ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-23967/18 от 17.06.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2019 года

Дело №

А55-23967/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 17 июня 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 24 июня 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании  июня 2019 года   дело по иску, заявлению

Общество с ограниченной ответственностью "УК №1 ЖКХ" 

к  Государственной жилищной инспекции Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- ООО УК «Уютный дом»

о признании незаконным и отмене решения

при участии в заседании

от заявителя  – Кириллина М.В. по доверенности

от заинтересованного лица  - ФИО2 по доверенности

от иных лиц – ФИО3 по доверенности 

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "УК №1 ЖКХ" обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом уточнения, в соответствии со ст. 49 АПК РФ просит:

1. Признать решение Государственной жилищной инспекции Самарской области, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г., об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ» многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018 г. недействительным с момента его принятия;

2. Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области внести изменения в реестр многоквартирных домов, в отношении которых ООО «УК № 1 ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению, включив в реестр многоквартирный дом № 14 по ул. Свердлова г. Тольятти с 01.08.2018 г.

Государственная жилищная инспекция Самарской области в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью УК «Уютный дом».

Общество с ограниченной ответственностью УК «Уютный дом» в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 11.04.2018г. в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова ФИО4, ФИО5, ФИО6, как инициаторами общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, было вывешено уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников в форме совместного присутствия

23.04.2018г. в 18.00 ч., а в случае отсутствия кворума, то о проведении собрания в форме заочного голосования в период с 24.04.2018 г. по 10.05.2018 г.

Данное уведомление было вывешено на первых этажах подъездов жилого дома № 14 по ул. Свердлова. Способ извещения о проведении внеочередных общих собраний собственников МКД был установлен решением собственников помещений МКД № 14 по ул. Свердлова, оформленным протоколом № 2 от 03.08.2017 г.

23.04.2018г. было проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме путем совместного присутствия (очное голосование) для принятия решений, по вопросам повестку дня общего собрания.

При подсчете голосов собственников помещений в данном было установлено, данное собрание, проведенное в форме совместного присутствия (очное голосование) не правомочно, т.к. отсутствует кворум.

Согласно уведомлению от 11.04.2018 г., размещенного на первых этажах подъездов жилого дома, в случае отсутствия кворума на общем собрании, проведенного в форме совместного присутствия, период проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова в форме заочного голосования определен с 24.04.2018 г. по 10.05.2018 г.

Для предоставления дополнительной возможности большинству собственников помещений в данном доме реализовать свое право на участие в общем собрании, 01.05.2018г. собственники помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова были уведомлены о продлении срока голосования до 15.06.2018 г., путем вывешивания соответствующего уведомления на первом этаже подъезда жилого дома.

В соответствии с п. 2 ст. 47 ЖК РФ, принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Все решения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова были получены в период проведения голосования, а именно с 24.04.2018 г. по 15.06.2018 г.

Итоги голосования подводились единожды по окончании голосования, а именно после 15.06.2018 г.

По результатам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, проведенного в форме заочного голосования в период с 24.04.2018 г. по 15.06.2018 г. был составлен протокол № 2 от 16.06.2018 г.

19.06.2018 г. заявление о внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ» с приложением копии лицензии ООО «УК № 1 ЖКХ», копии договора управления многоквартирным домом № 14 по ул. Свердлова, оригиналами решений собственников помещений по заочному голосованию с 24.04.2018 г. по 15.06.2018 г., реестра собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, реестра собственников и заключенных договоров, оригинала уведомления о проведении общего собрания от 11.04.2018 г., оригинала протокола № 1 от 23.04.2018 г. с реестром проголосовавших собственников, протокола № 2 от 16.06.2018 г., оригинала уведомления о продлении срока голосования до 15.06.2018 г.; оригиналом уведомления о результатах собрания, копии протокола № 2 от 03.08.2017 г. о способе размещения уведомлений о собраниях было направлено в Государственную жилищную инспекцию Самарской области (№ 3408 от 18.06.2018 г.).

Государственной жилищной инспекцией Самарской области в соответствие с Распоряжением органа государственного жилищного надзора о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № ТАвз-59982 от 02.07.2018 проведена внеплановая документарная проверка правомерности осуществления деятельности ООО «УК № 1 ЖКХ» по управлению многоквартирным домом, расположенном по адресу: <...>.

Инспекцией в ходе проведения проверки исследованы материалы, приобщенные к заявлению ООО «УК № 1 ЖКХ» вх. № 16869-ул от 19.06.2018, такие как:

-   сообщение о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 11.04.2018;

-   протокол № 2 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД от 16.06.2018;

-    решения собственников помещений, принявших участие в голосовании;

-    копия договора управления МКД от 16.06.2018г.

Государственной жилищной инспекцией Самарской области 09.08.2018 г. принято решение, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г. об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ», многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018 г.

В данном заключении указывается, что при обозрении решений собственников помещений, принявших участие в голосовании не вошли в подсчет: решения собственников проголосовавших после 10.05.2018 (срок окончания проведения заочной части голосования, согласно представленного уведомления) и решения собственников в которых отсутствует дата голосования (невозможно определить по указанным решениям наличие участия собственников в обозначенный период проведения голосования).

Инспекцией в подсчет кворума допущены решения собственников, составившие 4177,25 кв.м, что составило 21,92 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м.

При указанных обстоятельствах ГЖИ по Самарской области посчитало, что определить наличие кворума и правомочность указанного собрания собственников на принятие решений не представляется возможным.

ООО "УК №1 ЖКХ" считает, что обжалуемое решение, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г. противоречит требованиям ст. 46-47 ЖК РФ, поскольку считаем, что при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова кворум на кворум имелся и прямого запрета действующего законодательства РФ на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования, не установлено, а также данное решение нарушает законные права и интересы ООО «УК № 1 ЖКХ» в сфере предпринимательской деятельности, поскольку препятствует обществу в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом № 14 по ул. Свердлова.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Разделом VIII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) закреплено, что право выбора управления в многоквартирных домах принадлежит собственникам помещений в данном доме.

Как следует из статьи 44 ЖК РФ, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 9 названной статьи многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).

Согласно ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами.

В части 8.2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся, в том числе в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 195 ЖК РФ).

В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

После получения указанных сведений орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ, подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива! иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 года №150 (далее - Положение о ГЖИ), Инспекция не является собственником помещений в многоквартирный домах и жилых домов в Самарской области, полномочий и обязательств пб подготовке, по проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по различным вопросам и т.д. не имеет.

Инспекция также не наделена полномочиями по окончательному и безусловному определению недействительными решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, по проведению графологических и иных экспертиз и т.д.

В силу положений части 6 статьи 20 ЖК РФ, признание неправомерным выбора управляющей организации (обслуживающей организации), утверждению условий договора управления многоквартирным домом, осуществляется исключительно судом, что подтверждается судебной практикой с выводом о том, что признание недействительным решения общего собрания и различные обстоятельства устанавливаются в предусмотренном законом судебном порядке и являются прерогативой суда.

Таким образом, нормами жилищного и гражданского законодательства - часть 6 статьи 46 ЖК РФ и статья 181.3 ГК РФ предусмотрен единственный и только судебный способ признания решения общего собрания недействительным.

Действующим законодательством Российской Федерации не исключена возможность обжалования самими собственниками помещений в судебных органах принятых на общих собраниях таких собственников соответствующих решений по различным основаниям (нарушение порядка подготовки, проведения и фиксирования результатов общего собрания, рассмотрение вопросов повесток дня не отнесенных к компетенции общего собрания собственников помещений и (или) не включенных в повестку дня общего собрания и т.д.).

В соответствии с частью 5 статьи 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

В соответствии с подпунктом б) пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных Приказом Минстроя России от 25.12.2015 года № 938/пр (далее - Порядок), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании решения органа государственного жилищного надзора, принятого в соответствии с частями 3, 3.1, 5 - 5.4 статьи 198 ЖК РФ, или при не поступлении в установленный срок заявления о продлении срока действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, либо на основании представленного лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом; заявления о внесении изменений в реестр, содержащего, в т.ч. основания для заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункта), копия заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращений договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия (подпункт ж).

В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах; указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 6 Порядка, по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственной жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 7 Порядка, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а)   о внесении изменений в реестр;

б)  об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в)   о приостановлении рассмотрения заявления.

В соответствии с подпунктом а) пункта 10 Порядка, основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления является, в т.ч: несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами «б», «в» пункта 5 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 11 Порядка, копия решения органа государственного жилищного надзора в течение трех рабочих дней со дня его принятия направляется заявителю по адресу, указанному им в заявлении.

В соответствии с подпунктом а) пункта 15 Порядка, при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего

Порядка, орган государственного жилищного надзора в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.

Согласно пункту 4 Приказа № 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора и не может превышать десяти рабочих дней с даты поступления заявления и документов.

Согласно пункту 5, в ходе рассмотрения заявления и документов органов государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а)   соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б)   достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах!' указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем; содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г)   выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случаё наличия данной обязанности у заявителя;

д)   отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.

Согласно пункту 6 Приказа № 938/пр, по итогам проверки заявления и документов, представленных заявителем, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Согласно пункту 7 Приказа № 938/пр, по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а)   о внесении изменений в реестр;

б)   об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;

в)   о приостановлении рассмотрения заявления.

Государственной жилищной инспекцией Самарской области 09.08.2018 г. принято решение, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г. об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ», многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018 г.

Заявитель, возражая против мотивов принятия Инспекцией оспариваемого решения, указывает, что действующим законодательством РФ не установлен прямой запрет на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования.

Целью продления сроков голосования было обеспечение возможности принятия важных решений для нормальной жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирном доме. Продление сроков голосования не влечет нарушение прав других собственников помещений в доме, а напротив, им предоставляется дополнительная возможность реализовать свое право на участие в общем собрании.

Права лиц, которые не приняли участие в голосовании, также не были нарушены, поскольку продление сроков голосования не создало препятствий в реализации каких- либо прав. Таким образом, продление срока голосования не только не ограничивало право собственников помещений в многоквартирном доме на участие, а наоборот, предоставило им больше возможностей для участия в голосовании.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в апелляционном определении Самарского областного суда от 06.08.2014 г. по делу № 33-7640/2014, апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.04.2016 г. по делу № 11-4684/2016, апелляционном определении Самарского областного суда по делу № 2-12558/2016 от 05.04.2017г.

Заявитель также считает, что отсутствует нарушение срока составления и подписания протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова № 2 от 16.06.2018 г.

В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова № 2 от 16.06.2018 г. и уведомлении о результатах проведения заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова от 16.06.2018 г. допущена опечатка в указании окончания срока голосования, а именно: голосование проводилось до 15.06.2018 г., а не до 15.05.2018 г., как указано в протоколе и уведомлении.

Данное обстоятельство подтверждается наличием уведомления о продлении срока голосования от 01.05.2018 г., доведенного до сведения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, утвержденным общим собранием собственников помещений в данном доме способом, а именно: на первых этажах подъездов жилого дома № 14 по ул. Свердлова.

10.08.2018г. в Государственную жилищную инспекцию Самарской области были направлены возражения на акт проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № Тавз-59982 от 31.07.2018 г., в которых указанные обстоятельства отражены.

Арбитражный суд считает доводы заявителя обоснованными по следующим мотивам.

В соответствии с п. 4 ст. 45 ЖК РФ собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

Согласно п. 3 ст. 46 ЖК РФ решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, а также итоги голосования доводятся до сведения собственников помещений в данном доме собственником, указанным в статье 45 настоящего Кодекса иным лицом, по инициативе которых было созвано такое собрание, путем размещения соответствующего сообщения об этом в помещении данного дома, определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений в данном доме, не позднее чем через десять дней со дня принятия этих решений.

Протоколом № 2 от 03.08.2017 г. был определен способ оповещения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова о проведении общих собраний и принятых ими решение путем размещения письменного объявления на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома.

Уведомление о проведении внеочередного общего собрания собственников от 11.04.2018г. было размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова.

Уведомление о продлении срока голосования до 15.06.2018 г. было также размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова 01.05.2018 г.

Уведомление о результатах проведения заочного голосования собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова было также размещено на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома 16.06.2018 г.

Указанные обстоятельства подтверждаются тем, что в тексте уведомления прямо указывается, что оно размещено собственниками помещений ФИО4, ФИО5, ФИО6 на первом этаже в каждом подъезде многоквартирного дома 16.06.2018 г. в присутствии собственника квартиры № 115 ФИО7.

Ссылка Инспекции на то, что Уведомление от 01.05.2018 года о продлении срока заочного голосования до 15.06.2018 года не содержит номер приложения к протоколу №2 от 16.06.2018 года; не пронумеровано; в приложениях к протоколу №2 от 16.06.2018 года не указан; принято в период проведения заочного голосования и до его окончания; возможность продления заочного голосования в уведомлении от 11.04.2018 года о проведении внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 23.04.2018 года (очное голосование) и заочного голосования с 24.04.2018 года по 10.05.2018 года, не отмечено, не опровергает факт размещения указанного Уведомления.

Инспекция и ООО УК «Уютный дом» заявление по фальсификации доказательств в порядке ст.161 АПК РФ не представляли, о вызове лиц, участвовавших в составлении письменного доказательства, в качестве свидетелей не заявляли, доказательства, опровергающие факт размещения указанного Уведомления, в материалы дела не представляли.

Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9 и ФИО10 не подтвердили факт того, что уведомления от 01.05.2018 г. не было вывешено на всех подъездах многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова, а лишь указали, на то, что конкретно они его не видели.

Также они указали, на то, что в многоквартирном доме бывают случаи, когда информация, вывешенная на досках объявлений, а также на дверях подъездов, т.е. в местах доступных для всех собственников помещений в доме, просто срывается неустановленными лицами, что препятствует ознакомлению с ней.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что уведомление от 01.05.2018 г. могло быть сорвано неустановленными лицами, поэтому и свидетели, вероятно, могли его не увидеть, но это не значит, что оно не было вывешено.

В данном случае ни свидетельскими показаниями, ни иными доказательствами не подтверждено, что уведомление от 01.05.2018 г. не было вывешено.

Довод Инспекции об отсутствии достаточных доказательств, подтверждающих размещение уведомлений (видео-фотофиксация) в десяти подъездах многоквартирного дома, является необоснованным, поскольку Хилищный кодекс РФ не требует видео-фотофиксации размещения уведомлений.

При этом суд принимает во внимание, то обстоятельство, что в оспариваемом заключении указывается, что Инспекция в подсчет кворума допустила решения собственников, составившие 4177,25 кв.м, что составило 21,92 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м., тогда как не вошли в подсчет: решения собственников проголосовавших после 10.05.2018 (срок окончания проведения заочной части голосования, согласно представленного уведомления).

Между тем, согласно представленному протоколу от 16.06.2018 в общем собрании собственников помещений в МКД приняли участие в голосовании собственники помещений в данном доме, обладающие 10274,25 кв.м голосов, что составило 53,9 % голосов от общего числа 19055,2 кв.м.

Таким образом, сам факт представления бюллетеней (решений) собственниками  помещений после размещения 01 мая 2018г. уведомления свидетельствует о том, что они имели возможность с ним ознакомиться и реализовать своё право на участие в собрании и голосовании.

Следовательно, порядок и способ оповещения собственников помещений в многоквартирном доме, прямо предусмотренный ч. 4 ст. 45, ч. 3 ст. 46 ЖК РФ нарушен не был.

В соответствии с п. 2 ст. 47 ЖК РФ, принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.

Дата окончания приема бюллетеней (решений) собственников помещений в многоквартирном доме установлена - 15.06.2018 г.

Итоги голосования подводились единожды, после даты окончания приема бюллетеней (решений) собственников помещений вы многоквартирном доме 16.06.2018г.

Все решения собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова были получены в период проведения голосования, а именно с 24.04.2018 г. по 15.06.2018 г.

Действующим жилищным и гражданским законодательством РФ не установлен прямой запрет на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования, а также положения ст. 47 ЖК РФ не предусматривают ограничений в сроках проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания закон предписывает только установить дату окончания приема бюллетеней (решений) собственников, что и было сделано в данном случае.

Целью продления сроков голосования было обеспечение возможности принятия важных решений для нормальной жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирном доме. Продление сроков голосования не влечет нарушение прав других собственников помещений в доме, а напротив, им предоставляется дополнительная возможность реализовать свое право на участие в общем собрании.

Права лиц, которые не приняли участие в голосовании, также не были нарушены, поскольку продление сроков голосования не создало препятствий в реализации каких- либо прав. Таким образом, продление срока голосования не только не ограничило право собственников помещений в многоквартирном доме на участие, а наоборот, предоставило им больше возможностей для участия в голосовании.

Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в апелляционном определении Самарского областного суда от 06.08.2014 г. по делу № 33-7640/2014, апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.04.2016 г. по делу № 11-4684/2016, апелляционном определении Самарского областного суда по делу 2-12558/2016 от 05.04.2017 г., определением Московского городского суда от 26.11.20 1 8 г. № 4г/7-14901/18, определением Московского городского суда от 03.08.2018г. № 4г/7-9610/18.

Кроме того, решением Автозаводского районного суда г. Тольятти по делу № 2-2-6558/2018 от 23.10.2018 г., вступившим в законную силу 17.01.2019 г. решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, в том числе о выборе управляющей организации ООО УК «Уютный дом», оформленные протокол № 1 от 14.05.2018 г., признаны недействительными.

В протоколе общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова от 17.11.2018 г. отсутствует вопрос о выборе управляющей организации.

По результатам общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, проведенного в форме заочного голосования в период с 24.04.2018г. по 15.06.2018 г. был составлен протокол № 2 от 16.06.2018 г.

В настоящее время только в протоколе № 2 от 16.06.2018 г. имеется решение о выборе управляющей организации - ООО «УК № 1 ЖКХ».

Довод Инспекции о недействительности протокола № 2, является необоснованным, поскольку указанное решение общего собрания собственников помещений в МКД формально соответствует установленным требованиям, проведено при наличии необходимого кворума, недействительными судом не признаны, копия протокола направлена инициаторами в установленном порядке в адрес Государственной жилищной инспекции Самарской области.

В соответствии с ч. 5 ст. 181.4 ГК РФ, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

Определением Автозаводского районного суда г. Тольятти по делу № 2-8074/2018 г. исковое заявление ФИО11 к ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании недействительным протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова № 2 от 16.06.2018 г. оставлено без рассмотрения, вы связи с неявкой сторон.

Следовательно, собственники уже воспользовались своим правом на обжалование решений общего собрания, однако, в суд дважды не явились.

В данном арбитражном деле оспаривается решение Государственной жилищной инспекции Самарской области, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г., а не законность самого протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В своем отзыве Государственная жилищная инспекция Самарской области указывает только на то, что изменение сроков голосования на общем собрании недопустимо, однако, действующим жилищным и гражданским законодательством РФ не установлен прямой запрет на изменение сроков голосования на общем собрании, проводимом в форме заочного голосования, если не подводились итоги голосования, а также положения ст. 47 ЖК РФ не предусматривают ограничений в сроках проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Собственникам помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания закон предписывает только установить дату окончания приема бюллетеней (решений) собственников, что и было сделано в данном случае.

Целью продления сроков голосования в данном случае было обеспечение возможности принятия важных решений для нормальной жизнедеятельности собственников помещений в многоквартирном доме. Продление сроков голосования не влечет нарушение прав других собственников помещений в доме, а напротив, им предоставляется дополнительная возможность реализовать свое право на участие в общем собрании.

Права лиц, которые не приняли участие в голосовании, также не были нарушены, поскольку продление сроков голосования не создало препятствий в реализации каких- либо прав. Таким образом, продление срока голосования не только не ограничило право собственников помещений в многоквартирном доме на участие, а наоборот, предоставило им больше возможностей для участия в голосовании.

Итоги голосования подводились единожды, после даты окончания приема бюллетеней (решений) собственников помещений вы многоквартирном доме 16.06.2018г.

Данные обстоятельства уже были предметами рассмотрений в судах различных уровней и им была дана правовая оценка, которая изложена в апелляционном определении Самарского областного суда от 06.08.2014 г. по делу № 33-7640/2014, апелляционном определении Челябинского областного суда от 21.04.2016 г. по делу № 11-4684/2016, апелляционном определении Самарского областного суда по делу 2- 12558/2016 от 05.04.2017 г., определением Московского городского суда от 26.11.2018 г. № 4г/7-14901/18, определением Московского городского суда от 03.08.2018 г. № 4г/7-9610/18.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что решение Государственной жилищной инспекции Самарской области, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г., является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ на ответчика относятся расходы по государственной пошлине в размере 3000 руб.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать решение Государственной жилищной инспекции Самарской области, оформленное заключением № 16869-УЛ/1 от 09.08.2018 г., об отказе во внесении изменений в реестр многоквартирных домов, находящихся на управлении ООО «УК № 1 ЖКХ» многоквартирного дома № 14 по ул. Свердлова в г. Тольятти, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме № 14 по ул. Свердлова, оформленного протоколом № 2 от 16.06.2018 г. недействительным.

Обязать Государственную жилищную инспекцию Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - внести изменения в реестр многоквартирных домов, в отношении которых ООО «УК № 1 ЖКХ» осуществляет деятельность по управлению, включив в реестр многоквартирный дом № 14 по ул. Свердлова г. Тольятти с 01.08.2018 г.

Взыскать с Государственной жилищной инспекции Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "УК №1 ЖКХ" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1