ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-23336/2021 от 16.11.2021 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

ноября 2021 года

Дело №

А55-23336/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 16 ноября 2021 года

Полный текст решения изготовлен: 22 ноября 2021 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании  ноября 2021 года   дело по иску, заявлению

Акционерного общества "Транснефть-Приволга"

к  Нижне-Волжское бассейновое водное Управления Федерального агентства водных ресурсов

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ГКУ Самарской области «Самарские лесничества» (<...>)

- Министерство лесного хозяйства и охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (<...>)

- Управление Росреестра по Самарской области (<...>)

о признании незаконным отказа

при участии в заседании

от заявителя –ФИО2  по доверенности

от заинтересованного лица– Мунжасарова К.Г. по доверенности

от иных лиц –  не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Транснефть-Приволга"  обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказа Отдела водных ресурсов по Самарской
области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального
агентства водных ресурсов от 26.02.2021 N КГ-12/555. Кроме того, просит обязать Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О порядке и заключении договора водопользования», заявления АО «Транснефть - Приволга» ТПВ-02-40-19/61530 от 24.12.2020 (вх.№ 8654 от 28.12.2020) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО «Транснефть - Приволга» акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км. от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'25"В.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 5 - 53°07'31" - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км.кв.

Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов отзыв на заявление не представило, представитель ответчика в судебное заседание не явился. О месте и времени проведения судебного разбирательства ответчик извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует почтовое уведомление №44392560452165, а также информация, размещенная на официальном сайте АО "Почта России", о вручении адресату 27.10.2021г. заказного письма почтовый идентификатор № 44392563172831.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Акционерное общество "Транснефть-Приволга"  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации городского округа Новокуйбышевск, Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области (далее - третьи лица), о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.08.2017 по делу N А55-28260/2016 признано незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 21.09.2016 N 270401/21369.

Суд обязал Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 "О порядке и заключении договора водопользования", заявления АО "Транснефть - Приволга" от 12.09.2016 и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО "Транснефть - Приволга" акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1-53°07'32" - С.Ш., 49°54'25МВ.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш., 49054'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20''В.Д., т. 5 - 53о07'31'' - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории - 0,00788 км2.

03.03.2020 Арбитражным судом Самарской области выдан исполнительный лист серия ФС N 031821286.

29.04.2020 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и продовольствия Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 05.10.2020, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2020, заявление Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о прекращении исполнительного производства по делу N А55-28260/2016 удовлетворено.

Судами установлено, что Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исполнено судебное решение путем размещения извещения в официальном источнике.

Однако в настоящее время имеются несколько претендентов на право заключения договора водопользования на испрашиваемую акваторию, о чем свидетельствует заявка ООО "Ремстрой".

Принимая во внимание, что договор водопользования при наличии нескольких претендентов может быть заключен только по результатам аукциона в соответствии с нормами пункта 23 Правил N 165, рядом уведомлений от 25.07.2017, от 04.07.2019, от 15.01.2020 Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области сообщило АО "Транснефть - Приволга" о наличии иных претендентов на акваторию и необходимости проведения аукциона.

В связи с чем, в 2017 году Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области за счет средств федерального бюджета проведены и выполнены работы по определению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Кривуша в пределах Самарской области в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 N 17 "Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", постановления Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов".

Впоследствии, материалы по определению береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос реки Кривуша переданы в отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления для внесения сведений в государственный водный реестр и Единый государственный реестр недвижимости.

Данные сведения внесены в государственный водный реестр.

В результате выполнения указанных работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) реки Кривуша установлено, что данная река находится в постоянном подпоре и является протокой Саратовского водохранилища.

Таким образом, водоохранная зона для реки Кривуша по данным водного реестра определена как для Саратовского водохранилища.

Следовательно, органом, уполномоченным на предоставление в пользование акватории Саратовского водохранилища является Нижнее-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов.

Принимая во внимание, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не обладает полномочиями по распоряжению спорным водным объектом; 15.01.2020 Министерство уведомило АО "Транснефть - Приволга" о необходимости оформления права пользования водным объектом (река Кривуша) необходимо в Нижне-Волжском бассейновом водном Управлении Федерального агентства водных ресурсов, суды первой и апелляционной инстанции сделали правильный вывод, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не является уполномоченным органом на предоставление испрашиваемой акватории, в связи с чем не имеет возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия.

Прекращая исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа серия ФС 031821286, выданного 03.03.2020 по делу N А55-28260/2016, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности материалами дела наличие объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.

В связи с тем, что органом, уполномоченным на предоставление в пользование акватории Саратовского водохранилища является Нижнее-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов (Отдел водных ресурсов по Самарской области) Общество обратилось в указанный орган с заявлением вх.№ 8654 от 28.12.2020г.

В ответ на заявление АО «Транснефть-Приволга» о предоставлении права пользования водным объектом (вх. № 8654 от 28.12.2020) Нижне-Волжским бассейновым водным управлением 26.02.2021 вынесено решение № КГ-12/555 об отказе в предоставлении права пользования водным объектом. Указанное решение было получено Обществом 21.05.2021г. согласно Расписке, в получении документов.

Общество считает, что отказ Отдела водных ресурсов Нижне-Волжского БВУ по Самарской области противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Оспаривая действия Управления, заявитель указал, что данный участок акватории необходим АО "Транснефть-Приволга" для размещения причала, земельный участок на основании договора аренды от 16.12.2014 N 262, заключенным с муниципальным образованием округа Новокуйбышевск, предоставлен акционерному обществу под причал, также на основании лицензии на водопользования от 18.12.2006 и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом от 29.12.2006, сроком по 01.01.2017, акционерному обществу предоставлено целевое использование водного объекта для размещения причала, следовательно, оно обязано заново заключить договор на водопользование, и заявление должно рассматриваться в порядке установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 "О порядке и заключении договора водопользования" без проведения аукциона.

Как указывает заявитель, в соответствии со вступившим в законную силу судебным актом по указанному делу суды пришли к выводу о том, что в связи с истечением сроков действия лицензии и прежнего договора на пользование акватории водного участка, заинтересованным лицом не доказана необходимость заключения АО «Транснефть - Приволга» договора водопользования на аукционе.

При таких обстоятельствах договор водопользования в части использования акватории водного объекта для целей эксплуатации существующих объектов недвижимости подлежит заключению в порядке, установленном Постановлением № 165.

Таким образом, судами установлена необходимость обращения в уполномоченный орган с заявлением по форме, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование». Данная форма заявления используется для представления акватории водных объектов без проведения аукциона в соответствии с Постановлением № 165.

Следовательно, АО «Транснефть - Приволга» соблюден порядок обращения с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта в заявленных целях.

Действия по отказу в принятии заявления Общества сформированного в соответствии с Постановлением № 165 противоречат выводам судов, которые в свою очередь согласуются с правовой позицией, изложенной в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 13.10.2016 по делу №А57- 11953/2015.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствия оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление права пользования водным объектом в соответствии с целями, заявленными обществом, осуществляется на основании договора водопользования.

Статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что договоры водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование заключаются или принимаются в соответствии ВК РФ.

Согласно статье 2 ВК РФ водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации; Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных названым Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

В силу статьи 11 ВК РФ водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование (в том числе для использования акватории водных объектов) на основании договоров водопользования, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 данной статьи.

В Решении Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 26.02.2021 N КГ-12/555 указывается, что представленное решение Арбитражного суда Самарской области от 13.03.2017 по делу №А55-28260/2016 было вынесено судом до внесения изменений в порядок заключения договора водопользования, предусмотренный Водным Кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165, постановлением Правительства от 14.04.2007 г. № 230.

Согласно представленным документам АО «Транснефть - Приволга» для обоснования цели использования акватории водного объекта (графическая схема с указанием размещения судов на причале, пояснительная записка графическим материалам, сведения о планируемом использовании акватории водного объекта), на участке водного объекта, запрашиваемого в пользования планируется размещение: понтонных сооружений, отстой судов и других плавательных средств, а именно: 13 ед. судов и 6 ед. понтонных сооружений:

1.     Теплоход «Москва»

2.     Понтонное сооружение

3.     Понтонное сооружение

4.     Водолазный бот

5.     КС 1014

6.     Катер Lamor10

7.     Катер-нефтесборщик

8.     Катер-бонопостановщик

9.     Беркут 20

10.   Понтонное сооружение

11.   КС Вектор

12.   Понтонное сооружение

13.   Марс

14.   Понтонное сооружение

15.   Лодка «Прогресс»

16.   Лодка «Казанка»

17.   Лодка «Прогресс»

18.   Понтонное сооружение

19.   KaTepLamor8

По мнению Управления, исходя из заявленной цели водопользования АО «Транснефть - Приволга» и обосновывающих материалов, отдел не усматривает оснований для предоставления акватории водного объекта АО «Транснефть - Приволга» по договору водопользования в преимущественном порядке без проведения торгов. Наличие права на прилегающий к акватории земельный участок в соответствии со ст. 16 Водного Кодекса Российской Федерации не является основанием для заключения договора водопользования без проведения аукциона.

Арбитражный суд считает указанные в оспариваемом решении мотивы отказа необоснованными и недоказанными.

В силу статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Согласно положениям статей 11, 38, 47 ВК РФ использование поверхностных водных объектов может осуществляться для различных целей; право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов; исходя из условий предоставления водных объектов в пользование, водопользование подразделяется на: совместное водопользование; обособленное водопользование.

На основании статьи 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Из содержания части 1 статьи 16 ВК РФ договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Соответственно в статье 3 ВК РФ закреплены основные принципы водного законодательства, среди которых: целевое использование водных объектов. Водные объекты могут использоваться для одной или нескольких целей; предоставление водных объектов в пользование для иных целей допускается только при наличии достаточных водных ресурсов; равный доступ физических лиц, юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством; регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему; комплексное использование водных объектов, то есть использование водных объектов может осуществляться одним или несколькими водопользователями.

Пунктом 14 статьи 1 ВК РФ установлено, что под использованием водных объектов (водопользованием) согласно указанной норме понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

По общему правилу договор водопользования заключается на аукционе.

Статьей 47 ВК РФ предусмотрен особый порядок заключения договора без проведения аукциона, в том числе в силу части 3 статьи 47 договор заключается без проведения аукциона при использовании акватории поверхностных водных объектов, если она необходима для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занята гидротехническими сооружениями.

Судоремонтные и судостроительные сооружения имеют особое значение для эксплуатации речных и морских судов, в связи с чем в целях упрощения реализации деятельности, в частности по ремонту судов и эксплуатации гидротехнических сооружений, необходимых для использования водных ресурсов, промышленной и сельскохозяйственной деятельности, определен упрощенный порядок использования акватории.

К судоремонтным сооружениям относятся: доки, эллинги, спилы для подъема судов, при которых обеспечивается возможность проведения ремонтных работ дна судна.

Из анализа материалов дела следует, что на основании договора аренды № 262 от 16.12.2014 заключенного между Муниципальным образование городской округ Новокуйбышевск и ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» Общество арендует земельный участок, площадью 4412 кв.м., расположенный на реке Кривуша в г. Новокуйбышевск под причал.

В соответствии с абзацем 13 статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации причал - это гидротехническое сооружение, ^ имеющее устройства для безопасного подхода судов и предназначенное для безопасной стоянки судов, их загрузки, разгрузки и обслуживания, а также посадки пассажиров на суда и высадки их с судов.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 11 ВК РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в случае использования водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса (пункт 1 части 4 статьи 11 ВК РФ).

Согласно части 2 статьи 47 ВК РФ использование поверхностных водных объектов для плавания и стоянки судов, эксплуатации гидротехнических сооружений, проведения дноуглубительных и других работ на территории морского порта или в акватории речного порта, а также работ по содержанию внутренних водных путей Российской Федерации осуществляется без предоставления водных объектов в пользование.

Таким образом, частью 2 статьи 47 ВК РФ закреплены случаи, когда использование поверхностных водных объектов осуществляется без предоставления водных объектов в пользование, то есть без принятия исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления решений о предоставлении водного объекта в пользование и без заключения договора водопользования.

В силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации пункт отстоя представляет собой часть поверхностного водного объекта и (или) комплекс сооружений, обустроенных и оборудованных в целях ремонта, стоянки судов, технического осмотра судов и плавучих объектов.

В пункте 9 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N623 под отстоем судна понимается период, когда судно временно выведено из эксплуатации, в том числе по причине закрытия навигации по погодным условиям.

В соответствии с пунктом 201 Правил плавания судов по внутренним водным путям, утвержденных Приказом Минтранса России от 19.01.2018 N19 отстой судов осуществляется в пунктах отстоя, обеспечивающих безопасную стоянку судов при любых гидрометеорологических условиях с предоставлением судовладельцем информации о месте отстоя в АБВВП.

Согласно пункту 2 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 14.10.2002 N129 судном на стоянке признавалось судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну.

Разделом XII Правил N19 предусмотрено, что на внутренних водных путях суда должны осуществлять стоянку у причалов, на рейдах, обозначенных на навигационных картах, атласах и/или знаком "Указатель рейда", а также за кромкой судового хода, если это позволяют осадка судна, характер грунта и фактические глубины с учетом возможного колебания уровня воды (пункт 182). Постановка судна на якорь на судовом ходу разрешена только при следующих условиях: дальнейшее движение судна представляет опасность; судно вынуждено остановиться вследствие его технических повреждений; судовой ход закрыт другими судами. На судовом ходу запрещается стоянка на якоре судов без экипажа, без сопровождения буксировщика/толкача (пункт 183).

Проанализировав приведенные нормы материального права, учитывая, что понятия "временное размещение и отстой плавсредств" и "плавание и стоянка судов" не идентичны, как и места отстоя судов и их стоянок следует вывод о необоснованном определении заинтересованным лицом целей водопользования и необходимости заключения договора водопользования по результатам проведения аукциона.

Из содержания заявления и приложенных к нему документов следует, что общество испрашивало водный объект только для целей использования гидротехнического сооружения, в связи с чем, в оспариваемом решении от 26.02.2021 NКГ-12/555, заинтересованное лицо ошибочно сделало вывод о заявленных Обществом целях водопользования - для отстоя судов и необходимости заключения договора водопользования по результатам проведения аукциона.

Поскольку с заявлением о заключении договора водопользования обращается собственник уже существующего построенного объекта недвижимости, расположенного в части водной акватории, в целях эксплуатации такого объекта, договор заключается в порядке, предусмотренном утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N165 "О подготовке и заключении договора водопользования" (далее - постановление N165).

Данный правовой подход был отмечен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.04.2018 N306-КП8-2314, а также судебными актами по аналогичному делу NА57-24362/2019.

Поскольку в данном конкретном случае испрашиваемая акватория занята гидротехническим сооружением (причалом), используемым заявителем и необходимым для эксплуатации судоремонтных сооружений, при наличии документов, приложенных обществом в соответствии с пунктами 7, 10, 10.1, 10.2 Правил подготовки и заключения договора водопользования, утвержденных постановлением N165, оснований для отказа не имелось.

В соответствии с ч.4 ст.131 АПК РФ в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления.

Согласно ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не оспорены ответчиком, в связи с чем считаются признанными другой стороной.

Поскольку в процессе судебного разбирательства от ответчика обоснованные возражения на иск не поступили, оценка требований истца осуществляется судом с учетом положений статьей 9, 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 г. №8127/13 по делу №А46-12382/2012, суд не может исполнять обязанность ответчика по опровержению представленных доказательств.

Согласно части 3 статьи 16 ВК РФ порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора.

Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что органы, предоставляющие государственные услуги, действуют в соответствии с административными регламентами (подпункт 1 пункта 1 статьи 6).

Порядок действий Федерального агентства водных ресурсов в данном случае определен Административным регламентом по осуществлению Федеральным агентством водных ресурсов государственной функции по предоставлению права пользования водными объектами на основании договоров водопользования», утвержденным приказом Минприроды Российской Федерации от 26.12.2008 № 347.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользовании» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, а также форма примерного договора водопользования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе и о проведении аукциона» утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

Правила подготовки и заключения договора водопользования, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 №165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для:

а) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации;

б) использования акватории водных объектов, необходимой для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений и занятой гидротехническими сооружениями;

в) использования акватории водных объектов для лечебных и оздоровительных целей санаторно-курортными организациями;

г) использования акватории водных объектов для эксплуатации пляжей правообладателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, а также для рекреационных целей физкультурно-спортивными организациями, туроператорами или турагентами, осуществляющими свою деятельность в соответствии с федеральными законами, организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов;

д) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Действие настоящих Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе (п.2).

Согласно пункту 4 указанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 №165, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).

Административным регламентом и постановлением от 12.03.2008 № 165 определено, что основанием для начала действия является поступление заявления о предоставлении водного объекта в пользование с прилагаемыми к заявлению документами.

Форма заявления, утвержденная приказом Минприроды Российской Федерации от 23.04.2008 № 102 «Об утверждении формы заявления о предоставлении водного объекта в пользование», предполагает в качестве приложения документ о наличии права на земельный участок, прилегающий к испрашиваемой акватории (пункт 3.2.1.1. регламента, пункты 4-6 постановления от 12.03.2008 № 165).

В случае, если подано заявление о предоставлении водного объекта в пользование для использования акватории водного объекта (не для забора воды или производства электрической энергии), после проверки документов на комплектность, на соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации, а также положительной оценки возможности использования водного объекта под заявленные цели, уполномоченный орган обеспечивает размещение на официальном сайте территориального органа Росводресурсов в сети Интернет или опубликование в официальном печатном издании сообщения о приеме документов от других претендентов, которые могут подать заявление в течение 30 дней с момента извещения или опубликования.

Если заявлений от других претендентов нет, договор заключается с заявителем в течение 5 дней с даты окончания срока подачи документов (пункт 3.2.2. регламента, пункты 22, 23 постановления от 12.03.2008 № 165).

В случае если имеется несколько претендентов на право заключения договора водопользования для предоставления в пользование акватории водного объекта, он подготавливается к заключению в порядке, установленном Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 №230.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в нарушение установленных законодательством Российской Федерации правил заинтересованное лицо, не размещая сообщения о поступлении заявления на предоставление акватории в пользование и приеме документов от других претендентов, приняло решение об отказе в предоставлении права пользования водным объектом.

Тем самым нарушен установленный порядок предоставления акватории водного объекта в пользование, а также право заявителя на заключение договора водопользования акваторией водного объекта без проведения аукциона.

По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу о том, что Заявитель во исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом доказал правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого Решения, оформленного от 30.03.2018г. № КГ-12/699, положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.

В свою очередь, суд учитывая характер спора и установленные при рассмотрении данного дела юридически значимые обстоятельства считает, что в соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заинтересованное лицо следует возложить обязанность области в месячный срок с момента вступления в законную силу настоящего решения устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О порядке и заключении договора водопользования», заявления АО «Транснефть - Приволга» от  24.12.2020 (вх.№ 8654 от 28.12.2020) и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО «Транснефть - Приволга» акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км. от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'25"В.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 5 - 53°07'31" - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км.кв.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего дела относятся на заинтересованное лицо в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов в лице Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 26.02.2021 N КГ-12/555.

Обязать Нижне-Волжское бассейновое водное Управление Федерального агентства водных ресурсов по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем рассмотрения в порядке и сроки, установленные Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О порядке и заключении договора водопользования», заявления АО «Транснефть - Приволга» от  24.12.2020 (вх.№ 8654 от 28.12.2020)  и решения вопроса о возможности предоставления в пользование АО «Транснефть - Приволга» акватории водного объекта - р. Кривуша (Код КАС ВОЛГА 1362 0010 0013, Водоохранный участок 11.01.00.012, на 9 км. от устья, на левом берегу р. Кривуша в п. Липяги г. Новокуйбышевска Самарской области в пользование, место расположения водного объекта (координаты): т. 1 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'25"В.Д., т. 2 - 53°07'35" - С.Ш, 49°54'23"В.Д., т. 3 - 53о07'33" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 4 - 53°07'32" - С.Ш, 49°54'20"В.Д., т. 5 - 53°07'31" - С.Ш. 49°54'20"В.Д. для использования акватории водного объекта с целью размещения причала, площадь используемой акватории -0,00788 км.кв.

Взыскать с Нижне-Волжского бассейнового водного Управления Федерального агентства водных ресурсов в пользу Акционерного общества "Транснефть-Приволга" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1