АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
декабря 2016 года | Дело № | А55-25755/2016 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2016 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Гордеевой С.Д., | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудиновым А.Ю., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании декабря 2016 года дело по заявлению | |||||||
Нефтегорской межрайонной прокуратуры | |||||||
От октября 2016 года № | |||||||
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 | |||||||
О привлечении к административной ответственности | |||||||
при участии в заседании: | |||||||
от заявителя – представитель ФИО2, лицо, привлекаемое к ответственности – ФИО1, | |||||||
установил: Нефтегорская межрайонная прокуратура (заявитель, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (предприниматель, ФИО1) к административной ответственности, установленной ч.1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Предприниматель заявленные требования не признал, по доводам изложенным в отзыве на заявление. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя и предпринимателя, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Как следует из материалов дела, ФИО1 осуществляет реализацию алкогольной продукции населению в торговом павильоне «Все к столу», расположенном по адресу: <...> не имеет лицензии на реализацию лекарственных препаратов. В ходе проверки, проведенной 11.08.2016 сотрудниками МО МВД России «Нефтегорский», установлено, что предприниматель в вышеуказанном магазине осуществляет продажу спиртосодержащей продукции – лосьон «Вита-септ космо плюс». Заключением эксперта от 14.09.2016 №2198/6-4 установлено, что количественное содержание этилового спирта в жидкости из бутылочек с этикетками лосьон «Вита септ» составляет 90 % об., что не соответствует наименованию на этикетках (95 % об.). Таким образом, представленная на исследование продукция изготовлена кустарным способом из спирта этилового не пищевого, денатурированного, разведенного водой. По утверждению предпринимателя, все документы, удостоверяющие легальность производства и оборота данной продукции имеются. О том, что содержимое флаконов не соответствует наименованию указанному на этикетке, а также, что во флаконах находится этиловый спирт пищевой разведенный водой, она не знала. Данная продукция продавалась как косметическое средство. Между тем правовые основы производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом Российской Федерации от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции» (далее по тексту -Закон № 171-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Закон № 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. Оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона. Согласно п. 2 ст. 26 Закон № 171-ФЗ запрещается розничная продажа этилового спирта, за исключением розничной продажи этилового спирта по фармакопейным статьям, осуществляемой аптечными организациями. Таким образом, в ходе проверки установлено, что 11.08.2016 в магазине реализовывалась запрещенная к розничной продаже спиртосодержащая продукция. Таким образом, в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ. В соответствии с частью 1 статьи 14.16 Кодекса розничная продажа этилового спирта, в том числе этилового спирта по фармакопейным статьям, спиртосодержащей продукции по фармакопейным статьям (за исключением продукции, реализуемой через аптечную сеть) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Согласно ч.1.4 ст.1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации. Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Правительство Российской Федерации исходя из объема потребительской тары (упаковки) и (или) стоимости парфюмерно-косметической продукции, товаров бытовой химии и средств личной гигиены вправе устанавливать перечень этой продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие настоящего Федерального закона. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 № 401 утверждены перечни парфюмерно-косметической продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции и парфюмерно-косметической продукции в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального, закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" при ввозе в Российскую Федерацию. Согласно Перечню парфюмерно-косметической продукций в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, действие Федерального закона № 171-ФЗ не распространяется на продукцию со следующими кодами: одеколоны и воды душистые и туалетные (код 91 5500 - 91 5569); духи и масла эфирные натуральные в сувенирных футлярах (91 5650 - 91 5659, 91 5600 - 91 5649); наборы парфюмерные и косметические(91 5700 - 91 5759); продукция косметическая (91 5810 - 91 5817, 91 5820; 91 5821, 91 5823 - 91 5829, 91 5830 - 91 5839, 91 5840 - 91 5849, 91 5850 - 91 5853, 91 5860 - 91 5864, 91 5866; 91 5867). Лосьоны имеют код 91 5863, т.е. включены в указанный перечень. Однако проведенным в ходе проверочных мероприятий экспертным заключениемустановлено, что изъятая жидкость в представленных бутылочках является спиртом этиловым из пищевого сырья, разведенная водой. Таким образом, представленная на исследование продукция не является косметической, а является этиловым спиртом. Согласно Общероссийскому классификатору продукции, принятому и введенному в действие с 01.07.1994 постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 № 1, спирты имеют код 91 5213 группировки 91 5000 (продукция парфюмерно-косметической и эфирно-масляной промышленности) и не t включены в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 25.07.2007 №401. Согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 17.06.2008 № 3796/08, наличие документов о соответствии реализуемой продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает общество от ответственности за реализацию такой продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям. Кроме того, отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулируются Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Согласно ст. 9 данного закона обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами. В силу п.2 ст. 3 Закона № 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 29-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий. В силу ч. 1 ст. 30 данного закона положения статьи 20 распространяются на парфюмерно-косметическую продукцию. Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, ч том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. В силу ст. 32 Федерального закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами и направлен на недопущение производства продукции, не соответствующей государственным стандартам качества и безопасности. В соответствии со ст. 2 Закона № 171-ФЗ производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд, оборот - закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего закона. В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей государственным стандартам. Сертификатов соответствия продукции требованиям технических регламентов обществом не представлено, то есть доказательства принятия обществом мер по установлению качества продукции и мер по недопущению совершения рассматриваемого правонарушения отсутствуют. Таким образом, осуществляя розничную продажу этилового спирта, не соответствующего требованиям ГОСТов, общество не исполнило требования по организации и проведению производственного контроля, следовательно, им не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению безопасности для здоровья человека пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их реализации населению, предусмотренные ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ и п. 1 ст. 22 Федерального закона № 29-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность. В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности. Не может быть применена в рассматриваемом случае и ст. 2.9 КоАП РФ. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума от 20.11.2008 N 60 "О внесении дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях", квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Аналогичные выводы содержатся в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.07.2016 г. по делу № А65-27684/2015. В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности вмененного предпринимателю административного правонарушения. Индивидуальным предпринимателем ФИО1 так же не представлено суду доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения ею требований закона и опровергающих доводы заявителя, поэтому факт совершения правонарушения следует считать доказанным и заявленные требования подлежащими удовлетворению. При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ судом учтены характер совершенного административного правонарушения. Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. В связи с отсутствием в материалах дела доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности лица, суд не находит оснований для назначения штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.16 КоАП РФ. Мера ответственности в виде конфискации не может быть применена поскольку 2 бутылочки лосьона «Вита-септ космо плюс» объемом 0,1 литра, являющиеся предметом административного правонарушения, были израсходованы полностью в ходе их исследования экспертом. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что изъятые в ходе производства по делу об административном правонарушении лосьон «Вита-септ космо плюс» в количестве 24 бутылочек объемом 0,1 литра каждая, не являются косметической продукцией и на них распространяются положения Федерального закона № 171-ФЗ. При таких обстоятельствах, изъятые в ходе производства по делу об административном правонарушении лосьон «Вита-септ космо плюс» 24 бутылочек объемом 0,1 литра каждая, подлежат возврату Индивидуальному предпринимателю ФИО1. Суд считает возможным в данном случае применить минимальный размер штрафа, установленный санкцией ч.1 ст.14.16 КоАП РФ без конфискации. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 по делу №А55-7368/2016 и от 19.09.2016 по делу №А55-8179/2016. | |||||||
Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 180-181, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
Привлечь Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка с.Ст.-Ибряйкино Похвистневского района Куйбышевской области, зарегистрирована по адресу: <...>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 25.05.1995) к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. Возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 продукцию, изъятую в ходе производства по делу об административном правонарушении: лосьон «Вита-септ космо плюс» в количестве 24 бутылочек объемом 0,1 литра каждая, находящуюся на ответственном хранении у Индивидуального предпринимателя ФИО1. | |||||||
Информация о получателе штрафа, необходимая для перечисления суммы административного штрафа в соответствии с п.п.1.1. ч.1 ст.29.10 КоАП РФ: Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | С.Д. Гордеева | |||||