ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-22590/20 от 08.04.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

апреля 2021 года

Дело №

А55-22590/2020

Резолютивная часть решения объявлена: 08 апреля 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 17 апреля 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 08 апреля 2021 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" 

к Правительству Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Министерство строительства Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Государственное унитарное предприятие Самарской области институт ТеррНИИгражданпроект

о признании

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности

от заинтересованного лица– ФИО3 по доверенности

от Министерства строительства Самарской области – ФИО3 по доверенности

от Государственного унитарного предприятия Самарской области институт ТеррНИИгражданпроект – ФИО4 по доверенности

от Департамента градостроительства г.о. Самара – ФИО5 по доверенности

от иных лиц –не явился, извещен

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Топ-Строй" обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным распоряжение Правительства Самарской области № 275-р от 29.05.2020 об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории исторического центра г.Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары в части:

-  внесения изменений в проект планировки территории исторического центра г.Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области № 251-р от 21.04.2014 в отношении земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 и нежилого здания кадастровый номер 63:01:0804002:635;

-  внесения изменений в проект межевания территории исторического центра г.Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области № 587-р от 22.07.2015 в отношении земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 и нежилого здания кадастровый номер 63:01:0804002:635.

Правительство Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, Государственное унитарное предприятие Самарской области институт ТеррНИИгражданпроект.

Министерство строительства Самарской области, Департамент градостроительства г.о. Самара, Государственное унитарное предприятие Самарской области институт ТеррНИИгражданпроект в отзывах на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании требования истца не признали по мотивам, изложенным в отзывах.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014 № 251-р "Об утверждении проекта планировки территории исторического центра г.Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары" был утвержден проект планировки.

Также Распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015 № 587-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 03.12.2018 N 974-р "О создании проектных комитетов по региональным составляющим национальных проектов и о признании утратившим силу распоряжения Правительства Самарской области от 20.02.2018 N 114-р "Об образовании управляющего комитета Самарской области и проектной группы Самарской области по реализации приоритетной региональной программы по повышению производительности труда и поддержке занятости и о признании утратившим силу распоряжения Правительства Самарской области от 19.07.2017 N 652-р "Об образовании управляющего комитета и проектной группы Самарской области по разработке и реализации региональной программы по повышению производительности труда и поддержке занятости" был утвержден проект межевания территории исторического центра г.Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары.

Указанными проектами планировки и межевания предусматривалось образование в границах улиц Водников, ФИО6 и Князя ФИО7 планировочного квартала № 15. В планировочном квартале № 15, в свою очередь, планировалось образовать земельный участок с условным номером 71 площадью 35724 кв.м.

Для образования земельного участка с условным номером 71 планировалось использовать части площадей трех земельных участков, поставленных на кадастровый учет в 2008 году с номерами: 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 и 63:01:0803002:509. Земельные участки расположены по одному адресу: г.Самара, Самарский район, ул.Князя ФИО7, 6, и имеют одинаковый вид разрешенного использования "фактически занимаемый участок территорией завода".

Земельный участок 63:01:0803002:509, площадью 32929 кв.м, принадлежит ООО «ТОП-Строй» на праве собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 21.10.2019г. № 63/215/743/2019-3890.

Земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0803002:507 (площадью 2963 кв.м.) и 63:01:0803002:508 (площадью 1422 кв.м.) относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Данные земельные участки по всей своей площади поверхности заняты объектами недвижимости (производственными зданиями), принадлежащими ООО «ТОП-Строй» на праве собственности.

Так, на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0803002:507 расположены: нежилое здание - «здание лаборатории заводоуправления и клуба, пристрой к заводоуправлению художественная мастерская», площадью 1543,1 кв.м., кадастровый номер 63:01:0000000:31843, собственность, запись регистрации № 63:01:0000000:31843-63/001/2017-1 от 25.11.2007г., что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019-3885 от 21.10.2019; нежилое здание - «пристрой к заводоуправлению и художественная мастерская, площадью 48,7 кв.м., кадастровый номер 63:01:0804002:649, собственность, запись регистрации № 63-63-01/200/2011-863 от 13.07.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019-3883 от 21.10.2019.

На земельном участке с кадастровым номером 63:01:0803002:508 расположены: нежилое здание - «инженерный корпус (заводоуправление)», площадью 2930,8 кв.м., кадастровый номер 63:01:0804002:635, собственность, запись регистрации № 63-63- 01/800/2011-774 от 02.12.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019- 3889; нежилое здание - «нежилое здание корпус инструментального цеха», площадью 2909,4 кв.м., кадастровый номер 63:01:0804002:678, собственность, запись регистрации № 63-63-01/200/2011-889 от 13.07.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019-3888 от 21.10.2019; нежилое здание - «нежилое здание проходная у центрального входа», площадью 4,4 кв.м., кадастровый номер 63:01:0804002:666, собственность, запись регистрации № 63-63-01/200/2011-871 от 13.07.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019-3887 от 21.10.2019; нежилое здание - «нежилое здание пристрой склада центрально-инструментального склада и абразивная мастерская», площадью 502,2 кв.м., кадастровый номер 63:01:0804002:638, собственность, запись регистрации № 63-63-01/200/2011-887 от 13.07.2011, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/215/743/2019-3886 от 21.10.2019.

30.04.2010 Министерством имущественных отношений Самарской области был принят Приказ № 740 "Об образовании земельных участков, расположенных в границах ориентира по адресу: Самарская область, Самарский район, ул.Карбюраторная, 6 (с учетом изменений на основании Приказа № 907 от 18.05.2010). На момент постановки земельных участков на кадастровый учет, а также на дату принятия Министерством решения об образовании земельного участка красные линии не затрагивали участки заявителя, проходили по границе улицы Карбюраторная (в настоящее время князя ФИО7).

29.05.2020 распоряжением Правительства Самарской области № 275-р в проект межевания и проект планировки территории исторического центра были внесены изменения, в том числе:

-  изменены траектории прохождения красных линий, в результате чего центральная часть земельного участка 63:01:0803002:509 площадью не менее 6000 кв.м, приобрела статус территорий общего пользования, а также нежилое здание, принадлежащее обществу на праве собственности (инженерный корпус (заводоуправление), кадастровый номер 63:01:0804002:635) оказалось расположенным в границах территории общего пользования;

-  предусмотрено образование на месте планировочного квартала № 15 планировочных кварталов № 15-1 и № 15-2, в результате чего земельный участок 63:01:0803002:509 оказался расположенным в двух планировочных кварталах;

-  не предусмотрено сохранение целостности земельного участка 63:01:0803002:509 в составе планируемого земельного участка с условным номером 71, образование которого не предусматривается.

Как указывает ООО "Топ-Строй", в результате изменения проекта планировки и проекта межевания исторического центра г.Самары в части установления координат точек прохождения красной линии по земельному участку 63:01:0803002:509 и нежилому зданию 63:01:0804002:635, части земельного участка и нежилого здания оказались отнесены к территориям общего пользования, что в дальнейшем при реализации утвержденных проектов приведет к прекращению существования указанных объектов недвижимости.

Заявитель считает, что оспариваемое Распоряжение № 275-р от 29.05.20020 не соответствует требованиям пункта 1 части 4 статьи 34, пункта 8 части 4 статьи 42, частей 3, 4, 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ), поскольку приняты в отношении земельных участков, относящихся к застроенной территории, на которых расположены объекты капитального строительства, а также без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования, без схемы, отображающей местоположение существующих объектов капитального строительства.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

В ходе рассмотрения настоящего дела Департамент градостроительства г.о. Самара заявил, что рассмотрение заявления подлежит прекращению, поскольку оспариваемое Распоряжение является нормативным актом.

Арбитражный суд считает довод Департамента необоснованным по следующим мотивам.

В рассматриваемом случае, общество просит признать недействительным Распоряжение Правительства Самарской области № 275-р от 29.05.2020 только в части, касающейся утверждения прохождения красных линий по земельным участкам и зданиям, принадлежащим и используемым исключительно заявителем.

Путем подачи иска, осуществляется защита права конкретного хозяйствующего субъекта, а не неопределенного круга лиц. Согласно позиции сформулированной постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 оспариваемое Распоряжение в обжалуемой части не может быть признано нормативным актом.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2018 N 11АП-12454/2018 по делу N А55-14161/2018.

В силу абзаца второго пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки, проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиям использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.

Указанная позиция находит свое отражение в судебной практике, в частности в постановлениях АС Поволжского округа по делам от 29.08.2019 N Ф06-50130/2019 по делу N А55-21379/2018, А72-12457/2014 от 29 сентября 2015 г., А72-4629/2015 от 29 августа 2016 г., А57-17009/2015 от 31 мая 2016 г., А55-5728/2015 от 22 марта 2016 г., постановлении АС Московского округа по делу А41-11181/2016 от 02 марта 2018 г. (в ходе рассмотрения этого дела имела место отмена определения суда первой инстанции о прекращении производства по делу, с направлением дела на новое рассмотрение, определением ВС РФ от 1 декабря 2016 г. N 305-КГ16-15954 отказано в передаче дела на рассмотрении коллегии), АС Волго-Вятского округа по делу А43-14698/2015 от 16 января 2017 г. и др.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, часть 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений; территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ).

Как указано в статье 4 ГрК РФ, законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе по планировке территории.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ). Под устойчивым развитием территорий понимается обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (часть 1 статьи 42 ГрК РФ).

В силу статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков. Подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории осуществляется в соответствии с системой координат, используемой для ведения государственного кадастра недвижимости.

Согласно статье 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с материалами и результатами инженерных изысканий в случаях, предусмотренных в соответствии с частью 2 настоящей статьи (статья 41.2 ГрК РФ).

В соответствии со статьей 42 ГрК РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

В соответствии со статьей 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны (часть 1).

Статьей 45 ГрК РФ предусмотрен порядок утверждения проекта планировки территории.

В силу частей 1, 3, 11 статьи 45 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который обеспечивает подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования субъектов РФ, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" виды разрешенного использования земельных участков (территорий) общего пользования включают размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов, малых архитектурных форм благоустройства.

Также по смыслу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктов 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ и статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, на которых расположены элементы уличнодорожной сети, относятся к земельным участкам общего пользования, то есть к территории, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которая обозначена красными линиями.

В письме Минэкономразвития России от 13.12.2019 № Д23и-43433 "О рассмотрении обращения" указано, что земельный участок является землями общего пользования только при совокупности ряда условий: 1) участок находится в государственной или муниципальной собственности; 2) он образован в границах красных линий, указанных в документации по планировке территории; 3) он открыт для всеобщего беспрепятственного пользования.

Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 27 ЗК РФ установлен запрет на приватизацию земельных участков общего пользования (в границах территорий общего пользования).

Анализ приведенных норм федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что к землям общего пользования могут быть отнесены земельные участки, право собственности на которые принадлежит публичным образованиям, и к этим землям не могут быть отнесены земли, переданные в частную собственность.

Отнесение земельных участков, находящихся в частной собственности, к территории общего пользования возможно путем принятия органами местного самоуправления последовательных градостроительных решений и, соответственно, градостроительной документации, определяющих дальнейшее использование спорной территории, их реализацию, в том числе в виде изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и прекращения права частной собственности на данные земельные участки.

Данный вывод согласуется с положениями пункта 2 части 1 статьи 56.3 ЗК РФ, согласно которым изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории. При этом в части 3 статьи 42 ГрК РФ указано, что основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды; линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.

29.05.2020 распоряжением Правительства Самарской области № 275-р в проект межевания и проект планировки территории исторического центра были внесены изменения, в том числе:

-  изменены траектории прохождения красных линий, в результате чего центральная часть земельного участка 63:01:0803002:509 площадью не менее 6000 кв.м, приобрела статус территорий общего пользования, а также нежилое здание, принадлежащее обществу на праве собственности (инженерный корпус (заводоуправление), кадастровый номер 63:01:0804002:635) оказалось расположенным в границах территории общего пользования;

-  предусмотрено образование на месте планировочного квартала № 15 планировочных кварталов № 15-1 и № 15-2, в результате чего земельный участок 63:01:0803002:509 оказался расположенным в двух планировочных кварталах;

-  не предусмотрено сохранение целостности земельного участка 63:01:0803002:509 в составе планируемого земельного участка с условным номером 71, образование которого не предусматривается.

Установленные в проектах планировки и межевания территории красные линии пересекают расположенные по адресу: г. Самара, ул. князя ФИО7, 6, земельные участки и объекты недвижимого имущества таким образом, что части нежилых зданий, часть ограждения земельных участков и части земельных участков оказались на территории общего пользования, определенной таким прохождением красных линий.

В настоящем случае документация по изменению проектов планировки и межевания территории не содержат сведений о земельных участках, подлежащих изъятию для муниципальных или региональных нужд, что создает правовую неопределенность судьбы земельного участка 63:01:0803002:509, принадлежащего на праве собственности ООО «ТОП-Строй», зданий, принадлежащих ООО «ТОП-Строй», расположенных на земельных участках 63:01:0803002:507 и 63:01:0803002:508.

В соответствие с изменениями проектов планировки и межевания, утвержденных оспариваемым распоряжением, предусмотрено продление улицы Алексея Толстого через земельный участок общества до соединения с улицей Князя ФИО7. Продление улицы повлечет за собой разделение земельного участка 63:01:0803002:509 на две практически равные, не сообщающиеся между собой части с существенным уменьшением площади единого участка.

Согласно статье 26 ГрК РФ подготовка и утверждение документации по планировке территории осуществляется в соответствии с документами территориального планирования. Генеральный план муниципального образования относится к документам территориального планирования.

Решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории (Постановление АС Поволжского округа от 29.08.2016 по делу № А72-4629/2015).

20.03.2008 Решением Думы городского округа Самары № 539 был утвержден генеральный план городского округа Самара.

АС Поволжского округа в Постановлении от 09.06.2016 по делу № А72-11409/2015 отметил, что в силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа. Следовательно, должно быть документально обоснованно, что установление красных линий основано на Генеральном плане.

Генеральным планом не предусмотрено продление улицы Алексея Толстого до соединения с улицей Князя ФИО7. При этом внесенные в проекты планировки и межевания изменения не обосновывают, необходимость соединения улиц Алексея Толстого и Князя ФИО7.

В заключении ООО «Землемер» от 08 февраля 2021г. кадастровым инженером установлено следующее:

Распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014г. № 251-р был утвержден проект планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары.

Проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах ул. Комсомольская, ул. Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары был утвержден распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015г. № 587-р.

Впоследствии распоряжениями Правительства Самарской области от 19.11.2015г. № 946-р и от 27.07.2017г. № 674-р утверждена документация по внесению изменений в проекты по планировке территории и межеванию территории, утвержденных выше указанными распоряжениями Правительства Самарской области.

Изменения в проект планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденного распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014г. № 251-р, внесены распоряжением Правительства Самарской области от 26.06.2018г. № 497-р.

Распоряжением Правительства Самарской области от 29.05.2020г. № 275-р утверждена документация по внесению изменений в проект планировки территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утверждённый распоряжением Правительства Самарской области от 21.04.2014г. № 251-р и проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах ул. Комсомольская, ул. Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары утверждённый распоряжением Правительства Самарской области от 22.07.2015г. № 587-р.

Согласно проекту планировки территории, разработанному в 2016 году, земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0803002:509, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 располагались в планировочном квартале №15, ограниченном ул. Водников, ул. ФИО6 и ул. Князя ФИО7. Территория проектирования расположена в кадастровом квартале 63:01:0803002. В планировочном квартале №15 проектом межевания территории образовывался один новый земельный участок № 71.

На Рис. 10 также отображены границы образуемых кварталов №№ 15-1 и 15-2 (по красным линиям) и границы образуемых земельных участков 7,8,9,32 в соответствии с координатами, представленными в ППТ и ПМТ 2019г.

Проектной документацией 2019г. по внесению изменений в ранее утверждённые ППТ и ПМТ 2016г. предусмотрено продление ул. А.Толстого (образуемый участок 32) до пересечения с ул. Князя ФИО7, которая будет являться пешеходной, обеспечивающей выход на планируемую набережную р. Самары. Однако, Генеральным планом г.о. Самара это не предусмотрено (Рис. 12).

На карте функциональных зон Генплана г.о. Самара черным цветом выделены существующие и планируемые объекты транспортной инфраструктуры. Внутри квартала уличная сеть не запланирована.

В подтверждение тому - выкопировка из ИСОГД г.о. Самара. Генеральный план г.о. Самара, утверждённый Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 (Схема № 5), подготовленная Департаментом градостроительства г.о. Самара от 20.11.2020 № Д05- 05/4411, выкопировка из ИСОГД г.о. Самара в соответствии со Схемой № 5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» Генерального плана г. о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 (в редакции решения Думы г.о. Самара от 04.12.2019 № 477), подготовленная Департаментом градостроительства г.о. Самара к письму от 04.02.2021 № Д05-01/285 и выкопировка из ИСОГД г.о. Самара в соответствии со Схемой № 6 «Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара» Генерального плана г. о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539, подготовленная Департаментом градостроительства г.о. Самара к письму от 04.02.2021 № Д05-01/285.

На данных выкопировках видно, что продление ул. А.Толстого по территории квартала до пересечения с ул. Князя ФИО7, а также красные линии, ограничивающие улицу, не предусмотрены (Рис. 13,14,15).

На Схеме № 6 «Схема развития улично-дорожной сети городского округа Самара» Генерального плана г. о. Самара (Рис. 15), выделена проектируемая улично-дорожная сеть г. Самары, где по ул. Водников и ул. Князя ФИО7 запланировано строительство магистрали общегородского значения регулируемого движения (на Схеме выделена жёлтым цветом). Внутри квартала, ограниченного ул. Водников, ул. ФИО6, ул. Князя ФИО7 улицы и дороги местного значения, а также проезды - не планируются.

Решением Думы г.о. Самара от 05.12.2019 № 477, а не от 04.12.2019, как указано Департаментом, внесены изменения только в Схему №1 «Основной чертёж. Проектное решение» Приложения «Положение о территориальном планировании, карты и схемы» к Решению Думы г.о. Самара от 20.03.2008 № 539 «Об утверждении Генерального плана городского округа Самара». Изменения в Схему №5 и в Схему № 6 данным Решением не вносились.

Кадастровый инженер пришел к следующим выводам:

1. Земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0803002:509, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 и объекты недвижимости (здания) с кадастровыми номерами: 63:01:0000000:31843, 63:01:0804002:649, 63:01:0804002:635, 63:01:0804002:678, 63:01:0804002:666, 63:01:0804002:638 расположены в кадастровом квартале 63:01:0803002 в границах ул. Водников, ул. ФИО6 и ул. Князя ФИО7. На земельном участке 63:01:0803002:507 расположены здания с кадастровыми номерами 63:01:0000000:31843 и 63:01:0804002:649.

2. В пределах границ земельного участка 63:01:0803002:508 расположены здания с кадастровыми номерами 63:01:0804002:635, 63:01:0804002:678, 63:01:0804002:666, 63:01:0804002:638. Все указанные объекты недвижимости расположены в границах общественно - деловой зоны Ц-1 (многофункциональная зона в границах исторического поселения), что соответствует Генеральному плану городского округа Самара (актуальная редакция от 05.12.2019) и Правилам землепользования и застройки городского округа Самара (актуальная редакция от 29.12.2020).

При образовании земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 («Фактически занимаемый земельный участок территорией завода») и участка 63:01:0803002:509 («Для размещения промышленных объектов»), их разрешённое использование соответствовало разрешенному использованию зоны ПК-1, в которой, согласно Карте правого зонирования г. Самары, являющейся приложением к Правилам застройки и землепользования г. Самары, утверждённых Постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001г. № 61 они расположены.

Следовательно, разрешенное использование земельных участков полностью соответствовало требованиям земельного законодательства, в том числе пункту 51 Приказа Минэкономразвития РФ № 921 от 8.12.2015.

Изменения, внесенные в Генеральный план г. Самары и Правила землепользования и застройки г.Самары (рассмотренные в первом вопросе), изменяют градостроительную зону ПК-1 на Ц-1 (общественно-деловая зона: Ц-1 - многофункциональная зона в границах исторического поселения).

При этом сохраняется конфигурация и площадь земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 и 63:01:0803002:509, что позволяет использовать данные земельные участки и эксплуатировать расположенные на них здания.

При реализации изменений, которые предусмотрены ППТ, разработанному в 2019 году, земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0803002:509, 63:01:0803002:508 прекращают своё существование. На их территории образуется четыре земельных участка, один из которых изменяет разрешенное использование на земли общего пользования (ул. Алексея Толстого).

При этом Генеральным планом г. Самары такие изменения не предусмотрены. ФИО8 начинается от ул. ФИО6. Как показано на Схеме №5 (выкопировка от 20.11.2020, рис. 13 и выкопировка от 04.02.2021, рис.14) красные линии от ул. ФИО6 до ул. Князя ФИО7, являющиеся продолжением ул.А.Толстого, отсутствуют. Поэтому, деление земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 и 63:01:0803002:509, показанное на выкопировке из ИСОГД, являющейся приложением к письму Департамента градостроительства г.о.Самара от 04.02.2021 № Д05-01/285, градостроительной документацией, Генеральным планом городского округа Самара и Правилами землепользования и застройки г.Самары не предусмотрены.

Кроме того, Генеральным планом г.о. Самара предусмотрено проектирование и строительство автомагистрали общегородского значения регулируемого движения по ул. Водников, далее по улице Князя ФИО7 и далее к Фрунзенскому мосту (на Схеме №6 «Схема развития улично-дорожной сети г. о. Самара» Генерального плана г.о. Самара, магистраль выделена жёлтым цветом). Пересечение данной автомагистрали с пешеходными улицами Генеральным планом не предусмотрено. Внесение изменений в автомобильное движение по существующим улицам ФИО6 и А.Толстого Генеральным планом также не предусмотрены.

В ходе осмотра ситуации на местности установлено, что деление земельного участка 63:01:0803002:508 приведет к делению единого земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости. В результате, часть объектов недвижимости (зданий) 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678 окажется на одном образуемом земельном участке № 8, часть тех же объектов недвижимости на другом образуемом земельном участке № 32 с разрешённым использованием «земельные участки (территории) общего пользования». Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0804002:635 и 63:01:0804002:666 окажутся на образуемом участке № 9.

Реализация изменений, утверждённых ППТ и ПМТ в части развития улично-дорожной сети внутри квартала, а именно: продление ул. А.Толстого (образуемый участок 32) до пересечения с ул. Князя ФИО7 с целью организации пешеходной зоны по ней невозможно без ликвидации (сноса) двух объектов недвижимости (зданий) с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678, находящихся в настоящее время в частной собственности.

Согласно письму Департамента градостроительства г.о. Самара от 04.02.2021 № Д05-01/285, имеется пересечение границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:509 с территорией планируемых парков, скверов, бульваров и набережных.

Согласно представленных Департаментом Схем, данное пересечение возможно вдоль части границы земельного участка с кадастровыми номерами 63:01:0803002:509 по ул. ФИО6. Однако определить величину пересечения можно только после опубликования каталога координат границ территорией планируемых парков, скверов, бульваров и набережных или внесения сведений о данной территории (зоны) в ЕГРН.

Кадастровый инженер пришел к следующим выводам:

1. Деление земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 63:01:0803002:509, утверждённое Распоряжением Правительства Самарской области от 29.05.2020 № 275-р, актуальными Генеральным планом г.о. Самары и Правилами землепользования и застройки городского округа Самара не предусмотрено. А также нарушает требования законодательства о единстве судьбы объекта капитального строительства и земельного участка, на котором он расположен.

2. Продление ул. А.Толстого до пересечения с ул. Князя ФИО7, которая, согласно ППТ и ПМТ 2019 года будет являться пешеходной, обеспечивающей выход на планируемую набережную р. Самары, Генеральным планом городского округа Самара не предусмотрено.

3. Реализация изменений, утверждённых ППТ и ПМТ в части развития улично-дорожной сети внутри квартала, в частности, продление ул. А.Толстого до пересечения с ул. Князя ФИО7 с целью организации пешеходной зоны по ней, невозможно без ликвидации (сноса) существующих двух объектов недвижимости (зданий) с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678, находящихся в настоящее время в частной собственности.

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0804002:638 от 28.01.2021 № 99/2021/372429303, за ООО «ТОП-Строй» зарегистрировано право собственности № 63-63-01/200/2011-887 от 13.07.2011 на нежилое здание (Пристрой склада центрально-инструментального склада и абразивная мастерская), площадью 502,2 кв.м, количество этажей 1, в том числе подземных, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Князя ФИО7, д.6. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые».

Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0804002:678 от 28.01.2021 № 99/2021/372428121, за ООО «ТОП-Строй» зарегистрировано право собственности № 63-63-01/200/2011-889 от 13.07.2011 на нежилое здание (Корпус инструментального цеха), площадью 2909, 4 кв.м, количество этажей 3, в том числе подземных, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, ул. Князя ФИО7, д.6. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтённые».

В соответствии с п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678 расположены в пределах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:508 (Российская Федерация, Самарская область, городской округ Самара, внутригородской <...> земельный участок 6 Б), что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0803002:508 от 28.01.2021 № 99/2021/372405562. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные».

Таким образом, нежилые здания с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678 поставлены на кадастровый учет с координатами границ контуров, право собственности на них зарегистрировано и объекты расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 63:01:0803002:508, сведения о котором включены в ЕГРН с нормативной точностью.

При обследовании объектов недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678 на местности установлено:

-  нежилое здание (Пристрой склада центрально-инструментального склада и абразивная мастерская) с кадастровым номером 63:01:0804002:638 частично демонтировано, имеет фундамент, прочно связанный с землёй. Фундамент сохранён и находится под снежным покровом (Фото 2).

-  нежилое здание (Корпус инструментального цеха) с кадастровым номером 63:01:0804002:678 частично демонтировано (отсутствует крыша, застекление окон). В сохранности находятся подземная часть (фундамент, подвал) и наземная часть здания (стены, несущие конструкции, перекрытия). (Фото 3,4).

Согласно п.14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Кадастровый инженер пришел к выводу, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0804002:638 и 63:01:0804002:678 не прекратили своё существование и не исключены из реестра сведений ЕГРН. Объекты недвижимости прочно связаны с землёй и имеют фундаменты. Устранение физического износа указанных зданий, переустройство зданий, модернизация инженерных и других систем возможно путём их реконструкции.

Допустимые, относимые и достоверные доказательства, опровергающие установленные кадастровым инженером и отраженные в заключении от 08.02.2021г. факты и выводы, заинтересованным лицом и третьими лицами в материалы арбитражного дела не представлены.

Заинтересованное лицо и третьи лица утверждали, что согласно Схемы №1 «Основной чертеж. Проектное решение» Генерального плана городского округа Самара, утвержденного Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 № 539, территория квартала, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами: 63:01:0803002:509, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:507 отнесена к территории планируемых объектов административно-делового назначения: согласно Схеме №5 «Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры» в границах указанного квартала предусмотрено размещение дороги общего пользования местного значения. Таким образом. Генеральным планом города предусмотрено размещение на территории квартала дороги общего пользования, а также объектов административно-делового назначения.

Данное утверждение в части спорных земельных участков и здания не нашло своего подтверждения в материалах дела.

Арбитражный суд исследовал представленный сторонами графический материал и выписки из ИСОГД, в результате чего установил, что Генеральный план городского округа Самара и прилагаемые схемы не планировали проведение дороги именно через земельные участки заявителя.

В целях устранения противоречивой информации в выписках из ИСОГД суд обязал Департамент градостроительства г.о. Самара, в соответствии со ст. 66 АПК РФ предоставить сведения о решении Думы г.о. Самара от 20.03.2008 №539 (в редакции решения Думы г.о. Самара от 04.12.2019 №477, на основании которого установлены красные линии, указанные в выкопировке из ИСОГД от 04.02.2021 г. № Д 05-01/285.

Департамент градостроительства г.о. Самара предоставил сведения из ИСОГД от 24.03.2021 № Д05-01/799 (вместе с выкопировками), а также распечатку ПМТ в формате pdf.

В указанных документах указывается, что красные линии, пересекающие земельные участки кадастровый номер 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 и нежилое здание кадастровый номер 63:01:0804002:635, установлены в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.04.2014 № 251-р  именно в редакции от 29.05.2020 № 275-р.

Ссылку на какой-либо ранее принятый Думой г.о. Самара нормативный акт, предусматривающий установление красных линий, проходящих через спорные земельные участки здание, Департамент градостроительства г.о. Самара не предоставил.

В соответствии с частью 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.

Статья 45 ГрК РФ предусматривает возможность последующего принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в случае, если проектом планировки территории предусматривается размещение на них объектов государственного или муниципального значения.

Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что основная часть проекта планировки территории включает в себя красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Подготовка проекта межевания территории осуществляется для установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования (пункт 2 части 2 статьи 43 ГрК РФ).

На чертежах межевания территории отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений (пункты 2, 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области регулирования градостроительной деятельности разработана Инструкция о порядке разработки, согласования, экспертиз и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 29 октября 2002 года N 150 (далее - Инструкция).

Согласно пункту 3.2.1, 3.2.2 Инструкции, проект планировки - градостроительная документация, разрабатываемая для частей территорий поселений. В составе проекта планировки может разрабатываться проект межевания территорий.

Графические материалы проекта планировки разрабатываются в масштабе 1:2000 или 1:1000 и включают:

- план красных линий (основной чертеж);

- разбивочный чертеж красных линий;

На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.

Красные линии являются обязательными положениями проекта планировки. Утвержденный проект планировки является основой для выноса в натуру (на местность) красных линий.

Проект межевания территорий разрабатывается для застроенных и подлежащих застройке территорий в границах установленных красных линий.

Графические материалы выполняются в масштабе 1:500-1:2000 и включают в себя план фактического использования территории и проект межевания территории, на которых указываются красные линии, границы земельных участков, контуры зданий и сооружений, существующие и проектируемые территории общего пользования, публичные сервитуты.

Обязательными положениями проекта межевания территорий являются:

- границы земельных участков;

- предложения по установлению публичных сервитутов.

На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.

Кроме того, в нарушение пункта 1 части 2, пункта 1 части 5 статьи 43 ГрК РФ в части оспариваемых красных линий в проекте межевания территории отсутствуют указания на границы и площадь образуемых и изменяемых земельных участков, из чего невозможно установить, какая именно площадь земельного участка заявителя находится в пределах планируемых красных линий.

В соответствии с частью 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Часть 12.6 статьи 45 ГрК РФ предусматривает, что решение об изъятии земельных участков, планируемых к размещению на них объектов государственного или регионального, местного назначения, может быть принято в течение трех лет с даты утверждения проекта планировки.

В соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу частей 1,2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им другим образом.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу положений статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1) и никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 2).

Как неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации, в случаях принудительного изъятия имущества у собственника - независимо от оснований такого изъятия - должен осуществляться эффективный судебный контроль, который может быть либо предварительным, либо последующим и служит гарантией конституционного принципа неприкосновенности собственности (постановления от 16.07.2008 N 9-П и от 24.02.2004 N 3-П, определения от 11.05.2012 N 758-О и от 03.07.2007 N 714-О-П).

Осуществление такого контроля подразумевает, в том числе, необходимость проверки действительного наличия оснований, указанных уполномоченным органом в качестве целей принудительного изъятия имущества, их соответствия закону.

Из положений статей 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проекты планировки и межевания территории разрабатываются с учетом уже расположенных на ней земельных участков и объектов капитального строения.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.02.2017 N Ф06-16682/2016 по делу N А55-31743/2015.

Между тем указанное распоряжение принято без учета месторасположения принадлежащих обществу объектов недвижимости.

В ходе рассмотрения настоящего дела заинтересованным лицом и третьими лицами не представлено доказательств соблюдения вышеуказанных правовых норм при принятии оспариваемого распоряжения.

В свою очередь, обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, принявший акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом законных прав лежит на заявителе (статья 65 АПК РФ).

Однако, доказательств соблюдения вышеуказанных правовых норм при принятии оспариваемого распоряжения, а также доказательств того, что планируемый «кратчайший проход граждан к водным объектам» может быть проложен только через территорию ООО "Топ-Строй" и не может быть проложен в ином месте, при рассмотрении настоящего дела административным органом в материалы дела не представлено.

Судебная практика исходит из того, что, если утвержденная красная линия проходит по объекту недвижимости, принадлежащему истцу на зарегистрированном праве собственности, и этот объект существовал до принятия соответствующего постановления об установлении границ и точек красных линий, то этот факт является нарушением законных прав собственника объекта недвижимости, гарантированных ст.209 ГК РФ, и не соответствует ст. 15 Конституции Российской Федерации (Постановления ФАС ПО от 11.09.2013 по делу № А72-2043/2013, от 11.09.2013 по делу № А72-2943/2013, от 06.03.2014 по делу №А57-9348/2013, Постановление АС ПО от 31.05.2016 по делу № А57-17009/15, Определение ВАС РФ от 26.06.2014 № ВАС-7645/14, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 № 2438/10 по делу № А70-6379/2009).

Нанесение красной линии через земельный участок и здание, принадлежащие заявителю, нарушает вышеназванные нормы о правах собственника и правообладателя объектами недвижимости.

То обстоятельство, что проект планировки и межевания не являются решениями об изъятии, в данном случае не имеет юридического значения, поскольку он предполагает последующее изъятие.

Проведение через земельные участки и здания красных линий ограничивает реализацию прав собственника объектов недвижимого имущества, приводит к невозможности дальнейшего использования участков по целевому назначению, поскольку фактически изымает их из владения общества и переводит его в категорию земель общего пользования.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, и установив, факт принадлежности ООО "Топ-Строй" на праве собственности земельных участков, с кадастровыми номерами: 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508 и 63:01:0803002:509 и  нежилого здания кадастровый номер 63:01:0804002:635, обладающим исключительным правом владения и пользования ими, равно как и факт того, что проведение красных линий запланировано через территорию данного имущества ООО "Топ-Строй", суд сделал вывод, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав ООО "Топ-Строй", предоставленных ему статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, как собственнику объекта недвижимого имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании этого ненормативного правового акта недействительным.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что распоряжение Правительства Самарской области №275-р от 29.05.2020 г. в оспариваемой истцом части является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным распоряжение Правительства Самарской области №275-р от 29.05.2020 г. об утверждении документации по внесению изменений в проект планировки и проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары в части:

-внесения изменений в проект планировкитерритории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области №251-р от 21.04.2014 в отношении земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 и нежилого здания кадастровый номер 63:01:0804002:635;

- внесения изменений в проект межевания территории исторического центра г. Самары в границах улицы Комсомольской, улицы Фрунзе, акватории реки Волги и акватории реки Самары, утвержденный распоряжением Правительства Самарской области №251-р от 21.04.2014 в отношении земельных участков 63:01:0803002:507, 63:01:0803002:508, 63:01:0803002:509 и нежилого здания кадастровый номер 63:01:0804002:635.

Обязать Правительство Самарской области устранить нарушения прав и законных интересов ООО "Топ-СТрой".

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1