ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2390/13 от 22.04.2013 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-56-17, факс (846) 226-55-26

http://www.samara.arbitr.ru, е-mail: info@samara.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 апреля 2013 года

Дело №А55-2390/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2013 года.

Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Мешковой О.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Т.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 22 апреля 2013 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Дизайн-Сервис"

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в городе Тольятти

об оспаривании постановления №18-10/2 от 23.01.2013

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, директор, выписка из ЕГРЮЛ от 05.02.2013 года, паспорт; ФИО2, доверенность от 15.04.2013 года, паспорт;

от административного органа – до перерыва: ФИО3, доверенность от 17.12.2012 года, удостоверение; после перерыва: ФИО4, доверенность от 13.03.2013 года, удостоверение; ФИО5, доверенность от 17.12.2012 года, удостоверение;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Дизайн-Сервис» (далее – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти № 18-10/2 от 23.01.2013.

Определением арбитражного суда от 18.02.2013 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)

Однако при проверке извещения лиц, участвующих в деле, о принятии заявления к производству и рассмотрении дела, суд установил отсутствие сведений о получении ответчиком определения суда от 18.02.213.

Определением арбитражного суда от 01.04.2013 суд на основании ч. 5 ст. 227 АПК РФ решил рассмотреть данное дело по общим правилам административного производства.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и возражениях на отзыв, указывая на отсутствие события вмененного административного правонарушения, а также не соблюдение административным органом процессуальных требований проведения проверки и порядка производства по делу об административных правонарушениях.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в лице Территориального отдела в городе Тольятти требования заявителя считает не обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ссылаясь на отсутствие существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также при проведении проверки юридического лица в соответствии с должностным регламентом и указывает на доказанность состава вмененного административного правонарушения.

В судебном заседании по ходатайству заявителя была допрошена в качестве свидетеля ФИО6, работавшая на момент проверки в Обществе в качестве менеджера по работе с клиентами.

Исследовав и оценив доказательства по делу, оценив доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных требований и возражений, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела на основании плана проверок Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области на 2012 год, согласованного с органами прокуратуры, 14.11.2012 г. руководителем Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти было издано распоряжение № 1810/1006 о проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица - ООО «Дизайн-сервис». Указанное распоряжение было вручено директору ООО «Дизайн-сервис» ФИО1 27.11.2012г.

Проверка в отношении ООО «Дизайн-сервис» была начата должностным лицом Территориального отдела 05.12.2012 г.

По результатам проверки был составлен акт № 18-10/1006 от 25.12.2012 г., который на следующий день 26.12.2012 г. был направлен в адрес юридического лица. Одновременно с актом в адрес ООО «Дизайн-сервис» было направлено предписание о прекращении прав потребителей, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ. Согласно почтовому уведомлению указанные документы получены обществом 28.12.2012 г.

09.01.2013 г. в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица в отношении ООО «Дизайн-сервис» был составлен протокол об административном правонарушении № 18-10/125 по ч.1 ст.14.4 Кодекса Российской Федерации административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии настоящим Кодексом. Частью 1 статьи 25.4 КоАП РФ предусмотрено, что защиту прав и закон интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим осуществляют его законные представители. Законный представитель юридического лица с надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, однако не воспользовался правом дать объяснения по факту нарушений и представить доказательства.

11.01.2013 г. протокол направлен в адрес юридического лица, о чем свидетельствует реестр почтовых отправлений от 11.01.2013 г. Получение протокола, а также надлежащее извещение юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушения подтверждается распечаткой страницы официального сайта «Почта России» и почтовым уведомлением о вручении.

23.01.2013г. дело об административном правонарушении в отношении ООО «Дизайн сервис» было рассмотрено заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти в отсутствие надлежащим образом извещенного законного представителя юридического лица. По результатам рассмотрения вынесено постановление № 18-10/2 и назначено административное наказание в виде штрафа в размере двадцати тысяч рублей в пределах санкции ч.1 ст.14.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Копия постановления о назначении направлена в адрес ООО «Дизайн-сервис» Согласно почтовому уведомлению постановление о назначении административного наказания получено 28.01.2013 г.

Не согласившись с данным постановлением Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Административным органом в качестве объективной стороны правонарушения организации вменено нарушение пунктов 2,3, 4 Правил бытового обслуживания населения РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 № 1025, поскольку 09.01.2013 по результатам плановой выездной проверки в ООО «Дизайн-Сервис», расположенном по адресу: <...>, 05.12.2012г. в 15 час 00 мин., установлены прав потребителей, а именно: до сведения потребителей на вывеске не доведена информация о месте нахождении (юридическом адресе) организации. В помещение сервисного центра в удобном для месте не представлены Правила бытового обслуживания населения РФ, утвержденные
 Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1025, а так же необходимая и достоверная информация об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота, цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты.

В договоре об оказании услуги (заказ-наряд на ремонт оборудования № ТКБ 12000577 от 05.12.2012 г.) отсутствуют сведения о виде услуги (работы), цене услуги (работы), отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была
 произведена.

Данные нарушения, по мнению управления, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации" в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).

В силу статьи 9 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать в том числе сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг); правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг); адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В соответствии с Законом о защите прав потребителей постановлением Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1025 утверждены Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, регулирующие отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания.

Пунктом 2 статьи 27 Закона о защите прав потребителей установлено, что срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Согласно пункту 2 Правил бытового обслуживания населения исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске.

Согласно пункту 3 Правил N 1025 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать, в числе прочего, перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты. Этим же пунктом Правил установлено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления, в частности, адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется; образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ); перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Информация должна находиться в удобном для обозрения месте.

В соответствии с пунктом 4 Правил N 1025 договор об оказании услуги (выполнении работы) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации); вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ. Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", в часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ внесены изменения, вступившие в законную силу 19.01.2012, согласно которым предусмотрена ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Частью 4 статьи 210 АПК РФ на административный орган возложена обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ).

В силу части 3 данной нормы не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Обществом по адресу: <...>, 05.12.2012г. было допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Согласно данным ЕГРЮЛ объяснениям сторон, Общество осуществляет деятельность по ремонту и сервисному обслуживанию бытовых электрических изделий, в том числе сотовых телефонов. Местонахождением Общества является 445350, <...>.

Факт продажи Обществом каких-либо товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг по адресу : <...> не подтвержден.

Согласно Постановлению № 18-10/02 выездная плановая проверка проводилась «05» декабря 2012 г. по адресу: <...>.

Однако согласно объяснениям заявителя, подтвержденными представленными в дело доказательствами, а также заслушанными показаниями свидетеля ФИО6, работавшей на тот момент в Обществе менеджером по работе с клиентом ООО «Дязайн-сервис» не осуществляло деятельность по данному адресу с 15.01.2012 г.

В соответствии с Уведомлением Межрайонной ИФНС РФ № 19 о снятии с учета российской организации в налоговом органе на территории РФ № 3462704 от 02.02.2012 г. ООО «Дизайн-сервис» прекратило деятельность обособленного подразделения и было снято с учета по указанному адресу 16.01.2012 г.

Согласно Акту приемки-передачи к договору аренды нежилого помещения от «15» января 2012 г. по адресу <...> в связи с расторжением договора аренды помещения ООО «Дизайн-сервис» передал ранее занимаемые помещения арендодателю и обязался вывезти принадлежащее ему оборудование в срок до 31.12.2012, в связи с чем до этого момента имело право хранить свое имущество в помещении арендодателя.

Согласно показаниям допрошенного свидетеля ФИО6 она осуществляла по указанному адресу на момент проверки инвентаризацию, была вызвана руководством на указанный адрес за 1-2 дня до проверки для того, чтобы собрать оставшиеся документы, сложить вещи в коробки, ранее по данному адресу трудовую деятельность не осуществляла, работала менеджером по работе с клиентами по адресу фактического осуществления деятельности в <...>. Согласно объяснениям Общества. Показаниям свидетеля прием клиентов по адресу <...> не производился, сервисное обслуживание, прием заявок не осуществлялся. Свидетель показал, что при обращении клиентов она их переадресовывала по новому адресу и сообщала, что сервисный центр находится по другому адресу.

Административным органом не представлено доказательств того, что Обществом по проверенному адресу <...> производилось сервисное обслуживание клиентов в период проверки.

Ссылка на представленные в дело пустые бланки квитанций, в которых указан проверенный адрес как фактический не подтверждает факт оказания услуг, согласно объяснениям общества старые бланки остались со времени, когда до расторжения договора аренды нежилого помещения организация осуществляла сервисное обслуживание по данному адресу.

Бланки заказ-нарядов на ремонт оборудования № ТКБ 12000577 (л.д. 69) согласно объяснениям и проверяющего и свидетеля были выведены из компьютера по просьбе проверяющего ФИО6, не подтверждают факт нарушения, поскольку фактически являются заготовками, образцами, не являются документами, выданными потребителю.

Кроме того, свидетель показал, что она информировала проверяющего о том, что Общество осуществляет свою деятельность по другому адресу: <...>. Также Управление обладало информацией о фактическом месте осуществлении деятельности общества по другому адресу с учетом представления ему соответствующих бланков заказ-нарядов с указанием данного адреса.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельствам, исключающим производство по административному делу.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления в части привлечения Общества к ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Кроме того, суд полагает, что действия заявителя неверно квалифицированы по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.

Исходя из протокола об административном правонарушении следует, что Обществу вменено нарушение, выразившееся в том, что до сведения потребителей на вывеске не доведена информация о месте нахождении (юридическом адресе) организации. В помещение сервисного центра в удобном для месте не представлены Правила бытового обслуживания населения РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.97 № 1025, а так же необходимая и достоверная информация об услугах (работах), которая в обязательном порядке должна содержать: перечень оказываемых услуг
 (выполняемых работ) и форм их предоставления; обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); сроки оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами,
 иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота, цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты.
  Между тем в случае подтверждения факта осуществления Обществом деятельности по сервисному обслуживанию клиентов по проверенному адресу, действия заявителя подлежали квалификации по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ. Частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

Учитывая, что в данном случае заявителю в указанной части вменено в вину непредставление необходимой и достоверной информации об
 услугах (работах), данное бездействие охватывается составом административного правонарушения, предусмотренным частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

Объектом административного правонарушения в данном случае являются общественные отношения в сфере обеспечения права потребителя на получение информации. Предметом противоправного посягательства выступает право потребителя на получение информации о перечне оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления; о стандартах, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы); о сроках оказания услуг (выполнения работ); данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы); о гарантийных сроках, о ценах на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя и сведениях о порядке и форме оплаты услуг. В этой связи ответственность наступает не за оказание населению услуг, не соответствующих установленным требованиям, а именно за нарушение права потребителя на получение информации об оказанных услугах.

В соответствии в п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02 июня 2004 г. N 10 в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

При таких обстоятельствах оспариваемое постановление подлежит отмене в связи с неправильной квалификацией противоправного деяния, совершенного заявителем, отсутствием в действиях заявителя вменяемого ему в вину состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, а также ввиду наличия процессуально нарушения при проведении проверки, выразившегося в том, что административным органом не было направлено или вручено Обществу распоряжение от 03.12.2012г. «О внесении изменений в распоряжение органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя от 14.11.2012г. №18-10/1006», изменившего адрес проведения проверочных мероприятий, поскольку в распоряжении органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки от 14.11.2012г. №18 -10/1006 содержался адрес её проведения: 445011 <...>., как и в плане проверок. Несмотря на вручение первоначального распоряжения руководителю Общества, административный орган не поставил его в известность заблаговременно об изменении объекта проверки, что с учетом изложенного привело к неполному выяснению обстоятельств административным органом и необоснованному привлечению заявителя к административной ответственности.

Таким образом, требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-182, 210-211, ч. 4 ст. 208

Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить. Признать незаконным и отменить полностью постановление Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти № 18-10/2 от 23.01.2013 о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью "Дизайн-Сервис" в виде административного штрафа в размере 20000 по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

О.В. Мешкова