АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
июня 2021 года | Дело № | А55-22789/2020 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 15 июня 2021 года Полный текст решения изготовлен: 20 июня 2021 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании июня 2021 года дело по иску, заявлению | |||||||
Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписание | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности, от заинтересованного лица– Попова И.В. по доверенности | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием к Средне-Поволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании недействительным предписания № ПР- 301-273-0-07-07-20-05-П от 03.07.2020, вынесенного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Саратов». Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, Управлением в рамках постоянного государственного надзора, на основании приказа от 02.06.2020 №ПР-301-273-о «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор» была проведена проверка с 30.06.2020 по 03.07.2020 в отношении ООО «Газпром трансгаз Саратов», на опасном производственном объекте I класса опасности «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ», per. №А51-01028-0145, расположенного по адресу: 393383, Тамбовская область, Кирсановский район, п. Компрессорный. В ходе контрольных мероприятий должностными лицами Управления был выявлен ряд нарушений, которые отражены в Акте проверки от 03.07.2020 №ПР-301-273-0-07-07-20- 05-ПН. В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.08 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ №294), Обществу, в связи с выявлением нарушений обязательных требований, было выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 03.07.2020 №ПР-301-273-0-07-07-20- 05-ПН. 1. Не переоформлена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов, в связи с вводом в эксплуатацию газопровода-отвода по новым адресам, а именно: «Газопровод-отвод Токаревка-Жердевка», расположенный по адресу: Тамбовская область, Токаревский, Жердевский районы; Воронежская область, Терновский район , год ввода в эксплуатацию 2016; 2. ООО «Газпром трансгаз Саратов» представлены не полные сведения, характеризующие опасный производственный объект «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУ МГ» рег.№ А51-01028-0145, для регистрации в государственном реестре опаснълх производственных объектов, а именно: Не учтены: «Газопровод-отвод Токаревка-Жердевка», расположенный по адресу: Тамбовская область, Токаревский, Жердевский районы; Воронежская область, Терновский район; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-007-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-006-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-008-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; 3. ООО «Газпром трансгаз Саратов» не внесены изменения в сведения, характеризующие опасный производственный объект «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУ МГ» рег.№ А51-01028-0145, не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации, в связи с вводом в эксплуатацию «Газопровода-отвода Токаревка- Жердевка», расположенного по адресу: Тамбовская область, Токаревский, Жердевский районы; Воронежская область, Терновский район. Год ввода в эксплуатацию 2016; 4. Сосуды, работающие под давлением, а именно: Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-007-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-006-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-008-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка» эксплуатируемые ООО «Газпром трансгаз Саратов» не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора; 5. Отсутствует аттестация в области промышленной безопасности главного инженера - первого заместителя генерального директора ООО «Газпром трансгаз Саратов», председателя комиссии по расследованию инцидента, произошедшего 30.04.2020 на 55,2 км газопровода-отвода ФИО3 в Рассказовском районе, Тамбовской области - ФИО4 в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора; 6. Отсутствует аттестация в области промышленной безопасности заместителя главного по охране труда, промышленной и пожарной безопасности ООО «Газпром трансгаз Саратов», в составе комиссии по расследованию инцидента, произошедшего 30.04.2020 на 55,2 км газопровода-отвода ФИО3 в Рассказовском районе, Тамбовской области - ФИО5 в территориальной аттестационной комиссии Ростехнадзора; 7. В технологическом регламенте на эксплуатацию ОПО «Учцстки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ», рег.№51-01028-145 отсутствуют сведения о производственных инструкциях обеспечивающих безопасное ведение технологического процесса и технического обслуживания электроустановок, а также не учтены требования «Правил безопасности в нефтегазодобывающей промышленности» в соответствии с проектным решением, паспортами заводов-изготовителей. Не согласившись с данным предписанием, Заявитель обратился в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.07 2004 г. № 401, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере. Управление осуществляет свою деятельность в соответствии и на основании Положения «О Средне-Поволжском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14.11.2018г. № 558. Управление является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, строительстве, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах в Российской Федерации, а также в сфере энергетического надзора и надзора за гидротехническими сооружениями. В соответствии с п. 2 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 455 (далее – Положение № 455), постоянный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами. Согласно п. 4 Положения № 455, режим постоянного государственного надзора предусматривает проведение уполномоченными должностными лицами органа надзора мероприятий по контролю за соблюдением юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим объект повышенной опасности (далее - организация, владеющая объектом повышенной опасности), обязательных требований при эксплуатации объекта повышенной опасности, ведении технологических процессов и работ на данном объекте, в том числе при обслуживании, текущем ремонте, диагностике, испытаниях, освидетельствовании сооружений, технических устройств, средств и оборудования, применяемых на объекте повышенной опасности, осуществлении работ по капитальному ремонту, консервации и ликвидации объекта повышенной опасности, а также выполнение мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений. Как следует из п.5 Положения № 455, постоянный государственный надзор достигается посредством систематического (в соответствии с графиком) и беспрепятственного осуществления уполномоченными должностными лицами органа надзора следующих мероприятий по контролю: а) обход и осмотр зданий, сооружений, помещений объекта повышенной опасности, территории или частей территории объекта повышенной опасности, его цехов, участков, площадок, технических устройств, средств и оборудования; б) проверка работоспособности приборов и систем контроля безопасности на объекте повышенной опасности; в) проверка пригодности к использованию систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии; г) проверка обеспечения охраны и контрольно-пропускного режима на объекте повышенной опасности (за исключением объектов, обеспечение безопасности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"); д) рассмотрение организационно-распорядительной, технической, разрешительной, учетной и иной документации, наличие которой на объекте повышенной опасности предусмотрено обязательными требованиями промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования, анализ и оценка ее соответствия указанным требованиям; е) рассмотрение и анализ представляемых сведений (отчетов) о результатах производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, технического регулирования, о результатах контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнического сооружения; ж) рассмотрение и анализ сведений, подтверждающих соблюдение организацией, владеющей объектом повышенной опасности, обязательных требований промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, технического регулирования; з) рассмотрение сведений о планируемых организацией, владеющей объектом повышенной опасности, мероприятиях на объекте повышенной опасности, относящихся к деятельности, в отношении которой установлены обязательные требования, и их анализ и оценка на предмет своевременности, полноты и достаточности; и) участие уполномоченных должностных лиц органа надзора в обследованиях гидротехнического сооружения при подготовке декларации безопасности гидротехнического сооружения; к) наблюдение за работой комиссий по расследованию причин инцидентов на объектах повышенной опасности; л) наблюдение за соблюдением на объекте повышенной опасности требований по проведению проверки знаний рабочих, их инструктажа по безопасности, стажировки на рабочем месте; м) наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности; н) проверка выполнения мероприятий по устранению причин аварий, повреждений и инцидентов на объекте повышенной опасности, профилактике аварий, повреждений и инцидентов; о) проверка правильности идентификации опасного производственного объекта, установления класса гидротехнического сооружения; о.1) проверка организации и функционирования системы управления промышленной безопасностью; о.2) объявление учебной тревоги и проверка готовности организации, владеющей объектом повышенной опасности, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (без развертывания основных средств аварийно-спасательных формирований и остановки технологических процессов не чаще одного раза в год на срок, установленный планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий); п) осуществление иных мероприятий по контролю в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Отношения, связанные с обеспечением безопасной эксплуатации ОПО и направленные на предупреждение аварий на ОПО и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий регулируются Федеральным Законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Положения Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации. Согласно ст. 1 ФЗ №116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий таких аварий. В силу ст. 3 ФЗ № 116, требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента РФ, нормативных правовых актах Правительства РФ, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. В силу ст. 4 ФЗ № 116-ФЗ, правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают обязательные требования к деятельности в области промышленной безопасности, в том числе работникам опасных производственных объектов, экспертам в области промышленной безопасности (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 116-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Административный орган представил суду отзыв, в котором изложил позицию в отношении пунктов оспариваемого предписания. Также указал в своем отзыве, что довод Общества о том, что должностные лица государственного энергетического надзора не имеют права выходить на контрольные мероприятия в рамках постоянного надзора - является несостоятельным. При проведении постоянного надзора за опасными производственными объектами I класса опасности необходимость включения в состав комиссии специалистов определяет руководитель территориального органа Ростехнадзора. По пункту 1 Предписания: ООО «Газпром трансгаз Саратов» осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов ВП-00-009639 от 11.02.2009г. Адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности Саратовская область. Пензенская область. Тамбовская область. Согласно пункта 1 ст. 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 №99-ФЗ (далее - №99-ФЗ), лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. В соответствии с выпиской ЕГРН Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 27.12.2016 № 00-00-0426-2016МС. Акт разделения границ зон обслуживания между филиалом ООО «Газпром трансгаз Волгоград» Бубновское ЛПУМГ и филиалом ООО «Газпром трансгаз Саратов» Кирсановское ЛПУМГ от 2011г. с географическим расположением координат в системе геодезического позиционирования СШ 51о41.639 ВД 41о36.087 с административным расположением в Терновском районе Воронежской области подтверждает ведение эксплуатации опасного производственного объекта по адресу места осуществления деятельности не указанному в лицензии и до введения в эксплуатацию газопровода Токаревка-Жердевка (лист 65 Технологического регламента). Соответственно обязанность по переоформлению лицензии появилась с момента назначения должностных лиц приказом по обществу. Технический паспорт магистрального газопровода-отвода «Токаревка-Жердевка» участок с 1 км по 36,765 км инвентарный номер №529119 от 2018г. подтверждает факт эксплуатации газопровода с его постановкой на баланс как основное средство. В соответствии с выпиской из ЕГРН Газопроводу-отводу «Токаревка-Жердевка» присвоен кадастровый номер 21.02.2020г. За истекший период заявлений на внесение изменений в сведения, характеризующие ОПО и переоформление лицензии в адрес территориального управления Ростехнадзора не поступало. Распоряжением ПАО «Газпром» от 30.06.2017 №218 утвержден Акт приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта «Газопровод - отвод Токаревка - Жердевка», проходящим в том числе и по территории Воронежской области. Газопровод - отвод «Токаревка - Жердевка» был передан в эксплуатацию ООО «Газпром трансгаз Саратов» на основании заключенного договора аренды № 01/1600-д-160/17/июнь от 31.08.2017 с ПАО «Газпром». В 2020 году ООО «Газпром инвест» осуществило мероприятия по регистрации права собственности за ПАО «Газпром» №0:0:0:3452-0/001/2020-1 на газопровод-отвод «Токаревка-Жердевка». В соответствии с п.1.1.2 приказа ООО «Газпром трансгаз Саратов» №386 от 22.06.2019г. «О разделении полномочий между генеральным директором и его заместителями» генеральный директор обеспечивает работу и эффективное взаимодействие всех подразделений, соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности общества. В соответствии с п. 1.2.8. вышеуказанного приказа главный инженер-первый заместитель генерального директора организует работу по лицензированию видов деятельности в области промышленной безопасности. Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» в приложении №5 установлено, что до 31 декабря 2020 г.не подлежат переоформлению в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии: лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, I, II и III классов опасности; лицензии на деятельность, связанную с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Разъяснением Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору от 09 апреля 2020 г. «По вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» указала на то, что документы лицензиатов, подпадающие под действие вышеуказанного постановления и находящиеся на рассмотрении в органах Ростехнадзора, будут возвращены заявителям. Кроме того, Постановлением Правительства РФ №1580 от 01.10.2010 было внесено изменение в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 №440, согласно которому осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, до 1 января 2022 г. допускается без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии. Лицензия на указанные виды деятельности подлежит переоформлению в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии, в случае обращения лицензиата с соответствующим заявлением. Информационным письмом Средне-Поволжское управление Ростехнадзора №301-28607 от 15.10.2020 уведомило ООО «Газпром трансгаз Саратов» о принятом Постановлении Правительства РФ №1580 от 01.10.2010 и возможности осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, И и III классов опасности в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида до января 2020 года без переоформления соответствующей лицензии. Таким образом, вышеуказанными постановлениями Правительства РФ предоставлена возможность осуществления деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов без переоформления лицензии. Требования п.1 предписания о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензионной деятельности противоречат указанным выше постановлениям Правительства РФ в связи с чем требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению.. По пунктам 2-3 Предписания: В Предписании указано, что обществом представлены неполные сведения, характеризующие опасный производственный объект, для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» per. № А51-01028-0145, не позднее 10 рабочих дней со дня начала эксплуатации газопровода-отвода «Токаревка - Жердевка» и не зарегистрированы сосуды, работающие под давлением. По мнению заявителя, административным органом не учено, что газопровод-отвод «Токаревка - Жердевка» и входящие в него сосуды, работающие под давлением, не были включены в сведения, характеризующие опасный производственный объект «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» per. № А51-01028-0145, поскольку на них не было оформлено право собственности в установленном порядке. В соответствии с п. 5 постановления Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект. В соответствии с пп. 2 п. 20 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставление государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 апреля 2019 г. № 140, для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании ОПО, в том числе земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются ОПО (для объектов недвижимости), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются реквизиты документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании таких земельных участков, зданий, строений и сооружений). Распоряжением ПАО «Газпром» от 30.06.2017 №218 утвержден Акт приемочной комиссии по приемке законченного строительством объекта «Газопровод - отвод Токаревка - Жердевка» (проходящим в том числе и по территории Воронежской области), принят в эксплуатацию газопровод, а на ЗАО «Газпром инвест Юг» была возложена обязанность в двухмесячный срок произвести государственную регистрацию права собственности ПАО «Газпром», уточнить границы земельного участка, предоставленного для эксплуатации указанного объекта и совершения иных действий по оформлению земельных отношений в рамках агентского договора (в последующем функции заказчика ЗАО «Газпром инвест Юг» были переданы в управляющую организацию ООО «Газпром инвест»). В 2020 году ООО «Газпром инвест» осуществило мероприятия по регистрации права собственности за ПАО «Газпром» №0:0:0:3452-0/001/2020-1 на газопровод-отвод «Токаревка-Жердевка». По мнению заявителя, до 2020 года ООО «Газпром трансгаз Саратов» не имело возможности осуществить мероприятия по регистрации объектов реестре ОПО. Арбитражный суд считает указанные доводы необоснованными. В соответствии с выпиской ЕГРН право собственности ПАО «Газпром» зарегистрировано 21.02.2020г. На момент выдачи оспариваемого предписания 03.07.2020г. препятствия для внесения изменений в сведения, характеризующие ОПО «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» per. № А51-01028-0145, у заявителя отсутствовали. В связи с необходимостью внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре опасных производственных объектов ООО «Газпром трансгаз Саратов» 10.07.2020 направило в Средне - Поволжское управление Ростехнадзора заявления о внесении в Реестр соответствующих изменений относительно следующих ОПО: «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» (per. №А51-01028-0145) (исх. № 36-41/124-108 от 09.07.2020). В соответствии с информацией, содержащейся на сайте почты России, заявления получены адресатом 14.07.2020 (т.1 л.д.20-23). Однако по результатам рассмотрения Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора вынесено Уведомление № 301-23153 от 02.09.2020г. об отказе по результатам предварительного рассмотрения заявлений о внесении в Реестр соответствующих изменений. Направление ненадлежащего пакета документов не свидетельствует о выполнении обязанности. Кроме того, в соответствии с выпиской ЕГРН Разрешение на ввод в эксплуатацию выдано Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 27.12.2016 № 00-00-0426-2016МС. Срок ввода в эксплуатацию определен административным органом правильно. Следовательно, поскольку срок внесения изменений в сведения, характеризующие ОПО, определяется законом в зависимости от ввода в эксплуатацию, а не от регистрации прав собственности, то у Средне-Поволжского управления Ростехнадзора имелиь законные основания для выдачи предписания в части п.2-3. По пункту 4 Предписания: Административный орган считает, что сосуды, работающие под давлением, а именно: Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-007-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-006-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; Сосуд, работающий под давлением, аккумулятор импульсного газа АИГ-2,0/55-У5,зав.№005-008-15 установленный на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка», эксплуатируемые ООО «Газпром трансгаз Саратов» не поставлены на учет в территориальном органе Ростехнадзора. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности устанавливают «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» утверждены приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 (далее - ФНП ОРПД). В соответствии с п. 214, 216 ФНП ОРПД не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением, подлежащего учету, эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информацию для осуществления учета оборудования под давлением. В пункте 217 ФНП ОРПД указано, что ОПО, на которых используется оборудование под давлением, подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Между тем, ни акт проверки, ни оспариваемое предписание не содержат какого-либо обоснования необходимости регистрации в государственном реестре ОПО аккумулятора импульсного газа АИГ-2,0/55-У5, зав.№005-006-15, установленного на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка»; аккумулятора импульсного газа АИГ-2,0/55-У5,зав.№005-008-15, установленного на «Газопроводе-отводе Токаревка-Жердевка». Представленный в материалы дела Рабочий проект «Газопровод-отводе Токаревка-Жердевка» определяет, что аккумуляторы импульсного газа являются оборудованием, входящим в состав Узла запуска и Узла приема (т.2 л.д.82). Паспорт аккумулятора импульсного газа АИГ-2,0/55-У5,зав.№005-008-15 также не содержит сведений, что указанный аккумулятор представляет собой самостоятельный сосуд, а не относятся к оборудованию магистарльного газопровода и включены в технологический процесс магистральных трубопроводов. Таким образом, доводы заинтересованного лица о том, что аккумуляторы импульсного газа входят в область распространения Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под давлением, утв. приказом Ростехнадзора № 116 от 25.03.2014г., являются недоказанными. Обратного суду не представлено, в связи с чем требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению. По пунктам 5-6 Предписания: Согласно ст. 16 Федерального закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», статьи 13.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановления Правительства РФ от 05 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях» режим постоянного государственного надзора устанавливается на опасных производственных объектах I класса опасности. Согласно Акту проверки № ПР-301-273-0-07-07-20-05-ПН от 03.07.2020 проверка осуществлялась в отношении опасного производственного объекта I класса опасности «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» per. №А51-01028-0145. Аттестация главного инженера первого-заместителя генерального директора ФИО4 и заместителя главного по охране труда, промышленной и пожарной безопасности ФИО5 в составе комиссии по расследованию инцидента, произошедшего 30.04.2020 на 55,2 км газопровода- отвода ФИО3 в Рассказовском районе, Тамбовской области, не имеет никакого отношения к предмету проверки в режиме постоянного надзора; в Кирсановском ЛПУМГ отсутствуют документы об аттестации вышеуказанных лиц. Кроме того, в соответствии с п. 33 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 № 480, для расследования причин инцидентов приказом руководителя создана комиссия. Требования к членам комиссии нормативно установлены только по нечетному числу лиц, входящих в комиссию. Нормативно-правовые акты, указанные в Предписании, несоблюдение которых вменяется обществу, не устанавливают требования о необходимости аттестации членов комиссии по расследованию инцидентов. ООО «Газпром трансгаз Саратов» в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденными приказом Ростехнадзора от 06 ноября 2013 года № 520, эксплуатирует объекты магистральных трубопроводов. Указанные Правила входят в область аттестации Б.2.8 (Магистральные газопроводы) в соответствии с Областями аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06 апреля 2012 года № 233. Главный инженер первый - заместитель генерального директора ФИО4 и заместитель главного инженера по охране труда, промышленной и пожарной безопасности ФИО5 аттестованы по соответствующим областям, что подтверждается Протоколами от 25.10.2019 №19-10/193-250 и от 22.07.2016 №231-ПБ-2016. Порядок проведения аттестации в области промышленной безопасности устанавливается Правительством Российской Федерации (ч.9. ст. 14.1. ФЗ №116). При этом, ни заинтересованным лицом при составлении отзыва, ни должностными лицами, проводившими проверку не учтен тот факт, что аттестация в области промышленной безопасности, проводится в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения работниками трудовых обязанностей (ч. 5 ст. 14.1. Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»). По смыслу ст. 21 и 57 Трудового кодекса РФ трудовые обязанности работников – это трудовые функции работника, осуществляемые им в интересах, под управлением и контролем работодателя, определенные заключенным между работодателем и работником трудовым договором. Однако должностные обязанности ФИО4 и ФИО5 не были предметом исследования проверяющих лиц. Ими не запрашивались ни должностная инструкция, ни трудовой договор. Кроме того, предусмотренный в п.5 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2012 г. № 455, перечень контрольных мероприятий в рамках постоянного государственного надзора содержит лишь наблюдение за работой аттестационных комиссий по аттестации специалистов в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений организации, владеющей объектом повышенной опасности. Таким образом, проведение проверки объема знаний, либо областей аттестации не входит в полномочия должностных лиц Ростехнадзора при проведении проверок в режиме постоянного государственного надзора. При таких обстоятельствах требования заявителя в указанной части подлежат удовлетворению. По пункту 7 Предписания: В соответствии с п.п. 1 п. 10. Административного регламента, при проведении проверки должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, если таковые требования не относятся к полномочиям Ростехнадзора (его территориальных органов), от имени которого действуют эти должностные лица. Порядок осуществления постоянного государственного надзора устанавливается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05 мая 2012 г. № 455 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях». Согласно п.3 Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях, утв. постановлением Правительства РФ от 05.05.2012 №455 «к отношениям, связанным с осуществлением постоянного государственного надзора, применяются положения федеральных законов №294-ФЗ, «О безопасности гидротехнических сооружений» и №116-ФЗ. В силу ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1к данному Федеральному закону, а электроустановки, эксплуатируемые обществом, в соответствии с приложением №1 к Закону №116-ФЗ технологически не связаны с ОПО и не имеют признаков опасности по транспортировке опасного вещества (природный газ) и использованию оборудования, работающего под избыточным давлением, характерными для ОПО магистральных газопроводов, т.е., по сути, работа электрооборудования средств электрохимзащиты (ЭХЗ) к оборудованию ОПО не относится. Данное утверждение содержится в Сведениях, характеризующих ОПО, имеющихся в распоряжении надзорного органа. Электроустановки не входят в состав ОПО «Участки магистральных газопроводов Кирсановского ЛПУМГ» per. №А51-01028-0145 и не относятся к сфере технического регулирования в области промышленной безопасности, о чем имеются решения Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2020 по делу №А55-10481/2019 и от 20.01.2020 по делу №А55-10480/2019 по аналогичному требованию. Таким образом, ответчик осуществил проверку объектов, не относящихся к ОПО и не предусмотренных к проверке. Относительно действий Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора по осуществлению энергетического надзора в режиме постоянного государственного надзора, предусмотренного статьей 13.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд считает, что из норм действующего законодательства не следует обязательное установление в рассматриваемом случае режима постоянного государственного надзора в целях осуществления энергетического надзора. Осуществление постоянного государственного надзора без предусмотренных законодательством оснований свидетельствует о недействительности результатов проверки (статья 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). В связи с этим Предписание, выданное в результате энергетического надзора, проведенного в режиме постоянного государственного надзора без необходимых оснований, подлежит признанию недействительным в оспариваемой части. Таким образом, в нарушение ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 200 АПК РФ Средне-Поволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представило доказательств соответствия оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого предписания, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого предписания. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № ПР- 301-273-0-07-07-20-05-П от 03.07.2020 в части пунктов 1, 4, 5, 6, 7 не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению. Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Расходы по уплате госпошлины возлагаются на ответчика в соответствии со ст. 110 АПК РФ. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Заявление удовлетворить частично. Признать недействительным предписание Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № ПР- 301-273-0-07-07-20-05-П от 03.07.2020 в части пунктов 1, 4, 5, 6, 7. В остальной части в удовлетворении заявления отказать. Взыскать с Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||