АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
ноября 2016 года | Дело № | А55-23258/2016 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 17 ноября 2016 года Полный текст решения изготовлен: 24 ноября 2016 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Максимовой В.А. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании ноября 2016 года дело по иску, заявлению | |||||||
Акционерного общества "Авиаагрегат" к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным решения | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Акционерное общество "Авиаагрегат" обратилось в суд с заявлением, в котором просит: 1. признать незаконным выраженный в письме № Д-05-01-01/8895-0-1 от 02.08.2016, отказ Департамента градостроительства г.о. Самара в выдаче заключения в соответствии критериям, установленным п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, следующих объектов: - Производственный и хозяйственный водопровод протяженностью 1282,20 м. - Артскважина ИВЦ глубиной 65 м. - Железнодорожный путь к главному корпусу протяженностью 329,0 м. - Производственная и хозяйственная канализация протяженностью 3396,3 м. 2.обязать Департамент градостроительства г.о. Самара выдать АО «Авиаагрегат» заключение о соответствии критериям, установленным п.3 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, следующих объектов: - Производственный и хозяйственный водопровод протяженностью 1282,20 м. - Артскважина ИВЦ глубиной 65 м. - Железнодорожный путь к главному корпусу протяженностью 329,0 м. - Производственная и хозяйственная канализация протяженностью 3396,3 м. Департамент градостроительства г.о. Самара в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил. Как следует из материалов дела, 22.07.2016 АО «Авиаагрегат» обратилось в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о выдаче заключения о соответствии основаниям, предусмотренным п.п. 3 п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (отсутствие необходимости получения разрешения на строительство вследствие вспомогательного назначения объектов) следующих объектов, расположенных по адресу: <...> и находящихся в собственности Общества: 1. Производственный и хозяйственный водопровод протяженностью 1282,20 м. 2. Артскважина ИВЦ глубиной 65 м. 3. Железнодорожный путь к главному корпусу протяженностью 329,0 м. 4. Производственная и хозяйственная канализация протяженностью 3396,3 м. 08.08.2016 Общество получило ответ на данный запрос № Д-05-01 -01 /8895-0-1 от 02.08.2016 из которого следует, что Заинтересованное лицо не может выдать запрашиваемое заключение, поскольку заинтересованное лицо не обладает полномочиями по выдаче заключений о соответствии вышеперечисленных объектов признакам п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (об отсутствии оснований к выдаче разрешения на строительство в случае вспомогательного характера объекта). Из письма Министерства регионального развития РФ от 25.06.2009 № 19669- ИП/08 следует, что под строениями и сооружениями вспомогательного использования подразумеваются сооружения пониженного уровня ответственности. К ним относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады. Далее Департамент указывает, что основным критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Использование инженерных сетей Общества возможно и при подключении к ним других коммуникаций, что также говорит об отсутствии вспомогательного назначения объектов. Акционерное общество "Авиаагрегат" считает отказ в выдаче заключения о соответствии основаниям, предусмотренным п.п. 3 п.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (отсутствие необходимости получения разрешения на строительство вследствие вспомогательного назначения вышеперечисленных объектов необоснованным и неправомерным. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов является реконструкцией объектов капитального строительства (часть 14 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)). В силу части 2 статьи 51 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В силу пункта 9 статьи 9 ГрК РФ градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Строительные работы, влекущие изменение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта, производятся в соответствии с разработанной и согласованной в установленном порядке проектной документацией на основании архитектурно-планировочного задания (Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»). В соответствии со статьей 28 Устава городского округа Самара Департамент является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом городского округа Самара собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности. Заявитель обратился в Департамент с заявлением от 22.07.2016 о выдаче заключения о соответствии объектов: производственный и хозяйственный водопровод протяженностью 1282,20 м, артскважина ИВЦ глубиной 65 м, железнодорожный путь к главному корпусу протяженностью 329,0 м, производственная и хозяйственная канализация протяженностью 3396,3 м признакам подпункта 3 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ. Согласно письму Минрегиона РФ от 25.06.2009 № 19669-ИП/08 «О проведении государственной экспертизы проектной документации отдельных объектов капитального строительства» под строениями и сооружениями вспомогательного использования следует понимать сооружения пониженного уровня ответственности по ГОСТ 27751-88 «Надежность строительных конструкций и оснований». К таким сооружениям относятся парники, теплицы, летние павильоны, небольшие склады и подобные сооружения. Кроме того, критерием для отнесения строений к вспомогательным является наличие на рассматриваемом земельном участке основного здания, строения или сооружения, по отношению к которому новое строение или сооружение выполняет вспомогательную или обслуживающую функцию. Таким образом, объектом вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности. Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования выдача разрешений на строительство не требуется. По мнению Минрегиона России, проектная документация объектов вспомогательного использования не подлежит государственной экспертизе, т.к. они относятся к сооружениям пониженного уровня ответственности. В силу части 10 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Третий, пониженный, уровень ответственности присущ зданиям и сооружениям: - временного (сезонного) назначения. К временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспособляемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные, возводимые для обеспечения нужд строительства в целом, и нетитульные - для обеспечения нужд отдельного объекта (письмо Госстроя РФ от 29.12.1993 № 12-349 «О Порядке определения стоимости строительства и свободных (договорных) цен на строительную продукцию в условиях развития рыночных отношений»). По окончании строительства здания или сооружения временные (сезонные) здания или сооружения подлежат передислокации на новое место или ликвидации; - вспомогательного использования, связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения или расположенным на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. В частности, к вспомогательным сооружениям, связанным с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения, могут быть отнесены пылегазоочистные и локальные очистные сооружения, места для сбора и временного хранения разрешенных промышленных и бытовых отходов, а также устройства по обезвреживанию и утилизации отходов. Важным признаком таких зданий и сооружений является их связь с осуществлением строительства или реконструкции основного здания или сооружения, т.е. здания и сооружения вспомогательного значения также должны быть не постоянными, а временными. При этом спорные объекты, а именно: производственный и хозяйственный водопровод протяженностью 1282,20 м, артскважина ИВЦ глубиной 65 м, железнодорожный путь к главному корпусу протяженностью 329,0 м, производственная и хозяйственная канализация протяженностью 3396,3 м, не относятся к объектам вспомогательного значения. Кроме того, в соответствии с градостроительным законодательством к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Инженерные коммуникации (тепловые сети, сети ливневых канализаций, сети канализации, сети водопровода, линии наружного освещения) могут быть использованы при подключении к ним других коммуникаций. В связи с этим линейные объекты являются самостоятельными объектами недвижимости. Также заявителем не представлено соответствующих доказательств того, что строительство спорных объектов осуществлялось в период строительства основных зданий, для обслуживания которых они построены. Регистрация изменений объекта недвижимости, в том числе и в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости, производится в порядке, установленном главой 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Для регистрации изменений объекта недвижимости в соответствии со статьей 22 указанного Закона в уполномоченный орган кадастрового учета представляется технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений) или копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства). Для регистрации изменений характеристик объекта недвижимости, не требующих в силу пункта 17 статьи 51 ГрК РФ получения разрешения на строительство и, соответственно, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, достаточно представления в орган кадастрового учета технического плана. Получение какого-либо заключения органа местного самоуправления «о соответствии объектов признакам подпункта 3 пункта 17 статьи 51 ГрК РФ» закон не требует. Заявитель указывает, что указанное заключение необходимо ему для обращения в Управление Росреестра по Самарской области. Арбитражный суд считает указанный вывод необоснованным. Согласно пункту 1 статьи 25.3 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. В соответствии с п.2 ст.25.3 Федерального закона N 122-ФЗ не допускается осуществление государственной регистрации права собственности на соответствующий создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект недвижимого имущества, отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, за исключением случая, если: право на указанный земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке; указанный земельный участок предназначен для ведения дачного хозяйства или садоводства и если представлено заключение правления соответствующего садоводческого или дачного некоммерческого объединения, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка; для строительства, реконструкции соответствующего создаваемого или созданного объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдачи разрешения на строительство либо указанный земельный участок предназначен для ведения личного подсобного хозяйства и если представлено заключение органа местного самоуправления соответствующего поселения или городского округа, подтверждающее, что создаваемый или созданный объект недвижимого имущества расположен в пределах границ указанного земельного участка. Указанное заключение запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в соответствующем органе местного самоуправления, если такое заключение не представлено заявителем самостоятельно. Предоставления каких-либо иных заключений для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, ст.25.3 Федерального закона N 122-ФЗ не требует. В соответствии с письмом Росреестра от 29.10.2015 № 14-исх/15552-ГЕ/15 представленный в орган кадастрового учета технический план сооружения должен быть подготовлен на основании проектной документации, а в состав его приложения необходимо включить заключение уполномоченного органа, подтверждающее отсутствие необходимости получения разрешения на строительство в отношении такого объекта недвижимости. Между тем, в отсутствие возложения каким-либо нормативным правовым актом на орган местного самоуправления обязанности выдавать заключение о соответствии объектов признакам пункта 17 статьи 51 ГрК РФ, вышеуказанное письмо не может служить основанием для вывода о том, что Департамент является уполномоченным органом по выдаче указанного заключения. Довод заявителя о том, что техническое заключение о статусе объекта недвижимости в виде основного или вспомогательного должно быть выдано органом местного самоуправления, уполномоченным на выдачу разрешений на строительство, судом отклонен, поскольку действующее законодательство не содержит норм о необходимости получения заинтересованным лицом соответствующего технического сооружения только у уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления (Постановление ФАС Уральского округа от 26.11.2012 N Ф09-9973/12 по делу N А76-4710/2012). В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. Заявителем в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено доказательств того, что оспариваемое письмо нарушает его права и интересы в сфере экономической или иной предпринимательской деятельности. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что письмо Департамента от 02.08.2016 № Д05-01-01/8895-0-1 не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||