ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2470/07 от 26.04.2007 АС Самарской области

А55-2470/2007

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

  443045, г. Самара, ул. Авроры, 148, тел. (846) 226-55-25

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

г. Самара

04 мая 2007г.

Дело №

А55-2470/2007

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2007г. Полный текст решения изготовлен 04 мая 2007г.

Судья Арбитражного суда Самарской области Степанова И.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

Полиной М.А.

рассмотрев в судебном заседании 20-26 апреля 2007г.

дело по заявлению Учреждения социальных услуг «Технострой» Межрегиональной общественной организации инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов» г. Тольятти

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области г. Тольятти

о признании недействительным решения налогового органа

  при участии в заседании

от истца, заявителя – предст. ФИО1 (дов. от 06.02.07г.)

от ответчика, заинтересованного лица - предст. ФИО2 (дов. от 19.12.06г.), ФИО3 (дов. от 31.01.06г.)

установил:

Учреждение социальных услуг «Технострой» Межрегиональной общественной организации инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов» просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 17.01.07г. № 04-32 по основаниям, изложенным в заявлении (л.д.4-7 т.1). Заявитель в судебном заседании требования заявления поддержал.

В принятии уточнений заявления, связанных с увеличением требований (л.д.148-149 т.1), судом отказано по причине несоответствия ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не оплачено государственной пошлиной.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области с требованиями заявления не согласна, просит в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.119-121 т.1). Заинтересованное лицо в судебном заседании высказало возражения против заявленных требований.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 13 час. 20 мин. 26 апреля 2007г. в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает требования неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 17.01.07г. № 04-32/, принятым по результатам камеральной налоговой проверки расчета авансовых платежей по единому социальному налогу за 9 месяцев, квартальный 2006г. (л.д.61-73 т.1), заявителю дополнительно начислен единый социальный налог в общей сумме 1 252 107 руб. с предложением об уплате налога и пеней, о внесении необходимых исправлений в бухгалтерский учет (л.д.14-44 т.1).

Оспаривая решение налогового органа, заявитель в обоснование приводит следующие доводы.

Заявитель, ссылаясь на абзацы 4 и 2 подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, считает, что выплаты могут быть произведены как физическому лицу, являющемуся инвалидом, так и не являющемуся инвалидом. Заявитель указывает на то, что его учредителем является Межрегиональная общественная организация инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов», которая является собственником имущества, закрепленного за ним, а среди членов учредителя инвалиды составляют 81,82 %. Заявитель обращает внимание на цель его создания - оказание социальных услуг в рамках реализации учредителем своих уставных целей и задач, и уставные цели его учредителя, такие как социальная реабилитация инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, а также иных сложившихся обстоятельств, не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, социальная поддержка и защита граждан, не зависимо от их религиозных убеждений, вероисповедания и национальной принадлежности, включая улучшение материального положения малообеспеченных и др., и указывает на то, что часть доходов, полученных в результате своей хозяйственной деятельности (строительство и ремонтно-строительные работы жилых и нежилых помещений, коммуникационных линий, общестроительные работы; внутренняя и внешняя отделка жилого фонда, нежилых помещений и объектов соцкультбыта; производство строительных материалов, конструкций и изделий и др.), он отчисляет на реализацию социальных программ своего учредителя в виде членских взносов.

Налоговый орган, ссылаясь на п. 1 ст. 239 НК РФ, п. 1 ст. 117 ГК РФ, ст. 8 ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 33 Закона РФ от 24.11.95г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», указывает на то, что членами Межрегиональной общественной организации инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов» являются 13 человек, из них - 11 членов организации имеют инвалидность, тогда как созданном им учреждении (заявитель) инвалиды не значатся. По мнению налогового органа, льгота в размере 10 484 217 руб. (стр. 0400 раздела 2 расчета) заявлена в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 239 НК РФ, т.к. перечислений денежных средств на достижение своих уставных целей заявителем за отчетный период не производилось. Налоговый орган указывает на то, что денежные средства в размере 10 698 109 рублей направлены на выдачу заработной платы физических лиц, не являющихся инвалидами.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо:

общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, их региональные и местные отделения;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 процентов;

учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Исходя из позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 14.03.06г. № 106 (п.7), налогоплательщик освобождается от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждое физическое лицо, в случае, если он подпадает под одну из категорий налогоплательщиков, перечисленных в подпункте 2 пункта 1 статьи 239 НК РФ.

Отнесение налогоплательщика к категории, установленной абзацем четвертым указанного подпункта, возможно при соответствии его трем требованиям: организационно-правовая форма - учреждение; юридическое лицо создано для достижения социальных целей или для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям; единственный собственник имущества - общественная организация инвалидов.

Как следует из материалов дела, заявитель соответствует двум из трех названных требований: его организационно-правовая форма – учреждение, единственный собственник имущества - Межрегиональная общественная организация инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов», что подтверждается Уставом учреждения, свидетельствами о регистрации, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 47-59 т.1).

Однако доказательств того обстоятельства, что учреждение создано для достижения социальных целей или для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, заявителем суду не представлено.

При этом предусмотренные Уставом Учреждения социальных услуг «Технострой» цели: социальная реабилитация инвалидов, социальная поддержка и защита граждан, не зависимо от их религиозных убеждений, вероисповедания и национальной принадлежности, включая улучшение материального положения малообеспеченных и др. (п.2.1 Устава – л.д.49 т.1) достигаются фактическим использованием полученных доходов от деятельности по строительству и ремонтно-строительным работам жилых и нежилых помещений, коммуникационных линий, по общестроительным работам и др. (п. 2.2 Устава) на указанные цели.

Таким образом, предусмотренные Уставом цели сами по себе не являются достаточным доказательством их достижения, а доказательств, к примеру, трудоустройства инвалидов, улучшения материального положения малообеспеченных и др. заявителем суду не представлено.

Представленные в материалы дела платежные поручения на уплату членских взносов на содержание Межрегиональной общественной организации инвалидов «Общественный комитет по делам инвалидов» (л.д.89-97 т.1) также не являются доказательством достижения названных целей, поскольку взносы на содержание общественной организации инвалидов подлежат внесению в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об общественных объединениях» и направлены на формирование имущества последней.

Тогда как представленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что вырученные от реализации работ денежные средства использовались на выплату заработной платы работникам, не являющимся инвалидами – расчетные ведомости (л.д.8-52 т.2), своды начислений и удержаний (л.д.53-60 т.2), трудовые договоры, приказы (л.д.88-150 т.2, 1-150 т.3, 1-28 т.4).

Исходя из изложенного, льгота, предусмотренная абзацем 4 подп. 2 п. 1 ст. 239 Налогового кодекса Российской Федерации, применена заявителем неправомерно и выводы налогового органа о начислении единого социального налога в общей сумме 1 252 107 руб. с предложением об уплате налога и пеней, а также о внесении необходимых исправлений в бухгалтерский учет, являются обоснованными.

Принимая во внимание, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области, принявшей оспариваемое решение, в порядке ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказаны обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, соблюдения им требований закона, суд делает вывод о соответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Самарской области от 17.01.07г. № 04-32/.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявления следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со ст. ст. 101-102, 110-112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 101-102, 110-112, 167, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение в месячный срок со дня принятия может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

И. К. Степанова