АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
28 ноября 2012 года
Дело №
А55-25017/2012
Резолютивная часть решения объявлена 22 ноября 2012 года
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2012 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе
судьи Бойко С.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В.
рассмотрев в судебном заседании 22 ноября 2012 года дело по иску, заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Калипсо"
к 1. Министерству строительства Самарской области,
2. Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара
О признании незаконными решения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара №СП-9/1954-0-14 от 03.05.2012 и решения Министерства строительства Самарской области №3/3391 от 21.05.2012.
при участии в заседании
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 18.06.2012
от ответчика1 – ФИО2, по доверенность №3-49/133 от 27.08.2012
от ответчика2 – ФИО3, по доверенности №Д05-01/2099 от 21.08.2012;
Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными отказа Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара, содержащегося в сообщении №СП-9/1954-0-14 от 03.05.2012, а также отказа Министерства строительства Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка для целей строительства лодочной станции, содержащегося в сообщении №3/3391 от 21.05.2012.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представители ответчиков просят в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на законность оспариваемых отказов.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела усматривается, что Общество с ограниченной ответственностью "Калипсо" обратилось в министерство строительства и жилищно–коммунального хозяйства Самарской области (ныне - министерство строительства Самарской области) с заявлением о выборе земельного участка площадью 18000 кв.м. и предварительном согласовании места размещения объекта под строительство лодочной станции в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара.
Министерство обратилось в департамент строительства и архитектуры городского округа Самара на предмет формирования испрашиваемого заявителем земельного участка.
Письмом №СП-9/1954-0-14 от 03.05.2012 департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил министерству о невозможности проведения работ по выбору вышеназванного земельного участка, поскольку, согласно Правил застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденных постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 № 61, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3). Кроме того, департамент указал на то, что размещение лодочной станции на испрашиваемом участке противоречит Правилам пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденным постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 № 1086.
На основании вышеназванного сообщения министерство строительства Самарской области письмом №3/3391 от 21.05.2012 отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого им земельного участка.
Названные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что основаниями для признания незаконными решений (действий, бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства Самарской области от 13.06.2006 №67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства, а также занимаемыми объектами незавершенного строительства, за исключением полномочий по распоряжению земельными участками для строительства объектов, заказчиком по которым выступает министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, возложены на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне – министерство строительства Самарской области.
На основании Регламента взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области и других участников отношений в сфере предоставления земельный участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для строительства,, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. №74 в целях предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта заинтересованное лицо обращается в министерство строительства Самарской области с заявлением (в бумажном или электронном виде) о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Министерство строительства Самарской области регистрирует заявление заинтересованного лица в день его поступления и в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления в министерство строительства Самарской области принимает решение о направлении обращения в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара (далее - уполномоченный орган) для обеспечения выбора земельного участка либо об отказе в предоставлении земельного участка по основаниям, установленным действующим законодательством.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные уполномоченным органом схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Министерство строительства Самарской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Министерство строительства Самарской области в соответствии с действующим законодательством и указанным Регламентом обеспечивает дальнейшее осуществление процедур по предоставлению таких земельных участков. При этом министерство вправе запрашивать у заинтересованного лица, а также у органов и организаций в рамках их компетенции документы и информацию, необходимые для принятия соответствующих решений.
Министерство строительства Самарской области отказывает в дальнейшем осуществлении процедур по предоставлению земельных участков вне зависимости от стадии предоставления земельных участков при выявлении нарушений законодательства, исключающих принятие министерством соответствующих решений.
Пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства определяется градостроительным регламентом (пункт 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений п.п. 2 п. 1 ст. 40, п. 1 ст. 41, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации арендаторы земельных участков имеют право осуществлять деятельность в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определены виды разрешенного использования земельных участков: основные виды разрешенного использования, условно разрешенные виды использования, вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Частью 4 названной статьи предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 4 названной статьи).
Согласно выкопировке из карты правового зонирования (л.д.29), в соответствии с Правилами застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденном постановлением Самарской городской Думы от 26.01.2001 № 61 испрашиваемый земельный участок расположен в зоне природных ландшафтов (Р-3).
Согласно названным Правилам застройки и землепользования в городе Самаре зона природных ландшафтов (Р-3) имеет основные разрешенные виды использования земельных участков: лесопарки, лугопарки, прогулочные аллеи, места для пикников, некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха на природе.
Разрешенные виды использования, сопутствующие основным видам использования недвижимости зоны Р-3: 1 место парковки легковых автомобилей на 1 га территории парка и на 5 га территории леса или охраняемого ландшафта, пункты первой медицинской помощи, киоски, лоточная торговля, временные павильоны, розничной торговли и обслуживания, общественные туалеты.
Виды использования недвижимости зоны Р-3, которые требуют специального согласования (специальное согласование не может быть предоставлено, если оно запрашивается применительно к объектам, расположенным в санитарно - защитных зонах): регулируемая рубка леса, места для кемпингов, пляжи, зоопарки, дачи детских дошкольных учреждений, лагеря и базы отдыха, дома отдыха, профилактории, санатории, гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, интернаты для престарелых, аквапарки, цирки на воде, аттракционы, спортплощадки, спортзалы, бассейны, бани, сауны, универсальные спортивные и развлекательные комплексы, спортарены (с трибунами), велотреки, мотодромы, ипподромы, тренировочные базы, спортивные школы, ветеринарные приемные пункты, больницы, госпитали общего типа и специализированные, больницы психоневрологические и инфекционные, некапитальные строения для кафе и закусочных, объекты, связанные с отправлением культа, речные пассажирские павильоны, причалы, пристани, лодочные и спасательные станции.
Таким образом, размещение лодочной станции является видом использования, требующего специального согласования для зоны Р-3.
Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства установлен статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Исходя из положений данной нормы, вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях, инициатива проведения которых должна исходить от заявителя. По результатам публичных слушаний глава местной администрации принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Вместе с тем, из объяснений сторон следует, что ООО «Калипсо» с заявлением о проведении публичных слушаний в органы местного самоуправления городского округа Самара не обращалось. Решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования не принималось.
Кроме того, согласно пункту 3.3. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 № 1086 границы баз для стоянок маломерных судов располагаются на расстоянии не менее 250 метров от рекреационной зоны.
Вместе с тем, как уже отмечалось, испрашиваемый земельный участок расположен непосредственно в зоне рекреации. Следовательно, при размещении на нем лодочной станции требование вышеназванной нормы выполнено быть не может.
Ссылка заявителя о том, что Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области регулируют правоотношения лишь по поводу водных объектов Самарской области судом отвергается.
В соответствии со статьей 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из данного Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.
По смыслу приведенных норм, органы государственной власти субъектов Российской Федерации правомочны осуществлять правовое регулирование порядка пользования водными объектами для плавания на маломерных судах. При этом, согласно пункту 1.1. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, названные Правила устанавливают порядок организации и эксплуатации баз (сооружений) для стоянок маломерных судов на водных объектах в Самарской области вне зависимости от того, к чьему ведению (федеральному, областному или муниципальному) относится тот или иной водный объект.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что использование испрашиваемого земельного участка в целях размещения лодочной станции, противоречит видам разрешенного использования, установленным Правилам застройки и землепользования, не соответствует пункту 2 статьи 7, подпункту 2 пункта 1 статьи 40, пункту 1 статьи 41 и статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 36, статьям 37, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также пункту 3.3. Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Самарской области, утвержденных постановлением Самарской Губернской Думы от 28.06.2009 № 1086.
При таких обстоятельствах суд находит отказ Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в формировании земельного участка в границах улиц Экспериментальной, Проезжей, Набережной реки Самара в Советском районе г. Самара, содержащейося в сообщении №СП-9/1954-0-14 от 03.05.2012, а также отказ Министерства строительства Самарской области в предоставлении вышеназванного земельного участка для целей строительства лодочной станции, содержащийся в сообщении №3/3391 от 21.05.2012 не противоречащими закону.
В удовлетворении заявленных требований следует отказать с отнесением расходов по госпошлине на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
С.А. Бойко