ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21441/11 от 04.12.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г. Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Самара

11 декабря 2012 года

Дело №

А55-21441/2011

Резолютивная часть решения объявлена 04 декабря 2012 года, полный текст изготовлен 11 декабря 2012 года

Судья Арбитражного суда Самарской области Корнилов А.Б.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Майоровым А.П.

рассмотрев в судебном заседании 28 ноября - 04 декабря 2012 года, в заседании объявлялся перерыв, дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр",

к Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы РФ №2 по Самарской области,

с участием в деле в качестве третьего лица: ГУ Центр занятости населения городского округа Тольятти»,

о признании недействительным решения

при участии в заседании

от истца, заявителя – Дубровская О.А. (дов. от 09.11.2011г.), Кузьмина Ю.А. (дов. от 12.10.2012г.);

от ответчика – Васлеева Н.В. (дов. от 17.07.2012г.), Петрова О.Н. по дов. от 30.07.2012 г., Суркин С.А. по дов. от 24.10.2012 г., Тихонова А.А. по дов. от 27.11.2012 г., Попов Э.П. (дов. от 14.05.2012г.);

от третьего лица – не явился, извещены;

Установил:

Заявитель обратился в суд с требованием о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области №03-09/4099 от 05 августа 2011 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением суда от 01 февраля 2012 года требования удовлетворены.

Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 апреля 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 августа 20012 года решение и постановление апелляционной инстанции по настоящему делу отменены, а дело направлено для нового рассмотрения в суд первой инстанции.

В ходе нового рассмотрения дела, заявитель требования подержал.

Налоговый орган требования не признал, считает вынесенное решение соответствующим закону.

Третьим лицом отзыв на заявление не представлен, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, арбитражный суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка декларации заявителя по налогу на прибыль за 12 месяцев 2010г.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены проверяющими в акте проверки №03-09/8843/1776 от 20 июня 2011 года (л.д.53-56).

По результатам рассмотрения акта и представленных заявителем возражений, инспекцией вынесено оспариваемое решение №03-09/4099 от 05 августа 2011 года (л.д.23-28). Указанным решением, заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.122 НК РФ в виде штрафа в сумме 10.767.054 руб. 60 коп., обществу исчислены и предложены к уплате пени по налогу на прибыль в сумме 1.908.610 руб. 21 коп., предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль в сумме 53.835.273 руб.

Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в Управление ФНС России по Самарской области. Решением управления от 03 октября 2011 года, в удовлетворении апелляционной жалобы было отказано.

Основанием для доначисления налога и привлечения к ответственности явились следующие, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства:

В 2010 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ №902 от 07.11.2009 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области в адрес ООО "Реформинг-центр" были перечислены субсидии согласно заключенных договоров Центром занятости населения г.о. Тольятти в сумме 1.088.360 тыс. рублей на следующие цели: -возмещение затрат на оплату труда; -возмещение затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтаж оборудования и иных видов временных работ; -возмещение затрат на оплату стоимости профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, на оплату стоимости проезда к месту обучения туда и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов.

Фактически использовано в 2010 году на указанные цели 819.184.057 рублей.

В целях налогообложения прибыли финансирование в сумме 819.184.057 рублей отражено в составе внереализационных доходов по строке 020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля в Государственное учреждение Центр занятости населения городского округа Тольятти направлен запрос о представлении информации по выплаченным ООО "Реформинг-центр" субсидиям.

ГУ Центр занятости населения г.о. Тольятти представило ответ о выплате в 2010году субсидий ООО "Реформинг - центр" в общей сумме 1.088.360.419,26 рублей. Представлены копии договоров № 709 от 19.03.2010, №727 от 19.03.2010, №726 от 19.03.2010 с дополнительными соглашениями, копии отчетов о расходовании субсидий, копии платежных документов на перечисление субсидий.

Сумма выплаченных субсидий в 2010 году в разрезе договоров:

1) По договору о предоставлении субсидии №709 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения №2 от 01.10.2010 в целях возмещения понесенных «работодателем» в 2010году затрат на оплату труда работников выплачено в 2010 году в общей сумме 806570471,26 рублей (платежные документы: заявка на кассовый расход от 22.03.10 в сумме 389915700 руб., п/п54 от 22.03.10 в сумме 27315882 руб., заявка на кассовый расход №1007 от 28.05.10 в сумме 187950000 руб., п/п221 от 28.05.10 в сумме 13167000 руб., заявка на кассовый расход №2323 от 16.08.10 в сумме 277834725 руб., п/п1293 от 14.12.2010 в сумме 17460689.26 руб. Возврат субсидий п/п141 от 27.10.2010 в сумме 89756507 руб., п/п602 от 14.12.2010 в сумме 17317018 руб.).

Согласно представленной копии отчета «о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на оплату труда работников ООО "Реформинг-центр"» за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами №1595 от 08.12.2009 и №709 от 19.03.2010 израсходовано субсидий на сумму 680 840 697,11 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 32 809 822рубля, остаток неиспользованных средств за отчетный период 158 539 596,15рублей.

По договору о предоставлении субсидии №727 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения №1 от 01.10.2010г. в целях возмещения затрат на оплату стоимости профессиональной подготовки, повышения квалификации работников, на оплату проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных выплачено в 2010 году на сумму 31.769 948 рублей (заявка на кассовый расход №332 от 22.03.2010).

Согласно представленной копии отчета «о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на оплату профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, стоимости проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов за время нахождения в пути ООО "Реформинг-центр"» израсходовано субсидий за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами №1596 от 08.12.2009, №727 от 19.03.2010 на сумму 32 272 487,32 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 37 113 138 рублей, остаток неиспользованных средств за отчетный период 36 610 598,68рублей.

По договору о предоставлении субсидии №726 от 19.03.2010 с учетом дополнительного соглашения №1 от 01.10.2010 в целях возмещения затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных временных работ выплачено в 2010 году в общей сумме 250020000 рублей (Заявка на кассовый расход №333 от 22.03.10г. в сумме 27576266 руб., заявка на кассовый расход №1012 от 28.05.10 в сумме 35187146 руб., заявка на кассовый расход №1712 от 06.07.10 в сумме 73998934 руб., заявка на кассовый расход №2355 от 17.08.10 в сумме 94649107 руб., заявка на кассовый расход №3951 от 17.11.10г. в сумме 18.608.547 руб.).

Согласно представленной копии отчета «о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством автомобилей и оказанием указанных услуг в части расходов на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных временных работ, выполняемых работниками ООО "Реформинг-центр"» израсходовано субсидий за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 в соответствии с договорами №1597 от 08.12.2009 и №726 от 19.03.2010 на сумму 265 747 630 рублей, остаток неиспользованных средств субсидий за предыдущий период 49 460 000 рублей, остаток неиспользованных средств за отчетный период 33 732 370рублей.

Из анализа представленных отчетов о расходовании субсидий следует, что сумма использованных в 2010 году средств субсидий без учета остатка предыдущего периода составила всего 864 318 505 рублей: по договору №709 от 19.03.2010 в размере 648030875рублей (680840697,11-32809822), по договору №726 от 19.03.2010 в размере 216287630рублей (265747630-49460000), по договору №727 от 19.03.2010 в размере рублей (остаток на начало года 37 113 138рублей превышает сумму использованной субсидии в 2010г. 32272487,32руб.).

В адрес ООО «Реформинг-Центр» направлено сообщение № 03-17/34621 от 02.06.2011г. о расхождении суммы использованных субсидий, полученных в 2010 году, в представленных ООО "Реформинг-центр" пояснениях и Отчете «о расходовании субсидий, предоставляемых из областного бюджета юридическим лицам-производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам-производителям», предоставленном ГУ Центра занятости населения г.о. Тольятти.

От организации получен ответ о сумме использованных в 2010 году ООО «Реформинг-Центр» субсидий, полученных от ГУ Центр занятости населения г.о. Тольятти:

По договорам субсидий, заключенным в 2010 году, израсходовано в 2010 году всего 864 318 505,11 рублей (в том числе по договору № 709 от 19.03.10 израсходовано 648030875,11 рублей; по договору №726 от 19.03.10 израсходовано 216287630 рублей). Остаток на 31.12.2010г. неиспользованных субсидий, полученных в 2010 году, составил 224041914,15рублей.

По договорам субсидий, заключенным в 2009году (№1595 от 08.12.2009, №1596 от 08.12.2009, №1597 от 08.12.2009), израсходовано в 2010году всего 114 542 309 рублей. Остаток на 31.12.2010г. неиспользованных субсидий, полученных в 2009 году, составил 4840651 рублей.

В целях налогообложения прибыли субсидии в сумме 819 184 057 рублей отражены в составе внереализационных доходов (стр.020 Листа 02 декларации по налогу на прибыль).

Получение ООО «Реформинг-Центр» субсидий в 2010 году в размере 1.088.360.419 рублей подтверждается выписками банка ЗАО КБ «Лада-Кредит»:

по договору № 709 от 19.03.2010: поступления- п/п 147 от 22.03.10 в сумме 389915700руб., п/п54 от 22.03.10 в сумме 27315882 руб., п/п 777 от 28.05.10 в сумме 187950000 руб., п/п221 от 28.05.10 в сумме 13167000' руб., п/п №650 от 16.08.10 в сумме 277834725 руб., п/п293 от 14.12.2010 в сумме 17460689,26 руб.

возврат излишне представленных субсидий п/п3141 от 27.10.2010 в сумме 89756507 руб., п/п3602 от 14.12.2010 в сумме 17317018 руб.

по договору № 726 от 19.03.2010: п/п№578от 23.03.10 в сумме 27576266 руб., п/п № 778 от 28.05.10 в сумме 35187146 руб., п/п№428 от 07.07.10 в сумме 73998934 руб., п /п №244 от 18.08.10 в сумме 94649107 руб., п/п №422 от 18.11.10 в сумме 18608547 руб.

по договору №727 от 19.03.2010: п/п 114 от 23.03.10 в сумме 31769948 руб.

В результате проведенных мероприятий налогового контроля в ходе камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль за 2010год установлено, что ООО «Реформинг-Центр» в 2010 году получены субсидии в размере 1 088 360 419 рублей. Сумма полученных субсидий в целях налогообложения организацией включена в доходы не в полном объеме (в размере 819 184 057 рублей).

Решение инспекции о доначислении налога основано на том, что при определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Согласно п.2 ст.249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В целях налогообложения прибыли, как это установлено ст.250 НК РФ, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст.249 НК РФ. Бюджетные субсидии относятся к внереализационным доходам, датой получения которых признается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации (п.п.2 п.4 ст.271 НК РФ).

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.

В соответствии со статьей 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом, налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Как считает инспекция, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в статье 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:

- средства должны быть получены напрямую из бюджета;

- полученные средства должны носить целевой характер;

- налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Представление субсидий юридическим лицам, регламентировано ст.78 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии организациям представляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок представления бюджетных средств установлен Бюджетным Кодексом Российской Федерации. Кроме того, в ст.6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации приведен перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном Бюджетного Коде5 Российской Федерации и в Налоговом Кодексе Российской Федерации.

Денежные средства полученные организациями в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг признаются доходом и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов.

Получение такого рода денежных средств не сопровождается возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающем лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги. В таком случае, вне зависимости от применяемого организацией порядка признания данных средств в целях бухгалтерского учета, при применении метода начисления дата признания этих доходов в целях налогообложения определяется согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 271 Налогового Кодекса, то есть датой получения денежных средств.

Полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в статье 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов, в момент поступления денежных средств (п.п.2 п.4 ст.271 НК РФ).

В Налоговом Кодексе РФ не предусмотрено отражение субсидий в доходах организации по мере фактически использования субсидии.

С учетом вышеизложенного, инспекция пришла к выводу о нарушении п.8 ст.250, пп.2 п.4 ст.271 НК РФ ООО "Реформинг-центр", в результате чего, сумма внереализационных доходов за 2010год занижена на сумму полученных субсидии в размере 269 176 362 рублей, соответственно сумма налога на прибыль за 2010г. занижена на 53 835 272 рубля (269 176 362 руб. * 20).

Выводы налогового органа нельзя признать обоснованными. Подпунктом 2 п. 4 ст. 271 НК РФ предусмотрено, что для внереализационных доходов, датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет для доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств.

Безвозмездно полученными следует считать денежные средства, полученные организацией без каких-либо ограничений и условий по их использованию, т.е. вне зависимости от цели их предоставления.

В рассматриваемой ситуации, предоставленные заявителю суммы субсидии не могут быть отнесены к безвозмездно полученным денежным средствам, т.к. субсидии предоставлялись заявителю в пределах установленных нормативов на основании Постановления Правительства РФ №902 от 07.11.2009г. в целях компенсации заявителю расходов, понесенных в связи с реализацией строго определенных данным Постановлением мероприятий по обеспечению занятости работников, направленных на снижение напряженности на рынке труда Самарской области.

Инспекция со ссылкой на ст. 251 НК РФ указывает на то обстоятельство, что полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями не являются, не поименованы в ст. 251 НК РФ и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ.

В рассматриваемом случае, учет полученных субсидии велся заявителем не путем включения в соответствии со ст. 251 НК РФ в состав доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, а иным образом.

Суммы субсидий включались заявителем в состав доходов для целей налогообложения налогом на прибыль, но только при условии осуществления соответствующих расходов, на возмещение которых данная субсидия была предоставлена, по мере их осуществления и в соответствующих размерах.

Свою позицию о правомерности такого подхода, заявитель обосновывает следующими доводами:

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" НК РФ.

Учитывая условия предоставления рассматриваемой субсидии, а именно - необходимость осуществления соответствующих расходов при реализации указанных в Постановлении Правительства №902 мероприятий, данная субсидия может считаться доходом только после того, как эти расходы были понесены.. До осуществления соответствующих расходов денежные средства, перечисленные на расчетный счет заявителя отражаются на счетах бухгалтерского учета «Доходы будущих периодов» и не являются собственностью заявителя, а принадлежат распорядителю бюджетных денежных средств.

Указанные средства не могут считаться доходом организации, поскольку в случае неосуществления соответствующих расходов организация - получатель субсидии обязана будет возвратить предоставленные суммы. Данный вывод подтверждается также тем фактом, что в случае, когда соответствующие расходы организацией понесены не были, суммы субсидий возвращаются организацией в бюджет, как излишне предоставленные. При этом, излишне предоставленные суммы субсидий, возвращенные в бюджет, по мнению инспекции, изложенному в обжалуемом решении и на стр. 3 отзыва, обоснованно не включаются в доход для целей налогообложения.

Включение в состав доходов суммы субсидии до осуществления организацией соответствующих расходов, понесенных при реализации мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства №902, прямо противоречит нормам действующего законодательства о налогах и сборах РФ.

Так, в соответствии со ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств.

Таким образом, включение в состав доходов суммы субсидии, перечисленной на счета организации-получателя в счет возмещения понесенных расходов без осуществления данных расходов, противоречит положениям ст. 8 НК РФ, поскольку до осуществления расходов данные суммы субсидии не являются собственностью организации-получателя, а являются бюджетными средствами, в связи с чем не могут быть включены в состав доходов для целей исчисления налогом на прибыль.

Как указано в определении Конституционного суда РФ №377-0 от 09.12.2002, осуществляя выбор налоговой нормы, суд должен исходить из того, что выявленные им неясности в силу п. 7 ст. 3 НК РФ должны толковаться в пользу налогоплательщика и исключать вину лица в совершении налогового правонарушения.

В соответствии с п. 6 ст. 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Заявитель считает, что поскольку НК РФ прямо не предусмотрен порядок налогообложения рассматриваемых субсидий, при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться общими принципами налогообложения, а также содержащимися в НК РФ нормами, регулирующими налогообложение сходных с субсидиями доходов, а именно пунктом 4.1. ст. 271 НК РФ, поскольку полученная обществом субсидия аналогична доходам, порядок признания которых установлен п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

Так, в соответствии с п. 4.1. ст. 271 НК РФ суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

О правомерности такого подхода свидетельствует так же и заключение на пояснения по акту встречной проверки от 30 июня 2011г. №13/3, копия которого представлена в материалы дела. Указанная проверка проводилась в отношении ООО «Реформинг центр» Департаментом труда и занятости населения Самарской области. Как следует из последнего абзаца указанного документа, использование обществом в 2011 году остатка субсидий 2010 года в общей сумме 228.882,6 тыс. руб. на заработную плату, МТО, на оплату стоимости профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников, на оплату стоимости проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов за время нахождения в пути, признано обоснованным и законодательно закрепленным.

Соответственно, остаток неизрасходованных заявителем денежных средств включен им в состав доходов за 2011 год, т.е. в том периоде, когда были понесены расходы на те цели, на которые выделялась субсидия.

Возвращая дело для нового рассмотрения, ФАС Поволжского округа указал на то, что в ходе первоначального рассмотрения не были учтены положения пункта 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. А также положения пункта 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

Суду дано указание установить, было ли решение главного администратора бюджетных средств о возможности использования субсидий, не использованных в текущем финансовом году, в очередном периоде на те же цели при наличии потребности в субсидии.

Отсутствие обязанности общества по возврату в бюджет неиспользованной в 2010 году суммы субсидии, а также целевое ее использование обществом в 2011 году подтверждается следующими обстоятельствами.

В соответствии с п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением главного администратора бюджетных средств.

Статьей 6 Бюджетного кодекса РФ установлено, что межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В рассматриваемой ситуации было принято решение главного администратора бюджетных средств о возможности использования обществом в 2011 году субсидий, не использованных в 2010 году. Так, 29.12.2010 Правительством РФ было принято Постановление №1176 «О продолжении в 2011 году реализации мероприятий по обеспечению занятости работников открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» и его дочерних обществ», в п. 1 которого было указано, что Правительство постановило продолжить в 2011 году реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников открытого акционерного общества «АВТОВАЗ» и его дочерних обществ, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2009 №902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области» (далее по тексту - Постановление Правительства №902).

Данным пунктом Постановления было установлено, что реализация в 2011 году указанных мероприятий осуществляется из расчета обеспечения занятости работников этого акционерного общества и его дочерних обществ в количестве не более 4500 человек в пределах остатка субсидии, предоставленной из федерального бюджета бюджету Самарской области в 2010 году в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.11.2009 №902.

Таким образом, возможность использования обществом в 2011 году остатка субсидий, выделенных обществу в 2010 году, закреплена вышеуказанными нормами действующего законодательства. При этом, имеется решение главного администратора бюджетных средств (Правительства РФ) о возможности использования обществом в 2011 году субсидий, не использованных в 2010 году. Учитывая тот факт, что субсидии выделялись обществу из федерального бюджета на основании Постановления Правительства РФ №902, именно Правительство РФ имело право на принятие решения о возможности использования обществом сумм субсидий в следующем финансовом году - в 2011 - в пределах остатка суммы субсидии, предоставленной обществу в 2010 году.

Правомерность позиции общества по вопросу возможности использования остатка субсидии в 2011 году подтверждена также Департаментом труда и занятости населения Самарской области.

19 августа 2011г. руководителем Департамента труда и занятости населения Самарской области было утверждено Заключение, составленное по результатам рассмотрения пояснений по акту проверки от 30.06.2011 №13/3 ООО «Реформинг-центр». В данном Заключении Департамент указал на то, что использование обществом в 2011 году остатка субсидий 2010 года законодательно закреплено, в связи с чем пояснения общества по данному вопросу были в полном объеме приняты Департаментом.

Кроме того, в письме №7535/04-13 от 22.11.2010, направленном в адрес ОАО «АВТОВАЗ», заместитель руководителя департамента труда и занятости населения Самарской области указал на необходимость предоставления сметы финансовых затрат на содержание дочерних обществ ОАО «АВТОВАЗ» в 2011 году, используя при этом всю сумму остатков 2009-210 годов в связи с неполным использованием общего объема бюджетных ассигнований по итогам реализации постановления от 07.11.2009 № 902 «О дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда Самарской области».

Учитывая все вышеизложенное, а также то обстоятельство, что Договорами о предоставлении субсидии №№709, 727, 726 от 19.03.2010 не установлена обязанность общества по возврату неиспользованного остатка субсидии, ООО «Реформинг-центр» обоснованно не осуществило возврат суммы неиспользованного в 2010 году остатка субсидии, использовав данную сумму в 2011 году на возмещение расходов, понесенных в связи с реализацией в 2011 году мероприятий, предусмотренных Постановлением Правительства РФ №

С учетом вышеизложенного, требования заявителя подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьёй 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на налоговый орган.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 110,167-170,176 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

1. Требование удовлетворить. Признать недействительным, как не соответствующее нормам Налогового Кодекса РФ, решение Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области №03-09/4099 от 05 августа 2011 года «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения».

2. Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной Налоговой Службы РФ №2 по Самарской области в пользу ООО «Реформинг-центр» 2000 рублей – возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение месяца с даты принятия, с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

А.Б. Корнилов