ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21338/12 от 20.09.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

27 сентября 2012 года

Дело №

А55-21338/2012

Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2012 года

Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2012 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Мехедовой В.В.,

рассмотрев в судебном заседании 14 - 20 сентября 2012 года, после объявленного в соответствии со ст. 163 АПК РФ перерыва, дело по заявлению

Администрации городского округа Сызрань , 446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 96

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, 443010, Самарская область, г.Самара, ул.Красноармейская д.21

о признании незаконным представления от 19.04.2012

при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Шарапова Л.Н.,

от заявителя – Клеймёнова А.А., доверенность от 17.01.2012;

от заинтересованного лица – Вильмас Г.Ю., доверенность № 1 от 10.01.2012;

Установил:

Заявитель - Администрация городского округа Сызрань обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области от 19.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

В судебном заседании 14 сентября 2012 года в соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв. Информация о перерыве в судебном заседании по делу №А55-21338/2012 была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области:http://www.samara.arbitr.ru.

Рассмотрев материалы дела, выслушав мнение представителей сторон, дав в совокупности оценку их доводам и доказательствам, имеющимся в материалах дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного рейда 18.04.2012 на предмет соблюдения природоохранного законодательства, выявлен факт несанкционированного сброса сточных вод в районе п.Кашпиррудник г.о.Сызрань, в связи с выходом из строя локальных очистных сооружений и было установлено, что Администрацией г.о.Сызрань не определена эксплуатирующая организация, отвечающая за сброс сточных вод в Саратовское водохранилище в указанным выше районе и вносящая платежи за загрязнение водного объекта, что является нарушением требований ст.16 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Данные факты были зафиксированы в акте обследования от 19.04.2012. и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области в отношении Администрации городского округа Сызрань 19.04.2012г. было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения согласно ст.29.13 КоАП РФ.

В оспариваемом представлении управлением было отражено, что Администрацией городского округа Сызрань не определена эксплуатирующая организация, отвечающая за сброс сточных вод в Саратовское водохранилище в районе п.Кашпиррудник и вносящая платежи за загрязнение водного объекта - нарушено требование ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».; отсутствует решение о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления сброса сточных вод -нарушение п.2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации; отсутствует график строительства новых локальных очистных сооружений в п.Кашпиррудник- требование ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Заявитель не согласен с данным представлением, что явилось основанием для обращения с данным заявлением в суд.

В числе представлений, обязательных для рассмотрения лицами, которым они адресованы необходимо выделить: представление административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства; представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения ( статья 29.13 КоАП РФ).

Представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ. Отдельное обжалование представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, осуществляются в случаях и в порядке, определенных главой 24 АПК РФ.

При рассмотрении данного дела суд основывался на следующих правовых нормах.

Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действии (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В силу положений подпунктов 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст. 29.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Таким образом, представление может быть внесено только после того, как вина лица, привлекаемого к административной ответственности, будет установлена по результатам производства по делу и доказана при его рассмотрении в установленном Кодексом об административном правонарушении Российской Федерации порядке.

Согласно статье 1.5. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статья 16 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В данной статье отсутствует норма обязывающая органы местного самоуправления определять эксплуатирующую организацию, отвечающую за сброс сточных вод.

Однако, в представлении управлением указано, что Администрацией не определена эксплуатирующая организация, отвечающая за сброс сточных вод в Саратовское водохранилище в районе п.Кашпиррудник и вносящая платежи за загрязнение водного объекта.

Из материалов дела усматривается, что локальные очистные сооружения в районе п.Кашпиррудник не принадлежат Администрации и не находятся в муниципальной собственности муниципального образования - городской округ Сызрань.

Согласно Постановлений Администрации городского округа Сызрань от 14.09.2004г. №258 «О приеме объектов водоснабжения и водоотведения поселка Новокашпирский», от 10.01.2006г. №1 «О внесении изменений в постановление Администрации г. Сызрани от 14.09.2004г., №258 «О приеме объектов водоснабжения и водоотведения поселка Новокашпирский» объекты водоснабжения и водоотведения поселка Новокашпирский (в том числе очистные сооружения) подлежали передаче в собственность муниципального образования - городской округ Сызрань и передаче в хозяйственное ведение МУП «Водопроводно-канализационного хозяйства» от МУП ЖКХ «Новокашпирский» по актам приема-передачи.

Однако, как пояснил представитель заявителя, до настоящего времени акты приема-передачи указанных объектов в Администрацию городского округа Сызрань не поступали и Администрация городского округа Сызрань проводит работу по установлению собственника очистных сооружений. При не установлении собственника очистных сооружений в соответствии с действующим законодательством Администрацией будет решаться вопрос о постановке данных сооружений на учет как безхозное имущество.

Сброс неочищенных сточных вод, осуществляется через очистные сооружения, которые не принадлежат муниципальном образованию городской округ Сызрань в водный объект - Саратовское водохранилище, находящееся в федеральной собственности.

В соответствии с п. 8 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации, водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.

При этом в соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водоиспользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением ( п.7 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации). Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.2 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

В оспариваемом представлении отсутствуют сведения об источнике поступления сточных вод в очистные сооружения, а также о лице (лицах), осуществляющем (осуществляющих) сброс таких вод.

Поскольку администрация в рассматриваемой ситуации не является водопользователем по смыслу, придаваемому этому понятию ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, не осуществляет деятельность, при которой возникает возможность причинения вреда окружающей среде, и не является лицом, использующим водные объекты, на которое возложена обязанность по осуществлению водохозяйственных мероприятий, в её отношении не может приниматься решение о предоставлении водного объекта в пользование для осуществления сброса сточных вод.

В отношении указания в оспариваемом представлении об отсутствии графика строительства новых локальных очистных сооружений в п.Кашпиррудник, что является нарушением требований ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ссылка на данную норму закона также несостоятельна, поскольку в соответствии с п.3 ст.7 вышеуказанного закона к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды и не обязывают органы местного самоуправления составлять графики строительства новых объектов.

Из пояснений заявителя также следует, что на территории городского округа Сызрань Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 05.05.2009г. №1178 (в редакции постановления от 25.11.2011г. №3307) утверждена целевая программа городского округа Сызрань «Социально-экологическая реабилитация территории городского округа Сызрань на 2009-2015 годы» которая включает в себя мероприятия по охране окружающей среды в границах городского округа Сызрань.

В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа Сызрань.

Согласно статьи 2 Закона Самарской области от 28.02.2005г. №66-ГД «Об установлении границ городского округа Сызрань Самарской области» в состав городского округа Сызрань Самарской области входит город Сызрань, село Кашпир, поселок Елизарово, поселок Фомкины Сады. Поселок Кашпиррудник как указано в представлении не входит в состав городского округа Сызрань.

Суд пришел к выводу, что оспариваемое представление административного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя. При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования обоснованны, документально подтверждены и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 102, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным и отменить представление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области от 19.04.2012 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области в течение месяца.

Судья

/

Мехедова В.В.