ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-23029/17 от 22.11.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2017 года

Дело №

А55-23029/2017

Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 29 ноября 2017 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Дегтярева Д.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соловьевой И.Е.,

рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2017 года дело по иску, заявлению

Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России

От 24 августа 2017 года №

к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области

третьи лица:

1. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области;

2. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области;

3. Федеральное медико-биологическое агентство

о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления

при участии в заседании

от истца – представитель ФИО1 доверенность от 10.02.17г.

от ответчика, третьих лиц – не явились, извещены

установил:

Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, в котором просит:

1. Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России на здание Трансформаторной подстанции № 3, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>.

2. Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России на здание Трансформаторной подстанции № 4, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>.

3. Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России на здание Трансформаторной подстанции № 5, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>.

Истец поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик и третьи лица в судебное заседание, о времени и месте проведения которого извещены надлежащим образом, не явились.

Ответчик представил отзыв на иск, который судом приобщен к материалам дела.

В отзыве на иск ответчик сообщил, что против удовлетворения заявленных требований не возражает, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Согласно п.6 ст. 121 АПК РФ лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлеченные к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.

На основании ч.1,3 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц по имеющимся в деле материалам.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, заслушав объяснения присутствовавшего в заседании представителя истца, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, В 1969 году истцом хозспособом построено здание Трансформаторной подстанции № 3, площадью 38,0 кв.м., расположенное по адресу <...>.

В 1996 году истцом хозспособом построено здание Трансформаторной подстанции № 4, площадью 40,3 кв.м., расположенное по адресу <...>.

В 1990 году истцом хозспособом построено здание Трансформаторной подстанции № 5, площадью 41,9 кв.м., расположенное по адресу <...>.

Здания Трансформаторной подстанции № 3, Трансформаторной подстанции № 4 и Трансформаторной подстанции № 5 находятся на балансе ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России (далее - учреждение).

Земельный участки, на которых расположены здания Трансформаторной подстанции № 3, Трансформаторной подстанции № 4 и Трансформаторной подстанции № 5, находятся в собственности Российской Федерации, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: Серия 63—АВ 129662 от 07.08.2006, Серия 63-АВ 129652 от 07.08.2006, Серия 63—АВ 129669, соответственно.

ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России пользуется данными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права: 63-Н № 008911 от 31.07.2014, 63-Н № 008869 от 31.07.2014; государственным актом на право пользования землей № 57 от 26.02.1991, соответственно.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ, для подтверждения права собственности РФ на здания Трансформаторной подстанции № 3, Трансформаторной подстанции № 4 и Трансформаторной подстанции №5 23.07.2014 путем проведения электронного аукциона на электронной торговой площадке заключило контракт (договор) с ООО «Эксперт-Центр», на изготовление технических планов и постановку на кадастровый учет указанных объектов недвижимости.

27.08.2014 здание Трансформаторной подстанции № 3 поставлено на государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/193/700/2017-757 от 20.03.2017.

26.08.2014 здание Трансформаторной подстанции № 4 поставлено на государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/193/700/2017-759 от 20.03.2017.

15.09.2014 здание Трансформаторной подстанции № 5 поставлено на государственный кадастровый учет, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/193/700/2017-755 от 20.03.2017.

08.12.2016 в соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ «О совершенствовании учета федерального имущества» от 16.07.2007 №447 для внесения сведений в реестр федерального имущества учреждением по межведомственному порталу Росимущества (далее -МВП) направлены сведения о здании Трансформаторной подстанции № 3 с приложением необходимой документации в Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества). Направление сведений подтверждается запросом № 191460 от 08.12.2016, зарегистрированным в МВП.

Здание Центральной Трансформаторной подстанции № 3, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...> поставлено на государственный кадастровый учет 27.08.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/193/700/2017-757 от 20.03.2017.

Здание Трансформаторной подстанции № 4, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...> поставлено на государственный кадастровый учет 26.08.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН № 63/193/700/2017-759 от 20.03.2017.

Здание Трансформаторной подстанции № 5, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>, поставлено на государственный кадастровый учет 15.09.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН №63/193/700/2017-755 от 20.03.2017.

Истец указывает, что данные объекты недвижимости используются истцом в его уставной деятельности, однако зарегистрировать право собственности на них и право оперативного управления у истца нет возможности.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом (пункт 5 статьи 214 ГК РФ).

Уставом Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" предусмотрено, что оно находится в ведении Федерального медико-биологического агентства, учредителем и собственником имущества учреждения является Российская Федерация.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 120 Гражданского кодекса, действовавшей до 01.09.2014, учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

Согласно положениям статьи 123.21 Гражданского кодекса, действующей с 01.01.2014, учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом.

Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьей 296 данного Кодекса. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Статья 296 Гражданского кодекса устанавливает право оперативного управления учреждения в отношении закрепленного за ним имущества, которое учреждение осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Нормами Гражданского кодекса не предусмотрено возникновение у государственных бюджетных учреждений права собственности на имущество, приобретенное за счет внебюджетных источников. Такое имущество, также как полученное за счет бюджетного финансирования, поступает учреждению на праве оперативного управления.

В соответствии с пунктом 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (введенной Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ) имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Следовательно, нормами действующего в настоящее время законодательства также предусмотрено возникновение права собственности Российской Федерации на приобретенное федеральным бюджетным учреждением за счет внебюджетных источников имущество, поступающее учреждению на праве оперативного управления.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами, в том числе путем признания права.

Иск о признании права является внедоговорным требованием собственника имущества о констатации перед третьими лицами факта принадлежности истцу права собственности на спорное имущество, не соединенное с конкретными требованиями о возврате имущества или устранении иных препятствий, не связанных с лишением владения.

Признание права является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания необходимых условий для его реализации и предотвращения со стороны третьих лиц действий, препятствующих его нормальному осуществлению.

Условиями предъявления данного иска являются наличие объекта, на который заявляется требование о признании права собственности, неопределенность статуса вещи, относительно которой идет спор, а также наличие у истца правового интереса в связи с данной вещью.

Правопритязаний на спорные объекты согласно представленным доказательствам не имеется.

Ответчик и третьи лица возражений против иска либо своих правопритязаний на объекты не заявили.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования о признании права собственности Российской Федерации и права оперативного управления на указанные в исковом заявлении объекты обоснованны и подлежат удовлетворению.

Расходы по госпошлине относятся на истца как на лицо, заинтересованное в признании права, при отсутствии неправомерных действий со стороны ответчика.

Руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать право собственности Российской Федерации и право оперативного управления Федерального государственного учреждения здравоохранения "Медицинский реабилитационный центр "Сергиевские минеральные воды" ФМБА России на здание Трансформаторной подстанции № 3, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>; на здание Трансформаторной подстанции № 4, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>; на здание Трансформаторной подстанции № 5, расположенное по адресу: Самарская область, м/р Сергиевский, <...>.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

Д.А. Дегтярев