ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-20286/2021 от 10.03.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

марта 2022 года

Дело №

А55-20286/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 10 марта 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 18 марта 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

Медведев А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 10 марта 2022 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр"

к Министерству строительства Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ГК «Агентство по страхованию вкладов», Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, Государственная инспекция строительного надзора Самарской области

о признании незаконным отказа

при участии в заседании

от заявителя – Почекуева Е.С. по доверенности

от заинтересованного лица– Сидоренко С.В. по доверенности

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Деловой Центр"  обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным Решение Министерства строительства Самарской области, выраженное в Уведомлении от 19.05.2021 №МС/3648 об отказе ООО «Самарский Деловой Центр» в продлении срока действия разрешения №63-301000-164-2017 от 21.09.2017 на строительство объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1); кроме того, просит обязать Министерство строительства Самарской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО «Самарский Деловой Центр» путем продления срока действия разрешения №63-301000-164-2017 от 21.09.2017 сроком на 36 месяцев на строительство объекта «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1) в течение пяти рабочих со дня вступления решения в законную силу.

Министерство строительства Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГК «Агентство по страхованию вкладов», Администрация Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, Государственная инспекция строительного надзора Самарской области.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 21 сентября 2017г. ООО «Самарский Деловой Центр» выдано разрешение №63- 301000-164-2017 на строительство объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1).

Срок действия указанного разрешения - до 29.05.2020. В дальнейшем действие разрешения было продлено до 29.05.2021 года.

13 мая 2021 ООО «Самарский Деловой Центр» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта №63-301000-164-2017 от 21.09.20217 сроком на 36 месяцев.

Уведомлением от 19.05.2021 №МС/3648 Обществу было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство №63-301000-164-2017 от 21.09.20217, в связи с тем, что строительство объекта капитального не осуществляется.

ООО «Самарский Деловой Центр» считает отказ Министерства строительства Самарской области незаконным и необоснованным, уведомление об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство нарушает его права и законные интересы.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии со ст.51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

Частью 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.

Согласно части 21.14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения заявления застройщика о внесении изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство) уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство или об отказе во внесении изменений в такое разрешение с указанием причин отказа.

Пунктом 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения.

Согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство органа исполнительной власти информации об отсутствии начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ.

В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, законом установлены два основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство: отсутствие начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и/или отсутствие извещения о начале данных работ.

Как указывает Министерство строительства Самарской области, по информации государственной инспекции строительного надзора Самарской области, извещение о начале строительства объекта поступило в инспекцию 06.04.2021.

Согласно сведениям, полученным Министерством от администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара, в рамках муниципального земельного контроля выявлен факт отсутствия начатых работ по строительству. Данное обстоятельство подтверждено письмом Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 16.04.2021 № 12/2-02/1284 с приложением копий задания на проведение планового (рейдового) обследования (осмотра) земельных участков, акта № 17 обследования (осмотра), выписки из ЕГРН, схемы земельного участка.

Таким образом, у министерства имелась представленная уполномоченным органом информация об отсутствии факта начатых работ, на основании которой министерством было принято решение об отказе во внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока его действия, выраженное в уведомлении от 19.05.2021 № МС/3648.

Возражая против указанных доводов Министерства, заявитель и третье лицо указывают следующее.

В соответствии с СДОС-04-2009. Методика проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, принята решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.

В соответствии с разделом 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 1-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.

Как указывают заявитель и третье лицо, ООО «СДЦ» выполнило следующие работы:

- работы по установки ГРПШ, ГСД, ГНД. Техническое перевооружене ГСД Д-150 мм в зоне застройки (в зоне корп 13 и 31, 1-этап), договор №8 от 12.05.2016 (доп. соглашение от 17.08.2016г), заключен с ООО "ТК Теплокомфорт" (работы выполнены на сумму 1 695 938,35 рублей);

- поставка ГРПШ-13-2Н-У1, договор №08/04/2016 от 08.04.2016, заключен с ООО «ЭнергоГазКомплект-Саратов» (работы выполнены на сумму 260 000 рублей);

- поставка трансформаторной подстанции, договор №37/16 от 30.05.2016, заключен с ООО "ПТК ГД "КЗЭТО"" (товар поставлен на сумму 9 813801,10 рублей);

- услуги по межеванию земельного участка, заключен с МП г.Самары Архитектурнопланировочное бюро (работы выполнены на сумму 20 000 рублей);

- работы по сносу (демонтажу) зданий, договор №7 от 14.03.2016, заключен с ООО «РЕДУТ» (работы выполнены на сумму 7 400 000 рублей);

- монтажные работы по газификации (врезка газопровода среднего давления), договор №14/23/16 от 17.08.2016, заключен с ООО «СВГК» (работы выполнены на сумму 191 075,65 рублей);

- работы по проведению испытаний деревянных грунтов в шурфах, договор №1685 от 15.08.2016г, заключен с ООО «Самара ТИЗИС» (работы выполнены на сумму 112 719 рублей);

- работы по выносу КЛ 0,4кВ и КЛ 6кВ из зоны строительства жилых домов, + монтаж пуско-наладочных работ двух подстанций, договор №210716 от 21.07.2016, заключен с ООО "Производственно-Коммерческая Фирма "НТС" (работы выполнены на сумму 4 440 416,70 рублей);

- работы по устройству водопровода В1 и канализации Kl, К2, договор №2 от 11.05.2016, заключен с ООО "ГУ СП" (работы выполнены на сумму 3 260 954,53 рублей);

- поставка шкафа в сборе, договор №1509/16 от 15.09.2016, заключен с ООО "Производственно-Коммерческая Фирма "НТС" (поставка на сумму 82500 рублей);

Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.

В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.

Согласно пункту 3 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.

Соответственно, ООО «СДЦ» выполнило следующие работы:

- работы по радиационному обследованию земельного участка, договор №67 от 26.08.2015 заключен с ООО «Экорад» (работы выполнены на сумму 105266,03 рублей); работы по разработке всех разделов проектной и рабочей документации, изыскательские работы, договор №01-05/63 от 05.10.2015, договор №02-05/63 от 05.10.2015 заключен с ООО «Старт» (работы выполнены на сумму 6 000 000 рублей);

- работы по разработке проектной документации по планировке территории, договор №1097/8 от 15.07.2015 заключен с МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 1000 000 рублей);

- работы по топогеодезической съемке, договор №614/14 от 20.04.2015, заключен с МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 222 397,19 рублей);

- работы по лабораторным исследованиям уровня шума, электромагнитных полей, качества почвы и атмосферного воздуха, договор №6133 от 28.08.2018 заключен МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 163 271,25 рублей);

- работы по Научно-исследовательскому обследованию и выявлению объектов археологического наследия, договор №1/2015 от 20.10.2015, заключен с ООО Институт истории и археологии Поволжья (работы выполнены на сумму 470 560 ,87 рублей);

- работы по предоставлении информации объектах капитального строительства, договор №794 от 13.11.2015 , заключен с ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» (работы выполнены на сумму 70 435,78 рублей);

- работы по разработке проектной и рабочей документации, договор №393 от 16.11.2015 заключен с ООО «Стройторг» (работы выполнены на сумму 222 000 рублей);

- работы на выполнение проекта наружних сетей водопровода и канализации, договор№390 от 26.10.2015, заключен с ООО «Карст» (работы выполнены на сумму 2850 000 рублей);

- работы по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, договор №1418-28/02 от 19.11.2015, заключен ООО НТЦ Оренбург-Промбезопасность (работы выполнены на сумму 1 616 267,78 рублей);

- услуги по проведению государственной историко-культурной экспертизы, договор 690У от 21.12.2015, договор №68 ОУ от 21.12.2015 заключен с Барынкином Павлом Петровичем (работы выполнены на сумму 36 500 рублей);

- работы по согласованию проекта 1726-047-ГСН техперевооружения газопровода среднего давления, ООО «Энерго» (работы выполнены на сумму 2 208,90 рублей);

- работы по согласованию проекта 1726-047-ГСН техперевооружения газопровода среднего давления, ООО «Самтелеком»» (работы выполнены на сумму 1 044,30 рублей);

- работы по проверке соответствия ПД на присоединение объекта заказчика к сетям ИТО, договор №40БЕ-003038 от 18.03.2016, заключен ООО Самарские коммунальные системы (работы выполнены на сумму 1 060,55 рублей);

- работы по согласованию проекта №141 техническое перевооружение газопровода среднего давления, заключен с МП г.Самара "Спецремстройзеленхоз" (работы выполнены на сумму 2 579 рублей);

- работы по техническому перевооружению сети газопровода среднего давления, договор №173 от 18.11.2015 ДС1, заключен с ООО «Газтеплопроект» (работы выполнены на сумму 401 419,32 рублей);

- работы по согласованию проектной документации техническое перевооружение сети газопровода среднего давления, заключен с МП г.о. Самара Самарагорсвет (работы выполнены на сумму 2 695 рублей);

- работы по согласованию проекта №48-16, заключен с Филиал Самарагаз ООО СВГК (работы выполнены на сумму 3 748 рублей);

- работы по согласованию проектной документации техническое перевооружение сети газопровода среднего давления, заключен с ПАО «Ростелеком» (работы выполнены на сумму 802,40 рублей);

- услуги по проверки соответствия ПД на присоединение объекта заказчика к сетям, договор №40БЕ-004444 от 19.04.2016, заключен с ООО «Самарские коммунальные системы» (работы выполнены на сумму 11 165,82 рублей);

- услуги по проведению экспертизы промышленной безопасности техническое перевооружение сети газопровода среднего давления, договор №С1-155/24 от 22.03.2016, заключен с ГБОУ ВО СамГТУ (работы выполнены на сумму 35 000 рублей);

- работы по выполнению проектной документации по электроснабжению, работы по выполнению проектной документации по реконструкции РП-6КВ, договор №23-20/—ПР от 21.12.2015, договор 22-20/-ПР от 21.12.2015, договор №б/н от 21.12.2015, заключен с ООО «Средневолжское электромонтажное управление» (работы выполнены на сумму 390 105,26 рублей);

- услуги по согласованию геодезической съемки по строительство, услуги по проверки соответствия СниП и СанПиН проектной документации на сети ИТО, договор №051- 0125 от 18.05.2016, №40БЕ-004998 от 28.04.2016, заключен с ООО Самарские коммунальные системы (работы выполнены на сумму 2 519,01 рублей);

- работы по согласованию проекта №239, заключен с МП г.Самара "Спецремстройзеленхоз" (работы выполнены на сумму 15 997 рублей)4

- работы по согласованию топографической съемки, договор №48/16 от 21.03.2016, заключен с МП г. Самара "Инженерные системы" (работы выполнены на сумму 5 677,10 рублей);

- работы по согласованию проектной документации, согласованию земляных работ в охранной зоне кабеля, заключен с ПАО Ростелеком (работы выполнены на сумму 3 020,80 рублей);

- работы по разработке схемы организации дорожного движения, договор №36/01-16 от 24.05.2016, заключен ООО "НПЦ Интеллектуальные транспортные системы" (работы выполнены на сумму 4 730 рублей);

- работы по разработки и согласованию в Департаменте надзорной деятельности и профилактической работы МЧС в части пожарной безопасности, договор №1/02/16 от 11.02.2016, заключен с ООО "Прогресс-Строй" (договор цессии Тайфун, Спектр) (работы выполнены на сумму 1 550 000 рублей);

- услуги по на ведение технадзора на объекте, заключен с Филиал Самарагаз ООО "СВГК" (работы выполнены на сумму 24 879,36 рублей);

- работы по разработка проекта подпорной стенки из трубобетонных свай, договор №ПР- 16/16 от 23.08.16, заключен с ООО «Экопроект» (работы выполнены на сумму 80 000 рублей);

- работы по согласованию проектной документации, договор №№10/16 от 15.07.2016, заключен с МП г. Самара "Инженерные системы" (работы выполнены на сумму 11 530,68 рублей);

- услуги по техобслуживанию, договор №12/8/16, договор №1170-10 от 25.12.15, заключен с ООО «СВГК» (работы выполнены на сумму 10 316,13 рублей);

- услуги по разработке и согласованию в Департаменте специальных технических условий, договор №1/02/16/73 от 11.02.2016, заключен с ООО «Прогресс-Строй» (работы выполнены на сумму 300 000 рублей);

- работы по подготовке чертежа плана земельного участка под дом, договор №707/8/88 от 10.06.2016, заключен с МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 30 000 рублей);

- работы по разработке технической документации, договор №703/8/72 от 27.04.2015, заключен с МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 100 000 рублей);

- работы по подготовке документов для разрешения на получение ТУ, договор №697/6 от 30.04.15г Счет №697/6 от 30.04.15г., заключен с МП г.Самары Архитектурно-планировочное бюро (работы выполнены на сумму 7 871 рублей);

- выполнение работ по разработке измениний в разделе 6 "Проект организации строительства" проектной документации на строительство, договор №02-05/63-01-ПОС от 06.05.2020, заключен с ООО «Проектное бюро» (работы выполнены на сумму 400 000 рублей).

Таким образом, по мнению заявителя и третьего лица, в соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ работы по строительству начаты и основания для отказа продлении разрешения на строительство отсутствуют.

06 апреля 2021 года в адрес Государственной инспекции Строительного надзора Самарской области направлено извещение о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства с приложенными документами.

Таким образом, правовых оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство у Министерства строительства Самарской области не имелось.

В отношении вышеуказанных заявителем работ арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с СДОС-04-2009 Методики проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, утвержденной решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.

В соответствии с разделом 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 1-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.

Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень N 624), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.

В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня N 624, строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.

Вместе с тем, арбитражный суд считает, что указанные обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для продления разрешения на строительства по следующим мотивам.

Как следует из материалов дела, 21 сентября 2017г. ООО «Самарский Деловой Центр» выдано разрешение №63- 301000-164-2017 на строительство объекта капитального строительства «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1).

Срок действия указанного разрешения - до 29.05.2020. В дальнейшем действие разрешения было продлено до 29.05.2021 года.

13 мая 2021 ООО «Самарский Деловой Центр» обратилось в Министерство строительства Самарской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство объекта №63-301000-164-2017 от 21.09.2021 сроком на 36 месяцев.

Министерство строительства Самарской области сделало вывод об отсутствии на день подачи 13 мая 2021 заявления о внесении изменений в разрешение на строительство факта начатых работ по строительству объекта на основании продленного 29.05.2020 сроком до 29.05.2021 разрешения на строительство.

Арбитражный суд считает указанный вывод Министерства обоснованным, поскольку все вышеперечисленные заявителем работы, относящиеся к строительству, были выполнены до даты предыдущего продления разрешения - 04.06.2020.

Доказательства того, что работы по строительству выполнялись в период с 29.05.2020 по 21.09.2021, в материалах дела отсутствуют.

Заявитель ссылается на представленные на USB-носителе фото и видеоматериалы, как на доказательство ведения работ по демонтажу здания на строительной площадке.

Проверив в соответствии со ст.67 и 68 АПК РФ допустимость и относимость доказательств, арбитражный суд установил следующее.

Указанные доказательства были приобщены к материалам дела в судебном заседании 07.12.2021г. (т.3 л.д.70-85, 101). Как следует из свойства файлов на USB-носителе, они созданы 03.12.2021г.

Доказательства того, что указанные на фото и видеоматериалах работы по демонтажу здания на строительной площадке производились в период с 29.05.2020 по 29.05.2021 года, в материалах дела отсутствуют.

Кроме того, согласно Акту о приемке выполненных работ № АКТ-1 от 20.10.2017г. работы по демонтажу здания на строительной площадке производились в период с 14.06.2016 по 20.10.2017 года (т.3 л.д. 150-151).

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что представленные заявителем вышеуказанные доказательства не являются относимыми доказательствами, в связи с чем отклоняются судом.

Ссылка заявителя на Договор № 02-05/63-01-ПОС на выполнение проектных работ от 06.05.2020, акт № 17 от 18.05.2020, платежные поручения, является необоснованной, поскольку проектные работы не являются работами по строительству (т.3 л.д. 152-166).

"Общий журнал работ", зарегистрированный в Государственной инспекции строительного надзора Самарской области, не представлен в материалы дела.

Поскольку в настоящем деле заявление ООО «Самарский Деловой Центр» о продлении разрешения подано 13 мая 2021, суд расценил осуществление каких-либо работ по состоянию до 29.05.2020 как не имеющее значения для предмета доказывания по настоящему делу.

Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

С учетом принципов обеспечения устойчивого развития территорий, территориального планирования и градостроительного зонирования, а также сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, срок строительства не может продлеваться неограниченное количество раз в отсутствие объективных обстоятельств, препятствовавших его осуществлению в установленные сроки.

Реализация права на получение разрешения на строительство (на продление срока его действия) предусматривает добросовестность застройщика и разумность его действий.

 Поскольку заявитель не производил строительные работы в период действия разрешения на строительство и не приступил к их производству на момент обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии объективных причин, препятствовавших их производству в установленные сроки, суды правильно посчитали законным отказ администрации в продлении разрешения на строительство.

Приведенные заявителем доводы о начале работ не приняты судом как надлежащее подтверждение оснований продления срока разрешения на строительство.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.12.2019 по делу № А19-1044/2019, оставленному без изменений определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 № 302- ЭС20-1714.

Заявитель и третье лицо считают, что представленные Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара материалы не являются допустимыми доказательствами.

Довод заявителя о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ), арбитражный суд считает указанный довод необоснованным.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ проверка - это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся: плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Статьей 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ установлено, что плановые (рейдовые) осмотры, обследования особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий.

В соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, статьей 5 Устава Октябрьского внутригородского района городского округа Самара Самарской области Постановлением Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 14.11.2016 N 218 утверждён Порядок оформления плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) обследований (осмотров) и их содержания, оформления результатов плановых (рейдовых) обследований (осмотров), согласно приложению (прилагается). Порядок проведения осмотра и составления соответствующего акта установлен вышеобозначенным документом.

В данном случае рейдовое мероприятие проводилось на основании планового (рейдового) задания исполняющего обязанности заместителя главы Октябрьского внутригородского районе городского округа Самары от 04.05.2021 года № 5 в рамках муниципального земельного контроля заместителем начальника отдела муниципального контроля Костраковым И.Н. 04.05.2021 года осмотрен земельный участок по адресу: в Октябрьском районе города Самара по улице Лесной, 23 с кадастровым номером 63:01:0602001:344.

Осмотр проводился на основании обращения Министерства строительства Самарской области ( исх. Письмо № МС/3123 от 28.04.2021).

По результатам осмотра составлен Акт обследования (осмотра) от 04.05.2021г. №5.

Анализ вышеизложенных положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ позволяет прийти к выводу о том, что проведенное рейдовое мероприятие не является внеплановой или плановой проверкой в отношении ООО "СДЦ".

Доводы заявителя в части, что муниципальный контроль проведён в нерабочий день и с нарушением Федерального закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не заслуживают внимания.

В соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.04.2021г. № 242 «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021г.» Администрацией Октябрьского внутригородского района городского округа Самара определено количество сотрудников, обеспечивающих в период с 04.05.2021 по 07.05.2021 функционирование администрации района (прилагается).

Согласно списку сотрудников, которые осуществляли функционирование Администрации района в период с 04.05.2021 по 07.05.2021г. заместитель начальника отдела муниципального контроля Костраков И.Н. 04.05.2021 и 05.05.2021г. выполнял свои должностные обязанности.

Указанные доводы третьего лица подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: копии Постановления администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 14.11.2016 N 218; обращения Министерства строительства Самарской области (исх. № МС/3123 от 28.04.2021); задания от 04.05.2021 года № 5; акта обследования (осмотра) от 04.04.2021г. № 5.; Указа Президента РФ от 23.04.2021 № 242; Распоряжения от 30.04.2021г. № 105; списка сотрудников, осуществляющих функционирование с 04.05.2021 по 07.05.2021г.

Арбитражный суд считает, что представленные Министерству материалы: письмо Администрации Октябрьского внутригородского района городского округа Самара от 16.04.2021 № 12/2-02/1284 с фотоматериалами, а также дополнительно представленные акт обследования (осмотра) от 04.04.2021г. № 5 с приложениями в совокупности являются допустимыми доказательствами.

Доказательства обратного заявителем в материалы дела не представлены.

Кроме того, суд принял во внимание следующие обстоятельства.

Государственная инспекция строительного надзора Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.

Деятельность Инспекции в 2021 году регламентировалась Градостроительным кодексом Российской Федерации, -Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (далее - Положение), а также Положением об Инспекции, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 18.01.2006 № 1.

Застройщик - ООО «Самарский Деловой Центр» 06.04.2021г. направил в Инспекцию извещение от 05.04.2021г. (вх.№ 1665 от 06.04.2021г.) о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства - «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1)», с необходимыми для осуществление государственного строительного надзора документами, в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик (технический заказчик) заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства Объекта должен направить в уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы:

2) проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства;

В нарушение п.2 ч. 5 ст. 52 ГрК РФ к представленному извещению о начале строительства не приложена проектная документация в полном объеме.

14.04.2021г. Инспекцией в адрес ООО «Самарский Деловой Центр» (исх. № ГИСН-01-16/893) направлено письмо с требованием о предоставлении проектной документации в полном объеме (т.3 л.д.125-128).

Инспекция разъяснила ООО «Самарский Деловой Центр», что при таких обстоятельствах Инспекция в рамках существующих полномочий и компетенции не имеет правовых оснований для осуществления государственного строительного надзора.

Инспекция не располагает сведениями об извещении о начале строительства, реконструкции объекта капитального строительства - «Строительство многоквартирных домов с размещением на первом этаже нежилых объектов со встроенными гаражами по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Лесная, 23 (дом 1)» 2017года.

Инспекцией в отношении ООО «Самарский Деловой Центр» проверки не проводились.

При указанных обстоятельствах направление ООО «Самарский Деловой Центр» извещения от 05.04.2021г. (вх.№ 1665 от 06.04.2021г.) о начале строительства в отсутствие необходимой проектной документации носит формальный характер и не отвечает требованию закона об обязательном государственном строительном надзоре.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявителем не выполнено требование о надлежащем извещении ГИСН Самарской области о начале строительных работ, что является дополнительным основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство согласно пункту 7 части 21.15 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что Решение Министерства строительства Самарской области, выраженное в Уведомлении от 19.05.2021 №МС/3648 об отказе ООО «Самарский Деловой Центр» в продлении срока действия разрешения №63-301000-164-2017 от 21.09.2017 на строительство является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.А. Медведев