АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
декабря 2018 года | Дело № | А55-21674/2018 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 13 декабря 2018 года Полный текст решения изготовлен: 20 декабря 2018 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании декабря 2018 года дело по иску, заявлению | |||||||
Индивидуального предпринимателя ФИО2 к Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Муниципальное казенное учреждение г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области «Благоустройство», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 | |||||||
о признании недействительным отказа | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО8 по доверенности от заинтересованного лица - ФИО9 по доверенности от МКУ «Благоустройство» - ФИО9 по доверенности от третьего лица – не явился, извещён, | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в арбитражный суд с заявлением от 31 июля 2018 года входящий номер 21674, в котором просит суд: -«признать недействительными отказы в захоронении от 07 мая 2018 года исходящий № 1218, от 24 мая 2018 года исходящий № 1473, от 29мая 2018 года исходящий № 1521, от 19 июня 2018 года исходящий № 1752, от 03 июля 018 года исходящий № 1897, а действия Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области - незаконными». Администрация городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Муниципальное казенное учреждение г.п. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области «Благоустройство», ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Индивидуальный предприниматель ФИО2 заключал договоры оказания ритуальных услуг с гражданами ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 С связи с исполнением своих обязательств по указанным договорам ИП ФИО2 обращался в Администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области с заявлениями о захоронении, о предоставлении муниципальной услуги, о разрешении установления на могиле ограды. Решениями Администрацию городского поселения Новосемейкино от 07 мая 2018 года исходящий № 1218, от 24 мая 2018 года исходящий № 1473, от 29мая 2018 года исходящий № 1521, от 19 июня 2018 года исходящий № 1752, от 03 июля 018 года исходящий № 1897 в удовлетворении заявлений отказано. Свои отказы Администрация городского поселения Новосемейкино обосновывала ссылками на решение Конференции граждан поселка Новосемейкино м.р.Красноярский п.6.1. от 22.02.2018 «выбор должен осуществляется с учетом места смерти либо с учетом заслуг умершего перед обществом, государством и городским поселением Новосемейкино», Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории городского поселения Новосемейкино м.р.Красноярский Самарской области» утвержденного постановлением № 8 от 27.01.2017, Положения «Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержания кладбищ на территории городского поселения Новосемейкино м.р. Красноярский Самарской области» и внесенными изменениями и дополнениями в Положение «Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области», утвержденное Решением Собрания представителей городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 23.08.2017 № 36 и от 01.06. 2018 года № 17): «Муниципальные кладбища городского поселения Новосемейкино предназначены для погребения умерших граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования городского поселения Новосемейкино, а также умерших на территории поселения в период их временного пребывания (зарегистрированных по месту пребывания). Администрация указывала, что захоронение умерших, незарегистрированных на момент смерти в городском поселении Новосемейкино, разрешается в родственную могилу при наличии места либо с учетом заслуг умершего перед обществом, государством и городским поселением Новосемейкино. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Доводы Администрации сводятся к тому, что ответчик действовал в рамках предоставленных ему полномочий и не нарушал действующее законодательство, что подтверждается тем, что прокуратурой района не вынесено протестов в отношении решения собрания представителей городского поселения Новосемейкино Красноярского района Самарской области от 01.06.2018 года № 17 было принято решение о внесении изменений в Положение «Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области», утвержденное Решением Собрания представителей городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 26.01.2017 года №9» (далее Решение). С указанной позицией нельзя согласиться по следующим основаниям. Порядок захоронения граждан регулируется нормами Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее Закон). В соответствии с п. 24, статьи 7, главы 2 Устава городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области к вопросам местного значения отнесены: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Таким образом, определение порядка погребения и предоставление или не предоставление земельного участка не относится к вопросам местного значения, т.к. порядок захоронения определен Федеральным законодательством. Во исполнение указанного вопроса местного значения создано МКУ «Благоустройство», которое в рамках своей компетенции организовывает оказание ритуальных услуг и проводит работы по содержанию мест захоронения на общественном кладбище п.г.т. Новосемейкино. Положения, внесенные на основании Решения, а именно: «Муниципальные кладбища городского поселения Новосемейкино предназначены для погребения умерших граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования городского поселения Новосемейкино, а также умерших на территории поселения в период их временного пребывания (зарегистрированных по месту пребывания). Захоронение умерших, незарегистрированных на момент смерти в городском поселении Новосемейкино, разрешается в родственную могилу при наличии места либо с учетом заслуг умершего перед обществом, государством и городским поселением Новосемейкино.», противоречат действующему законодательству РФ, т.к. устанавливает сразу несколько ограничений, не предусмотренных Федеральным законодательством РФ: 1. Речь идет о захоронении граждан, т.е. не граждане и лица без гражданства не могут быть похоронены на указанном кладбище. Федеральное законодательство не оперирует понятиями гражданин. В федеральном законодательстве установлено (ст. 1, Закона 8-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; 2) гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; 3) санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; 4) основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности. Таким образом, выстояний по юридической силе законодательный акт не устанавливает, что погребению подлежат только граждане, следовательно, указанное ограничение является не законным. 2. Оспариваемые нормы одним из основных признаков для захоронения устанавливает постоянное проживание на территории муниципального образования Новосемейкино, а в случае временного пребывания умерший должен иметь временную регистрацию на территории п.г.т. Новосемейкино. Указанные нормы не соответствуют нормам Закона 8-ФЗ и нарушают права умерших, в т.ч. ФИО10 и ФИО11 3. Следующий абзац устанавливает, что захоронение незарегистрированных на момент смерти в городском поселении Новосемейкино, разрешается в родственную могилу при наличии места либо с учетом заслуг умершего перед обществом, государством и городским поселением Новосемейкино. Указанные нормы также нарушают требования установленные Законом 8-ФЗ. Учитывая, что федеральное законодательство имеет высшую юридическую силу, оспариваемые нормы подлежат отмене в полном объеме. Институт регистрации граждан установлен Законом РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации". В соответствии с ст. 2, указанного Закона, В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия: - регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства. Таким образом, государственная деятельность по регистрации, ни как не может быть привязана к правам умерших на захоронение, с учетом последней воли умершего. Кроме этого, учитывая требования Положения «Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержании кладбищ на территории городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области», утвержденное Решением Собрания представителей городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 26.01.2017 года № 9, остаётся не ясным как орган местного самоуправления определяет наличие регистрации или временной регистрации по месту пребывания, т.к. документ подтверждающий регистрацию сдается в органы ЗАГСа, при получении свидетельства о смерти. Следовательно, орган местного самоуправления не может установить, или каким либо иным образом, определять имелась ли у умершего регистрация постоянная или временная на территории п.г.т. Новосемейкино. В соответствии с ст. 1 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" - настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: 1) гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников. В соответствии с п. 1 ст.7 ФЗ № 8-ФЗ на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируются погребение с учетом его волеизъявления, предоставление бесплатно участка земли для погребения тела (останков) или праха. В соответствии с п. 1, ст. 5 ФЗ № 8-ФЗ волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти (далее - волеизъявление умершего) - пожелание, выраженное в устной форме в присутствии свидетелей или в письменной форме: - быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими; В соответствии с ст. 18 указанного закона, общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, законодательством РФ установлено, что каждому человеку на территории РФ, после смерти бесплатно, предоставляется земельный участок для погребения. Земельный участок долен быть предоставлен на общественном кладбище в соответствии с волеизъявлением умершего или его близких родственников. ФИО2 является индивидуальным предпринимателем (ГРНИП № 318631300027886 от 21.02.2018 года), основным видом деятельности, согласно единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, является организация похорон и предоставление связанных с ними услуг. В процессе оказания услуг по захоронению, он как лицо, взявшее на себя обязанность по захоронению (статья 8 Федерального закона № 8-ФЗ) обращается в орган местного самоуправления для получения разрешения на захоронение, как это установлено законодательством, но получает неправомерные отказы, которые нарушаю его права как индивидуального предпринимателя и негативно влияют на деятельность истца, т.к. он не может осуществлять деятельность по исполнению волеизъявления граждан о захоронении на общественном кладбище из-за неправомерных действий ответчика. Оспариваемые решение об отказе в захоронении основанные на решении собрания Представителей п.г.т. Новосемейкино муниципального района Красноярский, которое было отменено на основании решения Самарского областного суда от 25.11.2018 года (решение вступило в силу 03.12.2018 года). Решением Самарского областного суда от 25.11.2018 года установлено: «Признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия абзацы 2 и 3 установочной части Положения «Об организации ритуальных услуг, погребения, похоронного дела и содержания кладбищ на территории городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области», утвержденного решением Собрания представителей городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 26.01.2017 г. № 9 в редакции решения Собрания представителей от 01.06.2018 г. №17, устанавливающие следующие нормативные положения: «Муниципальные кладбища городского поселения Новосемейкино предназначены для погребения умерших граждан, постоянно проживающих на территории муниципального образования городского поселения Новосемейкино, а также умерших на территории поселения в период их временного пребывания (зарегистрированных по месту пребывания). Захоронение умерших, не зарегистрированных на момент смерти в городском поселении Новосемейкино, разрешается в родственную могилу при наличии места либо с учетом заслуг умершего перед обществом, государством и городским поселением Новосемейкино». Обязать Собрание представителей городского поселения Новосемейкино Красноярского района Самарской области опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца после вступления его в законную силу в официальном печатном издании - газете «Красноярский вестник». Согласно части 3 статьи 69 АПК РФ обязательным для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле, является вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу. По смыслу положений части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды обязаны безусловно учесть обстоятельства, установленные судом общей юрисдикции и имеющие отношение к лицам, участвующим в деле, которые, кроме того, также участвовали в судебном разбирательстве в суде общей юрисдикции. В статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплен принцип обязательности судебного акта, согласно которому вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех субъектов и подлежат неукоснительному исполнению на территории Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд установил, что правовые основания для принятия Администрацией городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области оспариваемых решений и совершения оспариваемых действий отсутствовали. В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что оспариваемые решения и действия являются незаконными и нарушают права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 руб. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявленные требования удовлетворить. Признать решения Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области от 07 мая 2018 года № 1218, от 24 мая 2018 года № 1473, от 29 мая 2018 года № 1521, от 19 июня 2018 года № 1752, от 03 июля 2018 года № 1897 недействительными, а действия, выразившиеся в отказе в захоронении, незаконными. Обязать Администрацию городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взыскать с Администрации городского поселения Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО2 расходы на уплату госпошлины в сумме 300 руб. Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО2 из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 16.08.2018г. госпошлину в сумме 1500 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||