ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2434/2022 от 02.06.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июня 2022 года

Дело №

А55-2434/2022

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2022 года. Полный текст решения изготовлен 09 июня 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем Навроцким Д.Д.

рассмотрев 02 июня 2022 года в судебном заседании     дело по  заявлению

Товарищества собственников жилья "Вавилон"

к  Прокуратуре Ленинского района города Самары

к Прокуратуре Самарской области

о признании недействительным представления 

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2, доверенность от 09.10.2021, ФИО3, председатель правления

от заинтересованных лиц  – ФИО4, удостоверение

установил:

        Товарищество собственников жилья «Вавилон» (далее – заявитель, товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ просит признать незаконным представление  Прокуратуры Ленинского района г. Самары, об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 25.10.2021 №07032021.

        Прокуратура Ленинского района города Самары и  Прокуратура Самарской области считает оспариваемое представление законным по основаниям, изложенным в отзывах.

        Исследовав материалы дела, суд заявленные требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Как следует из материалов дела, Прокуратурой Ленинского района г. Самара по поручению прокуратуры области проведена проверка ТСЖ «Вавилон» на предмет соблюдения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

         В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

        В соответствии с. ч.1 ст. 157 ЖК РФ Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.

         Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

         В п. 2 правил №354 определено, что исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

        Согласно п.п. г п. 4 правил №354 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга электроснабжения, снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам  в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые  помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

        В силу п. 117 правил №354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае  неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами.

        Согласно п.п. в п. 119 правил №354 если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги в следующем порядке: а) исполнитель направляет потребителю-должнику предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности по оплате коммунальной услуги в течение 20 дней со дня доставки потребителю указанного предупреждения (уведомления) предоставление ему такой коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.       

        Предупреждение (уведомление) доставляется потребителю путем вручения потребителю-должнику под расписку, или направления по почте заказным письмом (с уведомлением о вручении), или путем включения в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги текста соответствующего предупреждения (уведомления), или иным способом уведомления, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе путем передачи потребителю предупреждения (уведомления) посредством сообщения по сети подвижной радиотелефонной связи на пользовательское оборудование потребителя, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет, передачи потребителю голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи; б) при непогашении потребителем-должником задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в предупреждении (уведомлении) коммунальной услуги; в) при непогашении образовавшейся задолженности в течение установленного в предупреждении (уведомлении) срока и при отсутствии технической возможности введения ограничения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта либо при непогашении образовавшейся задолженности по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения.

         В соответствии с п.п. в п. 122 правил №354 действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.

         При этом в силу п. 114 Правил №354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

        При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида.

        В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

        В ходе проверки установлено, что ТСЖ «Вавилон» 04.02.2021 ввиду наличия задолженности по оплате коммунальных услуг произвело отключение электроэнергии квартиры №23 дома №199 по ул. Садовая г. Самара.

        Однако предупреждение (уведомление) о приостановке предоставления услуги по электроснабжению по причине наличия задолженности по оплате коммунальных услуг собственнику помещения не вручалось.

       Предоставление коммунальной услуги путем отключения электроэнергии жилого помещения было приостановлено ТСЖ «Вавилон» минуя этап ограничения предоставления коммунальной услуги в отсутствие указания на техническую невозможность введения ограничения, что противоречит положениям п. 119 Правил №354.

        В силу п. 12, 13 Положения  о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47,   жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), оборудование и механизмы, находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологической безопасности.

        В п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 разъяснено, что наличие задолженности по оплате коммунальной услуги не может служить безусловным основанием для приостановления или ограничения предоставления такой коммунальной услуги. Действия исполнителя коммунальной услуги по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги должны быть соразмерны допущенному нанимателем (собственником) нарушению, не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения, не нарушать прав и законных интересов других лиц и не создавать угрозу жизни и здоровью окружающих.

        Кроме этого, приведенная в уведомлении формулировка свидетельствует о несоблюдении норм процитированных выше п. 118, 119 Правил №354, из которых следует, что задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги подлежит расчету в отдельности, а ограничению либо приостановлению в случае неполной оплаты потребителем подлежит конкретная (не полностью оплаченная) коммунальная услуга.

       Таким образом собственника и пользователя жилого помещения № 23 д. №199 по ул. Садовая, г. Самара коммунальная услуга электроснабжения приостановлена в нарушении установленного порядка без достаточных на то оснований, что не соответствует требованиям законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, чем нарушаются права граждан, закрепленные Жилищным кодексом Российской Федерации., иными нормативными актами.

          На основании изложенного, руководствуясь  ст.24 Федерального закона от 17.01.1992  №22202-1 «О прокуратуре РФ», товариществу выдано оспариваемое представление с требованием:

  1. Рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Ленинского района г. Самара.
  2. Принять конкретные меры к устранению причин и условий,  способствующих нарушению законодательства и недопущению их впредь.
  3. Рассмотреть вопрос о привлечении к установленной законом ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства.
  4. О результатах рассмотрения представлении сообщить в прокуратуру  Ленинского района г. Самара в письменной форме в установленный законом месячный срок с приложением копии приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.

         Не согласившись с данным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд.

         В обоснование требований заявитель ссылается на то, что ответчик не запросил документы по отключению электроэнергии, проверка была проведена не в полном объеме и выводы Прокуратуры Ленинского района г. Самары являются незаконными и необоснованными.

         Заявитель указывает на то, что из текста требовательной части указанного представления не усматривается, какие именно нарушения жилищного законодательства и какие именно мероприятия должен провести истец для устранения. Таким образом порождается правовая неопределенность указанного представления, влекущая за собой его неисполнимость, т.к. лицо в отношении которого вынесено предписание не может исполнить то что не указывает ответчик. Кроме того, из текста мотивировочной части следует, что 04.02.2021  было произведено отключение электроэнергии в кв. 23 <...>. Заявитель считает возможным предположить, что речь идет о том, что отключение было незаконно и следует произвести обратное подключение. Однако ответчиком не исследовался вопрос при вынесении обжалуемого представления имеется ли такая возможность. На дату вынесения представления в кв. 23 <...> было уже восстановлено электроснабжение. Восстановление электроснабжения произошло еще в феврале 2021 года. Таким образом представление не исполнимо в силу того, что уже ранее были устранены те нарушения, за которые могло быть направлено представление.

         Относительно пропуска срока на обжалование представления заявитель поясняет, что представление  получено  адресатом  только 24.12.2021   почтовым отправлением и  соответственно срок на обжалование представления заявителем  не пропущен, а доказательства иной даты получения представления ответчиком не представлено.

       Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из следующего.

       Нарушение было установлено и оспариваемое представление  правомерно было внесено прокуратурой  товариществу, поскольку требовалось принять меры прокурорского реагирования в соответствии с Федеральным законом  от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

       Товариществу следовало в письменной форме сообщить в прокуратуру о конкретных мерах к устранению причин и условий,  способствующих нарушению законодательства, тем более, как утверждает заявитель, нарушения было уже устранено.

       Внесенное представление об устранении выявленных нарушений закона с требованием рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, допустивших нарушения закона, соответствует положениям ч.1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о соответствии закону представления Прокуратуры Ленинского района г. Самары об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 25.10.2021 №07032021 и в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

       Рассматриваемый спор относится к компетенции арбитражного суда и по субъектному составу лиц, участвующих в деле,  и по характеру правоотношений.

       Срок на обращение в арбитражный суд исходя из даты получения представления заявителем не пропущен.

       Расходы по уплате государственной пошлины  согласно статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  относятся на заявителя.

      Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 1 500 руб., уплаченной платежным поручением № 280 от 29.12.2021.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       В удовлетворении заявленных требований отказать.

       Выдать заявителю справку на возврат госпошлины в сумме 1 500 руб., уплаченной платежным поручением № 280 от 29.12.2021.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара в течение месяца с даты принятия с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1