ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-20838/16 от 31.10.2016 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2016 года

Дело №

А55-20838/2016

Резолютивная часть решения объявлена: 31 октября 2016 года

Полный текст решения изготовлен: 08 ноября 2016 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании  октября 2016 года   дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Топаз-Инвест" 

к  Инспекции ФНС России по Красноглинскому району г. Самары

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-ФИО2

о признании недействительной записи в ЕГРЮЛ

при участии в заседании

от истца – ФИО3 по доверенности

от ответчика - ФИО4 по доверенности

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Топаз-Инвест» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:

1.Признать недействительной запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001) от 04.08.2016 г. за государственным регистрационным номером 6166313235764;

2.Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары восстановить запись об обществе с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***> ИНН/КПП <***>/631501001).

Инспекция Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району г. Самары в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО2.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом № 1 общего собрания учредителей общества с ограниченной ответственностью «Топаз Инвест»  от 19.01.2015 г. и актом приема-передачи имущества от 26.01.2015 г. в счет вклада в уставный капитал ООО «Топаз-Инвест»,  общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Топаз» передала права требования ООО «Строительная компания «Топаз» к должнику ФИО5, паспорт 3602 №509801 выдан Октябрьским РОВД г. Самара 23 августа 2002, задолженность которого вытекает на основании Договора денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 13.11.2013 г.; Договора денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 23.12.2013 г.; Договора денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 24.06.2013 г.           Стоимость переданных прав требования составляет 11 411 015,46 руб.

02 февраля 2015 г. между должником ФИО5 (далее – ФИО5) и обществом с ограниченной ответственностью «Торг-С» (ОГРН <***>) был заключен договор № 1 о переводе долга (далее - договор).

Согласно п. 1.1. договора ООО «Торг-С» полностью принимает на себя обязательства ФИО5 по:

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 24.06.2013г. в размере   1 961 173,21 руб., заключенному между "Старым должником"   и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

-  договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 07.11.2013 г. в размере   1 057 524 руб., заключенному между ФИО5 и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 13.11.2013 г. в размере   4 969 317 руб., заключенному между "Старым должником» и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ»;

- договору денежного займа (между физическим лицом и организацией, беспроцентный) от 23.12.2013г. в размере   3 423 001,25 руб., заключенному между "Старым должником" и ООО «Строительная Компания «ТОПАЗ», всего основная сумма долга - 11 411 015,46 руб.

 ООО «Торг-С» не выполнило принятые на себя обязательства по договору от 02.02.2015 г. № 1 о переводе долга.

21 августа 2015 г. ООО «Торг-С» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО».

Таким образом, как считает заявитель, размер задолженности ООО «ЛИБРЕТТО» перед Истцом составляет 11 411 015,46 руб.         

04 августа 2016 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Красноглинскому району города Самары за государственным регистрационным номером № 6166313235764 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001).

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

По мнению заявителя, установленный статьями 61-64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не был соблюден. Запись в Едином государственном реестре юридических лиц о прекращении деятельности ООО «ЛИБРЕТТО» в связи с ликвидацией внесена с нарушением норм Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку основана на недостоверных сведениях и нарушает права и законные интересы заявителя как кредитора этой компании

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с указанным Федеральным законом.

Статьей 2 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что государственная регистрация юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 установлено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 01.07.2002 государственную регистрацию юридических лиц.

При осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, которое, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закона №129-ФЗ), состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством государственная регистрация носит заявительный характер.

В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.

Положениями Закона о государственной регистрации установлен перечень документов, необходимый для каждого вида государственной регистрации.

Закон о государственной регистрации не наделяет регистрирующий орган полномочиями по вмешательству в хозяйственную деятельность субъектов гражданских правоотношений.

Регистрирующий орган на основании пункта 4.1 статьи 9 Закона о государственной регистрации не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона о государственной регистрации заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом лицо, подающее документы, указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Ответственность за достоверность сведений согласно статье 25 Закона о государственной регистрации, несет заявитель, при этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом о государственной регистрации (пункт 4 статьи 9).

Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей другим лицам в порядке правопреемства.

В соответствии со ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в добровольном или принудительном порядке, а также в случае признания его несостоятельным (банкротом).

Добровольный порядок предполагает ликвидацию юридического лица по решению его учредителей либо уполномоченного органа юридического лица.

Таким образом, законодательство предусматривает возможность ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению его участников (добровольной ликвидации).

Как следует из содержания п. 2 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

В соответствии с п. 3 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Таким образом, с момента принятия решения о добровольной ликвидации общества и о назначении ликвидатора полномочия по управлению деятельностью общества переходят к ликвидатору, а полномочия генерального директора прекращаются, при этом его увольнение для такого прекращения не обязательно.

Кроме того по доводу заявителя об уведомлении кредиторов должника следует отметить, что Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации (далее - Приказ N САЭ-3-09/355@) установлено, что сведения, содержащиеся в Единое государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".

Ликвидационная комиссия публикует в журнале "Вестник государственной регистрации" сообщение о ликвидации компании, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Последний не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Это следует из п. 1 ст. 63 ГК РФ и п. 1 Приказа N САЭ-3- 09/355@.

Единственный участник ООО «ЛИБРЕТТО» принял решение б/н от 11.04.2016 года о ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО».

Согласно сообщению о ликвидации, опубликованному в журнале «Вестник государственной регистрации» (журнал часть 1 №17(580) от 04.05.2016/1064) Общество с ограниченной ответственностью "Либретто" (ОГРН<***>, ИНН<***>, КПП 631501001, место нахождения: 443001, <...>) уведомляет о том, что единственным участником ООО "Либретто" (Решение б/н от 11.04.2016 года) принято решение о ликвидации ООО "Либретто". Требования кредиторов могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования настоящего сообщения по адресу: 443001, <...>.

Довод заявителя о том, что ООО «Топаз-Инвест» как кредитору  не направлено сообщение о ликвидации является несостоятельным, поскольку заявитель не представил доказательства надлежащего извещения ООО "Либретто" о том, что ООО «Топаз-Инвест» является его кредитором.

Обязательства ФИО5 перед ООО «Топаз-Инвест» были переданы ООО «Торг-С» по договору о переводе долга № 1 от 02 февраля 2015 г.

21 августа 2015 г. ООО «Торг-С» прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к ООО «ЛИБРЕТТО».

Сведения о том, что в процессе реорганизации ООО «Торг-С» сообщило ООО «ЛИБРЕТТО» о наличии долга перед ООО «Топаз-Инвест», в материалах дела отсутствуют.

Доказательства направления ООО «Топаз-Инвест» сведений ООО «ЛИБРЕТТО» о наличии долга до представления заявления на государственную регистрацию в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд не может установить факт осведомленности ООО «ЛИБРЕТТО» о том, что ООО «Топаз-Инвест» является его кредитором.

Кроме того, арбитражный суд принял во внимание следующие обстоятельства.

ООО «Топаз-Инвест» считает, что у ООО «ЛИБРЕТТО» имелась кредиторская задолженность перед ним.

Однако достоверно данное обстоятельство может быть установлено судом лишь в результате рассмотрения имущественного спора между ООО «Топаз-Инвест» и ООО «ЛИБРЕТТО» на основе доводов и доказательств не только кредитора, но и должника.

В отсутствие такого судебного акта, а также в условиях невозможности рассмотрения возражений должника, прекратившего деятельность, арбитражный суд в рамках административного спора не может рассматривать договор о переводе долга № 1 от 02 февраля 2015 г. достаточным доказательством существования долга ООО «ЛИБРЕТТО» перед ООО «Топаз-Инвест».

Ссылки заявителя на ст.63-64 ГК РФ основаны на ошибочном толковании указанных правовых норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Согласно ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия после окончания срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.

Указанная норма права не предусматривает обязанности учета ликвидатором требований кредиторов в реестре требований, в отличие от Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в процедуре ликвидации заявленные кредиторами требования отражаются в промежуточном балансе.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 октября 2005 года по делу № А55-3364/2005-43.

Промежуточный ликвидационный баланс, в силу п.2 ст.63 ГК РФ, содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных требований кредиторов и результатах их рассмотрения.

В связи с вышеизложенным, отражение задолженности в промежуточном ликвидационном балансе может расцениваться в качестве признания её ликвидатором.

Согласно п.4 ст.63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Однако доказательства того, что ООО «Топаз-Инвест», как кредитор, предъявил ликвидатору ООО «ЛИБРЕТТО» требования об уплате задолженности, а заявитель отказался её внести в промежуточный ликвидационный баланс либо уклонялся от признания задолженности в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с ч.4 ст. 64 ГК РФ в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

ООО «Топаз-Инвест» не представил в материалы дела доказательства обращения кредитора до утверждения ликвидационного баланса в суд с иском к ликвидационной комиссии о взыскании какой-либо суммы задолженности.

В силу положений п.1 ст.63, ч.4 и 5 ст. 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица кредитор вправе предъявить требования ликвидационной комиссии, в том числе и в судебном порядке, лишь до утверждения ликвидационного баланса юридического лица.

Согласно ч.6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов,не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Указанная правовая норма применена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 30 марта 2009 г. по делу N А55-13000/2008.

В соответствии со статьей 64.1 ГК РФ "Защита прав кредиторов ликвидируемого юридического лица" в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса.

Между тем, доказательства того, что ликвидатору было известно кредиторе - ООО «Топаз-Инвест», а также доказательства обращения заявителя до утверждения ликвидационного баланса к ликвидатору и в арбитражный суд с требованиями о взыскании долга отсутствуют.

ООО «Топаз-Инвест» обращалось к ликвидатору ООО «ЛИБРЕТТО» с претензией оплатить задолженность в пользу ООО «Топаз-Инвест», вытекающую из договора № 1 о переводе долга от 02.02.2015 г., а также с требованием включить в промежуточный ликвидационный баланс ООО «ЛИБРЕТТО» задолженность в размере 11 411 015,46 руб., лишь от 29.07.2016 г. (получен 01.08.2016г.), то есть после истечения 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации, после утверждения ликвидационного баланса 20.07.2016г., после представления 28.07.2016 г. (вх. № 35353А) в Инспекцию документов на государственную регистрацию юридического лица в связи с ликвидацией.

Инспекция была извещена о возражениях ООО «Топаз-Инвест» после принятия оспариваемого решения в письмом заявителя от 16.08.2016 г.

При таких обстоятельствах у ликвидатора отсутствовали основания включать требования ООО «Топаз-Инвест» в промежуточный ликвидационный баланс, поскольку туда подлежат включению лишь предъявленные требования.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц - регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Согласно пунктам 1, 2 статьи 11 указанного Закона решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 6 статьи 22 Закона о государственной регистрации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 5, статей 9, 21 вышеназванного Закона о государственной регистрации регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.

Статьей 21 Закона определены документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в том числе пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, в том числе подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс.

Судом установлено, что в Инспекцию ФНС России по Красноглинскому району г. Самары были представлены указанные документы, связанные с процедурой ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО», что подтверждается распиской в получении документов от 28.07.2016 г. (вх. № 35353А).

На основании данных документов и при отсутствии оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренный статьей 23 Закона N 129-ФЗ, 04 августа 2016 г. г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись за государственным регистрационным номером № 6166313235764 о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «ЛИБРЕТТО» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/631501001).

С учетом изложенного суд считает, что в Инспекцию представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 20 и пунктом 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для внесения в ЕГРЮЛ сведений о ликвидации юридического лица. Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанность проверять достоверность сведений, изложенных в документах, представленных на государственную регистрацию при ликвидации юридического лица. Кроме этого, ГК РФ, Законом N 129-ФЗ не предусмотрено представление промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган. Согласно пункту 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Налоговый орган не располагал сведениями о том, что ликвидируемому юридическому лицу ООО «ЛИБРЕТТО» заявлено о наличии у него кредиторской задолженности перед ООО «Топаз-Инвест».

Указанные выводы соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного судаот 7 сентября 2016 г. по делу N А65-6615/2016.

Судом отклонена ссылка заявителя на правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ N ВАС-7075/11 от 13.11.2011, поскольку в указанном постановлении сформулирована следующая правовая позиция, что при ликвидации юридического лица заявление о государственной регистрации, а также ликвидационный баланс, формирующие соответствующую часть государственного реестра юридических лиц, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны содержать достоверную информацию. Установленный статьями 61 - 64 ГК РФ порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору было достоверно известно о наличии обязательств, не исполненных перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Между тем, таких обстоятельств на момент проведения процедуры добровольной ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО» не усматривалось, какого-либо судебного акта, подтверждающего кредиторскую задолженность общества, не существовало на момент составления промежуточного и ликвидационного балансов, и что заявителем доказательств предъявления требований к ликвидатору в порядке, установленном статьей 63 ГК РФ, суду не представлено.

Судом также верно учтено, что в случае недобросовестных действий ликвидатора должника, кредитор вправе, не оспаривая регистрацию ликвидации организации-должника в ЕГРЮЛ, предъявить иск к ликвидатору о возмещении убытков, причиненных недобросовестными действиями в период ликвидации должника-организации в связи с утратой возможности получения денежных средств от ликвидированного юридического лица, в соответствии со ст. ст. 15, 393, 401, 1064, 1082 ГК РФ.

В соответствии со статьей 64.1 ГК РФ члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 53.1 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 53.1 ГК РФ указанные лица несут ответственность, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей они действовали недобросовестно или неразумно, в том числе, если их действия (бездействие) не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску.

Таким образом, ликвидатор несет ответственность за убытки, причиненные кредитору в результате ликвидации с нарушениями требований законодательства.

Как было указано выше, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона N 129-ФЗ уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган, в том числе, ранее срока вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда по делу (иного судебного акта, которым завершается производство по делу), по которому судом или арбитражным судом было принято к производству исковое заявление, содержащее требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.

Судебные акты в отношении ООО «ЛИБРЕТТО» в Инспекцию не поступали.

Согласно норме п. 5 ст. 64 ГК РФ требования кредитора, заявленные до истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

В настоящем случае, заявителем не представлены доказательства, что требование ООО «ЛИБРЕТТО» о включении задолженности в перечень требований кредиторов ликвидируемого юридического лица поступило уполномоченному лицу - ликвидатору, и ликвидатор уклонялся от рассмотрения требований заявителя.

Лица, чьи права и законные интересы были нарушены, либо могут быть нарушены вправе обратиться в суд для вынесения им соответствующего судебного акта о запрете совершения регистрационных действий.

Согласно нормам Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить запрет регистрирующему органу по совершению регистрационных действий в отношении определенного юридического лица.

В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 названной статьи 23 отказ в государственной регистрации допускается в случае, если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий.

В адрес Инспекции обеспечительных мер в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении ООО «ЛИБРЕТТО» не поступало.

Таким образом, ООО «Топаз-Инвест» обладало достаточной возможностью при обращении в суд с исковыми требовании к ООО «ЛИБРЕТТО», ходатайствовать перед судом о вынесении им соответствующего судебного акта о запрете совершения регистрационных действий в отношении ООО «ЛИБРЕТТО».

На момент принятия решения 04.08.2016 г. о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией по решению учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами в отношении ООО «ЛИБРЕТТО», у Инспекции отсутствовали сведения:

- о наличии задолженности у ликвидируемого юридического лица перед ООО «Топаз-Инвест»;

- о не уведомлении ликвидируемым юридическим лицом в письменной форме ООО «Топаз-Инвест» о ликвидации;

- о наличии судебного акта о принятии к производству искового заявления ООО «Топаз-Инвест», содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации.

Закон N 129-ФЗ не возлагает на регистрирующий орган обязанности по уведомлению кредиторов ликвидируемого юридического лица о принятии юридическом лицом решения о его ликвидации (о начале процедуры ликвидации). Данную обязанность действующее законодательство возлагает на ликвидационную комиссию.

Гражданским законодательством, Законом N 14-ФЗ и Законом N 129-ФЗ установлено, что кредиторы должны быть уведомлены о ликвидации общества с ограниченной ответственностью через публикацию в журнале "Вестник государственной регистрации" и Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как было указано выше, сообщение о ликвидации юридического лица ООО «ЛИБРЕТТО» было опубликовано в Журнале "Вестник государственной регистрации"  часть 1 №17(580) от 04.05.2016/1064.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Исходя из того, что информация о ликвидации ООО «ЛИБРЕТТО» официально опубликована, принимая во внимание, что ликвидатором в регистрирующий орган представлены все предусмотренные законом документы, суд пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1