ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-22472/2021 от 02.12.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская, 203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2021 года

Дело №

А55-22472/2021

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2021 года.

        Решение изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара», г.Жигулевск, ИНН 6345009196

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара

об обжаловании постановления

с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2

при участии в заседании

от заявителя – ФИО3, доверенность от 01.02.2021, паспорт, диплом;

от заинтересованного лица – ФИО4, доверенность от 16.06.2021, удостоверение, диплом;

от третьего лица – не явился, извещен;

установил: Заявитель - Общество с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Самара» - обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, просит отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №063/04/9.21-264/2021 от 13.07.2021.

Суд, руководствуясь ст.51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2, так как она является потерпевшей, на основании заявления которой было вынесено оспариваемое постановление

Представитель заявителя в судебном заседание поддержал заявленные требования.    

Представитель заинтересованного лица просит отказать в удовлетворении требований общества по основаниям, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства дела ФИО2 извещена надлежащим образом согласно данным почты о получении определения суда, ей представлены пояснения, в которых она просит рассмотреть дело в её отсутствие.

На основании ст. 156 АПК РФ суд рассмотрел дело по имеющимся в деле доказательствам.

На основании заявления гражданки ФИО2 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее по тексту - Управление) в отношении ООО «Газпром газораспределение Самара» (далее - Общество) было возбуждено дело об административном правонарушении № 063/04/9.21-264/2021 и проведено расследование по факту нарушения последним Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации №1314 от 30.12.2013г. (далее - Правила ТП), на стадии заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения от 04.12.2020 г. №000049-2020/ТП-ИП (далее - проект Договор) с ФИО2, который не подписала его со своей стороны ввиду несогласия с суммой предварительного расчета платы за технологическое присоединение принадлежащего ей объекта капитального строительства, находящегося по адресу: <...>, посчитав её завышенной.

Постановлением о назначении административного наказания по №063/04/9.21-264/2021 об административном правонарушении от 13.07 года Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ и назначено административное наказание в административного штрафа в размере 600 000 (шестиста тысяч) рублей 00 копеек.

ООО «Газпром газораспределение Самара» не согласно с вынесенным УФАС Постановлением о назначении административного наказания по делу №063/04/9.21-264/2021 об административном правонарушении от 13.07-2021 года (далее - спорное постановление), считает его незаконным и необоснованным.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные обществом требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению с учетом следующих установленных судом обстоятельств.

В Самарское УФАС России поступило заявление (вх. № 170-гр от 15.02.2021) потерпевшей Кулямзиной Альбины Леонидовны на действия (бездействие) ООО «Газпром газораспределение Самара».

Исходя из содержания заявления ФИО2 (вх. № 170-гр от 15.02.2021), а также представленных документов следует, что 04.12.2020г. ФИО2 обратилась в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара» с заявкой о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения.

22.12.2020г. ООО «Газпром газораспределение Самара» в ответ на заявку ФИО2 от 04.12.2020 посредством электронной почты направило проект договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП, что подтверждается распечаткой переписки посредством электронной почты между ФИО2 и представителем ООО «Газпром газораспределение Самара»- ведущим специалистом отдела по работе с клиентами ФИО5

Согласно пункту 81 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила ТП), договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении.

Согласно письменным объяснениям ООО «Газпром газораспределение Самара»  (вх. № 2248-з от 17.03.2021) заявка Кулямзиной А.Л. о подключении (технологическом присоединении) аннулирована без оформления каких-либо дополнительных документов в соответствии с п.78 Правил ТП подключения по причине невозвращения заявителем в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара» подписанного проекта договора в течение 30 рабочих дней с момента его получения.

Согласно подпункту «г» пункта 10 направленного 22.12.2020г. в адрес ФИО2 проекта договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП размер платы за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства составляет 1 694 527 рублей 88 копеек (Один миллион шестьсот девяносто четыре тысячи пятьсот двадцать семь рублей восемьдесят восемь копеек).

Помимо этого, к договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП приложен предварительный расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение).

Не согласившись с условиями договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП ФИО2 вышеуказанный договор № 000049-2020/ТП-ИП не подписала, ввиду несогласия со стоимостью подключения и обратилась с заявлением в адрес Самарского УФАС России, в котором просит привлечь ООО «Газпром газораспределение Самара», а также виновных должностных лиц к административной ответственности.

Собственность ФИО2 на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <...> участок № 18-В (кад. номер 63:32:2204003:0156) подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права №№ 63-АВ 907071 от 19.12.2007г.; 63-63/009-63/009/502/2016/-1637/1 от 14.03.2016г.

Самарское УФАС России направило в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара» запрос информации (исх № 3048/5 от 26.03.2021г.), с целью выявления причин и оснований выставления ООО «Газпром газораспределение Самара» в адрес Кулямзиной А.Л. такой крупной стоимости за подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сетям газораспределения

В ответ на запрос информации ООО «Газпром газораспределение Самара» представило в адрес Самарского УФАС России письменные пояснения (вх. № 2921-з от 12.04.2021г.) с приложением подтверждающих документов, исходя из содержания которых следует, что предварительный расчет размера платы по договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП был выполнен в соответствии с абзацем 3 пункта 13 (1) Правил ТП (Приложение № 7).

По мнению ООО «Газпром газораспределение Самара», в данном случае строительство газопровода ввода до границы земельного участка ФИО2 предполагалось осуществить на землях особо охраняемых природных территорий, входящих в границы ФГБУ НП «Самарская Лука», относящихся к федеральной собственности согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

 В соответствии с пп. «в» пункта 97 Правил ТП, мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя выполнение заявителем и исполнителем технических условий.

Техническими условиями № 156-20/1/1 к договору № 000049-2020/ТП-ИП не предусмотрено проведение проектно-изыскательных и кадастровых работ (Приложение № 8).

Следовательно, включение в предварительный расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) к договору о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения № 000049-2020/ТП-ИП оплаты проведения проектно-изыскательных и кадастровых работ стоимостью 1 632 792 рублей 56 копеек является неправомерным.

Согласно пункту 104 Правил ТП, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами.

Таким образом ООО «Газпром газораспределение Самара» был нарушен пункт 104 Правил ТП.

В целях выяснения всех обстоятельств дела Самарское УФАС России продлило срок проведения административного расследования определением (исх. № 4162/5 от 26.04.2021г.) (Приложение № 9), а также определениями об истребовании истребовало дополнительные необходимые материалы у Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области (исх. № 4234/5 от 28.04.2021г.) (Приложение № 10) и администрации сельского поселения Большая Рязань муниципального района Ставропольский Самарской области (исх. № 4164/5 от 26.04.2021г.) (Приложение № 11).

Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в ответ представил письмо (вх. № 3582-з от 06.05.2021г.) (Приложение № 12), из содержания которого следует, что плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта капитального строительства  (далее- плата за технологическое присоединение) устанавливается в соответствии с Правилами ТП, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территориях Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

По мнению Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области, в соответствии с пунктом 13(1) Правил ТП размер Платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) (в настоящее время действуют Методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденные приказом ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18).

На момент формирования проекта договора № 000049-2020/ТП-ИП 4 декабря 2020 года действовал приказ департамента от 26.12.2019 № 860, устанавливающий фиксированную плату за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования. С 1 января 2020 года указанный размер платы для заявителей ООО «Газпром газораспределение Самара» составляет для городских жителей 42,402 тыс. рублей (с учетом НДС), для сельских жителей 32,172 тыс. рублей (с учетом НДС).

Для всех категорий заявителей необходимо одновременное соответствие следующим условиям:

-           расстояние от газоиспользующего оборудования до сети газораспределения газораспределительной организации, в которую подана заявка, измеряемое по прямой линии (наименьшее расстояние) до точки подключения, составляет не более 200 м;

-       проектное рабочее давление сети газораспределения, на подключение к которой подана заявка, составляет не более 0,3 МПа;

-           мероприятия по технологическому присоединению предполагают строительство только газопроводов (без необходимости выполнения мероприятий по прокладке газопроводов бестраншейным способом и устройства пункта редуцирования газа) в соответствии с утвержденной в установленном порядке региональной (межрегиональной) программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, в том числе схемой расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом.

Если для подключения домовладения не соблюдалось хотя бы одно из вышеуказанных условий, то плата за технологическое присоединение должна была рассчитываться на основании приказа Департамента от 26.12.2019 №859 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, используемых для определения величины платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения на 2020 год».

В случаях, предусмотренных пунктом 26(23) Основных положений, плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения устанавливается департаментом исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы (в т.ч. прокладка газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий). На основании информации, представленной ООО «Газпром газораспределение Самара», строительство газопровода-ввода планируется осуществить на землях особо охраняемых природных территорий, входящих в границы ФГБУ НП «Самарская Лука».

В этом случае в соответствии с пунктами 13(1) и 87 Правил ТП размер соответствующей платы за технологическое присоединение определяется исходя из технических параметров подключения и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов.

При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении (пункт 87 Правил ТП).

После утверждения органом регулирования платы за подключение (технологическое присоединение) по индивидуальному проекту газораспределительная организация направляет дополнительное соглашение к договору о подключении, которым корректируется стоимость услуг по подключению в большую или меньшую сторону.

Предварительный расчет размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения ООО «Газпром газораспределение Самара» объекта капитального строительства ФИО2 (приложение 1 проекта договора от 4 декабря 2020 года № 000049-2020/ТП-ИП) сформирован с учетом сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, и стандартизированной тарифной ставки на мониторинг выполнения Заявителем технических условий, утвержденной приказом департамента от 26.12.2019 № 859.

На момент формирования проекта договора № 000049-2020/ТП-ИП от 04.12.2020 действовали укрупненные нормативы цены строительства НЦС 81-02-15-2020 Сборник №15 «Наружные сети газоснабжения» (далее по тексту - УНЦС), утвержденные приказом Минстрой России №825/пр от 19.12.2019, в которых есть значение УНЦС для наружных сетей газоснабжения из полиэтиленовых труб.

 Указанный УНЦС включает в себя переход от цен базового района (Московская области) к уровню цен субъектов Российской Федерации путем применения к показателю НЦС коэффициентов, приведенных в табл. 2.

В представленном расчете стоимости ООО «ГГС» применены индексы изменения стоимости проектных работ для строительства (по отношению к базовым ценам по состоянию на 01.01.2001г.), которые существенно увеличили стоимость подключения. При этом, необходимо отметить, что в самом расчете указан Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Газооборудование и газоснабжение промышленных предприятий, зданий и сооружений» от 27.02.2015 № 140.

Локальная смета № 1 составлена в ценах ФСНБ-2001 (ред. 2020г.), с включением резерва средств на непредвиденные расходы 2%, налога, дополнительных затрат 2,97%, а также с применением индекса изменения сметной стоимости к ФЕР 8,28. Указанный Индекс разработан к сметно-нормативной базе 2001 года.

Из представленных расчетов следует применение Прайса. Как пояснил представитель ООО «ГГС» указанная стоимость определена по рыночной цене, а не исходя из утвержденных сметных нормативов.

Смета № 3 содержит выполнение работ, касающихся нахождения объекта в водоохранной зоне. Как пояснил представитель данная смета разработана в связи с тем, что местонахождение объекта на момент рассмотрения заявления неизвестно, но вместе с тем, документов подтверждающих, что заявитель находится в водоохранной зоне у ООО «ГГС» нет.

В смете № 4 содержатся виды работ: анализ воды поверхностных источников, организация и ликвидация работ со ссылкой на общие указания.

Дополнительно Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в своем письме сообщил, что оплата государственной пошлины за регистрацию газопровода может включаться в состав расходов на осуществление строительных мероприятий при формировании материалов по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, но не при формировании предварительного расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту.

Также Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области в своем письме отметил, что применение стандартизированной тарифной ставки на мониторинг выполнения Заявителем технических условий при формировании предварительного расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения по индивидуальному проекту (пункт 2.1 приложения к проекту договора № 000049-2020/ТП-ИП от 04.12.2020) не предусмотрено действующим законодательством. Вышеуказанная стандартизированная тарифная ставка применяется при формировании материалов по установлению платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.

Помимо вышеуказанного, Департамент ценового и тарифного регулирования Самарской области указал, что до настоящего времени ООО «Газпром газораспределение Самара» не обращалось в департамент с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения объекта капитального строительства ФИО2 по индивидуальному проекту.

Согласно пункту 87 Правил ТП, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Самара», составив подобным образом предварительный расчёт к договору о подключении, заключенному с ФИО2, в отсутствие применения укрупненных нормативов цен строительства, с применением цен и коэффициентов на виды работ, не предусмотренных техническими условиями, а также законодательством, нарушило пункт 87 Правил ТП.

Администрация сельского поселения Большая Рязань в ответ представило письмо (исх. № 282 от 12.05.2021г.), согласно которому в настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах села Большая Рязань, а сведения о границах села Малая Рязань еще не внесены.

Помимо этого, при рассмотрении представленных потерпевшей в заявлении документов был установлен факт включения в технические условия № 156/20/1/1 к договору №000049-2020/ТП-ИП пунктов, не предусмотренных типовой формой технических условий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713, в том числе пункта 10, согласно которому заявителю рекомендуется установка прибора учета расхода газа с температурным корректором и передаче данных по GSM-каналам.

В своих письменных пояснениях ООО «Газпром газораспределение Самара» (вх. № 4094-з от 24.05.2021г.) указало, что данная информация относительно установки прибора учета является лишь рекомендацией и не относится к обязанностям Заявителя.

           Мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя выполнение заявителем и исполнителем технических условий

    Следовательно, технические условия содержат обязательные требования и не могут содержать рекомендательных условий.

Пунктом 75 Правил ТП установлен исчерпывающий и обязательный для ГРО перечень содержания технических условий к договору о подключении, в котором отсутствует пункт о рекомендации установки прибора учета расхода газа с температурным корректором и передаче данных по GSM-каналам.

Согласно пункту 75 Правил ТП, технические условия прилагаются к договору о подключении и содержат следующую информацию:

а) характеристики газопровода (диаметр, материал труб, максимальное рабочее давление, протяженность), к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение);

б) суммарный максимальный часовой расход газа и отдельно по каждому подключаемому объекту капитального строительства (если их несколько);

в) пределы изменения давления газа в присоединяемом газопроводе;

г) обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства газоиспользующим оборудованием и приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

д) другие условия подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, включая точку подключения (для заявителей первой категории, а также в случае отсутствия необходимости строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя).

Таким образом, технические условия должны содержать обязательства заявителя по обеспечению подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа, которые соответствуют обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Следовательно, ООО «Газпром газораспределение Самара» не имело правовых оснований на включение данного пункта №10 в технические условия № 156/20/1/1 к договору №000049-2020/ТП-ИП требования о приборе учета с передачей информации по GSM каналу.

Согласно пункту 104 Правил ТП, запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены Правилами.

Доводы Управления по данному делу подтверждаются правовой позицией, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.03.2012 г. по делу А27-4956/2011, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 09.12.2015 г. по делу А А71-3147/2015.

Таким образом ООО «Газпром газораспределение Самара» был повторно нарушен пункт 104 Правил ТП.

В технических условиях № 156/20/1/1 к договору №000049-2020/ТП-ИП в п. 9.2.1. предусмотрено заключение договора со специализированной организацией на оказание услуг по техническому обслуживанию внутридомового газоиспользующего оборудования, ПРГ, в п. 9.2.2 указано на заключение с поставщиком договора поставки природного газа.

Пунктом 104 Правил ТП запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

Предоставление договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не предусмотрено Правилами ТП в качестве документа, который можно было бы требовать от заявителя, что подтверждается судебной практикой (судебные акты по делу № А40-237549/2018 (в том числе постановление АС Московского округа от 11.04.2019г.) - определением Верховного суда РФ от 07.08.2019г. № 305-ЭС19-12071 отказано в передаче кассационной жалобы по данному делу в Судебную коллегию по экономическим спорам).

Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденные постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее - Правила пользования газом») предусмотрено, что к заявке (оферте), направляемой в специализированную организацию для заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заявитель, имеющий намерение выступить заказчиком по этому договору, прилагает  акта о подключении (технологическом присоединении) (документ, фиксирующий место подключения газопроводов, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме или домовладения, к газораспределительной (присоединенной) сети), - если договор о техническом обслуживании и ремонте заключается в отношении внутридомового газового оборудования  (п.п. «и» пункту 19),  копия акта о подключении (технологическом присоединении) или договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сети газораспределения (п.п.”к” пункта 19).

Таким образом, из Правил пользования газом следует, что договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заключается после присоединения потребителя к сетям газораспределения.

Предоставление заявителем договора поставки газа для выполнения мероприятий по подключению газа также не предусмотрено Правилами ТП.

Таким образом, исходя из указанных правовых норм, следует, что договор поставки газа может быть заключен с газоснабжающей организацией только после подключения потребителя к сети газораспределения, а не до такого подключения.

При рассмотрении представленных в заявлении потерпевшей документов Самарским УФАС России был установлен факт отсутствия в технических условиях № 156/20/1/1 к договору №000049-2020/ТП-ИП указания о точке подключения, являющегося обязательным для содержания технических условий в силу подпункта «д» пункта 75 Правил ТП.

Письмом исх. № 1922-Э от 22.06.2021 г., вх. № 5297-з от 28.06.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» предоставило проект договора № 000008-2021/ТП-ИП от 11.05.2021 г. о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: Ставропольский район, с. Малая Рязань, ул. Большая 18В, направленного в адрес Кузямзиной А.Л. на основании заявки зарегистрированной от 28.04.2021 г. № 132. В представленном договоре № 000008-2021/ТП-ИП от 11.05.2021 г. следует, что предварительный расчет размера платы составляет 74 129 (семьдесят четыре тысячи сто двадцать девять) рублей 53 коп. (Приложение № 15).

К Приложении № 6 в предварительном расчете размера платы за подключение (технологическое присоединение) указаны наименования работ: раздел I строительство на сумму 11 842,16 и раздел II кадастровые работы на сумму 49 932,45 + НДС 20 %.

В письме исх. № 1922-Э от 22.06.2021 г., вх. № 5297-з от 28.06.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» поясняет, что при повторной заявке № 132 от 28.04.2021 г. действовала новая редакция укрупненных нормативов строительства НЦС 81-02-15-2021 утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства 127/пр от 11.03.2021 г., в разделе 2 «Наружные инженерные сети газоснабжения из полиэтиленовых труб» добавлены стоимостные показатели для определения стоимости строительства подземных полиэтиленовых газопроводов диаметром 32 мм. (Приложение № 16).

Вместе с тем, ранее в письменных пояснениях исх. № 1455 от 17.05.2021 г., вх. №4094-з от 24.05.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» поясняло, что существенная разница в стоимости технологического присоединения к сетям газораспределения расположенных в селе Малая Рязань объектов капитального строительства заявителей, копии договоров о подключении которые ранее были предоставлены в адрес Самарского УФАС России (исх. № 1050-Э от 06.04.2021 г.) и объекта Кузямзиной А.Л. обусловлена тем, что для подключения объектов указанных заявителей не требуется строительство газопроводов отводов для границ земельных участков, в отличии от объекта Кулямзиной А.Л.  

Также в письме исх. № 1050-Э от 06.04.2021 г., вх. 2829-з от 08.04.2021 г. поясняло что предварительный расчет размера платы, который составил 1 694 527,88 был выполнен в соответствии с третьим абзацем п. 13 (1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановление правительства Российской Федерации № 1314 от 30.12.2013 г.  В данном случае, строительство газопровода-ввода до границы земельного участка заявителя в с. Малая Рязань предполагалось осуществить на землях особо охраняемых природных территорий, входящих в границы ФГБУ НП «Самарская лука», относящихся к федеральной собственности согласно п.2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В этих же пояснениях ООО «Газпром газораспределение Самара» ссылается на необходимость выполнения экспертизы. Необходимый перечень инженерных изысканий для выполнения проектной документации и прохождения экспертизы определен статьей 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства». Физические объемы инженерных изысканий определены исходя из условий необходимости строительства газопровода низкого давления протяженностью 15 м. Стоимость проектно-изыскательских работ 1 299 410,07 рублей складывается из сумм стоимости выполнения всех видов инженерных изысканий и проектных работ.

Вместе с тем, ни в Самарское УФАС России, ни  в суд  не предоставлено обоснование правомерности включения в указанную стоимость перечисленных в расчете всех видов работ (услуг).

Письмом вх. № 2829 -з от 08.04.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» представило копию договора № ДГВ от 29.04.20219 г. на выполнение изыскательских работ, заключенного между ООО «Межрегионгаз Технологии» и ООО «Газпром газораспределение Самара», одним из перечнем работ которого является выполнение инженерно-геодезических изысканий для проектирования распределительного газопровода и газопровода ввода, а также сбора и обработки сведений из ЕГРН в том числе в Ставропольском районе Самарской области (Приложение № 19).

Из предварительного расчета размера платы за подключение (технологическое присоединение) в представленном договоре от 11.05.2021 г. большая часть наименования работ исключена, что подтверждает изначальную их неправомерность.   

ООО «Газпром газораспределение Самара» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение однородного правонарушения по статье 9.21 КоАП РФ: по делу № Т063/04/9.21-508/2019: постановление от 20.11.2019г., оплата 30.11.2020г.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьёй 9.21 КоАП РФ, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в сфере транспортировки газа по газопроводам.

Объективную сторону административного правонарушения составляет нарушение указанными субъектами правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

ООО «Газпром газораспределение Самара» является газораспределительной организацией и оказывает соответствующие услуги по транспортировке газа по трубопроводам.

ООО «Газпром газораспределение Самара» включено приказом ФЭК России от 16.03.2001г. № 15/3 в реестр субъектов естественных монополий под номером 63.2.16.

Приказом ФСТ России от 29.05.2015г. №193-э/6 утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО «Газпром газораспределение Самара» на территории Самарской области.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, ООО «Газпром газораспределение Самара» было совершено административное правонарушение, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, выразившееся в нарушении пункта 87 Правил ТП путем определения ФИО2 размера платы за подключение с отсутствием применения укрупненных нормативов цен строительства, или способом, предусмотренным пунктом 87 Правил ТП, с применением цен и коэффициентов на виды работ, не предусмотренные техническими условиями, в нарушении пункта 104 Правил ТП путем навязывания заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены Правилами ТП; пункта 75 Правил ТП путём включения в технические условия пунктов, не предусмотренных Правилами ТП (п. 9.2.1, 9.2.2, 10 технических условий № 156-20/1/1 от 04.12.2020г.), п.п. д пункта 75 Правил ТП путем отсутствия указания в технических условиях № 156-20/1/1 от 04.12.2020г. точки подключения.

Материалами дела № 063/04/9.21-264/2021 установлена и доказана вина ООО «Газпром газораспределение Самара» в совершении административного правонарушения.

Обществом не были приняты  все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства, направленные на недопущение совершенного нарушения.

При таких обстоятельствах в деянии ООО «Газпром газораспределение Самара» доказан состав административного правонарушения, предусмотреного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

 Дело № 063/04/9.21-264/2021 об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено в соответствии с требованиями законодательства.

ООО «Газпром Газораспределение Самара» было извещено о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении Определением о возбуждении дела № 063/04/9.21-264/2021 об административном правонарушении и проведении административного расследования (исх. № 3046/5 от 26.03.2021 г.)  (Приложение № 20).

В связи с необходимостью выяснения дополнительных обстоятельств дела, получением дополнительных материалов (документов) срок административного расследования был продлен определением (исх. № 4162/5 от 26.04.2021 г.) и назначена дата, время и место составления протокола.

Протокол об административном правонарушении был составлен 26.05.2021 г.   (исх. № 5306/5 от 26.05.2021 г.) (Приложение № 22) в присутствии представителя ООО «Газпром газораспределение Самара» по доверенности Кадыровой Е.Н. (Приложение №23). Кулямзина А.Л. просила составить протокол по делу № 063/04/9.21-264/2021 без ее участия ( вх. № 4236-з от 26.05.2021 г.) .

Определением (исх. № 5451/5 от 31.05.2021 г.) ООО «Газпром газораспределение Самара» было надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела № 063/04/9.21-264/2021.

В связи с необходимостью дополнительного выяснения обстоятельств дела, определением (исх. № 6094/5 от 15.06.2021 г.) был продлен срок рассмотрения и дело было отложено. Указанным определением назначена дата, время и место рассмотрения дела.

Заместитель руководителя Самарского УФАС России, руководствуясь действующим законодательством, 13.07.2021 г. рассмотрев протокол и материалы дела № 063/04/9.21-264/2021 об административном правонарушении, вынес постановление о назначении административного наказания (исх. № 387адм-21/5 от 13.07.2021 г.). 

При вынесении постановления были учтены все обстоятельства дела. При производстве по делу Самарским УФАС России нарушений, не позволяющих всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, допущено не было.

Самарским УФАС России при возбуждении дела № 063/04/9.21-264/2021, проведении административного расследования, составлении протокола по делу, рассмотрении дела, вынесении постановления не были нарушены нормы процессуального права.

По доводу ООО «Газпром газораспределение Самара», указанному в заявлении об отмене постановления о назначении административного наказания по делу № 063/04/9.21-264/2021, о правомерности указания в проекте договора предварительного размера платы за подключение (технологическое присоединение) с отражением экономически обоснованных расходов Общества, суд исходит из следующего.

Данный довод является ошибочным и не соответствует действующему законодательству на основании следующего.

ООО «Газпром газораспределение Самара», составив подобным образом предварительный расчёт к договору о подключении, заключенному с ФИО2, в отсутствие применения укрупненных нормативов цен строительства, с применением цен и коэффициентов на виды работ, не предусмотренных техническими условиями, а также законодательством, нарушило пункт 87 Правил ТП.

Согласно пункту 87 Правил ТП, в случае если размер платы за технологическое присоединение зависит от технических параметров, указанных в проектной документации, и устанавливается впоследствии органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) по индивидуальному проекту при заключении договора о подключении, в договоре о подключении указывается предварительный размер платы за подключение (технологическое присоединение), определяемый исходя из предварительных технических параметров и укрупненных нормативов цен строительства различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры. Расходы на реализацию мероприятий, для которых отсутствуют укрупненные нормативы цены строительства, не должны превышать сметную стоимость, рассчитанную по сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов. При этом расчет предварительного размера платы за технологическое присоединение является обязательным приложением к договору о подключении.

Предварительный расчет размера платы за подключение сформирован с учетом сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, и стандартизированной тарифной ставки на мониторинг выполнения Заявителем технических условий, утвержденной приказом департамента от 26.12.2019 № 859.

На момент формирования проекта договора № 000049-2020/ТП-ИП от 04.12.2020 действовали укрупненные нормативы цены строительства НЦС 81-02-15-2020 Сборник №15 «Наружные сети газоснабжения», утвержденные приказом Минстрой России №825/пр от 19.12.2019, в которых есть значение УНЦС для наружных сетей газоснабжения из полиэтиленовых труб.

Позиция ФАС России в решении по делу № 18/44/105/2056 от 18.12.2021 г. в отношении проведения аукциона является некорректной, и не может быть применена как однообразная в отношении данного дела, поскольку данное решение принято в сфере законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В отношении довода о соблюдении, по мнению ООО «Газпром газораспределение Самара» порядка и условий определения предварительного размера платы за технологическое присоединение со ссылкой на редакции укрупненных нормативов цены строительства, суд приходит к следующим выводам.

Нарушение норм действующего законодательства при обращении ФИО2 в адрес ООО «Газпром газораспределение Самара» подтверждается материалами дела.

В письме исх. № 1922-Э от 22.06.2021 г., вх. № 5297-з от 28.06.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» поясняет, что при повторной заявке № 132 от 28.04.2021 г. действовала новая редакция укрупненных нормативов строительства НЦС 81-02-15-2021 утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства 127/пр от 11.03.2021 г., в разделе 2 «Наружные инженерные сети газоснабжения из полиэтиленовых труб» добавлены стоимостные показатели для определения стоимости строительства подземных полиэтиленовых газопроводов диаметром 32 мм. (Приложение № 16).

Вместе с тем, ранее в письменных пояснениях исх. № 1455 от 17.05.2021 г., вх. № 4094-з от 24.05.2021 г. ООО «Газпром газораспределение Самара» поясняло, что существенная разница в стоимости технологического присоединения к сетям газораспределения расположенных в селе Малая Рязань объектов капитального строительства заявителей, копии договоров о подключении которые ранее были предоставлены в адрес Самарского УФАС России (исх. № 1050-Э от 06.04.2021 г.) и объекта ФИО2 обусловлена тем, что для подключения объектов указанных заявителей не требуется строительство газопроводов отводов для границ земельных участков, в отличии от объекта ФИО2 (Приложение № 17).  

Также в письме исх. № 1050-Э от 06.04.2021 г., вх. 2829-з от 08.04.2021 г., ООО «Газпром газораспределение Самара» поясняло что предварительный расчет размера платы, который составил 1 694 527,88 был выполнен в соответствии с третьим абзацем п. 13 (1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановление правительства Российской Федерации № 1314 от 30.12.2013 г.  (Приложение № 18). В данном случае, строительство газопровода-ввода до границы земельного участка заявителя в с. Малая Рязань предполагалось осуществить на землях особо охраняемых природных территорий, входящих в границы ФГБУ НП «Самарская лука», относящихся к федеральной собственности согласно п.2 ст. 12 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». 

Предварительный расчет платы к второму договору от 11.05.2021 г. по повторной заявке ФИО2 уже содержал только разделы строительство и кадастровые работы. Стоимость инженерно-геологических изысканий по объекты ФИО2, указанных к первому договору по сметам 2 и 4 отсутствовали.

 Довод о наличии в технических условиях точки подключения не соответствует действительности по причине того, что пунктом 9.1 технических условий к договору № 000008-2021/ТП-ИП от 11.05.2021 г. предусмотрено, что точка подключения газопровода-ввода к газопроводу исполнителя на границе участка будет определена после выполнения проекта ГСН, в технический условиях к договору 000049-2020/ТП-ИП от 04.12.2020 г. нет информации о точке подключения.

Аналогичная практика о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Самара» пунктов 87 Правил ТП подтверждается судебной практикой: Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2021 N Ф06-4240/2021 по делу N А55-37789/2019, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.06.2020 N Ф06-62725/2020 по делу N А55-24337/2019.

Таким образом, факт совершения ООО "Газпром газораспределение Самара" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, https://login.consultant.ru/link/?req=doc&demo=2&base=LAW&n=385044&dst=4253&field=134&date=09.12.2021подтверждается материалами дела.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО "Газпром газораспределение Самара" были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность, суду не представлено.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, и наличии вины ООО "Газпром газораспределение Самара" в его совершении.

Ст. 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом п. 18 и 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.

Последствия деяния (при наличии признаков как материального, так и формального составов) не исключаются при оценке малозначительности содеянного. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может заключаться в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения допустимо лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14.02.2013 N 4-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2014 N 1552-О).

В данном случае отсутствуют основания для признания совершенного ООО "Газпром газораспределение Самара" административного правонарушения малозначительным, поскольку это правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на установленный порядок правоотношений в рассматриваемой сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО "Газпром газораспределение Самара" к исполнению публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, ООО "Газпром газораспределение Самара" не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 9.21 КоАП РФ составляет один год со дня совершения административного правонарушения и он не истек на момент вынесения оспариваемого постановления.

Совокупности условий для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется, поскольку заявитель не относится к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела согласно ст. 4.1 КоАП РФ также у суда не имеется с учетом отсутствия исключительных обстоятельств, указанных в данной статье, а также с учетом систематического нарушения обществом законодательства, повторности совершения нарушения.

          На основании вышеизложенного, суд  считает оспариваемое постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении № 063/04/9.21-264/2021 законным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем отказывает в удовлетворении заявленных обществом требований.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 180-182, 208-211

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

        В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова