63/023/700/2015-2551 от 10.09.2015 г.). Более того, решением Кинель-Черкасского районного суда от 26.06.2017 г. по делу № 2-435/2017 ФИО6 было отказано в признании права собственности на указанный объект.

Довод о наличии у Управления сведений о правопритязаниях на указанное здание на момент поступления заявления о постановке на учет не соответствует действительности.

Так, согласно информации, содержащейся на официальном сайте Кинель- Черкасского районного суда Самарской области, исковое заявление по делу № 2-435/2017 поступило в суд 27.04.2017 г. Заявление же муниципальным образованием было подано в Управление ранее - 07.03.2017 г. Постановка на учет была осуществлена 16.03.2017 г., т.е. так же до подачи иска в суд.

При этом согласно имеющемуся в Управлении ответу ГУП «Центр технической инвентаризации» от 01.02.2017 г. № 47 на запрос по данным архива отсутствует информация о регистрации права собственности на объект капитального строительства, расположенный по адресу: <...>.

Ссылка заявителя на протокол осмотра доказательств серия 63 АА №4413141 от 06.07.2017 г. реестр № 3-54 также отклоняется судом, поскольку не подтверждает право собственности заявителя на спорный объект.

Пункт 13 Порядка предусматривает снятие объекта недвижимого имущества с учета в качестве бесхозяйного в случае:

-  государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом;

-    принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение.

Независимо от даты принятия на учет объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного собственник этого имущества, от прав на которое он ранее отказался, но право собственности которого не прекращено на законных основаниях, может обратиться в орган регистрации прав с заявлением о принятии вновь этого имущества во владение, пользование и распоряжение (п. 3 ст. 225 ГК РФ). Указанное заявление рассматривается в сроки, установленные пунктом 8 настоящего Порядка. В этом случае объект недвижимого имущества снимается с учета в качестве бесхозяйного с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о снятии его с учета (п. 15 Порядка).

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

При этом согласно п. 4 ч. 1 ст. 22 и п. 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ указанная категория дел подлежит рассмотрению судами общей юрисдикции в порядке особого производства.

По делам о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь выделена отдельная 33 глава ГПК РФ, регламентирующая порядок подачи подобного заявления в суд общей юрисдикции и его содержание, порядок вынесения судом решения о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости.

Между тем, бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ).

Учитывая изложенное, постановка на учет указанного объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного в соответствии с нормами действующего законодательства не нарушает прав заявителя.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

При таких обстоятельствах, препятствия для постановки на учет указанного объекта недвижимого имущества у регистрирующего органа отсутствовали.

В соответствии с п. 3 ст. 201 АПК РФ в случае соответствия оспариваемого решения органа, осуществляющего публичные полномочия, закону или иному нормативному правовому акту и отсутствия нарушения прав и законных интересов заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) по принятию на учет нежилого здания, площадью 1 840,7 кв.м. с кадастровым номером 63:23:0605002:22, расположенного по адресу: Самарская область, Кинель — <...>, в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, являются законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В связи с отказом в иске согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на истца и понесены им при предъявлении иска.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1