ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-22060/13 от 27.11.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru,е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

04 декабря 2013 года

Дело № А55-22060/2013

Резолютивная часть решения объявлена:

27 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен:

04 декабря 2013 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Медведева А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Абрамовой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании 27 ноября 2013 года дело по заявлению (иску)

Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, Тольятти, пл. Свободы, 4

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, Куйбышева, 145

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:

Общества с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп»,

Общества с ограниченной ответственностью «Повтор»,

Открытого акционерного общества «Завод по переработке твердых бытовых отходов»,

Общества с ограниченной ответственностью «Эколайн»

об оспаривании предписания № 7648/6 от 26.07.2013

при участии:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 29.12.2012;

от заинтересованного лица – ФИО2, доверенность от 09.01.2013;

от ООО «Эко Рециклинг Групп» - ФИО3, доверенность от 25.11.2013;

от ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» - ФИО4, доверенность от 25.11.2013;

от третьих лиц – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Мэрия городского округа Тольятти обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области №7648/6 от 26.07.2013г.

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Управление, ответчик) в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве и дополнениях к нему.

Общество с ограниченной ответственностью «Эко Рециклинг Групп» против удовлетворения требований возразило, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в письменных пояснениях.

Открытое акционерное общество «Завод по переработке твердых бытовых отходов» отзыв на заявление не представило, в судебном заседании представитель третьего лица требования поддержал, считает их обоснованными и законными по основаниям, указанным в заявлении Мэрии.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения дела № 111-1638-12/6 послужило заявление ООО «Эко Рециклинг Групп» о действиях Мэрии г.о. Тольятти (далее - Мэрия), выразившихся в принятии Постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011г. № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти» (далее - Постановление Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011г. № 4222-п/1), регламентирующего порядок и условия предоставления субсидий.

Согласно доводам, изложенным в заявлении ООО «Эко Рециклинг Групп», указанными изменениями в порядке созданы дискриминационные условия доступа Общества на товарный рынок по утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения в г.о. Тольятти.

Поскольку заявление ООО «Эко Рециклинг Групп» указывало на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства, Самарское УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, руководствуясь положениями статьи 39 Закона о защите конкуренции, возбудило дело № 111-1638-12/6 в отношении Мэрии г. о. Тольятти по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Закон «О защите конкуренции» (приказ руководителя Самарского УФАС России от 27.11.2012 г. № 524).

Определение о назначении к рассмотрению дела № 111-1638-12/6 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного по заявлению ООО «Эко Рециклинг Групп», было вынесено Самарским УФАС России 27.11.2012 г.

По результатам рассмотрения дела № 111-1638-12/6 о нарушении антимонопольного законодательства были установлены факты нарушения Мэрией г. о. Тольятти пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Нарушение Мэрии г. о. Тольятти указанных норм Закона о защите конкуренции выразилось в принятии Постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011 г № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009г.», содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти.

Решением Комиссии Самарского УФАС России от 26.07.2013 г. № 7647/6 по делу № 111-1638-12/6 о нарушении антимонопольного законодательства в действиях (бездействии) Мэрии городского округа Тольятти признано нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

26 июля 2013 года по результатам рассмотрения дела № 111- 1638-12/6 в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции на основании решения от 26.07.2013 г. №7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание от 26.07.2013 г. № 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Мэрии г.о. Тольятти предписывалось в срок до 26.09.2013г. прекратить нарушение пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии акта, создающего дискриминационные условия, а именно: внести изменения в Постановление Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011г. № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти», путем исключения условий предоставления субсидий, создающих дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти.

Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.

Заявитель указывает, что оспариваемое предписание Самарского УФАС России является необоснованным, нарушающим права и законные интересы Заявителя в экономической деятельности.

Заявленные требования мотивируются следующим образом.

При формировании бюджета на текущий год по строке «утилизация отходов от населения» сумма на возмещение затрат складывается из годового объема образующихся отходов и утвержденного тарифа, период действия которого не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.

На основании изложенного в Порядке был установлен критерий о наличии у юридических лиц специализированного оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.

Как указывает Мэрия, учитывая то, что на территории городского округа Тольятти действует лишь один полигон для размещения твердых бытовых отходов и свободных объемов на данном полигоне, в случае прямого захоронения ТБО хватит всего на 1-2 года, а проектирование новых полигонов в настоящий момент не ведется, установление критерия отбора юридических лиц имеющих оборудование для переработки и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющего снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% (снижение площади захламления) от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов становится принципиально важным для жизнеобеспечения населения городского округа Тольятти.

Кроме того, рассматриваемый критерий Порядка позволяет юридическим лицам, претендующим на получение субсидии как самостоятельно иметь оборудование по переработке отходов, так и предусматривает возможность заключения договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке ТБО, что не может рассматриваться как создание незаконных преимуществ и дискриминационных условий.

В связи с этим, установление указанных требований обеспечивает гарантии исполнения органом местного самоуправления своих обязательств в области обращения с отходами.

По мнению заявителя, Мэрией городского округа Тольятти не нарушены требования статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции».

Арбитражный суд считает указанные доводы ошибочными и необоснованными по следующим мотивам.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются, в том числе, из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять, в том числе категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Как следует из материалов дела, в рамках реализации вышеуказанных полномочий на территории городского округа Тольятти предоставляются субсидии на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Предоставление указанных субсидий осуществляется в соответствии с Порядком предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, утвержденный Постановлением Мэрии г.о. Тольятти Самарской области № 71-п/1 от 01.04.2009 г. (в редакции Постановления Мэрии городского округа Тольятти от 30.12.2011 № 4222-п/1) (далее - Порядок предоставления субсидий ).

Пунктом 3.1 вышеуказанного порядка установлены следующие цели предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти:

- возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, получателям субсидий в пределах средств, предусмотренных на эти цели решением Думы городского округа Тольятти о бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

- улучшение экологической обстановки в городском округе Тольятти;

- стимулирование деятельности по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, путем увеличения степени переработки твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, и уменьшения объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, подлежащих захоронению, до величины не более 25% от изначально образовавшихся.

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий, субсидии предоставляются юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Условием предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, является наличие у данных лиц специализированного оборудования:

- по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;

- по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющего снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, или договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, прошедших сортировку, позволяющую снизить объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

В соответствии с пунктом 2.6 Постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области № 1623-п/1 от 22.05.2013 г. «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009 г. «Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти» внесены изменения в абзац 2 пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий. Согласно указанным изменениям пункт 2.1 Порядка предоставления субсидий дополнен в части возможности заключения договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год.

Пунктом 3.4 указанного порядка установлено, что претенденты на получение субсидий представляют в департамент следующие документы:

- расчет затрат на утилизацию твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти (приложение N 1 к договору субсидии);

- копию Устава юридического лица;

- копию свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на налоговый учет в налоговом органе;

- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

- копию лицензии;

- копию договора на перевозку твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, заключенного между управляющей организацией и компанией-перевозчиком.

- справка о наличии оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год (приложение N 3 к Порядку предоставления субсидий), или копия договора с лицензированной организацией на оказание услуг по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющих принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год;

- справка о наличии оборудования по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти после сортировки, позволяющего снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку (приложение N 4 к Порядку предоставления субсидий), или копия договора с лицензированной организацией на услугу по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющей снизить объем захораниваемых твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, до величины не более 25% от объема поступивших на сортировку.".

Таким образом, Порядком предоставления субсидий установлен заявительный характер предоставления субсидий.

Как следует из материалов дела, ООО «Эко Рециклинг Групп» обращалось в Мэрию г.о. Тольятти с заявками (письма от 21.02.2012г. исх.№ 3, от 04.04.2012г. исх.№16, от 04.06.2012г. исх.№1/18, от 29.06.2012г. исх.№5) на заключение договора субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г. о. Тольятти на 2012г. с приложением копий документов:

- Устав ООО «Эко Рециклинг Групп»;

- свидетельство о регистрации юридического лица;

- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

- лицензия на деятельность по обращению с отходами I-IV класса опасности;

- приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011 г № 125 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рецкклинг Групп»;

- справка о наличии оборудования по переработке ООО «Эко Рециклинг Групп»;

- договор аренды машин и оборудования от 17.01.2012г. № 01;

- акт приема-передачи на мусоросортировочный комплекс;

- отчет по основным средствам за январь 2012 года;

- технический проект на мусоросортировочный комплекс;

- протокол от 21.12.2012 г. № 6 общего собрания участников ООО «Эко Рециклинг Групп».

По результатам рассмотрения указанных заявок, Мэрия г.о.Тольятти направила в адрес ООО «Эко Рециклинг Групп» письма (от 04.02.2012г. исх.№ 219/4.1-1, от 06.03.2012 исх. №499/4.1, от 05.06.2012 исх.№ 1270/4.1, от 17.04.2012 №869/4.1, от 20.06.2012 исх. №5981/4).

Указанными письмами Мэрия г.о. Тольятти сообщила в адрес ООО «Эко Рециклинг Групп» о том, что в соответствии с пунктом 2.1 Порядка предоставления субсидий, условием предоставления субсидий является наличие у данных лиц специализированного оборудования по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, позволяющего принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год. При этом Мэрией г.о. Тольятти указано, что ООО «Эко Рециклинг Групп» для получения субсидий необходимо представить пакет документов в соответствии с Порядком предоставления субсидий.

Как следует из материалов дела, единственным получателем субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, в 2012 г., истекшем периоде 2013 г. являлось ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (далее - ОАО «ЗПБО»),

В соответствии с пояснениями представителей Мэрии г.о. Тольятти, только ОАО «ЗПБО» может обеспечить прием и утилизацию всего годового объема образующихся отходов.

В рамках проведения внеплановой выездной проверки Мэрией г.о. Тольятти были представлены надлежащим образом заверенные копии следующих документов:

- отчеты о фактических расходах, связанных с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за период: с 1 января по 31 декабря 2012г., за истекший период 2013 года, предоставляемые в Мэрию г.о. Тольятти получателем субсидий;

- сводные реестры об объемах твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, утилизированных за период: с 1 января по 31 декабря 2012г., за истекший период 2013 года;

- отчеты о целевом использовании предоставленной субсидии на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за 2012 г., истекший период 2013 г., предоставляемые в Мэрию г.о. Тольятти получателем субсидий.

Из содержания указанных документов следует что, ОАО «ЗПБО» в указанный период ежемесячно представляло в Мэрию г.о. Тольятти отчеты, подтверждающие фактические расходы и отчеты о целевом использовании предоставленной субсидии на возмещение затрат, связанные с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

Таким образом, субсидии на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти в 2012 г., истекшем периоде 2013 г. получало только ОАО «ЗПБО».

Как следует из материалов дела, для реализации проекта по комплексной переработке отходов между ОАО «ЗПБО» (получателем субсидий) и ООО «Повтор» заключен Договор от 30.12.2011г. № 164/11 и дополнительное соглашение от 01.01.2012 г. №1 на выполнение работ по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

В рамках проведения внеплановой выездной проверки инспекцией были произведены осмотры производственных помещений и оборудования трех хозяйствующих субъектов: ОАО «ЗПБО», ООО «Повтор» и ООО «Эко Рециклинг Групп».

Согласно протоколу осмотра производственных помещений ООО «Повтор», твердые бытовые отходы (далее - ТБО) от населения (4 класса опасности) вначале поступают на мусоросортировочную линию Общества, где вручную отбираются ресурсно-ценные фракции. Мощность сортировочной линии ООО «Повтор» составляет 1 500 тыс. м3 в год. Отобранные утильные фракции транспортируются на ОАО «ЗПБО».

В ходе проведения осмотра помещений и территорий ОАО «ЗПБО» установлено, что отобранные утильные фракции, поступившие от ООО «Повтор», направляются в биобарабаны и проходят цикл переработки. Прошедшие через биобарабан отходы поступают на второй грохот (вибросито), биомасса после биобарабана и отсеивания направляется на площадку дозревания компоста. Оставшаяся фракция после дозревания преобразуется в компост, который после прохождения лабораторного контроля готов к реализации. Непереработанные отходы вывозятся на полигон.

Описанный выше цикл сортировки, переработки и обезвреживания ТКО позволяет снизить объем отходов, размещаемых в местах централизованного захоронения, до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов.

На территории ООО «Эко Рециклинг Групп» имеется комплекс сортировки отходов.

Указанный комплекс предназначен для механизации и автоматизации процесса сортировки и брикетирования ТБО. Общая производительность установки в режиме сортировки и пакетирования составляет не более 100 тысяч тонн в год.

Согласно пункту 4.2 Руководства по эксплуатации комплекса сортировки отходов, разгрузка мусоровозов с неразделенными отходами производится на площадку, расположенную под навесом за стеной производственного корпуса, откуда, с помощью трактора, снабженного отвалом, отходы подаются в приямок пластинчатого конвейера. На этой же площадке производится отбор и удаление крупногабаритных отходов. Пластинчатый конвейер подаёт отходы на сортировочную эстакаду, оборудованную конвейером предварительной разборки. Конвейер предварительной разборки служит для отбора крупных фракций, которые необходимо удалить перед поступлением отходов в барабанный сепаратор и обслуживается восемью операторами.

Операторы на первых по ходу движения постах конвейера удаляют крупные фрагменты строительного мусора, дерева, камни и другие подобные фрагменты, далее удаляются картонные коробки, крупные листы картона, крупные фрагменты пластиковой пленки.

Далее отходы разгружаются в барабанный сепаратор, имеющий сита с отверстиями диаметром 60 мм для отсеивания мелких фракций. Отсев проваливается на ленточный конвейер, предназначенный для сбора и транспортирования подгрохотного продукта на конвейер. Далее отсев транспортируется конвейером и накапливается в контейнере, расположенным за пределами здания комплекса.

Разобранные по фракциям отходы сбрасываются операторами по леткам на уровень пола, а затем подаются на пластинчатый конвейер, загружающий отходы в брикетировочный пресс. Непереработанные отходы вывозятся на полигон. В результате указанных действий по обращению с отходами, объем отходов, размещаемых на полигоне, уменьшается до величины не более 25% от первоначального объема образующихся твердых бытовых отходов.

Комиссией по делу № 111-1638-12/6 установлено, что согласно устным пояснениям представителей Мэрии г.о. Тольятти, действующая на ОАО «ЗПБО» схема утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующихся от жизнедеятельности населения города, обеспечивает их полное обезвреживание методом биотермического компостирования с предварительным извлечением утильных фракций и возвращением их в хозяйственный оборот. Этот способ утилизации твердых бытовых отходов основан на реакциях в биотермической установке (барабане) в результате которых ТБО превращается в компост.

Вместе с тем, технологический цикл мусороперерабатывающего комплекса ООО «Эко Рециклинг Групп», несмотря на отсутствие биотермической установки, обеспечивает уменьшение объема ТБО до величины не более 25% от первоначального объема образующихся отходов

Таким образом, имеющиеся в деле документы, а также устные пояснения лиц, участвующих в деле, свидетельствуют о том, что оборудование и ОАО «ЗПБО» и ООО «Эко Рециклинг Групп» обеспечивает обезвреживание твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующихся от жизнедеятельности населения города с предварительным извлечением утильных фракций и возвращением их в хозяйственный оборот.

При этом, Комиссией по делу № 111-1638-12/6 установлено, что в рамках заключенного Договора от 30.12.2011г. № 164/11 услуги по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора для ОАО «ЗПБО», оказываются ООО «Повтор» на возмездной основе.

В соответствии с пунктом 1.1. Договора Заказчик (ОАО «ЗПБО») поручает, а Исполнитель (ООО «Повтор») принимает на себя обязательство на выполнение работ по сортировке твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в объеме не менее 1 200 000 (один миллион двести тысяч) м3 в год. Согласно пункту 2.1 Договора цена за сортировку ТБО указана в приложении.

В рамках указанного договора оплата производиться Заказчиком за фактические выполненные Исполнителем работы путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, указанный в настоящем договоре, в течении 10 банковских дней с момента получения Заказчиком денежных средств от Главного распорядителя бюджетных средств на возмещение затрат, связанных с утилизацией отходов.

Как следует из материалов дела, только общие мощности оборудования ОАО «ЗПБО» и ООО «Повтор» позволяют принять объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти, в количестве не менее объема твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год. Таким образом, оборудование у ОАО «ЗПБО» не имеет производственную и технологическую мощность по сортировке.

Однако, как следует из материалов настоящего дела, оборудование ООО «Эко Рециклинг Групп» обеспечивает весь технологический цикл от сортировки до обезвреживания твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора, образующихся от жизнедеятельности населения города с предварительным извлечением утильных фракций.

Вместе с тем, годовая производственная мощность Общества по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти в 2012 году составляет 500 тыс. м3.

Согласно письменным пояснениям Мэрии г.о. Тольятти (письмо от 15.10.2012г. исх.№ 9727/6) ориентировочный объем ежегодно образующихся отходов от жизнедеятельности населения городского округа Тольятти за один календарный год составляет не менее 1 150 тыс. м3 в год, ООО «Эко Рециклинг Групп» не имеет производственной мощности оборудования, способного переработать весь объем образующихся в г.о. Тольятти ТБО и крупногабаритного мусора. Таким образом, Общество не может претендовать на получение субсидий.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», тарифы на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых бытовых отходов, оказываемые организациями коммунального комплекса подлежат государственному регулированию. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок.

Из документов, имеющихся в материалах дела № 111-1638-12/6, следует, что утилизация отходов, образующихся от населения г.о. Тольятти, субсидируется за счет средств бюджета. Порядок расходования средств местного бюджета определяется решением о бюджете муниципального образования на соответствующий финансовый год. При формировании бюджета на текущий год по строке «утилизация отходов от населения» сумма затрат складывается из годового объема образующихся отходов и утвержденного тарифа на утилизацию отходов от населения получателя субсидий.

Согласно приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.12.2011г. № 215 «Об установлении тарифов на услуги ООО «Эко Рециклинг Групп», ООО «Эко Рециклинг Групп» был установлен тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 85,30 рублей за 1 м3.

Вместе с тем, ОАО «ЗПБО» был установлен тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в размере 113,86 рублей за 1 м3 (приказ Министерства энергетики и жилищно- коммунального хозяйства Самарской области от 30.11.2012г. №191 «Об установлении тарифов на услуги ОАО «ЗПБО»).

Из содержания указанных документов следует, что тариф на (захоронение) ТБО для организаций коммунального комплекса у ОАО «ЗПБО» (получателя субсидий ) выше, чем у ООО «Эко Рециклинг Групп».

Согласно положениям Порядка предоставления субсидий, условием для получения субсидий юридическим лицам является наличие у данных лиц специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год.

Из документов, имеющихся в материалах дела, следует, что при наличии такого критерия отбора ни один из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по утилизации твердого бытового и (или) крупногабаритного мусора не может претендовать на получение субсидий, поскольку ОАО «ЗПБО», ООО «Эко Рециклинг Групп» не имеет производственной мощности оборудования, способного переработать весь объем образующихся в г.о. Тольятти ТБО и крупногабаритного мусора, а ООО «Повтор» осуществляет деятельность только по сортировке.

В обоснование своей позиции о необходимости наличия условия в Порядком предоставления субсидий, Мэрией г.о. Тольятти представлены Комиссии письменные пояснения (письмо от 10.07.2013г. исх.№ 1681/6.4). Доказательством необходимости, согласно письменным пояснениям, установления такого критерия является гарантия исполнения органом местного самоуправления своих обязательств в области обращения с отходами. Кроме того, Мэрия г.о. Тольятти указывает на то, что рассматриваемый критерий отбора в Порядке предоставления субсидий устанавливает возможность заключения договора с лицензированной организацией на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

При таких обстоятельствах, по мнению Мэрии г.о. Тольятти включение в Порядок предоставления субсидий вышеуказанных критериев не может рассматриваться как создание дискриминационных условий.

Однако доводы Мэрии г.о. Тольятти о правомерности действий, выразившихся по включению в Порядок предоставления субсидий критерия о наличии специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, не находят своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела № 111-1638-12/6 (результатов анализа рынка), на территории т.о. Тольятти существует только один хозяйствующий субъект ОАО «ЗПБО», который также как и ООО «Эко Рециклинг Групп», оказывает услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора. Следовательно, вышеуказанное условие о возможности заключения договора с лицензированной организацией на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора хозяйствующим субъектом, претендующим на получение субсидий на возмещение затрат, связанных с утилизацией твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти не может быть реализовано.

При этом, даже при наличии возможности привлечения лицензированной организации на услуги по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, данное условие повышает экономические издержки для хозяйствующего субъекта, претендующего на получение субсидий, поскольку обязывает юридическое лицо либо приобретать оборудование с необходимой мощностью, либо заключать договоры с лицензированными организациями на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

Кроме того, Методическими рекомендациями по формированию тарифов на услуги по уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов, утвержденными Госстроем Российской Федерации установлено, что норма накопления отходов - объем образования твердых бытовых отходов, приходящийся на 1 человека в год. Следовательно, объем твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения является величиной условно постоянной.

Таким образом, такие условия субсидирования приводят к экономической нецелесообразности осуществления деятельности хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора на территории г.о. Тольятти и, следовательно, закрытию объектов по сортировке и переработке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 1.3 Порядка предоставления субсидий получателем субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения городского округа Тольятти.

При этом, в соответствии с положениями пункта 2.1 Порядка предоставления субсидий получатель субсидии может заключить договор с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

В рамках заключенного Договора от 30.12.2011г. № 164/11 и дополнительного соглашения от 01.01.2012 г. №1 ООО «Повтор» оказывает ОАО «ЗПБО» услуги по сортировке твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

При указанных обстоятельствах, Комиссией установлено, что ОАО «ЗПБО» получая субсидии из местного бюджета г.о. Тольятти, направленные на возмещение затрат, связанных с утилизацией ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти, из полученных средств оплачивает услуги по сортировке ООО «Повтор», цена на данные услуги не регулируется и является свободной.

Вместе с тем, учитывая положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, следует, что при заключении получателем субсидии договора с лицензированной организацией на оказание услуг по переработке и (или) обезвреживанию твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, он перестает быть производителем услуги, так как исключается факт оказания услуги получателем субсидии.

Таким образом, получатель субсидий ОАО «ЗПБО» не является исполнителем услуг по утилизации ТБО и (или) крупногабаритного мусора.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дается определение понятию конкуренция. Конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Конкуренция должна отвечать требованиям справедливости, законности и равенства всех участников того или иного рынка. Недопустимо всякое ограничение, недопущение и устранение конкуренции, в результате которых может произойти негативное влияние на конкурентную среду.

Согласно пункта 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В целях оценки состояния конкуренции на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения на территории г.о. Тольятти, Самарским УФАС России, в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке), проведен анализ состояния конкуренции на данном товарном рынке в рамках, необходимых для рассмотрения настоящего дела.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенный в действие постановлением Госстандарта от 28.12.2001 № 607-ст, содержит определение термина «отходы потребления»:

отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.

Согласно примечанию ГОСТ 30772-2001 в последние годы к отходам потребления относят не только отходы потребления от домовладений (твердые бытовые отходы), но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях.

Основные компоненты отходов потребления — использованная упаковка, пищевые остатки, отработанные товары и материалы (в том числе опасные — аккумуляторы, батарейки, ртутные и обычные лампы накаливания, бытовая химия), изношенные автомобильные шины, уличный мусор, срезанные ветви, листья и т.п.

Согласно положениям Стандарта твердые бытовые отходы (далее - ТБО) - отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В соответствии с Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, твердые бытовые отходы - это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения.

При указанных обстоятельствах, исходя из целей предоставления субсидий, продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, образующихся от населения.

Географические границы товарного рынка определены исходя из границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции).

Исходя из особенностей реализации услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора установлены географические границы рынка - административные границы г.о. Тольятти и прилегающие к нему территории, на которых расположены объекты размещения (захоронения) твердых коммунальных отходов.

Проведенным анализом определен состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом товарном рынке. На рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в границах г.о. Тольятти представлено два хозяйствующих субъекта ОАО «ЗПБО» и ООО «Эко Рециклинг Групп».

Таким образом, рынок услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти относится к рынку с высоким уровнем концентрации. Наибольшую долю на рынке занимает ОАО «ЗПБО».

Установив в Порядке предоставления субсидий, условие о наличии специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год, Мэрия г.о. Тольятти тем самым определила круг субъектов, имеющих право на получение государственной поддержки за счет местного бюджета в виде субсидий. Однако, указанное условие ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, так как обременяет лиц обязанностью по оказанию услуг на невыгодных условиях. Мэрия г.о. Тольятти, оплачивая в полном объеме оказанные услуги по утилизации в этой части является потребителем, осуществляющим свой выбор в пользу того или иного хозяйствующего субъекта.

Тем самым Мэрия г.о. Тольятти имеет решающие право определять и влиять на состав хозяйствующих субъектов, работающих на рынке утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, устраняя добросовестную конкуренцию.

Как следует их системного толкования действующих норм Закона о защите конкуренции, ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности выражается в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.

Указанными условиями в Порядке предоставления субсидий затрагиваются права ООО «Эко Рециклинг Групп» как хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность на рынке утилизации твердых бытовых отходов и крупногабаритного мусора и как одного из потенциальных претендентов на получение субсидий.

В рамках производства по делу Мэрией г.о. Тольятти не представлено неоспоримых доказательств, подтверждающих необходимость установления критерия о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год.

Арбитражный суд считает, что довод Мэрии г.о. Тольятти о необходимости установления вышеуказанного критерия не может быть принят во внимание, так как это ведет к увеличению концентрации на рынке утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора, сокращению числа хозяйствующих субъектов и возникновению ситуации, когда на данном товарном рынке деятельность будет осуществлять только один хозяйствующий субъект.

С учетом изложенного, Комиссия по делу № 111-1638-12/6 обоснованно пришла к выводу, что критерий о наличии у хозяйствующего субъекта (потенциального претендента на получение субсидий) оборудования, мощность которого должна обеспечивать прием всего объема ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год является дискриминационным условием и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, из материалов дела следует, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти приводят к созданию преимуществ для ОАО «ЗПБО», по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора.

При указанных обстоятельствах, на основании имеющихся в деле № 111-1638-12/6 материалов, Комиссия пришла к обоснованному выводу, что установление в Порядке предоставления субсидий, условия для получения субсидий юридическим лицам, а именно: наличие у данных лиц специализированного оборудования, позволяющего принять объем ТБО и (или) крупногабаритного мусора, образующихся в результате жизнедеятельности населения г.о. Тольятти за один календарный год необоснованно препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, путем установления дискриминационных условий критериев отбора, предъявляемых при предоставлении указанных субсидий и ограничивает доступ выхода субъектам на рынок, что запрещено пунктом 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Арбитражный суд считает обоснованным вывод Комиссии о том, что рассматриваемые действия Мэрии г.о. Тольятти, выразившиеся в принятии Постановления Мэрии г.о. Тольятти Самарской области от 30.12.2011г № 4222-п/1 «О внесении изменений в постановление мэрии г.о. Тольятти № 71-п/1 от 01.04.2009г.», содержащие условия предоставления субсидий, создающие дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов на рынке услуг по утилизации твердых бытовых отходов и (или) крупногабаритного мусора в г.о. Тольятти, являются нарушением пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, за исключением случаев, установленных пунктом 4 настоящей части, обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство.

Частью 1 статьи 50 Закона о защите конкуренции установлено, что по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

26 июля 2013 года по результатам рассмотрения дела № 111- 1638-12/6 в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции на основании решения от 26.07.2013 г. №7647/6 Самарским УФАС России Мэрии г.о. Тольятти было выдано предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.

Указанное предписание обоснованно принято Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьями 23, 39, 50 Закона о защите конкуренции.

Доказательства, указывающие на нарушение действующего законодательства при выдачи Самарским УФАС России предписания Мэрии г.о. Тольятти по делу № 111-1638-12/6, в материалах дела отсутствуют.

Доводы заявителя по настоящему делу основаны на нормах законодательства, регулирующего бюджетные отношения, вопросы местного самоуправления, охраны окружающей среды и ценообразования. Однако приведенные положения нормативно-правовых актов при их реализации (соблюдении) не допускает нарушения иного законодательства, в том числе не допускается нарушение ФЗ «О защите конкуренции».

На основании вышеизложенного, арбитражный суд пришел к выводу, что предписание Самарского УФАС России от 26.07.2013 г. № 7648/6 об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, является законным и обоснованным.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Медведев А.А.