ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-20239/17 от 28.09.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 октября 2017 года

Дело №

А55-20239/2017

Резолютивная часть решения объявлена: 28 сентября 2017 года

Полный текст решения изготовлен: 05 октября 2017 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 28 сентября 2017 года дело по иску, заявлению

Акционерного общества «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по приволжскому федеральному округу федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об отмене предписания №6КЗ-08АВ/17 от 10.02.2017 г.

при участии в заседании

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО2 по доверенности;

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание УГАН НОТБ ПФО РОСТРАНСНАДЗОР № 6КЗ-08АВ/17 от 10.02.2017 г.

Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в период с 09.02.2017г. по 10.02.2017г. на основании: плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлениями центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2017 год, утвержденного руководителем Ространснадзора и размещенного на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации www.genprok.gov.ru и Ространснадзора www.rostransnadzor.ru; распоряжения от 13 января 2017г. № 20 ФИО3 — ВрИО начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, проведена плановая выездная проверка АО «КПАТП-1» по соблюдению законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно:

1. Не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры - нарушен п.п. 1 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016г. № 924.

2. Не назначено лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства - нарушен п.п. 2 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016г. № 924.

3. Не обеспечено проведение оценки уязвимости 29 транспортных средств (Нефаз 5299-31 - 5 ед., Нефаз 5299-01 - 1 ед., Ивеко Дейли - 4 ед., Мерседес Бенц спринтер - 2 ед., Хайгер - 5 ед., Ивеко Стар - 1 ед., Хундай Аеро - 1 ед., Кинг Лонг - 1 ед., Паз 32053 - 5 ед., Голден Драгон - 2 ед., Грандбирд - 1 ед., Ютонг - 1 ед.) и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Росавтодор в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Росавтодора сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме - нарушен п.п. 5 п. 7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры автомобильного и городского наземного электрического транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016г. № 924.

4. В месячный срок не проведена дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений требований по обеспечению транспортной безопасности транспортных средств (Хундай универсал спейс люксор - 15 ед.) - нарушен п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010г. № 87. Нарушение допущено по вине юридического лица - Акционерного общества «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие - 1».

5. Носители информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования":

- не учитываются в журналах учета или путем создания учетной формы для каждого носителя информации ограниченного доступа;

- не находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организации;

- не хранятся в запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах) - нарушен п.п. а, б, г п. 8 Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257.

6. Не осуществляется прием и сдача носителей информации ограниченного доступа от одного работника, ответственного за учет носителей информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования", другому работнику по акту, который утверждается ответственным лицом - нарушен п. 12 Правил обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257.

По результатам проведенной проверки составлен акт проверки №КЗ-09АВ/17 и выдано предписание на устранение выявленных нарушений №6КЗ-08АВ/17. Материалы проверки получены лично под роспись генеральным директором АО «КПАТП-1» ФИО4

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с 4.1 ст. 11.1 Федерального закона от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон), Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398), Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В соответствии с п.4 указанного Положения, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, одним из которых является Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу, действующее на основании Положения об Управлении государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, (утвержденного приказом Ространснадзора от 11.08.2014 г. №АК-804-фс).

На основании Положения о полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции (утв. постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 г. № 409), государственные транспортные инспектора осуществляют контроль (надзор), в частности, за обеспечением транспортной безопасности и наделены полномочиями проводить проверки субъектов транспортного комплекса, запрашивать у них необходимую документацию и информацию, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, составлять протоколы об административных правонарушениях, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, рассматривать их и выносить по ним постановления.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ) под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

На основании части 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются в том числе: нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности; определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости ОТИ и транспортных средств; категорирование ОТИ и транспортных средств; разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности; информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности (часть 2 статьи 2 Закона N 16-ФЗ).

В силу части 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности ОТИ и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками ОТИ и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).

АО «КПАТП - 1» является юридическим лицом, является собственником объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В силу статей 1 и 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» (далее -Закон) АО «КПАТП-1» является субъектом транспортной инфраструктуры, обязанным обеспечивать транспортную безопасность.

В соответствии со статьей 8 Закона N 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 N 924 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования N 924), являющиеся обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.

Пунктом 7 Требований N 924 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

1) назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортных средств в субъекте транспортной инфраструктуры;

2) назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. При выполнении перевозки лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства, назначается из числа персонала транспортного средства.

Заявитель ссылается на приказ №81 от 20.10.2014г., которым ответственным за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры назначен ФИО5, о чем имеется так же кадровый приказ №62/к от 20.10.2014, и приказ по предприятию №70/п от 01.08.2014 г., которым назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на всех транспортных средствах.

Между тем, указанные приказы были изданы на основании приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 5 августа 2011 г. N 209 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств городского наземного электрического транспорта", который утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 14.09.2016 N 924, утвердившего требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта.

Доказательства исполнения пп.1 и 2 пункта 7 Требований N 924 от 14.09.2016 заявителем не представлены ни надзорному органу в ходе проверки, ни суду при рассмотрении спора.

Пунктом 7 Требований N 924 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортных средств обязаны:

5) обеспечивать проведение оценки уязвимости транспортного средства и предоставление ее результатов на утверждение в установленном порядке в Федеральное дорожное агентство в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального дорожного агентства сведений о присвоении категории транспортному средству, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъектов транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменной форме.

Порядок проведения оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства, утвержден приказом Минтранса России от 12.04.2010 N 87.

Согласно пункту 2 указанного порядка оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляр на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляются в компетентный орган для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении (пункт 6 Порядка).

Решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 2.1 статьи 5 Закон N 16-ФЗ оценка уязвимости транспортных средств проводится субъектами транспортной инфраструктуры либо специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры с учетом требований, утвержденных настоящим постановлением, обеспечивают, в частности, проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и утверждение в установленном порядке ее результатов в 3-месячный срок с даты вступления в силу настоящего постановления.

Трехмесячный срок со дня вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 678 истек 07.11.2016.

Доказательства исполнения пп.5 пункта 7 Требований N 924 от 14.09.2016 и п. 9 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 12.04.2010г. № 87, заявителем не представлены ни надзорному органу в ходе проверки, ни суду при рассмотрении спора.

Объективные обстоятельства, препятствующие представлению в материалы дела дополнительных доказательств и доводов отсутствуют.

Затягивание сроков проведение оценки уязвимости транспортных средств неизбежно влечёт за собой невозможность принятия последующих мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, и соответственно их защищённости от возможных угроз совершения и/или непосредственно совершения АНВ.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в том числе и в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Принимаемые заявителем меры могут служить лишь смягчающими обстоятельствами, но не освобождают юридическое лицо от обязанностей выполнения требований законодательства в области транспортной безопасности.

Наличие указанных событий (эпизодов) подтверждаются актом проверки.

Правом на представление возражений на акт проверки с представлением опровергающих эти обстоятельства доказательств общество не воспользовалось.

Вмененные оспариваемым предписанием эпизоды события правонарушения выражены в бездействии общества по обеспечению транспортной безопасности, а наличие бездействия подтверждается отсутствием доказательств, их опровергающих. Иного способа доказывания отсутствия принятия субъектом правонарушения мер по исполнению возложенных на него обязательств не существует.

Правилами обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.11.2015 № 1257, установлено:

8. Носители информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования":

а) учитываются в журналах учета или путем создания учетной формы для каждого носителя информации ограниченного доступа;

б) находятся на балансе субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организации;

в) пересылаются фельдъегерской связью или доставляются лично работниками субъекта транспортной инфраструктуры и (или) специализированной организации, имеющими допуск к информации ограниченного доступа;

г) хранятся в запираемых и опечатываемых шкафах (ящиках, хранилищах);

12. Прием и сдача носителей информации ограниченного доступа от одного работника, ответственного за учет носителей информации ограниченного доступа с пометкой "Для служебного пользования", другому работнику осуществляется по акту, который утверждается ответственным лицом.

Ссылка заявителя на отсутствие у него информации ограниченного доступа и её передачи другим лицам является необоснованной.

В соответствии с п.1 Правил от 24.11.2015 № 1257 настоящие Правила устанавливают порядок обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа (далее - информация ограниченного доступа).

Поскольку АО «КПАТП-1» ведется деятельность по обеспечению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая планы обеспечения транспортной безопасности, заявителем осуществляется обращение информации ограниченного доступа, но с нарушением установленного порядка.

С учетом этого суд считает, что у УГАН НОТБ ПФО Ространснадзор имелись законные основания для выдачи обществу оспариваемого предписания.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что предписание от 10.02.2017г. №6КЗ-08АВ/17 УГАН НОТБ ПФО Ространснадзор является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1