ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21647/15 от 04.12.2015 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2015 года

Дело №

А55-21647/2015

Резолютивная часть решения объявлена: 04 декабря 2015 года

Полный текст решения изготовлен: 11 декабря 2015 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Чибидиной Е.А.

рассмотрев в судебном заседании  декабря 2015 года   дело по иску, заявлению

Администрации городского поселения Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области, 446237, <...>, <...>,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,  443099, <...>, 

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

-Администрацию Безенчукского района Самарской области, 446250, <...>,

-Территориальное управление Росимущества в Самарской области, 443010, г. Cамара, ул.Красноармейская, д.21,

-Министерство имущественных отношений Самарской области. 443068, <...>.

Об оспаривании отказа в государственной регистрации

при участии в заседании

от заявителя (истца) – не явился, извещён,

от заинтересованного лица (ответчика) – ФИО2 представитель  по доверенности от 28.08.2015;

от третьего лица – не явился, извещён,

В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.11.2015г. по 21.11.2015г.

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:

1.Признать незаконным отказ от 22.06.2015 г. исх. 63/012/305/2015-465 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1, кадастровый номер: 63:12:1005001:611.

2.Обязать Управление Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Самарской области провести
государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйного имущества
на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область,
Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1,
кадастровый номер 63:12:1005001:611.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, 14.05.2015 городское поселение Осинки муниципального района Безенчукский Самарской области в лице представителя обратилось в Управление с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества в виде многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1, кадастровый номер: 63:12:1005001:611.

14.05.2015 г. в соответствии с пунктом 1.1.6 Соглашения о передаче полномочий № 1/Ос от 31.12.2014 г. городское поселение Осинки м.р. Безенчукский Самарской области в лице представителя Администрации м.р. Безенчукский Самарской области, действующего на основании Соглашения о передаче полномочий № 1/Ос от 31.12.2014 года и Доверенности от 30.12.2014 г. № 7220 обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1, кадастровый номер 63:12:1005001:611 (далее — Объект недвижимости).

Согласно расписке от 14.05.2015 г. в орган, осуществляющий государственный учет объектов недвижимости были представлены документы:

1.Заявление о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи;

2.Доверенность от 16.02.2015 г., далее по расписке от 10.06.2015 г. Доверенность от 31.12.2014 г. № 7220;

3.Кадастровый паспорт здания от 05.05.2015 г.

4.Письмо Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.12.2014 г. № 12/22435 (далее по тексту — Мин.имущество);

5.Письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 13.02.2015    г. № 1417 (далее по тексту — ТУ Росимущества);

6.Публикация газеты «Сельский труженик» от 27.08.2014 г. № 66

22.06.2015 сообщением № 63/012/305/2015-465 Управление отказало в постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного, поскольку из представленных документов не следовало, что объект недвижимого имущества является таковым.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Порядка на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Как указано выше, а регистрирующий орган вместе с заявлением от 14.05.2015 г. были также представлены:

- Письмо Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 13.02.2015 г. № 1417;

- Письмо Министерства имущественных отношений Самарской области от 18.12.2014 г. № 12/22435.

Согласно пункту 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановление Правительства РФ «О совершении учета федерального имущества» от 16.07.2007 г. № 447 документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре, является выписка из реестра, содержащая номер и дату присвоения временного или постоянного реестрового номера федерального имущества и иные достаточные для идентификации федерального имущества сведения по их состоянию в реестре на дату выдачи выписки из него.

В ответ на запрос Администрации м.р. Безенчукский Самарской области от 05.12.2014 г. № 6725 о предоставлении сведений о наличии спорного объекта недвижимости в реестре федерального имущества, Теруправление сообщило об отсутствии запрашиваемых сведений. В то же время указало на то, что отсутствие сведений об объекте в реестре федерального имущества не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности Российской Федерации и правопритязаний на данный объект, а также не является подтверждением наличия установленных действующим законодательством оснований возникновения прав третьих лиц на объект.

Согласно пункту 1.8 Постановления Правительства Самарской области от 10.03.2015 г. № 54 «Об утверждении Положения об учете имущества Самарской области и ведении реестра имущества Самарской области» документом, подтверждающим факт учета областного имущества в Реестре, является выписка из реестра имущества Самарской области на объект (объекты) учета, содержащая сведения о правообладателе имущества (при наличии правообладателя) и объекте (объектах) учета, выдаваемая в форме, установленной правовым актом уполномоченного органа.

В ответ на запрос Администрации от 08.12.2014 г. № 6754 Минимущество в своем письме указывает на отсутствие по состоянию на 16.12.2014 г. в реестре имущества Самарской области сведений о спорном объекте недвижимости. В то же время указало на то, что отсутствие сведений об объекте в реестре имущества Самарской области не может рассматриваться как отсутствие самого права собственности Самарской области и правопритязаний на данный объект, а также не является подтверждением наличия установленных действующим законодательством оснований возникновения прав третьих лиц на объект.

В качестве основания для отказа в принятии на учет в качестве бесхозяйного имущества регистрирующий орган указал на отсутствие документа, подтверждающего, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «От государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, не вправе требовать у заявителя документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона являются основаниями для государственной регистрации прав (за исключением разрешений на строительство и разрешений на ввод объекта в эксплуатацию) либо если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах и организациях, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

Документ, подтверждающий, что право собственности на объект недвижимого имущества, подлежащего постановке на учет в качестве бесхозяйного, не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации не относится к документам — основаниям для государственной регистрации права согласно статьи 17 Федерального закона № 122-ФЗ, а также не включен в перечень, определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

 Таким образом, регистрирующий орган должен был самостоятельно запросить данный документ в порядке межведомственного взаимодействия.

По мнению Управления Росреестра по Самарской области, довод заявителя о том, что регистрирующим органом должен был быть направлен соответствующий запрос с целью получения информации о регистрации прав на недвижимое имущество в порядке, действовавшем до вступления в силу Закона о регистрации, не опровергает законность принятого регистрирующим органом решения, поскольку постановка на учет недвижимого имущества в качестве бесхозяйного возможна только при наличии достаточных оснований полагать, что заявленное к регистрации имущество действительно является таковым.

Между тем, заинтересованное лицо необоснованно не приняло во внимание следующие обстоятельства.

Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 20 Закона, послужившему основанием для обжалуемого отказа в государственной регистрации перехода прав, в государственной регистрации может быть отказано, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе.

Доказательства того, что регистрирующий орган направил соответствующий межведомственный запрос с целью получения информации о регистрации прав на недвижимое имущество и получил ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для государственной регистрации прав, в материалы дела не представлены.

В отсутствие такого ответа непредставление заявителем по собственной инициативе соответствующего документа не является основанием для отказа в государственной регистрации, поскольку противоречит абз. 13 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что сообщение Управления от 22.06.2015 № 63/012/305/2015-465 является незаконным и нарушает права заявителя в иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в указанной части.

Заявитель также просит обязать Управление Росреестра по Самарской области провести государственную регистрацию постановки на учет бесхозяйного имущества
на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область,
Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1,
кадастровый номер 63:12:1005001:611.

Однако в отсутствие рассмотрения заявления Администрации в соответствии с установленным порядком, включая направление межведомственного запроса с целью получения информации о регистрации прав на недвижимое имущество и получения соответствующего ответа, регистрирующим органом не может быть принято положительное решение по представленным документам.

Основания для удовлетворения требований заявителя в указанной части при вышеуказанных обстоятельствах у суда отсутствуют.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 22.06.2015 г. исх. 63/012/305/2015-465 в государственной регистрации постановки на учет бесхозяйного имущества на многоквартирный дом, расположенный по адресу: Самарская область, Безенчукский район, ж/д разъезд Разинский, ул. Железнодорожников, д. 1, кадастровый номер: 63:12:1005001:611.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1