АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Самара
18 февраля 2011 года
Дело №А55-22447/2010
Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2011 года.
Решение изготовлено в полном объеме 18 февраля 2011 года.
Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Барановой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании 11 февраля 2011 года дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Модный Бизнес", г. Тольятти
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области
Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти
о признании незаконным действия (бездействия) инспекции и обязании возвратить ответчиков сумму излишне взысканных платежей в размере 40614 руб. и пени в размере 520 руб. 88 коп.
при участии в заседании
от заявителя – представитель ФИО1, доверенность от 25.03.2010 года;
от заинтересованных лиц
от МИФНС России № 2 по Самарской области - представитель ФИО2, доверенность от 03.12.2010 года;
от ГУ УПФР в Автозаводском районе города Тольятти - представитель не явился, извещен,
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Модный Бизнес" (далее – заявитель, Общество) обратилось Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, выразившегося в несообщении в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти сведений об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата заявителю на расчетный счет излишне взысканного налога и пеней на общую сумму 41134 руб. 88 коп.
В ходе судебного разбирательства судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было принято изменение (уточнение) заявленных требований, с учетом которого Общество просит
1) признать незаконным действия (бездействия) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, выразившегося в несообщении в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти сведений об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
2) в качестве самостоятельного имущественного требования (уточнение зафиксировано в протоколе судебного заседания от 26.01.2011 под роспись представителя - л.д. 148) обязать ответчиков (Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области и ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти) возвратить заявителю на расчетный счет сумму излишне взысканных платежей в размере 40614 руб. и пеней в размере 520 руб. 88 коп., а всего на общую сумму 41134 руб. 88 коп.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области (далее - инспекция) требования заявителя не признает по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, отзыве на заявление об изменении (уточнении) исковых требований, ссылаясь на отсутствие обязанности у налоговых органов по сообщению в органы УПФР сведений, отраженных в решении инспекции от 22.07.2010 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по единому социальному налогу (далее – ЕСН) за 2009 год.
ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти (далее Управление ПФ РФ) просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, отраженным в отзыве на заявлении и дополнении нему, указывая на правомерность взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и пени в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по их уплате.
Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Исходя из материалов дела и объяснений сторон, заявитель является страхователем и в силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном страховании) обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.
В соответствии с ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее страховых взносов на ОПС) за 2009 год, представленной в орган ПФР 17.02.2010 года за 2009 год Обществом исчислены к уплате в ПФ РФ страховые взносы в размере 58860 руб. на финансирование страховой части пенсии и 44145 руб. – на накопительную часть трудовой пенсии.
При этом согласно реестру уплаты страховых взносов по состоянию на 31.12.2009 года оплата обществом страховых взносов на ОПС фактически произведена в меньшем размере: в сумме 35652 руб. на страховую часть и 26739 руб. на накопительную часть пенсии. При этом задолженность Общества по уплате страховых взносов на указанный момент (31.12.2009) составила на страховую часть пенсии – в размере 23208 руб., на накопительную часть – 17406 руб.
Данный факт подтверждается представленной самим заявителем ведомостью уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, полученной органом ПФР по электронным каналам связи с ЭЦП и протоколом к ведомости уплаты страховых взносов от 17.02.2010 год № 017924, направленным ПФР в ООО «Модный бизнес» (л.д. 70-74).
Кроме того, наличие задолженности по страховым взносам на ОПС ООО «Модный бизнес» в указанном размере по состоянию на 31.12.2009 подтверждается также данными, отраженными самим Обществом в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФ РФ… за 1 квартал 2010 года (л.д.29).
Согласно части 3 статьи 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закона N 212-ФЗ) по правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, настоящий Федеральный закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
Следовательно, Закон N 212-ФЗ распространяется на правоотношения, которые возникнут после 01.01.2010 г.
Пунктом 2 статьи 18 Закона N 212-ФЗ установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 22 ФЗ №212-ФЗ страхователю выставлено требование от 22.06.2010 года об уплате недоимки и пени за 2009 год. Требование направлено страхователю почтой. 19.08.2010 руководителем ГУ-УПФР вынесено решение №546 о взыскании недоимки и пени с ООО «Модный Бизнес» за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов (л.д. 49, 50).
ГУ-УПФР в банк были направлены инкассовые поручении №№ 1349; 1350; 1351; 1352 на списание и перечисление в бюджет фонда денежных средств в счет погашения недоимки по страховым взносам на ОПС за 2009 год и пени за их несвоевременную уплату в общем размере 41134 руб. 88 коп. Данные поручения были исполнены банком 25.08.2010 (л.д. 11-14).
Заявитель полагает, что им надлежащим образом своевременно была исполнена обязанность по уплате страховых взносов на ОПС за 2009 год, а взысканная ГУ-УПФР по указанным инкассовым поручениям сумма страховых взносов и пеней в общем размере 41134 руб. 88 коп. является излишне взысканной и подлежит возвращению Обществу, поскольку спорная сумма страховых взносов за 2009 год была уплачена ООО «Модный бизнес» своевременно в 2009 году, в том числе:
за октябрь 2009 года оплачено страховая часть 6696 рублей и 1600 рублей (платежное поручение №350 от 16.11.2009 года и №423 от 15.12.2009 года) и накопительная часть 5022 рубля и 1200 рублей (платежное поручение №351 от 16.11.2009 года и №424 от 15.12.2009 года);
За ноябрь 2009 года оплачено страховая часть 6856 рублей (платежное поручение №420 от 15.12.2009 года) и 5142 рубля накопительная часть (платежное поручение №421 от 15.12.2009 года);
За декабрь 2009 года оплачено страховая часть 8056 рублей (платежное поручение №436 от 25.12.2009 года) и 6042 рубля накопительная часть (платежное поручение №437 от 25.12.2009 года),
итого, на общую сумму 40614 рублей, в т.ч. по страховой части трудовой пенсии 23208 рублей и накопительной части трудовой пенсии 17406 рублей (л.д. 35-42).
Однако суд считает, что данные платежные поручения не подтверждают надлежащую и своевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ, поскольку в данных платежных поручениях неверно указаны:
- как наименование банка получателя (вместо ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области был указан банк получателя Отделение 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 05);
- так и расчетный счет, на который следовало перечислить страховые взносы (вместо 40101810200000010001 был указан иной расчетный счет получателя 4010181080000010041);
- также не верно был указан БИК 044583001, в то время как должен был быть указан 043601001.
Однако, в соответствии с частью 1 статьи 60 Федерального закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об обязательном страховании) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в бюджет.
Статьями 23 и 24 Закона об обязательном страховании установлены порядок и сроки уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Страхователи ежемесячно производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 указанного Закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
Согласно статье 26 Закона об обязательном страховании исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то есть денежной суммой, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты.
Принимая во внимание, что спорные правоотношения возникли относительно страховых взносов за 2009 год (недоимки возникшей до 2010 года), такие отношения в части порядка исчисления и порядка уплаты взносов подлежат урегулированию законом, действовавшим в тот период, то есть Законом N 167-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (применяемого по рассматриваемому периоду) сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2009 году считалась поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, необходимо установить поступили или нет перечисленные заявителем денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
В рассматриваемом случае неверное указание заявителем в платежных поручениях наименования банка и реквизитов казначейского счета (платежи адресованы на единый казначейский счет другого субъекта РФ) привело к неперечислению спорной суммы страховых взносов в 2009 году в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий счет федерального казначейства, платежи поступили вообще в другой субъект Российской Федерации. Указанные платежи в связи с неверным указанием реквизитов были зачислены на единый казначейский счет, открытый в УФК по г. Москва и учтен по КБК «Невыясненные поступления, зачисленные в федеральный бюджет».
Таким образом, в бюджет Пенсионного фонда РФ на счет соответствующего органа ПФР платежи в сумме 40614 руб., перечисленные по указанным платежным поручениям заявителя не поступили и до настоящего времени находятся на счете невыясненных платежей федерального бюджета, а не Пенсионного фонда.
Пункт 4 части 6 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" также указывает на то, что обязанность по уплате страховых взносов с 2010 года не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка-получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.
При таких обстоятельствах, поскольку спорные денежные средства ввиду допущенных заявителем ошибок при заполнении платежных реквизитов на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации не поступили, а неисполнение обязанности по своевременной уплате страховых взносов обеспечивается пенями, то Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти правомерно взыскало с ООО «Модный бизнес» задолженность по страховым взносам на ОПС в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ за счет денежных средств.
Доводы заявителя, основанные на решении инспекции об отказе в привлечении к ответственности № 04-18/7522от 23.07.2010 и решениях об уточнении платежей по спорным платежным поручениям, а также требования о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, суд считает несостоятельными.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 01.07.1996 N 6/8 разъяснили, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным является одновременное его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение им гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что арбитражный суд может признать незаконными действие (бездействие) налогового органа только если будет установлено, что оспариваемые действия (бездействие) государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель ссылается на незаконные действия (бездействие) инспекции, выразившееся в несообщении в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти сведений об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 год, уплаченных по спорным платежным поручениям с неправильно оформленными реквизитами.
В соответствии с п. 6 ст. 24 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи представляют декларацию по страховым взносам в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Минфином по согласованию с ПФР.
В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществлялся до 2010 года налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. При этом налоговый орган обязан был передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности, в течение двух месяцев со дня выявления этой задолженности (п. 2 ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ).
В соответствии с пунктом 22 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" статья 25 Закона 167-ФЗ, которая обязывала налоговый орган передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование утратила силу.
ООО «Модный бизнес» в своем заявлении ссылается на Порядок взаимодействия Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы по вопросам реализации отдельных положений Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (утв. Распоряжением ПФ РФ N 282р, ФНС РФ N 231@ от 28.12.2006г.) (далее - Порядок), которым предусмотрен порядок передачи налоговым органом пенсионному фонду сведений о суммах задолженности по плательщикам страховых взносов в соответствии со ст. 25 Федерального закона N 167-ФЗ, утратившей силу с 01.01.2010.
На основании Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ ст. ст. 24 и 25 Федерального закона N 167-ФЗ утрачивают силу с 01.01.2010. И с этой даты вступает в силу Федеральный закон N 212-ФЗ. Согласно ст. 59 названного Закона плательщики страховых взносов на ОПС не позднее 30 марта 2010 г. представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г. по форме, утвержденной Минфином.
Пунктом 2 ст. 59 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что после проведения налоговыми органами камеральных проверок на основе деклараций информация о результатах таких проверок передается налоговыми органами в органы ПФР в электронной форме в порядке, определяемом соглашением об информационном обмене в целях передачи контрольных функций, заключенным между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, и ПФР.
Также ООО «Модный бизнес» в заявлении об изменении (уточнении) исковых требований ссылается на Письмо ПФ РФ N АД-30-24/9291, ФНС РФ N ММВ-22-2/422@ от 31.08.2010 «О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года», согласно которому территориальный налоговый орган должен передавать территориальным органам ПФР акты камеральных проверок, выписки из актов выездных (повторных выездных) налоговых проверок и иные необходимые материалы проверок, проводимых по вопросам контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки лицами, проводившими соответствующую проверку.
Также согласно вышеуказанному письму налоговый орган не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной) налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН направляет в территориальный орган ПФР выписку из решения в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН.
Между тем, Межрайонной инспекцией ФНС России № 2 по Самарской области было вынесено решение №04-18/736 от 22.07.2010г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности по результатам рассмотрения материалов не выездной налоговой проверки, а камеральной налоговой проверки налоговой декларации по ЕСН за 2009г. Декларации по страховым взносам на обязательное пенсионной страхование в рамках указанной камеральной налоговой проверки не проверялись.
При этом в отношении ООО «Модный бизнес» информация по декларации по страховым взносам на ОПС за 2009 года передана в ГУ УПФР в Автозаводском районе г.о. Тольятти 21.01.2010, что заявителем не оспаривалось (л.д. 75).
При таких обстоятельствах заявитель не доказал не соответствие закону или иному нормативному правовому акту действий (бездействия) инспекции, выразившегося в несообщении в ГУ УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти сведений об отсутствии недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Из материалов дела видно, что заявителем, являвшимся в 2009 году плательщиком ЕСН была представлена в инспекцию налоговая декларация по ЕСН за 2009 год, согласно которой сумма налоговых вычетов, примененных налогоплательщиком за 4 квартал 2009 года, составила 40614 руб. (уплаченная сумма страховых взносов на ОПС за отчетный период с указанными неверно платежными реквизитами).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ сумма ЕСН, подлежащая уплате в Федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на ОПС (налоговый вычет) таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 № 167 - ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании. Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ, в случае, если в отчетном (налоговом) сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
В ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом первоначально было установлено, что сумма страховых взносов на ОПС, начисленных ООО «Модный бизнес» за 4 квартал 2009 года по состоянию на 20.04.2010 года уплачена в размере 0,27 руб., а не 40614 руб. Следовательно, так как сумма страховых взносов на ОПС уплачена ООО "Модный в размере меньшем суммы начисленных страховых взносов на ОПС по состоянию на 2010г., то инспекция первоначально сделала вывод о том, что организацией в нарушение пункта 3 статьи 243 НК РФ допущено занижение социального налога, подлежащего уплате в Федеральный бюджет, за 4 квартал 2009 в размере 40613.73 руб.
Однако ООО "Модный Бизнес" на акт камеральной проверки № 04-17/460/1122 дсп от 29.04.2010г. были представлены устные возражения, в которых указало на допущенные ошибки при оформлении платежных поручений на оплату страховых взносов.
Межрайонной инспекцией ФНС России №2 по Самарской области было вынесено решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля №33 от 22.06.2010г.
В ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля инспекцией была проведена работа по уточнению платежей со счета «Невыясненые поступления» путем формирования уведомления Ф.54 для УФК по г.Москве по платежным поручениям № 420,421,423,424,436,437.
Основываясь на направленных в г. Москва решениях об уточнении платежей, а также на данных представленной заявителем выписки из лицевого счета налоговый орган посчитал, что сумма страховых взносов на ОПС уплачена ООО "Модный бизнес" до 20.04.2010 г. в полном размере, в связи с чем сделал вывод об отсутствии оснований для начислений по ЕСН, зачисляемому в Федеральный бюджет, согласно, акта камеральной проверки № 04-17/460/1122 от 29.04.2010г. на сумму 40613.73 руб., а также об отсутствии оснований для привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату налога в связи с отсутствием события налогового правонарушения (п. 1 ст. 109 НК РФ).
Вместе с тем, как следует и из текста решения инспекции № 04-18/7522от 23.07.2010 и иных материалов дела, ответ по уточнению платежей из г. Москвы на дату вынесения решения инспекции № 04-18/7522от 23.07.2010 в налоговый орган не поступал.
Налоговым органом вывод о надлежащей уплате суммы страховых взносов сделан без учета указанных выше положений пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", факт фактического поступления суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2009 году в бюджет Пенсионного фонда, на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации не проверялся и не был достоверно установлен на момент вынесения решения № 04-18/7522от 23.07.2010.
В рассматриваемом случае суд считает, при освобождении заявителя от ответственности налоговым органом должны были быть применены не положения п. 1 ст. 109 НК РФ, а должны были быть применены инспекцией положения п. 2 ст. 109 НК РФ, поскольку обстоятельства дела свидетельствуют об отсутствии вины ООО «Модный бизнес» в неуплате налога.
С учетом того, что налоговый орган не обладал на момент принятия решения № 04-18/7522от 23.07.2010 достоверными сведениями о надлежащей уплате страховых взносов, не мог передать соответствующую информацию в орган Пенсионного фонда РФ.
Из представленных инспекцией в материалы дела документов видно, что фактически платежи были уточнены УФК по г. Москва по платежным поручениям №424 423, 421, 420, 436,437 только 26.08.2010 года (дата реестра ПД УФК по г. Москва) на основании мемориального ордера от 14.07.2010 года, а по платежным поручениям №351, 350 уточнены только 02.09.2010.
Таким образом, уточнение платежей произошло уже после списания Государственным учреждением Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти с ООО «Модный бизнес» страховых взносов и соответствующих им пени за их несвоевременную уплату (инкассовые поручения от 19.08.2010).
При этом согласно представленным в дело письменным объяснениям инспекции с учетом направленных решений об уточнении платежей №№25072, 25056, 25073, 25057, 25068, 25050 от 14.07.2010г. по платежным поручениям №420, 421, 423, 424, 436,437 платежи по вышеуказанным платежным поручениям уточнены 26.08.2010г. и в настоящий момент по прежнему находятся на КБК по г.Москва.
При таких обстоятельствах спорная сумма страховых платежей до настоящего времени не зачислена и не поступила на счет Пенсионного фонда. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Следовательно, обязанность по уплате страховых взносов на ОПС за 2009 год в размере 40614 рублей не была выполнена Обществом своевременно и надлежащим образом, что свидетельствует о правомерности произведенного органом ПФ РФ взыскания данной суммы по инкассовым поручениям в соответствии с решением от 19.08.2010 №546 о взыскании недоимки и пени с ООО «Модный Бизнес» за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов. Спорная сумма страховых взносов, взысканная органом ПФ РФ, не является излишне взысканной, в связи с чем оснований для ее возврата Обществу не имеется.
При этом заявителем требований о возврате уплаченных платежей по платежным поручениям № 420,421,423,424,436,437, 351, 350 в арбитражный суд не заявлялось.
Кроме того, в силу ст. 3 Закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ органом контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых государственные внебюджетные фонды является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании платежных реквизитов.
В то же время согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации как администратор пенсионных взносов с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то, что это прямо не предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
Данный вывод подтверждается правовой позицией, изложенной в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.09.2010 по делу № А55-38937/2009.
С заявлением об уточнении произведенных платежей в орган ПФР заявитель не обращался.
На основании изложенного, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, подлежат отнесению на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя, однако в доход бюджета не взыскиваются в связи с их уплатой при подаче заявления.
Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110, 112, 167-170, 176, 180-182, 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Самара) с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
О.В. Мешкова