ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-25836/18 от 16.01.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

23 января 2019 года

Дело №

А55-25836/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 16 января 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 23 января 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 16 января 2019 года дело по иску, заявлению

Администрации городского округа Сызрань

к Главному государственному инспектору безопасности дорожного движения ФИО2

к Межмуниципальному управлению МВД России «Сызранское» (<...>).

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- МКУ «Сызранское городское хозяйство»

- Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань

о признании незаконным предписания №1212060620181553

при участии в заседании

от заявителя –ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица - не явился, извещен

от иных лиц – не явились, извещены

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Сызрань обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание №1212060620181553 от 06.06.2018г.

Межмуниципальное управление МВД России «Сызранское», Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения ФИО2 отзывы на заявление не представили.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены МКУ «Сызранское городское хозяйство», Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань.

МКУ «Сызранское городское хозяйство», Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.о. Сызрань в отзыве на заявление требования Администрации поддержали.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, 06.06.2018г. Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения было выдано Предписание Администрации городского округа Сызрань №1212060620181553, в котором предлагается организовать выполнение мероприятий по восстановлению равнопрочного покрытия на участке автомобильной дороги по пр.50 лет Октября от пр. Кирова до пр. Космонавтов (автодорога дублер) г. Сызрани в течении 10 суток.

Данное Предписание Администрация считает незаконным.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

В соответствии со ст. 13.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственного транспортного надзора (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный надзор) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 N 716 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения (далее - Положение N 716).

Согласно пункту 6 Положения N 716 федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Аналогично установлено и пунктами 3, 4 статьи 30 Закона N 196-ФЗ.

Приказом МВД России от 30.03.2015 N 380 утвержден "Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог" (далее - Административный регламент).

Пунктом 8 Административного регламента определено, что предметом федерального государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения обязательных требований безопасности к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Согласно подпункту 9.7 пункта 9 Административного регламента при осуществлении федерального государственного надзора сотрудники имеют право, в том числе давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В данном деле проверка проводилась инспектором ОГИБДД в одностороннем порядке, Уведомлений о ее проведении в адрес Администрации не направлялись, какие- либо материалы о наличии нарушений не представлены, Актов не имеется.

Более того, данные действия заинтересованного лица свидетельствуют о нарушении порядка проведения проверок юридических лиц, в рамках осуществления государственного надзора, ввиду чего, имеет место отсутствие надлежащих сведений об уполномоченном лице, несущим ответственность за мероприятия, указанные в Предписании и как следствие - составление Предписания в отношении не надлежащего лица (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.02.2018 N Ф10- 6385/2017 по делу N А84-2155/2017).

В соответствии с пунктом 6 части 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из пункта 6 статьи 13, части 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. ст.41 Устава городского округа Сызрань Самарской области Администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом городского округа Сызрань, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Сызрань федеральными законами и законами Самарской области.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2017 г. N 56-АД17-6.

В ходе производства по делу представитель администрации заявлял, что предписание вынесено в адрес ненадлежащего лица, так как полномочия органов местного самоуправления, касающиеся дорожной деятельности, переданы специально созданному учреждению с соответствующим финансированием.

Органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Сызранское городское хозяйство» в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Согласно пункту 2.1 Устава указанного учреждения, его целью является реализация предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления городского округа Сызрань в сфере жилищного коммунального хозяйства.

Пунктом 2.3.7. Устава определено, что Учреждение осуществляет содержание автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Сызрань в рамках компетенции и выделенных бюджетных средств.

Администрация городского округа Сызрань имеет обязательства по осуществлению финансирования обозначенных мероприятий, в соответствии утвержденным Думой городского округа Сызрань бюджетом городского округа, которое было выполнено в полном объеме.

Выполнение самих же работ предусматривает наличие советующих знаний и умений, компетенций в конкретной сфере деятельности, что может быть обеспечено организациями, имеющими соответствующих специалистов, на основании заключенных уполномоченным органом контрактов, осуществляющих, в том числе, контроль за их исполнением, прием выполненных работ, а также определяющего необходимость проведения таких работ.

Указанное Учреждение создано непосредственно для исполнения полномочий органов местного самоуправления в соответствующей сфере, решения вопросов местного значения в области содержания и ремонта дорог, предусмотренных статьёй 16 Федерального Закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1.3 Устава МКУ «Служба городского хозяйства», утвержденного постановлением Администрации городского округа Сызрань от 21.12,2017 № 4235 (далее - Устав МКУ «Служба городского хозяйства»), учреждение в своей деятельности подотчетно Заместителю Главы городского округа Сызрань по городскому хозяйству - руководителю Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань и находится в ведомственном подчинении Комитета жилищно- коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань,

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Администрации городского округа Сызрань от 03.05.2018 года № 1217.

28.05.2018 года МКУ «Служба городского хозяйства», в рамках выделенных Администрацией городского округа Сызрань бюджетных ассигнований был заключен муниципальный контракт 0842200002118000097 346854 от 28.05.2018 на выполнение «Работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов; проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов городского округа Сызрань Самарской области» по следующим автомобильным дорогам:

•пр. ФИО4 (от ул. ФИО5 до ФОК «Надежда»);

•пр. 50 лет Октября (от пр. 50 лег Октября, 2 до пр. Космонавтов);

•пр. 50 лет Октября (от ул, ФИО5, 12 до пр. 50 лет Октября, 12).

В настоящее время подрядной организацией работы по ремонту вышеперечисленных автомобильных дорог исполнены, тем самым, равнопрочное покрытие на участке автомобильной дороги по пр. 50 лет Октября от пр. ФИО5 до пр. Космонавтов (автодорога дублер) г. Сызрани восстановлено,

Вынесение Предписания, возложение ответственности за неисполнение обязательств на иное лицо, и более того привлечение к какой-либо ответственности за действия, совершенные другим лицом действующим законодательством запрещено.

Администрация городского округа Сызрань дорожную деятельность не осуществляет.

В соответствии с ч.4 ст.131 АПК РФ в случае если в установленный судом срок ответчик не представит отзыв на исковое заявление, арбитражный суд вправе рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам или при невозможности рассмотреть дело без отзыва вправе установить новый срок для его представления.

Согласно ч.3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований, не оспорены ответчиком, в связи с чем считаются признанными другой стороной.

Ответчик не представил суду доказательств, опровергающих обоснованность вынесения представления в адрес Администрации.

Поскольку в процессе судебного разбирательства от ответчика обоснованные возражения на иск не поступили, оценка требований истца осуществляется судом с учетом положений статьей 9, 65 АПК РФ о бремени доказывания, исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.10.2013 г. №8127/13 по делу №А46-12382/2012, суд не может исполнять обязанность ответчика по опровержению представленных доказательств.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание, что Администрацией городского округа Сызрань создано специальное учреждение, в штате которого специалисты, обладающие определенными познаниями и навыками, обеспечено соответствующее финансирование, а Предписание в тот же день, а именно 06.06.2018г направлено в надлежащий орган для исполнения, суд считает, что Предписание инспектора ОГИБДД является незаконным и необоснованным.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным предписание №1212060620181553 от 06.06.2018г., вынесенное Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения ОГИБДД Межмуниципального управления МВД России «Сызранское» ФИО2.

Обязать заинтересованных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1