ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-23072/10 от 07.02.2011 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

  443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846-2) 226-56-17

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

  г. Самара

14 февраля 2011 года

Дело №

А55-23072/2010

Резолютивная часть решения объявлена 07 февраля 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2011 года.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.

рассмотрев в судебном заседании 03-07 февраля 2011 года

дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «БНК» г. Самара

  к Самарской таможне г. Самара

о признании незаконным требования таможенного органа

при участии в заседании

от истца, заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 11.05.2010 №15

от ответчика, заинтересованного лица – представитель ФИО2 по доверенности от 30.12.2010г. №01-18-08/23668

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «БНК» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Самарской таможни от 24.03.2010г. №01-02-12/177, по основаниям, изложенным в заявлении, возражениях на отзыв (т.1 л.д.2-12, т. 4 л.д.6-7).

Самарская таможня (далее – таможенный орган) требования заявления не признает, просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным отзыве (т. 3 л.д.46-51).

Заявителем заявлено о восстановлении пропущенного срока, установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ, по причине получения 03.08.2010г. решения Приволжского таможенного управления по его жалобе на оспариваемое требование. Суд находит уважительными указанные причины пропуска срока на обращение в арбитражный суд и срок восстановлен судом.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 30 минут 07 февраля 2011 года в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит заявление подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, заявителем в таможенный орган была подана ГТД № 10412010/240310/0001223 (т. 1 л.д.42-45), в которой под таможенный режим экспорта был заявлен товар - топливо технологическое ТКМ-16, код ТН ВЭД ТС 271019 63 09 для вывоза в Республику Беларусь.

В указанной ГТД в отношении товара была условно исчислена сумма вывозной таможенной пошлины в размере 1 470 592,46 рублей.

В ходе таможенного контроля таможенным органом был сделан вывод о необходимости уплаты условно начисленной суммы вывозной таможенной пошлины.

В связи этим, заявителю было направлено оспариваемое требование № 01-02-12/177 от 24.03.2010 г. об уплате вывозной таможенной пошлины в размере 1 470 592,46 рублей (т.1 л.д.46).

Заявителем уплачена указанная сумма вывозной таможенной пошлины (исх. №166/2010 от 25.03.2010 г. – т. 1 л.д.47, т. 4 л.д.25-26).

Вместе с тем, заявитель считает, что на него незаконно возложена обязанность по уплате вывозной таможенной пошлины, т.к. в законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие необходимость уплаты спорной вывозной таможенной пошлины по названной ГТД.

Таможенный орган в обоснование своей позиции ссылается на следующие обстоятельства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 318, подпунктом 2 пункта 1 статьи 319, пунктом 2 статьи 329 Таможенного кодекса Российской Федерации к таможенным платежам относится вывозная таможенная пошлина.

Обязанность по уплате таможенных платежей при вывозе товаров возникает с

момента подачи таможенной декларации или совершения действий,

непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории

Российской Федерации. При вывозе товаров таможенные пошлины должны быть

уплачены по общему правилу не позднее дня подачи таможенной декларации.

Согласно пункту 1 статьи 325 Таможенного кодекса Российской Федерации для

целей исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на

день принятия таможенной декларации таможенным органом, за исключением

случаев, предусмотренных статьями 138, 150, 312 и пунктом 1 статьи 327 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, устанавливаются Правительством Российской Федерации на срок один календарный месяц. Решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решении.

На день регистрации ГТД № 10412010/240310/0001223 действовали ставки вывозных таможенных пошлин, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации 24.02.2010 № 88, вступившего в силу с 01.03.2010. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 № 88 официально опубликовано в Российской газете от 26.02.2010 № 40, то есть принято с соблюдением порядка, установленного Законом от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Товары, декларированные по ГТД № 10412010/240310/0001223, в соответствии с решением Самарской таможни от 31.03.2010 № 10412000-03-03-15/34 классифицированы в подсубпозиции 2710 19 630 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695, в редакции Постановления Правительства Российской Федерации 24.02.2010 № 88, в отношении товаров, классифицируемых в данной подсубпозиции, установлена ставка вывозной таможенной пошлины в размере 98,7 долл. США за 1000 кг.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 № 88 ставки вывозных таможенных пошлин установлены в отношении товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе. Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2006 № 695 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.11.2009 № 954 ставки вывозных таможенных пошлин были установлены в отношении товаров, вывозимых с территории Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе.

По мнению таможенного органа, сравнительный анализ указанных редакций пункта 1 двух Постановлений Правительства Российской Федерации приводит к выводу о том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2010 №88 установлены ставки вывозных таможенных пошлин как при вывозе товаров за пределы территории Российской Федерации, так и при вывозе товаров с территории Российской Федерации за пределы территории государств-участников Таможенного союза. Учитывая, что Российская Федерация является государством-участником соглашения о Таможенном союзе, при вывозе товаров из Российской Федерации в государства-участники соглашений о Таможенном союзе - товары вывозятся за пределы территории Российской Федерации, а при вывозе товаров из Российской Федерации в третьи страны - товары, вывозятся за пределы территории государств-участников соглашения о Таможенном союзе, одним из которых является Российская Федерация. В связи с этим, таможенный орган считает, что союз «и» в рассматриваемой правовой норме перечисляет категории товаров, в отношении которых подлежат применению вывозные таможенные пошлины.

Протоколом между Правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь от 06.01.1995 в отношении товаров, происходящих с территорий Российской Федерации и Республики Беларусь и перемещаемых через таможенную границу во взаимной торговле, установлен режим свободной торговли, предполагающий, в том числе, освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. Таможенный орган ссылается на Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 12.01.2007 в редакции протокола от 27.01.2010 (ратифицировано Федеральным законом Российской Федерации от 10.06.2008 №79-ФЗ), которым предусмотрены изъятия из режима свободной торговли в отношении ряда товаров рассматриваемой категории. Так, согласно статьям 1 и 2 данного Соглашения, таможенной пошлиной не облагается нефть сырая, транспортируемая из Российской Федерации по заявкам компетентного органа Республики Беларусь исходя из годового объема внутреннего потребления российской нефти, определяемого компетентными органами государств Сторон. Объем внутреннего потребления российской нефти в Республике Беларусь устанавливается с учетом фактического изменения добычи нефти, производства и потребления нефтепродуктов на территории Республики Беларусь, а также согласованных компетентными органами Сторон объемов и номенклатуры нефтепродуктов, выработанных из российской нефти, поставленной субъектами хозяйственной деятельности Российской Федерации и Республики Беларусь в режиме переработки вне таможенной территории Российской Федерации (давальческом режиме), и ввезенных в Российскую Федерацию.

Таможенный орган считает, что предоставляя освобождение от уплаты вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой, вывозимой в Республику Беларусь, в объеме, достаточном для внутреннего потребления субъектами Республики Беларусь, в том числе с учетом объема нефтепродуктов, вырабатываемых из российской нефти, Российская Федерация вправе производить взимание вывозных таможенных пошлин в отношении российских нефтепродуктов, вывозимых в Республику Беларусь, поскольку такие нефтепродукты ввозятся в Республику Беларусь сверх объема внутреннего потребления, исключая таким образом использование участниками - ВЭД территории Республики Беларусь в качестве оффшорной зоны для снижения налогооблагаемой нагрузки в виде разницы между ставками вывозных таможенных пошлин, действующих в Российской Федерации и в Республике Беларусь. Таможенный орган указывает на Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 12.01.2007 «О мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области нефти и нефтепродуктов» как на правовую основу для принятия Правительством Российской Федерации Постановления от 24.02.2010 № 88 на уровне международных соглашений.

Ссылаясь на соотношение и действие международных договорных и иных обязательств Российской Федерации и национального законодательства Российской Федерации по вопросам установления, отмены и освобождения от уплаты вывозных таможенных пошлин, таможенный орган указывает на то, что применительно к таможенным отношениям норма п. 2 ст. 8 Таможенного кодекса РФ от 28.05.2003 № 61-ФЗ устанавливает приоритет в применении правил международных договоров Российской Федерации перед Таможенным кодексом РФ, которые применяются к правоотношениям в приоритетном перед национальным законодательством РФ порядке.

При этом решения международных организаций (объединений), участником которых является Российская Федерация, могут носить как обязательный, так и рекомендательный характер для государств-участников международной ор­ганизации (объединений). Обязательные решения международных организаций (объединений), участником которых является РФ, по вопросам таможенного регулирования также входят в правовую систему РФ и имеют приоритет в их применении перед национальным таможенным законодательством РФ.

Таможенный орган, ссылаясь на положения ст. 318, ст. 319 Таможенного кодекса РФ, ст. 2, ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», считает, что по общему правилу ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключе­нием случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе». В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» ставки вы­возных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено цитируемой статьей. Ссылаясь на п. п. 3, 4 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе», таможенный орган указывает на то, что в отношении нефти сырой (код ТН ВЭД России 2709 00) и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом решения Правительства Российской Федерации об изменении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, должны быть опубликованы в одном из офи­циальных изданий Российской Федерации не позднее чем за один день до дня вступления в силу указанных решений.

Из этого таможенный орган делает вывод о том, что поскольку вопросы определения перечня товаров, облагаемых вывозными таможен­ными пошлинами, и ставок вывозных таможенных пошлин отнесены Феде­ральным законом к компетенции Правительства РФ, то при отсутствии (необретении юридической силы, при прекращении, приостановлении) действующих международных договорных обязательств России и обязательных для нее решений международных органи­заций (объединений), устанавливающих беспошлинный режим во взаимной торговле с другими государствами (в том числе, с Республикой Беларусь), вы­возные таможенные пошлины уплачиваются в случаях, по ставкам и в порядке, определяемых национальным законодательством РФ.

Данные доводы таможенного органа суд находит необоснованными исходя из следующего.

В силу п. 1 ст. 319 Таможенного кодекса Российской Федерации при перемещении товаров через таможенную границу, в частности при вывозе товаров, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 329 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при вывозе товаров таможенные пошлины должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом.

Из содержания п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" следует, что ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено названной статьей.

Ставки вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 88 внесены изменения в названное Постановление, в соответствии с которыми эти пошлины применяются на «нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые за пределы территории Российской Федерации и территории государств - участников соглашений о Таможенном союзе».

В соответствии с ГТД № 10412010/240310/0001223 (т. 1 л.д.42-45) под таможенный режим экспорта был заявлен товар - топливо технологическое ТКМ-16.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2006 г. N 753 "О применении вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия" следует применять ставки вывозных таможенных пошлин, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2006 г. N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", в отношении нефти сырой и нефтепродуктов сырых, полученных из битуминозных пород (код ТН ВЭД России 2709 00), вывозимых с территории Российской Федерации в Республику Белоруссия.

При этом согласно ч. 1 ст. 8 Таможенного кодекса Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Соглашением от 20.01.1995 "О таможенном союзе" между Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Таджикистан образована единая таможенная территория государств - участников Таможенного союза путем отмены при торговле товарами, происходящими на их территории, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений. В соответствии с этим международным договором приняты Указ Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь", постановление Правительства Российской Федерации от 23.06.1995 N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь".

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о мерах по урегулированию торгово-экономического сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов от 12 января 2007 г. определены ставки вывозных таможенных пошлин для нефти сырой, вывозимой с территории Российской Федерации в Республику Беларусь. В отношении нефтепродуктов соответствующие ставки в Соглашении не установлены.

Следовательно, анализ приведенных выше законодательных и иных нормативных актов в их взаимосвязи и взаимозависимости свидетельствует о наличии явных противоречий между российским законодательством и международными соглашениями относительно обязательности уплаты и размере вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты (код по ТН ВЭД России 2710196309), вывозимые за пределы территории Российской Федерации на территорию Белоруссии.

Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу решении Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-11229/2010 (т. 1 л.д.48-55, т. 4 л.д. 12-19).

В ходе судебного разбирательства таможенным органом представлены сведения о том, что в период с 01.01.10 г. по 31.03.10 г. в отношении другого участника Таможенного союза – Таджикистана вывозные таможенные пошлины начислялись условно (т. 4 л.д. 179-180).

При таких обстоятельствах, требование Самарской таможни от 24.03.2010г. №01-02-12/177 не соответствует положениям Таможенного кодекса Российской Федерации.

Заявитель в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов просит обязать Самарскую таможню внести изменения в ГТД № 10412010/240310/0001223 в части уплаты вывозной таможенной пошлины с возвратом уплаченной суммы вывозной пошлины на лицевой счет ООО «БНК» в Самарской таможне в качестве авансовых платежей. Вместе с тем, суд считает невозможным применить такой способ устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя как внесение изменений в ГТД № 10412010/240310/0001223 в части уплаты вывозной таможенной пошлины, т.к. требует соблюдения установленного Таможенным кодексом Российской Федерации порядка. Вместе с тем, исходя из положений ст. 73 Таможенного кодекса Российской Федерации суд считает возможным обязать Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченной суммы вывозной пошлины на лицевой счет ООО «БНК» в Самарской таможне в качестве авансовых платежей.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на таможенный орган и подлежат взысканию в пользу заявителя, уплатившего госпошлину в установленном порядке и размере.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110-112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить. Признать недействительным требование Самарской таможни от 24.03.2010г. №01-02-12/177.

Обязать Самарскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата уплаченной суммы вывозной пошлины на лицевой счет ООО «БНК» в Самарской таможне в качестве авансовых платежей.

Взыскать с Самарской таможни в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова