ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-21937/13 от 19.12.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения объявлена 19.12.13.

Полный текст решения изготовлен 20.12.13.

20 декабря 2013 года

Дело №

А55-21937/2013

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Рысаевой С.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Царьковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании 19 декабря 2013 года дело по иску

Первого заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области

к Муниципальному унитарному предприятию "Теплоэнергетический комплекс", Самарская область, п.Безенчук

Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" Самарская область, п.Безенчук

о признании недействительны договора в части

при участии в заседании

от истца - Амбарцумян А.Г. удост

от ответчиков - не явились извещены.
 от Правительства Самарской области - не явились, извещены.

установил:

Заместитель прокурора Самарской области обратился в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Муниципальному унитарному предприятию "Теплоэнергетический комплекс", Государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" о признании недействительными пунктов 3.14, 6.4, 6.5 договора №Б009 на поставку тепловой энергии от 01.01.13. заключённого между Муниципальным унитарным предприятием " Теплоэнергетический комплекс " и Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум".

Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергетический комплекс", извещенное надлежащим образом, в заседание не явилось (ув.№71784), отзыв на иск не представило.

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум", извещенное надлежащим образом, в заседание не явилось (ув.№71785), представило ходатайство в котором просит рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Правительство Самарской области представило отзыв в котором поддерживает требования заявителя, в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил:

01.01.13. между Муниципальным унитарным предприятием "Теплоэнергетическим комплексом" (далее – Энергоснабжающая организация) и Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" (далее - Абонент) заключен договор №Б 009 на поставку тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 6.4 контракта в случае просрочки оплаты более 15 дней Энергоснабжающая организация предупреждает, что при неоплате задолженности в последующие 5 дней, Энергоснабжающая организация ограничивает отпуск тепловой энергии.

Пунктом 6.5 договора Энергоснабжающая организация контракта при неуплате задолженности в течении 5 дней Энергоснабжающая организация извещает Абонента о полном прекращении подачи тепловой энергии. Возобновление подачи тепловой энергии будет произведено после уплаты задолженности, а также оплаты услуги подключения к инженерным сетям.

Пунктом 3.14 контракта установлено, что за самовольный разбор теплоносителя (сетевой воды), ее утечки потребитель оплачивает стоимость сверхнормативной израсходованной теплофикационной воды и теплоэнергии с ней в размере 2 кратной стоимости потребленной энергии.

Договор на отпуск тепловой энергии №Б009 от 01.01.13 в части пунктов 6.4, 6.5, 3.14 контракта противоречат требованиям федерального законодательства и подлежат признанию недействительными по следующим основаниям.

Согласно ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ч. 1 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Частью 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Таким образом, Гражданский кодекс Российской Федерации закреплён исчерпывающий перечень оснований, при которых допустимо ограничение режима подачи энергии в одностороннем порядке (без согласования с абонентом), а именно:

1)в целях предотвращения или ликвидации аварии;

2)в случаях, когда энергетические установки абонента в результате их неудовлетворительного состояния угрожают аварией или создаёт угрозу жизни и здоровью граждан;

3)при нарушении абонентом, являющимся юридическим лицом, обязательств по оплате энергии;

В отношении последнего из названных оснований необходимо учитывать, что оно подлежит применению энергоснабжающей организацией в порядке, установленном законом или иными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу положений ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором и в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может устанавливать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.

Применительно к теплоснабжению специальный порядок прекращения или ограничения подачи тепловой энергии отдельным категориям потребителей при нарушении ими обязательств по оплате установлен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации , утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 08.08.12 №808 «Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ».

В соответствии с пунктом 95 Правил в отношении социально значимых категорий потребителей применяется специальный порядок введения ограничения потребления, В отношении таких потребителей в обязательном порядке в договоре теплоснабжения определяются режимы введения ограничений.

Согласно пункту 196 Правил к социально значимым категориям потребителей (объектам потребителей) относятся учебные заведения начального и среднего образования.

Таким образом пункты 6,4,6.5 контракта на поставку тепловой энергии №Б009 от 01.01.13, предусматривающие право теплоснабжающей организации прекращения подачи тепловой энергии полностью или частично, нарушают права и законные интересы образовательного учреждения, и не соответствуют нормативным требованиям закона и подзаконным правовым актам.

В соответствии с Правилами учёта тепловой энергии и теплоносителя, утверждёнными приказом Министерства топлива и энергетики РФ от 12.09.95г. №Вк-4936, энергоснабжающие организации и потребители тепловой энергии, независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединённой тепловой нагрузки потребителя, должны вести учёт и регистрацию отпуска и потребления тепловой энергии в целях осуществления взаимных финансовых расчётов.

Таким образом, оплата потреблённой тепловой энергии должна производиться исходя из фактического потребления, согласно учётным данным и установленному тарифу.

Произвольное установление платы за фактически потреблённую тепловую энергию в пятикратном размере от установленного тарифа противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно п. 168 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №530 от 31.08.2006 (далее Положения), в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.

Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении № 6. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 названных Положений.

Пунктом 1 в указанный перечень, предусмотренный приложением №6, включены образовательные учреждения.

Стороны при заключения договора теплоснабжения не предусмотрели и не подписывали акт согласования аварийной и технологической брони для Абонента.

Таким образом, пункты 3.14, 6.4, 6.5 договора на отпуск тепловой энергии №Б 009 от 01.01.13, предусматривающие право Энергоснабжающей организации осуществлять полное ограничение режима потребления, нарушают права и законные интересы Абонента, имеющего право в любом случае получать тепловую энергию не ниже установленной аварийной брони и не соответствует требованиям вышеперечисленных норм закона и актам нормативного характера.

Заявленные требования по своему содержанию касаются нарушения Энергоснабжающей организацией законодательно установленного порядка подачи тепловой энергии образовательному учреждению, что может привести к неблагоприятным последствиям, в том числе, возникновению угрозы здоровью граждан.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии со ст. 180 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной её части.

В соответствии с Уставом учредителем учреждения является Самарская область в лице Министерства образования и науки Самарской области.

При заключении спорного договора и в период его исполнения обязательное приложение - акт согласования аварийной и технологической брони для Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" Самарская область, п.Безенчук в соответствии с пунктами 188, 189 Положений сторонами не подписывался.

Согласно п. 18 Правил ограничения в отношении потребителей (в том числе в отношении отдельных используемых ими объектов), ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относящихся к категориям потребителей согласно приложению, частичное ограничение режима потреблена вводится в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил не ниже уровня аварийной брони.

При отсутствии у такого потребителя акта согласования аварийной брони, величины аварийной брони определяются гарантирующим поставщиком по согласованию с исполнителем в размере не менее 10 процентов максимальной мощности соответствующих объектов такого потребителя, а потребитель несет ответственность за последствия, в том числе перед третьими лицами, вызванные применением к нему ограничения режима потребления.

Как разъяснено в пункте 32 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, Гражданский кодекс Российской Федерации не исключает возможность предъявления исков о признании недействительной ничтожной сделки.

Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.

Признание недействительными пунктов 3.14, 6.4, 6.5 договора на отпуск тепловой энергии №Б 009 от 01.01.13 не повлияет на исполнение сторонами своих обязательств и, следовательно, не влечет ничтожности прочих условий договора.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 110 расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 руб. относятся на ответчиков в равном размере. Учитывая, что истец в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины и при подаче иска её не уплачивал, последнюю надлежит взыскать с ответчиков в доход федерального бюджета в равных частях по 2 000 руб. с каждого.

Руководствуясь ст. ст.110,156,167-171,176,259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными пункты 3.14,6.4,6.5 государственного контракта на поставку тепловой энергии №Б009, заключённого 01.01.13 Муниципальным унитарным предприятием "Теплоэнергетический комплекс" и Государственным бюджетным образовательным учреждением среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" Самарская область, п.Безенчук.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия "Теплоэнергетический комплекс", Самарская область, п.Безенчук в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Взыскать с Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Безенчукский аграрный техникум" Самарская область, п.Безенчук в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.Г. Рысаева