АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
22 октября 2012 года
Дело №
А55-23239/2012
Резолютивная часть решения объявлена 16 октября 2012 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 октября 2012 года.
Арбитражный суд Самарской области
в составе
председательствующего судьи Асадуллиной С.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Покореевой Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании 16 октября 2012 дело по заявлению
муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен»,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области,
о признании незаконным и отмене постановления № 45 от 10.07.2012,
при участии в заседании
от заявителя – Оленина Е.В., доверенность от 03.04.2012,
от заинтересованного лица – Анисимов В.С., доверенность от 13.04.2012 № 3440-2-1,
Установил:
Муниципальное предприятие городского округа Самара «Самарский метрополитен» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к ГУ МЧС России по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления № 45 от 10.07.2012.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил применить ст. 2.9. КоАП РФ.
Представитель заинтересованного лица просил отказать в удовлетворении требований по основаниям, изложенным в письменном мотивированном отзыве (т.1 л.д.103-116). Разрешение вопроса о применении ст. 2.9 КоАП РФ оставил на усмотрение суда.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, выслушав лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения главного государственного инспектора Самарской области по пожарному надзору от 30.01.2012 № 11, от 24.02.2012 № 11п в период с 06.02.2012. по 29.03.2012 сотрудниками управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Самарской области в отношении- муниципального- предприятия г.о. Самара «Самарский метрополитен» проведена плановая выездная проверка территории, зданий и сооружений предприятия, расположенных по адресам: 443079, г. Самара, ул. Гагарина, д. 11а; 443052, г. Самара, ул. Железной Дивизии, д. 4а; станции метрополитена.
По результатам проверки 29.03.2012 заявителю вручено: акт проверки № 11, предписание № 11/1/1, протокол № 17 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол № 18 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и протокол № 19 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
10.04.2012 о результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по протоколу № 17, протоколу № 18 и протоколу № 19 от 29.03.2012 МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» признано виновным и вынесено постановление № 19 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.
Указанное постановление решением Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2012 по делу № А55-15799/2012 признано незаконным и отменено по причине допущения нарушений в административной процедуре привлечения к ответственности МП г.о. Самара «Самарский метрополитен».
УНД Главного управления 28.06.2012 составлены протоколы об административном правонарушении № 43 по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, протокол № 44 по ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и протокол № 45 по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 28.1. КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Факты нарушения требований пожарной безопасности выявлены на предприятии, и по результатам проверки 28.06.2012 вручены протоколы по ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ. Устранение предприятием нарушений по пунктам постановления №№ 5-11, 13 -15, 21, 23, 24, 26-30, 35-37, 40-46, 49, 53, 56-58, 60, 62-64, 66, 68, 73, 74, 78 - 80, 83 -86, 88, 89, 96, 100, 101, 105, 109, 111, 114, 115, 123, 125, 129, 133, 141, 142, 145, 147 -149, 151, 152, 154, 155, 158-160, 162, 164-168, 170-174, 176-181, 183, 184, 186, 187, 190, 191, 193-197, 199-203, 205, 207, 208, 210-212, 214, 215, 217-219, 221-223, 229,231 -235, 240, 241, 243,245, 252, 257, 260, 261, 263, 266, 271, 272, 274, 275, 278, 280, 282, 285, 286, 288, 290, 291, 295-297, 300-303, 306, 309-313, 315, 318-320, 322, 326-331, 334, 335, 347, 353-357, 359, 367, 368, 369,373, 377, 378, 383, 386, 387, 394-397 не освобождает от ответственности за факт выявленных нарушений.
10.07.2012 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении по протоколу № 43, протоколу № 44 и протоколу № 45 от 28.06.2012 МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» признано виновным и вынесено постановление № 45 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.
В ходе проведенной провероки административным органом установлено следующее.
Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.01.2008 № 10938) в приложении 2 к пункту 14 утвержден примерный перечень вопросов проведения вводного и первичного противопожарного инструктажа, где подпунктом «б» пункта 5 определены действия при загорании или пожаре, сообщение о пожаре в пожарную часть, непосредственному руководителю, приемы и средства тушения загорания или пожара, средства и меры личной и коллективной безопасности.
В период проведения проверки заявителя в ходе установлено, что не разработаны план (схемы) эвакуации людей в случае пожара по всему зданию в соответствии с требованиями п. 3, п. 16 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» (утверждены Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003, зарегистрированы в Минюсте РФ 27 июня 2003 года Регистрационный №4838) и ГОСТ Р 12.2.143-2009. На предприятии разработаны фотолюминесцентные схемы эвакуации людей с нарушениями ГОСТ Р 12.2.143-2009.
В нарушении п .6.2.3. ГОСТ Р 12.2.143-2009 высота знаков безопасности и символов на плане эвакуации менее 8 мм. Данный ГОСТ распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации и устанавливает принципы проектирования и применения визуальных элементов (компонентов), используемых для создания систем; классификацию элементов ФЭС и знаков безопасности; требования к размещению ФЭС и элементов ФЭС; общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе планам эвакуации; требования к основным материалам и их фотометрическим свойствам, к средствам освещения, способам закрепления, а также критерии эксплуатации и методы определения их долговечности и ожидаемого срока службы для потребителя; методы контроля ФЭС и элементов ФЭС на стадиях изготовления и эксплуатации.
Во всех вентиляционных камерах, циклонах, фильтрах, воздуховодах с течением времени скапливаются горючие отложения (пыль, пух и т.п.), которые при возникновении источника зажигания могут загореться. На момент проведения приказом по организации не определены.
Нарушение, отраженное в пункте постановления № 20: наряду с ППБ 01-03, не выполнены требования нормативного документа по пожарной
безопасности, который утвержден в установленном порядке, а именно нарушение пункта 8.4* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - на 9 этаже, выходы из лестничных клеток на кровлю не имеют требуемый предел огнестойкости..
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая— эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должно принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального.
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Закона).
В оспариваемых пунктах постановления отражены нарушения на проверяемых объектах учреждения требований Правил пожарной безопасности 01-03, СНиП 21-01-97*.
Согласно Федерального закона «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Следовательно, СНиП 21-01-97* обязательны для исполнения учреждением в процессе эксплуатации здания.
Из положений СНиП 21-01-97* принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 года № 18-7 следует, что в настоящих нормах приведены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению; в тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило" и с условиями, при которых допускаются отступления. Настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Противопожарные нормы и требования системы нормативных документов в строительстве должны основываться на требованиях настоящих норм. Наряду с настоящими нормами должны соблюдаться противопожарные требования, изложенные в других нормативных документах, утвержденных в установленном порядке. Эти нормативные документы могут содержать дополнения, уточнения и изменения положений настоящих норм, учитывающие особенности функционального назначения и специфику пожарной защиты отдельных видов зданий, помещений и инженерных систем.
По пункту 51: наряду с ППБ 01-03, не выполнены требования нормативного документа по пожарной безопасности, который утвержден в установленном порядке, а именно нарушение пунктов 5.14, 7.4 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» - в производственных мастерских на 2 этаже помещение КИП №36 (класс Ф5.1 - производственное помещение) и помещение УМВ №37, части помещений различных классов функциональной пожарной опасности не разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.
По пунктам постановления №№ 31,32,33.По мнению заявителя ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности является ОАО Банк «ПРИОРИТЕТ», как арендатор. Данная ответственность в договоре аренды четко не прописана, в связи с чем был сделан вывод, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет МП г.о. Самара «Самарский метрополитен».
Отмеченные в пунктах №№ 59,82,97,108,120,135 постановления: в местах примыкания вентиляционных коробов системы вентиляции к ограждающей конструкции (стене) огнезащитный состав нанесен не в полном объеме (транзитные металлические короба вентиляции не доведены до требуемого предела огнестойкости).
Нарушения, отраженные в пунктах постановления №№ 65,67,91,92,103,104,113,114,126,127: подземные помещения не имеют противопожарные двери.
На основании п. 5.16.8 СНиП 32-02-2003 подземные помещения должны иметь противопожарные двери с пределами огнестойкости: а) в стенах и перегородках с нормируемым пределом огнестойкости - EI 30; б) в перегородках, разделяющих коридоры на участки длиной не более 60 м, - EI 15; в) в остальных перегородках - EI 15.
По пункту постановления № 69, а именно, на станции метро Кировская ширина лестничной площадки лестничной клетки Л-3 менее ширины марша. На основании п. 5.16.23 СНиП 32-02-2003 ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. Данное обстоятельство не позволит своевременно провести эвакуации людей из здания, в связи с чем угроза безопасности людей возрастает.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления №№ 71,72,94,95,106,107,117,118,131,132: технические помещения используются под склады по хранению различных сгораемых материалов и товаров в сгораемой упаковке, помещения и сооружения используются не по прямому назначению (калориферные, шлюзовые и т.д.)., а также осуществлена перепланировка и изменено назначение помещений калориферных, шлюзовых и др. помещений в которых эксплуатируются магазины.
На основании п. 3.1. ППБО 147-88 «территория вокруг наземных станций, определяемая охранной зоной, киосков, приточно-вытяжных вентиляционных шахт, производственных предприятий, электродепо, складов, баз и т.п., а также помещения метрополитенов должны очищаться от сгораемых отложений, мусора и отходов. Помещения и сооружения должны использоваться только по прямому назначению, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "м" пункта 2.1» и п. 3.3. ППБО 147-88 «запрещается осуществлять перепланировку и изменять назначение помещений без предварительно разработанного проекта, утвержденного в установленном порядке».
На основании п. 4.3 СНиП 21-01-97* «в процессе эксплуатации следует обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленному порядке, в том числе ППБ 01-03; не допускать изменений конструктивных, объемно- планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм»
Во время проведения проверки проект, разработанный в соответствии с действующими нормами и утвержденный в установленном порядке содержащий изменения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений представлен не был.
Для разрешения спорных моментов по пунктам постановления №№ 75, 99, 110, 122 137, а именно отсутствуют огнезадерживающие клапаны в местах прохода вентиляционных коробов через противопожарные преграды, необходимо дополнительно изучить проект и соответствующие чертежи.
Нарушение, отраженное в пункте постановления № 90: расстояние от ручного пожарного извещателя до осветительного прибора менее 0,5 м (вспомогательное помещение пункта полиции, затворная камера, гардероб №6, касса, КПМ, УМВ №16). Пунктом 12.33* НПБ 88-2001 установлено, что извещатели следует устанавливать таким образом, чтобы минимальное расстояние от его оптической оси до стен и окружающих предметов было не менее 0,5 м. Кроме того, минимальное» расстояние между их оптическими осями, от оптических осей до стен и окружающих предметов, во избежание взаимных помех, должно быть установлено в соответствии с требованиями технической документации.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления143, 150, 163, 169, 175, 182, 185, 189, 220: наряду с ППБ 01-03, не выполнены требования нормативного документа по пожарной безопасности, который утвержден в установленном порядке, а именно нарушение пункта 4.6. НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» дверки ШП не имеют прозрачную вставку, позволяющую проводить визуальную проверку наличия комплектующих изделий.
Пункт постановления 188: имеющиеся в помещении шкафы пожарных кранов не соответствует требованиям ГОСТ Р 51844-2009 и НПБ 151-2000: выполнены из горючих материалов (по факту деревянные).
На основании п. 5.13 ГОСТ Р 51844-2009 пожарный шкаф следует изготовлять из негорючих материалов, и на основании п. 4.4. НПБ 151-2000 пожарный шкаф должен изготавливаться из листовой стали любой марки толщиной 1,0 - 1,5 мм.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления 198, 206, 209, 213, 216, а именно, отопительные электронагревательные приборы не имеют установленные нормами противопожарные разделки (отступки) от горючих конструкций.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления 153, 204: в пожарных кранах не проводится перекатка рукавов на новую скатку не реже одного раза в год были выявлены в ходе проверки.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 146: наряду с ППБ 01-03, не выполнены требования нормативного документа по пожарной безопасности, который утвержден в установленном порядке, а именно нарушение пункта 9.1 СНиП 2.04.01-85*. «Внутренний водопровод и канализация зданий» - при наличии в здании более 12 пожарных кранов имеется только один ввод водопровода в здание. Доводы предприятия о том, что здание (административно-бытовой корпус) было принято в эксплуатацию с одним вводом водопровода в здание; никаких замечаний по данному факту у членов комиссии, в числе которых были представители пожарного надзора, при приеме данного объекта в акте не зафиксировано, требует дополнительного изучения проекта и соответствующих чертежей.
Для разрешения спорных моментов по пункту 161, а именно в помещении (класс Ф5.2 - архив на 6 этаже, помещение № 601-602) в месте заполнения проема противопожарной преграды не установлена противопожарная дверь с требуемым пределом огнестойкости не ниже EI60, необходимо дополнительно изучить проект и соответствующие чертежи. На момент проведения проверки данные документы представлены не были.
Нарушение, отраженное в пункте 224: в
административно-бытовом корпусе МП г.о. Самара «Самарский метрополитен» по,
адресу: г. Самара, ул. Гагарина, Па по всему зданию силовой провод питающий
систему АПС и СОУЭ не обеспечивает работоспособность в условиях пожара в течение
времени, необходимого для функционирования систем противопожарной защиты.
На основании п. 4.5 СП 6.13130.2009 кабельные линии систем противопожарной защиты должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для функционирования конкретных систем защищаемого объекта.
На основании п. 4.6 СП 6.13130.2009 кабельные линии систем оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) и пожарной сигнализации, участвующие в обеспечении эвакуации людей при пожаре, должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.
Пункты постановления 225, 227, : п. 225 - в подвале, в помещении № 7 (помещение плотников) высота двери эвакуационного выхода менее 1,9 м; п. 227 - высота двери эвакуационного выхода из подвала менее 1,9 м. (по факту 1,82) со слов заявителя представлены доводы, что согласно пункту 6.21 СНиП 21-01-97* в технических этажах допускается предусматривать эвакуационные выходы высотой не менее 1,8 м.
На основании приложения 2 (обязательное) СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения» этаж технический — этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций. Может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания.
Пункт постановления 230: при эксплуатации эвакуационных
путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по
пожарной безопасности, в соответствии с пунктами 2.4, 3.8 НПБ 160-97 «Цвета
сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования» - над дверью эвакуационного выхода из подвала не установлен указатель «Выход», соответствующий требованиям (с применением зеленого сигнального цвета с белой надписью «Выход» с автономным питанием и от сети переменного тока).
На основании п. 3.8 НПБ 160-97 знаки пожарной безопасности (4-13,28), предназначенные для целей эвакуации должны изготовляться в одном из трех исполнений: объемные самосветящиеся с автономным питанием и от сети переменного тока, плоские с внешней подсветкой от аварийного источника электроснабжения или плоские с элементами (фон, символ) фосфорецирующего белого цвета. Знаки для обозначения эвакуационных выходов из зрительных залов и коридоров без освещения должны быть объемными с автономным питанием и от сети переменного тока, т Самоклеящиеся ленты зеленого цвета должны иметь стрелки фосфоресцирующего белого цвета для указания направления эвакуации. Эффект послесвечения (фосфоресценции) самоклеящихся знаков и лент с яркостью свечения 2 мкд/м должен быть не менее одного часа с момента прекращения воздействия на них источника света. Применяемые фосфоресцирующие материалы должны отвечать гигиеническим требованиям.
На основании п. 2.4. НПБ 160-97 зеленый сигнальный цвет следует применять для: фона знаков, имеющих форму квадрата или прямоугольника, используемых для обозначения путей эвакуации и эвакуационных выходов; обозначения путей эвакуации на планах эвакуации и противопожарной защиты по ГОСТ 12.1.114; обозначения выходов на световых табло с белой надписью "Выход" или светильников.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления 236, 244, 253, 325, 348, 399: на основании п. 53 ППБ 01-03 «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными, отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов».
Нарушение, отраженное в пункте постановления 237, а именно, в
коридоре 1 этажа при одностороннем расположении дверей ширина эвакуационного
пути менее 1,20 метра (по факту учитываемая ширина при эвакуации 1,05 метра). На основании п. 6.26* СНиП 21-01-97* «при дверях, открывающихся из помещений в коридоры, за ширину эвакуационного пути по коридору следует принимать ширину коридора, уменьшенную: на половину ширины дверного полотна - при одностороннем расположении дверей; на ширину дверного полотна - при двустороннем расположении дверей».
Согласно пункту 1.1 раздела № 1 СНиП 21-01-97* «Область применения» -настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Соответственно доводы предприятия о том, что здания (сооружения) выполнены в соответствии с проектом не принимается. Аналогичное обоснование относится к пункту постановления № 304.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 255: на 7 этаже при входе в диспетчерский центр в полу допущен перепад высот на полу менее 45 см (по факту перепад 5 см). На основании п. 6.28* СНиП 21-01-97* «в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах». Согласно пункту 1.1 раздела № 1 СНиП 21-01-97* «Область применения» - настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Соответственно доводы предприятия о том, что здания (сооружения) выполнены в соответствии с проектом не принимается.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 261: из помещения 1 этажа (сдаваемые в аренду банку) дверь эвакуационного выхода из коридора открывается не по направлению выхода из здания. На основании п. 52 ППБ 01-03 «двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности». Аналогичное обоснование относится к пунктам постановления №№ 296,321,323,338.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 284: на 5 этаже в комнате отдыха ширина горизонтального участка пути эвакуации в свету менее 1,0 м. На основании п. 6.27 СНиП 21-01-97* высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений класса Ф1 более 15 чел., из помещений других классов функциональной пожарной опасности -более 50 чел.; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях. В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком. Согласно пункту 1.1 раздела № 1 СНиП 21-01-97* «Область применения» - настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Соответственно доводы предприятия о том, что здания приняты согласно нормам, действовавшим на момент ввода в эксплуатацию, не принимается.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления 249,250,251,343,344,364,365,374,375,384,392: приказом по организации не определены сроки очистки от горючих отходов вентиляционных камер, циклонов, фильтров, воздуховодов; не проведена очистка от горючих отходов вентиляционных
камер, циклонов, фильтров, воздуховодов - на момент проведения проверки данный
приказ отсутствовал.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 256, а именно, на путях
эвакуации в общем коридоре 7 этажа (из комнаты № 705 на лестничную клетку)
применены горючие материалы (стены окрашены масляной краской, на полу линолеум).
На основании п. 53 ППБ 01-03 «при эксплуатации эвакуационных путей и выходов
запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и
потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий
V степени огнестойкости», на основании п.6.25* СНиП 21-01-97* «6.25* «в зданиях всех
степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V
степени огнестойкости и зданий класса СЗ, на путях эвакуации не допускается
применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г2, В2, ДЗ, ТЗ или
Г2, ВЗ, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих
коридорах, холлах и фойе; В2, РП2, ДЗ, Т2 - для покрытий пола в общих коридорах,
холлах и фойе». Согласно пункту 1.1 раздела № 1 СНиП 21-01-97* «Область
применения» - настоящие нормы и правила устанавливают общие требования
противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на
всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию
зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Соответственно доводы предприятия о том, что здания (сооружения) выполнены в
соответствии с проектом не принимается.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 314, а именно, в отстойно-ремонтных пролётах ворота №№ 1,4,8,9 имеют эвакуационные выходы (калитки) высотой менее 1,9м. (по факту 1,6м). На основании п. 6.16 СНиП 21-01-97* «высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел., из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3, - более 50 чел.; 0,8м - во всех остальных случаях».
Нарушение, отраженное в пункте постановления332: в каждом отсеке потолка, ограниченным строительными конструкциями (балками, прогонами, ребрами плит), выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м, отсутствуют, не менее двух, пожарных извещателя автоматической пожарной сигнализации (помещение для хранения дверей, электрощитовая рядом с пунктом полиции, Кладовая СТП 4А, коридор СТП 4А, ремонтная №1 СТП 4А, ремонтная №2 СТП 4А, ремонтная №3 СТП 4А, ремонтная РРЦ, электрощитовая РРЦ, лаборатория защиты от электрокоррозии, гардероб РРЦ, электрощитовая №11, трансформаторный зал, комната приема пищи, помещения №79, 81, 83, 85).
На основании п. 12.20 НПБ 88-2001 точечные дымовые и тепловые пожарные извещатели следует устанавливать в каждом отсеке потолка шириной 0,75 м и более, ограниченном строительными конструкциями, выступающими от потолка на расстояние более 0,4 м. Если строительные конструкции выступают от потолка на расстояние более 0,4 м, а образуемые ими отсеки по ширине меньше 0,75 м, контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 40 %. При наличии на потолке выступающих частей от 0,08 до 0,4 м контролируемая пожарными извещателями площадь, указанная в таблицах 5, 8, уменьшается на 25 %. При наличии в контролируемом помещении коробов, технологических площадок шириной 0,75 м и более, имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними необходимо дополнительно устанавливать пожарные извещатели.
Нарушения, отраженные в пунктах постановления 333, 351, 358, а именно,
в вестибюле №1 станции метро Московская, в вестибюле №1, №2 станции метро
Гагаринская и в вестибюле №1 станции метро Российская отсутствуют ручные
пожарные извещатели. Данное обстоятельство не позволит своевременно сообщить о
пожаре, эвакуация людей будет осуществлена с запозданием, в связи с чем угроза
безопасности людей возрастает.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 336, а именно, на
станции метро Кировская подземные помещения не оборудованы автоматическими
установками пожарной сигнализации (по факту автоматическая пожарная сигнализация
смонтирована с использованием тепловых пожарных извещателей). Возражения
предприятия о том, что помещения оборудованы автоматическими установками
пожарной сигнализации в соответствии с проектами, выполненными в соответствии с
нормами, действовавшими на момент ввода в эксплуатацию зданий принимаются, но с
момента вода объекта в эксплуатацию прошло уже почти 25 лет, а средний срок службы
теплового пожарного извещателя 10 лет. Данное обстоятельство не позволит
своевременно обнаружить пожар, соответственно увеличивается время сообщения о
пожаре и время эвакуации людей из здания, в связи с чем угроза безопасности людей
возрастает.
Нарушение, отраженное в пункте постановления 337, а именно, подземные помещения (кладовая ГСМ (помещение №31) не оборудованы автоматическими установками пожаротушения. На основании п. 5.16.29 СНиП 32-02-2003 и таблицы 4 «кладовые горючесмазочных материалов и покрасочных материалов необходимо оборудовать автоматическими установками пожаротушения независимо от площади».
По пунктам постановления 340, 362, 382 ответственным за соблюдение
требований пожарной безопасности, по мнению заявителя, являются
арендаторы. Данная ответственность в договоре аренды четко не прописана, в связи с чем проверяющими сделан вывод, что ответственность за
нарушение требований пожарной безопасности несет МП г.о. Самара «Самарский
метрополитен».
На основании статьи 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании статьи 38 Федерального Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Действительно, отмеченный в пункте № 345 постановления нарушения обобщены, поскольку имеют достаточно массовый характер. В местах примыкания вентиляционных коробов системы вентиляции к ограждающей конструкции (стене) огнезащитный состав нанесен не в полном объеме (транзитные металлические короба вентиляции не доведены до требуемого предела огнестойкости)». Данное обстоятельство позволяет продуктам горения беспрепятственно распространяться по зданию, в связи с чем угроза безопасности людей возрастает.
Для разрешения спорных моментов по пунктам постановления №№ 360,361,370,371,379,380,388,389 необходимо дополнительно изучить проект и соответствующие чертежи. На момент проведения проверки документы представлены не были.
Одновременно на предприятии имеются грубые нарушения требований пожарной безопасности такие как, отсутствие автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, нарушение требований, предъявляемых к эвакуационным путям и выходам, что при возможном возникновении пожара может привести к угрозе жизни и здоровью граждан.
Объект административного правонарушения в сфере обеспечения пожарной безопасности выступает как совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем. Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности. Противоправное деяние виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.
При вынесении оспариваемого постановления, административным органом не была дана оценка всем обстоятельствам дела, не учтены действия заявителя по устранению нарушения.
С учетом малозначительности совершенного заявителем правонарушения, необходимо применить ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме. В соответствии со ст.211 АПК РФ суд может принять решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения. Установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности, суд может изменить меру ответственности, указав об этом в резолютивной части решения.
Из пункта 17 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 следует, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч.2 ст.211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст.2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Под характером правонарушения следует понимать характер и степень его общественной опасности. Характер общественной опасности определяется объектом посягательства (административные правонарушения посягают на порядок государственного управления) и может быть установлен исходя из структуры закона (при оценке места соответствующей главы в Особенной части КоАП РФ по принципу от более опасного к менее опасному). Степень общественной опасности правонарушения определяется с учетом конкретной санкции и формы вины (умысел, неосторожность).
Роль правонарушителя применительно к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5, должна трактоваться широко: не как роль при соучастии (организатор, пособник, исполнитель), а как совокупность объективных и субъективных признаков поведения правонарушителя. То есть, каков вариант поведения, какова роль правонарушителя в объективной реальности, в реальной жизни - злостный, активно и преднамеренно (умышленно) действующий правонарушитель, или субъект, впервые совершивший противоправное деяние, неопытный, не имеющий достаточных профессиональных знаний, вследствие ошибки непреднамеренно оступившийся и т.п.
Принимая указанное решение, суд исходит также из того, что заявитель является бюджетной организацией, и взыскание штрафа будет производиться так же за счет средств бюджета. Административное наказание, прежде всего, должно иметь, предупредительную роль, то есть направленность на недопущение совершения правонарушений в будущем. Применительно к бюджетному учреждению, ограничиться устным замечанием суд считает достаточным, чтобы обратить внимание должностных лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности, на имеющиеся нарушения.
Вопрос о судебных расходах не рассматривается, так как в соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности - государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Постановление Главного управления МЧС России по Самарской области № 45 от 10.07.2012 о назначении административного наказания признать незаконным и отменить, в связи с освобождением муниципального предприятия городского округа Самара «Самарский метрополитен» от административной ответственности на основании ст. 2.9. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду малозначительности правонарушения и ограничиться объявлением муниципальному предприятию городского округа Самара «Самарский метрополитен» устного замечания.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.П. Асадуллина