ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-22094/12 от 02.10.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru,е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г.Самара

09 октября 2012 года

Дело № А55-22094/2012

Резолютивная часть решения объявлена:

02 октября 2012 года

Полный текст решения изготовлен:

09 октября 2012 года

Арбитражного суда Самарской области в составе судьи Медведева А.А.

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.,

рассмотрев в судебном заседании 02 октября 2012 года дело по заявлению (иску)

Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, 443100, <...> .

к Обществу с ограниченной ответственностью "Метхимстрой", 446630, <...>.

о взыскании субсидии в сумме 778 915 руб.,

при участии в заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2012, служебное удостоверение,

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 02.08.2012, паспорт, ФИО3, директор, паспорт,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Метхимстрой" субсидии в сумме 778 915 руб.

Общество с ограниченной ответственностью "Метхимстрой" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 18.11.2011г. ООО "Метхимстрой" направило в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (далее - Министерство) заявление вх. № 2373-с от 18.11.2011г., в котором просило предоставить субсидию в сумме 778915 руб. в соответствии с Порядком предоставления в 2011 году субсидий за счёт средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на строительство, реконструкцию и модернизацию объектов сельскохозяйственного рыбоводства, утверждённым постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 № 70.

К указанному заявлению прилагалось письмо от 18.11.2011г., которым ООО "Метхимстрой" подтверждало, что основным видом деятельности ООО "Метхимстрой" муниципального района Богатовский Самарской области является рыбоводство.

Кроме того, в данном письме прямо указывалось, что в настоящее время, организация осуществляет реконструкцию и модернизацию объекта сельскохозяйственного рыбоводства   по направлению индустриальное рыбоводство, где будет   осуществляться выращивание одомашненных видов пород рыбы (осетровых пород).

При этом ООО "Метхимстрой" был представлен Расчет доли дохода за календарный 2010 год от реализации сельскохозяйственной продукции, включённой в Перечень сельскохозяйственной продукции, производства, первичной и последующей (промышленной) переработки, которую осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 г. № 446.

В данном Расчете прямо указывалось, что сумма выручки от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства составляет 0 тыс. руб., количество реализованной продукции не указано.

В соответствии с Протоколом заседания комиссии при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по субсидированию сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Самарской области от 28 ноября 2011 г. №32 представлены субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим на террито­рии Самарской области, согласно приложению № 11 к повестке дня (проголосовали единогласно).

Согласно приложению № 11 к повестке дня субсидия ООО "Метхимстрой" составила 778 915 руб.

Платежным поручением от 30.11.2011 № 9877 субсидия в сумме 778915 руб. была перечислена ООО "Метхимстрой".

Министерство, ссылаясь на результаты проведения контрольных мероприятий в отношении ООО «Метхимстрой», утверждает, что в нарушение пункта 1 По­рядка ООО «Метхимстрой», созданный в 2003 году, не осуществляет сельскохо­зяйственное рыбоводство на территории Самарской области, то есть не является ни сельскохозяйственным товаропроизводителем, ни организацией агропро­мышленного комплекса.

На основании пункта 13 Порядка Министерство просит взыскать с ООО «Метхимстрой» в доход областного бюджета предоставленную субсидию, как полу­ченную неправомерно.

ООО «Метхимстрой» не усматривает в своих заявлениях и документах на получение субсидии, неправомерных действий. Все переданные истцу для получения субсидии документы считает достоверными.

ООО «Метхимстрой» указывает в отзыве, что является единственной организацией агропромышленного комплекса в Богатовском районе Самарской области, занимающейся строительством, реконструкцией и модернизацией сельскохозяйственного рыбоводства. Решение о выдаче субсидии было принято в связи с тем, что ООО «Метхимстрой» является вновь созданной организацией агропромышленного комплекса, осуществляющей строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственного рыбоводства, что предусмотрено п.1 Порядка. 08.09.2011 г. Ответчик изменил основной вид деятельности «Рыбоводство» с присвоением кода ОКВЭД 05.02 (государственный регистрационный номер записи 2116377005920), сведения были внесены в ЕГРЮЛ, что подтверждается п. 140 выписки из ЕГРЮЛ, представленной в Министерство с заявлением о выдаче субсидии. До настоящего времени указанный вид деятельности является основным, что подтверждается п. 51-53 выписки из ЕГРЮЛ от 10.08.2012 г. № 1632, представленной в материалы дела. Ответчик продолжает работы по реконструкции и модернизации объекта сельскохозяйственного рыбоводства, что подтверждается фотоснимками объекта.

Доводы заявителя суд считает ошибочными, не соответствующими закону и имеющимся в деле доказательствам.

В то же время, доводы ответчика суд считает обоснованными и подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона N 264-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу абз. 3 п. 2 этой статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 19.02.2010 N 70 "О мерах, направленных на государственную поддержку производителей товаров, работ и услуг в сфере сельскохозяйственного товарного производства, торговли, переработки сельскохозяйственной продукции, рыбоводства на территории Самарской области" утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств областного бюджета организациям, осуществляющим промышленное рыбоводство на территории Самарской области, в целях возмещения затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее - Порядок).

В соответствии с п.1 Порядка настоящий Порядок устанавливает механизм предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий за счет средств областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим свою деятельность на территории Самарской области, в целях возмещения затрат (за исключением затрат, понесенных до 2010 года) в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на выполнение работ по строительству, реконструкции и модернизации объектов сельскохозяйственного рыбоводства (далее - субсидия).

В целях настоящего Порядка под организацией агропромышленного комплекса понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), осуществляющее сельскохозяйственное рыбоводство   на территории Самарской области, в том числе вновь созданное  .

Согласно п.3 Порядка субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям, признанным таковыми   в соответствии с частью 1 и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства", и организациям агропромышленного комплекса, осуществляющим сельскохозяйственное рыбоводство на территории Самарской области (далее - производители).

Заявитель обосновывает свою позицию тем, что ООО «Метхимстрой» до момента получения субсидии не осуществлял сельскохозяйственное рыбоводство на территории Самарской области.

Однако данное обстоятельство было известно Министерству, поскольку ООО «Метхимстрой» об этом прямо указало в представленных для получения субсидии документах.

ООО «Метхимстрой» обосновал свои мотивы получения субсидии тем, что им был избран основной вид деятельности – рыбоводства, в связи с чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения (государственный регистрационный номер записи 2116377005920). Для осуществления указанной деятельности (рыбоводства) ООО «Метхимстрой» приступило к производству работ по реконструкции и модернизации объекта сельскохозяйственного рыбоводства.

Данное обстоятельство подтверждается представленными в материалы дела рабочей документацией «Здание рыбоводческого комплекса» 25/II-II-02-АС, подготовленным ООО «Волгостромпроект», положительным заключением государственной экспертизы № 63-1-1115-11 от 19.12.2011г., сводным сметным расчетом стоимости строительства ССР-12. ООО «Метхимстрой» несет расходы на оплату подрядных работ по строительству и реконструкции рыбоводческого комплекса в с.Богатое по договору подряда от 01.03.2011г. в сумме 10 438 626 руб. и на оплату корма для рыб в сумме 98 336,10 руб., что подтверждается платежными поручениями № 30 от 19.12.2011г. и № 1 от 02.05.2012г.

Комиссии при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области по субсидированию сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Самарской области мотивы и основания ООО «Метхимстрой» были известны, рассмотрены и признаны обоснованными.

Арбитражный суд считает решение Комиссии при Министерстве правильным и обоснованным, поскольку п.1 Порядка допускает представление субсидии и вновь созданным организациям, что предполагает отсутствие соответствующей материальной базы и предварительной фактической деятельности по рыбоводству.

Поэтому излишне формальное толкование заявителем понятия организации агропромышленного комплекса является ошибочным.

Суд считает вполне обоснованным признание Комиссией юридического лица, которое несет расходы для создания специализированного объекта для последующей деятельности по сельскохозяйственному рыбоводству на территории Самарской области, организацией агропромышленного комплекса.

Какие-либо доказательства, опровергающие доводы и доказательства ответчика, в материалы дела не представлены.

Ссылка заявителя на результаты проведения контрольных мероприятий в отношении ООО «Метхимстрой» является не основанной на доказательствах.

Кроме того, заявитель не принял во внимание, что ООО «Метхимстрой» субсидия была направлена на возмещение затрат, связанных с приобретением в собственность погрузчика JL835 с целью механизации работ по реконструкции объектов сельскохозяйственного рыбоводства.

В соответствии с пп. «а» п.5 Порядка субсидии предоставляются производителям, соответствующим требованиям пунктов 3, 4 настоящего Порядка (далее - получатели), в целях возмещения понесенных ими затрат (за исключением затрат, ранее возмещенных в соответствии с действующим законодательством, а также затрат, понесенных за счет предоставленных грантов (субсидий) в связи с производством сельскохозяйственной продукции в части расходов на приобретение в собственность и (или) во временное владение и пользование по договорам финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг) технических средств для механизации работ (бульдозеры (коды 48 1200 - 48 1227 "Бульдозеры" согласно номенклатуре Общероссийского классификатора продукции), тракторы мощностью свыше 47,8 до 80,9 кВт (свыше 65 до 110 л.с.) и (или) свыше 80,9 до 125,0 кВт (свыше 110 до 170 л.с.) (код 47 2000 "Тракторы" согласно номенклатуре Общероссийского классификатора продукции), погрузчики  , приспособления, оборудование вспомогательное, погрузочно-разгрузочное, транспортное).

Ответчик приобрел погрузчик и поставил его на баланс, что подтверждается паспортом транспортного средства с указанием даты продажи (передачи) 28.09.2010 г. и инвентарной карточкой учета объектов основных средств от 30.09.2010 г.

При таких обстоятельствах ссылка заявителя на акт о приемке выполненных работ по унифицированной форме № КС-2 является необоснованной.

В соответствии с пунктом 13 Порядка в случае нарушения получателем условий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка, получатель обязан в течение 10 дней со дня получения письменного требования министерства о возврате субсидии или ее части возвратить в доход областного бюджета предоставленную субсидию или ее часть, полученную неправомерно.

В случае, если субсидия или ее часть не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п.6 Порядка субсидии предоставляются получателям при соблюдении следующих условий:

представление получателями в органы местного самоуправления муниципальных районов в Самарской области в течение финансового года, в котором предоставлена субсидия, и по его итогам отчетности о финансово-экономическом состоянии получателей по форме и в сроки, устанавливаемые в соответствии с действующим законодательством Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (в случае осуществления деятельности на территории трех и более муниципальных районов в Самарской области данная отчетность представляется получателями в министерство);

(в ред. Постановления Правительства Самарской области от 22.12.2011 N 841)

погашение получателями просроченной задолженности по уплате процентов за пользование бюджетным кредитом, предоставленным из областного бюджета (далее - задолженность), и представление в министерство не позднее 45 дней со дня предоставления субсидии копий платежных поручений, подтверждающих перечисление получателями денежных средств в целях погашения задолженности (в случае наличия у получателей задолженности);

отсутствие выявленных в ходе проверок, проводимых уполномоченными органами, недостоверных сведений в документах, представленных получателями в соответствии с пунктами 8, 9, 10 настоящего Порядка, а также фактов неправомерного получения субсидий  .

В рассматриваемом арбитражном деле заявитель обосновал свои требования именно неправомерным получением субсидии.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что обстоятельства неправомерного получения ООО «Метхимстрой» субсидии не подтверждены, денежные средства получены правомерно в соответствии с установленном Правительством Самарской области Порядком.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных Министерством требований о возврате суммы субсидии следует отказать.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и на основании статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение заявления подлежат отнесению на Министерство, однако они взысканию в доход бюджета не подлежат в связи с тем, что заявитель в силу подп.1) п.1 ст. 333.37 НК РФ от уплаты пошлины освобожден. Дело рассмотрено без взимания государственной пошлины.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Медведев А.А.