ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2093/14 от 24.04.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045,  г.Самара,  ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

апреля 2014 года

Дело №

А55-2093/2014

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1,

рассмотрев 09-15 апреля 2014 года в судебном заседании дело по заявлению

Открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала «Приволжский», г.Самара

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - военной прокуратуры Самарского гарнизона

о признании незаконным постановления № 817-7729-13/6 от 17.01.2014

при участии в заседании, протокол которого велся помощником судьи Водолагиной Л.С.:

от заявителя – ФИО2, доверенность от 27.12.2013, ФИО3, доверенность от 27.12.2013;
от заинтересованного лица – ФИО4, доверенность от 10.01.2014, ФИО5, доверенность от 10.01.2014;
от третьего лица – ФИО6, служебное удостоверение, доверенность от 17.01.2014;

Резолютивная часть решения объявлена 15 апреля 2014 года;

Установил:

Открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала «Приволжский» (далее - ОАО "Оборонэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) от 17.01.2014 № 817-7729-13/6 о привлечении Общества к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размер 50000 руб.

Правовое обоснование заявленных требований дополнялось письменными пояснениями по делу (т.2, л.д.111-112).

Самарское УФАС России заявленные требования не признало по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве и дополнении к нему (т.1, л.д.63-73, т.2, л.д.113-117).

Представитель третьего лица в судебное заседание полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему (т.2, л.д.125-128, 129-133).

В судебном заседании в порядке ст.163 АПК РФ объявлялся перерыв с 09 апреля 2014 года до 15 апреля 2014 года до 13 час. 00 мин., после чего судебное заседание продолжено. Сведения о месте и времени судебного заседания были размещены на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет по адресу: WWW.samara.arbitr.ru.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основанием для привлечения к административной ответственности, явились следующие обстоятельства:

В ходе проверки деятельности ОАО "Оборонэнерго", проведенной военной прокуратурой Самарского гарнизона, установлено, что на обслуживании филиала общества находятся 777 объектов электрических сетей общей протяженность 3615 км. На объектах Министерства обороны России электрическая энергия подлежит учету в соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты  Российской Федерации (далее – Закон об энергоснабжении), в том числе путем установки соответствующих приборов учета.

Согласно ч.4 и ч.12 ст.13 Закона об энергоснабжении, до 01.01.2011 собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

В случае, если потребитель не исполнил в установленный срок обязанностей, предусмотренных Законом об энергоснабжении, сетевая организация обязана установить прибор учета, а потребитель обязан оплатить равными долями в течение 5 лет с даты их установки расходы сетевой организации на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.

 Иных обязанностей по установке сетевой организацией приборов учета используемой электрической энергии не предусмотрено.

 При этом отмечено, что как показала проверка, из 805 точек приема электрической энергии по Самарской области приборы учета установлены только на 15-ти таких объектах Минобороны РФ, принимающих электрическую энергию.

По данному факту 06.12.2013 военной прокуратурой Самарского гарнизона в отношении ОАО "Оборонэнерго" в присутствии представителя общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение в Самарское УФАС России (т.1, л.д.75-76, 74).

По результатам рассмотрения названного постановления, 17.01.2014 Управлением вынесено оспариваемое постановление № 817-7729-13/6, в соответствии с которым ОАО "Оборонэнерго" привлечено к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50000 руб. (т.2, л.д.43-56).

При этом в оспариваемом постановлении на странице 4, последнем абзаце страницы 7, первом абзаце страницы 8, Самарским УФАС России ОАО "Оборонэнерго" вменено несоблюдение установленных требований Закона об энергоснабжении в той части, что Общество с момента когда закончилась обязанность собственников установить приборы учета, и до 01.01.2012 не установило соответствующие приборы учета.

Суд считает, что привлекая ОАО "Оборонэнерго" к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ, в той части которая вменяется в вину обществу и как объективная сторона правонарушения установлена военной прокуратурой Самарского гарнизона в ходе проведенной проверки и изложенной в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, Самарским УФАС России нарушен срок давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьей 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делам об административных правонарушениях, подлежат выяснению обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно положениям п.6 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В силу требований ч.1 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ установлено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Как Самарское УФАС России, так и военная прокуратура Самарского гарнизона указывают, что совершенное ОАО "Оборонэнерго" правонарушение является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента выявления правонарушения прокуратурой.

Суд полагает, что указанная позиция применительно к конкретному правонарушению является ошибочной по следующим основаниям.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в пункте 19 разъяснено, что под длящимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых абзацем третьим настоящего пункта.

При этом абзацем третьим установлено, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.

Аналогичная правовая позиция изложена в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" - административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

В данном случае объективная сторона вмененного правонарушения выражается в том, что ОАО "Оборонэнерго" в нарушение ч.12 ст.13 Закона об энергоснабжении в срок до 01.01.2012 не совершило действий по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований части 4 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок, т.е. до 01.01.2011.

Таким образом, поскольку Законом об энергоснабжении установлена обязанность сетевой организации установить приборы учета в срок до 01.01.2012, т.е. к конкретному сроку, правонарушение связанное с тем, что общество из 805 точек поставки электрической энергии установило приборы учета только на 15 объектах, не может быть рассмотрено в качестве длящегося и является оконченным с момента истечения этого срока.

Тем самым, срок давности привлечения к административной ответственности, за выявленное административное правонарушение истек 01.01.2013.

Доводы Самарского УФАС России о том, что частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении также предусмотрена обязанность сетевой организации по установке приборов учета и после 01.01.2012, судом не принимаются, поскольку являются не относимыми к конкретной объективной стороне вмененного ОАО "Оборонэнерго" правонарушения.

Действительно, указанной нормой предусматривается обязанность сетевой организации устанавливать приборы учета и после 01.01.2012.

Однако, буквальное толкование части 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении в указанной части свидетельствует о том, что названные действия должны быть совершены только в случаях выявления сетевыми организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом (например собственником объекта) до истечения двух месяцев с момента их выявления.

В ходе проверки, проведенной военной прокуратурой (так как объективная сторона правонарушения изложена в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) не установлено, что ОАО "Оборонэнерго" выявило факты нарушения требований об учете используемых энергетических ресурсов со стороны Министерства обороны РФ на каких-либо объектах и выявленные нарушения не были устранены Министерством обороны РФ в течение 2-х месяцев со дня обнаружения указанного обстоятельства.

В материалах проверки отсутствуют какие-либо сведения о том, что ОАО "Оборонэнерго" выявляло указанные обстоятельства, выносило какие-либо предписания, или иным образом предоставляло двухмесячный срок для устранения допущенных нарушений.

ОАО "Оборонэнерго" вменяется в вину исключительно то, что общество в срок до 01.01.2012 не установило приборы учета по уже установленным 805 точкам поставки электрической энергии на объектах Министерства обороны РФ.

С учетом изложенного, суд считает, что частью 12 статьи 13 Закона об энергоснабжении установлены две самостоятельные обязанности сетевой организации по установке приборов учета корреспондирующие двум правилам поведения.

При  этом одна обязанность является безусловной и должна быть исполнена в срок до 01.01.2012 и этой обязанности корреспондирует правило поведения сетевой организации установить прибор учета на объекте где его не установил собственник. Указанное нарушение не является длящимся и срок давности привлечения к ответственности составляет один год.        

Вторая обязанность также является безусловной и должна быть исполнена после 01.01.2012, но этой обязанности корреспондирует иное правило поведения: сетевая организация обязана совершить действия только в случае выявления нарушения, после предложения собственнику устранить допущенные нарушения и предоставления для этого времени в течение 2-х месяцев. Тем самым, обязанность по установке прибора учета возникает не просто после 01.01.2012, а только после истечения 2-х месячного срока на устранение нарушений. Указанное нарушение является длящимся и ответственность наступает с момента выявление противоправного поведения – не установления прибора учета после того, как собственник в течение предоставленного 2-х месячного срока сам не устранил выявленное сетевой организацией нарушение.

Указанные обстоятельства в ходе проверки ОАО "Оборонэнерго" не выяснялись, обществу в вину не вменяются и не изложены как в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, так и оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.

Таким образом, в рассматриваемом деле на момент вынесения Управлением оспариваемого постановления сроки давности привлечения к административной ответственности истекли, что исключает привлечение общества к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, суд находит оспариваемое постановление Самарского УФАС России о привлечении ОАО "Оборонэнерго" к административной ответственности незаконным и в соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.167-170, 211 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным полностью и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области № 817-7729-13/6 от 17.01.2014 о привлечении Открытого акционерного общества "Оборонэнерго", расположенного по адресу: 119160, <...>,ИНН: <***>, к административной ответственности по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде взыскания административного штрафа в размере 50000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

/

О.А. Лихоманенко