АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
октября 2018 года | Дело № | А55-20475/2018 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 15 октября 2018 года Полный текст решения изготовлен: 22 октября 2018 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании октября 2018 года дело по иску, заявлению | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "Самарский Станкозавод" к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Управление Росреестра по Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара о признании недействительным предписания | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности; от заинтересованного лица - не явился, извещен; от третьих лиц – не явились, извещены, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Общество с ограниченной ответственностью "Самарский Станкозавод" обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, в котором просит суд признать недействительным предписание Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 26 июня 2018 года № 43 к Акту проверки от 26 мая 2018 года № 56-зк. Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Самарской области, Департамент управления имуществом г.о. Самара. Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 18.05.2018 №165 Администрации Куйбышевского внутригородского района, предписания об устранении нарушения земельного законодательства от 16.05.2017 №35 заинтересованным лицом была проведена внепланования документарная проверка в отношении ООО «Самарский Станкозавод», о чем 26.06.2018г. составлен Акт проверки №56-зк. По результатам проверки ООО «Самарский Станкозавод» выдано предписание №43 об устранении нарушений земельного законодательства, выраженных в использовании земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, 30А, без оформленных в надлежащем порядке правоустанавливающих документов на землю, чем, по мнению заинтересованного лица, нарушены требования ст.25 ЗК РФ. С предписанием органа муниципального контроля заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Согласно ч. 1 ст. 17 федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. В соответствии с п. 16 ч. 15 Административного регламента проведения Администрацией Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара, утвержденного Постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара от 03.02.2016 №3, инспектор при осуществлении муниципального земельного контроля обязан выдавать предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и гражданину об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Целью предписания является устранение правонарушения в конкретный разумный срок. Оспариваемым предписанием заявителю вменяется нарушение требований ст.25 Земельного кодекса РФ. В соответствии с п. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) права на земельные участки, предусмотренные ЗК РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В соответствии с приведенным в п. 1 ст. 8 ГК РФ перечнем оснований возникновения гражданских прав и обязанностей основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям. По смыслу ст. ст. 260, 261 ГК РФ правом владения, пользования и распоряжения земельными участками обладают собственники данных участков или управомоченные им лица. Собственники земельных участков могут предоставлять их другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. В этом случае лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (ст. 264 ГК РФ). Согласно ст. 264 ГК РФ земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Следовательно, пользователь земельного участка должен обладать одним из правовых оснований возникновения права на занимаемый земельный участок, а в предусмотренных случаях, кроме того, удостоверенного свидетельством о государственной регистрации права. Однако Администрация Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в Акте проверки от 26 мая 2018 года № 56-зк указывает, что по результатам изучения и анализа представленных и полученных документов установлено, что земельный участок, ориентировочной площадью 2.4 га в кадастровом квартале 63:01:0415005 используется ООО «Самарский станкозавод» без разрешительных документов на землю. Предписание Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 26 июня 2018 года № 43 возлагает на заявителя обязанность в срок до 29.03.2019г. устранить указанное нарушение. Согласно требованиям п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). Определением от 27.09.2018г. арбитражный суд обязал Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара представить доказательства занятия заявителем земельного участка площадью 2,4 гектара. Заинтересованное лицо указанные доказательства в материалы дела не представила. Как указывает в отзыве на заявление Управление Росреестра по Самарской области, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) Заявителю на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: -Нежилое здание площадью 717,3 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0408021:559, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, Куйбышевский р-н, ул. Утевская, д. 30а, запись о регистрации права собственности 63-01-1/2002-9759.1 от 16.04.2002.Сведения о земельном участке, на котором располагается ОКС 559 в кадастре недвижимости ЕГРН отсутствуют; -Нежилое здание площадью 306 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0415005:520, расположенное по адресу: Самарская область, г. Самара, р-н Куйбышевский, ул. Утевская, д. 30а, запись о регистрации права собственности от 21.01.2012 №63-63-01/256/2011-533.Сведения о земельном участке, на котором располагается ОКС 520 в кадастре недвижимости ЕГРН отсутствуют; -Нежилое здание, Литер А, площадью 3545,5 кв.м, с кадастровым номером 63:01:0415005:525, по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, д.ЗОА, запись о регистрации права собственности 63-63-01/080/2011-887 от 28.09.2011 на основании договора купли-продажи от 27.03.2002, акта приема - передачи от 27.03.2002. Согласно сведений кадастра недвижимости ЕГРН ОКС 525 расположен на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415005:631 (далее - ЗУ 631), площадью 11885 кв.м., который в свою очередь поставлен на государственный кадастровый учет 04.04.2018 по заявлению №63-0-1-141/3201/2018-609, представленному ООО «Самарский станкозавод» на основании межевого плана и приказа Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Самары от 06.10.2006 №1292 «Об утверждении проекта границ земельного участка, занимаемого производственной базой, расположенного по адресу: ул. Утевская, 30а в Куйбышевском районе». Сведения о правообладателях ЗУ 631 по состоянию на 20.09.2018 в ЕГРН отсутствуют. В настоящее время в Управление по вх. №63-0-1-212/3303/2018-2171 Истцом представлены документы в целях осуществления государственного кадастрового учета земельного участка расположенного по адресу: Самара, Куйбышевский р-н, ул. Утевская, 30а, площадью 525 кв.м. на основании распоряжения Департамента управления имуществом г.о.Самара от 11.07.2016 №753. Решением государственного регистратора учетно-регистрационные действия приостановлены до 12.10.2018. Таким образом, регистрирующим органом не подтверждается факт использования без разрешительных документов на землю заявителем земельного участка, ориентировочной площадью 2.4 га в кадастровом квартале 63:01:0415005. Как следует из материалов дела, ранее, в рамках муниципального земельного контроля инспектором отдела муниципального контроля Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самары ФИО3 уже проводилась проверка соблюдения обществом земельного законодательства в отношении используемого им участка по адресу: Самарская область, г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, 30А. По факту проверки был составлен Акт №57-зк от 16.05.2017 и выдано предписание №35 от 16.05.2017 об устранении нарушения земельного законодательства. Согласно пунктам 5 и 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. Рассмотрение указанного акта и принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или решения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении является обязанностью органа государственного земельного надзора. В соответствии с требованиями п.5 ст.72 ЗК РФ, указанный материал был передан Государственному инспектору в Самарской области по использованию и охране земель Управления Росреестра по Самарской области. По результатам рассмотрения административного материала, поступившего из Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о.Самара, а также акта административного обследования объекта земельных отношений от 29,03.2018 №5/ИС-АО и приложенных к нему материалов административного обследования объекта земельных отношений, в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г.Самара, Куйбышевский район, ул.Утевская, 30А, Государственным инспектором вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Самарский Станкозавод» по п.2 ч1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Определение от 16.04.2018 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Самарский Станкозавод» по признакам правонарушения, предусмотренного статьи 7.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия в действиях ООО "Самарский Станкозавод» состава правонарушения, не обжаловано и не отменено. Определение от 16.04.2018 также не содержит сведений об использовании без разрешительных документов на землю заявителем земельного участка, ориентировочной площадью 2.4 га в кадастровом квартале 63:01:0415005. Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от 04 июля 2018 ООО «Самарский Станкозавод» подвергнуто административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в виде штрафа в доход государства в размере 10 000 рублей за невыполнение в установленный срок законного предписания органа муниципального контроля № 35 от 16.05.2017 года об устранении нарушений земельного законодательства, а именно использования земельного участка с кадастровым номером 63:01:0415005:631, ориентировочной площадью 11885 кв.м., отнесенного по категории «земли населенных пунктов», с разрешенным использованием «занимаемый производственной базой» (расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, 30А), без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю. Решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 17 августа 2018 года Постановление мирового судьи судебного участка № 24 Куйбышевского судебного района г. Самары Самарской области от 04 июля 2018 отменено; производство по данному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ООО «Самарский Станкозавод» состава административного правонарушения. Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 16.05.2017 инспектором отдела муниципального контроля Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара ФИО3 проведена проверка соблюдения ООО «Самарский Станкозавод» земельного законодательства на земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, ул. Утевская, 30а, по результатам которой ООО «Самарский Станкозавод» выдано предписание № 35 от 16.05.2017 об устранении выявленного нарушения земельного законодательства, выразившегося в использовании земельного участка по указанному выше адресу без оформленных в надлежащем порядке правоустанавливающих документов на землю, ответственность за нарушение которого предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ. Определением Государственного инспектора в Самарской области по использованию и охране земель, ведущего специалиста - эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Самарской области ФИО4 от 16.04.2018 в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.1 КоАП РФ в отношении ООО «Самарский Станкозавод» отказано по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения Изложенное исключает наличие в совершенном ООО «Самарский Станкозавод» деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Указанный судебный акт также не содержит сведений об использовании без разрешительных документов на землю заявителем земельного участка, ориентировочной площадью 2.4 га в кадастровом квартале 63:01:0415005. Заявитель представил в материалы арбитражного дела Заключение кадастрового инженера ФИО5 от 12.10.2018г. Как указывается в данном заключении, кадастровым инженером ФИО5, установлено, что осматриваемый земельный участок представляет собой единую территорию, обнесенную по периметру капитальным забором, имеет КПП. На земельном участке расположено 3 (три) нежилых здания. Определено, что ОКС с кадастровым номером 63:01:0415005:520 расположен на земельном участке, границы которого утверждены Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 11.07.2016г. №753; ОКС 63:01:0415005:559 и ОКС с кадастровым номером 63:01:0415005:525 расположены на земельном участке, границы которого утверждены, Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 21.09.2018 №656. При выезде на местность было установлено, что границы земельного участка не затрагивают землю общего пользования, не соответствуют границам установленным в 2002 году, согласно плана границ земельного участка, подготовленного ГУ «Самарская городская служба землеустройства» и утверждены приказом Комитета по управлению имуществом Администрации г.о. Самара от 06.10.2006 № 1292. В результате данного обстоятельства при постановке земельного участка на кадастровый учет была допущена реестровая ошибка в местоположении границ и площади земельного участка. Для устранения реестровой ошибки было подготовлено заключение кадастрового инженера от 13.08.2018 № 50 ООО ПКЦ «Контур» с приведенными обоснованиями. Границы участка, фактически используемого ООО «Самарский Станкозавод», совпадают с границами участков, утвержденными Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 11.07.2016г. №753 и Распоряжением Департамента управления имуществом городского округа Самара от 21.09.2018 №656, площадь составляет 11539 кв.м.м, что соответствует сумме двух площадей 525 кв.м. и 11014 кв.м. Иных земельных участков, используемых ООО «Самарский Станкозавод», не выявлено. Доказательства обратного Администрацией в материалы арбитражного дела не представлены. Таким образом, Предписанием заинтересованного лица от 26.06.2018 №43 на общество возложена обязанность по оформлению земельного участка ему не предоставленного и им не используемого, что свидетельствует о неисполнимости оспариваемого предписания. Предписание представляет собой акт муниципального органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица. Предписание должно быть законным и обоснованным, исполнимым. Неопределенность и неисполнимость выданного предписания влечет признание его недействительным. Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ Администрация не представила доказательств соответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого предписания, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания. В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ). Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что предписание Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 26 июня 2018 года № 43 к Акту проверки от 26 мая 2018 года № 56-зк является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать недействительным предписание Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара от 26 июня 2018 года № 43 к Акту проверки от 26 мая 2018 года № 56-зк. Обязать Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскать с Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Самарский Станкозавод" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||