ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-26507/2011 от 20.03.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

20 марта 2012 года

Дело №

А55-26507/2011

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А., рассмотрел 13 марта 2012 года в судебном заседании заявление

Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, 443010, Самарская область, Самара, ул.Красноармейская, 21,

к Государственному унитарному предприятию федеральной собственности "Внешнеэкономическая фирма "Турбина", 443009, <...>,

о взыскании 1 966 090 руб. 72 коп.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 29.02.2012,

от заинтересованного лица – ФИО2, директор, приказ №475-к от 08.12.1992, ФИО3, представитель по доверенности от 01.08.2011.

Резолютивная часть решения объявлена 13 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 20 марта 2012 года.

Суд установил:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать в Федеральный бюджет с Государственного унитарного предприятия федеральной собственности "Внешнеэкономическая фирма "Турбина" чистую прибыль в размере 1 765 000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 231 090 руб. 72 коп.

Государственное унитарное предприятие федеральной собственности "Внешнеэкономическая фирма "Турбина" в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в отзыве.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании требования заявителя не признали по мотивам, изложенным в отзыве.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, арбитражный суд находит требования не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственное унитарное предприятие федеральной собственности «Внешнеэкономическая фирма «Турбина» (далее - ГУП ВЭФ «Турбина») является федеральным государственным унитарным предприятием, имущество за которым закреплено на праве хозяйственного ведения.

По итогам 2008 г. чистая прибыль ГУП ВЭФ «Турбина» составляет 352000 рублей (строка 190 формы 2 бухгалтерской отчетности на 31.12.2008 г.).

По итогам 2009 г. чистая прибыль предприятия составляет 1 412 000 рублей (строка 190 формы 2 бухгалтерской отчетности на 31.12.2009 г.).

В соответствии с абз. 2 ст. 295 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» собственник имущества государственного предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

На основании подп. 3, 12 п. 1 ст. 20 указанного Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ собственник имущества унитарного предприятия определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, а также утверждение показателей экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение.

Согласно п. 1 раздела II Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009г. № 278, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в том числе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации в установленном порядке по вопросам, относящимся к компетенции Территориального управления.

В соответствии с п. 5.31 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обеспечивает поступления в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), а также денежных средств, полученных в результате реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009г. № 278, Территориальное управление принимает меры для обеспечения и несет ответственность за поступление в федеральный бюджет дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям акционерных обществ (доходов по долям в уставном капитале иных хозяйственных обществ), средств от приватизации и доходов от использования иного федерального имущества (за исключением части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных иным федеральным органам исполнительной власти), средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах).

В соответствии с п. 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 г. № 228 (далее - Правила), часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Федеральный орган исполнительной власти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующий год (п. 2 Правил от 10.04.2002 г. № 228).

В соответствии с постановлением Правительства № 739 от 03.12.2004 г. «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности или включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, в случае, если акции созданных посредством их преобразования акционерных обществ предполагается внести в уставный капитал других акционерных обществ или сохранить в федеральной собственности, осуществляют утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия, а также утверждение сметы доходов и расходов федерального казенного предприятия.

Программа деятельности ГУП ВЭФ «Турбина» на 2008-2009 гг. заявителем не утверждена.

Согласно Правилам при отсутствии утвержденной программы деятельности на текущий год, часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в текущем году, определяется путем уменьшения чистой прибыли предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных предприятиях (далее - Закон) унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

Уставом Предприятия резервный фонд не предусмотрен, порядок формирования и размер резервного фонда не определены.

Также согласно Закону унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.

В соответствии с п. 5.4 Устава Предприятие создает следующие специальные фонды:

- фонд развития производства;

- фонд социального развития;

- фонд стимулирования труда;

- вкладной фонд;

- иные фонды, которые будут образованы Советом предприятия.

Порядок формирования и размеры указанных фондов Уставом не определены.

В резервный и иные фонды Предприятием денежные средства не перечислялись, что подтверждается бухгалтерской отчетностью Предприятия за 2008-2009 гг. - формами № 3 «Отчет об изменении капитала» (строка 040 I раздела, III раздел) на 31.12.2008 г. и на 31.12.2009 г., № 1 «Бухгалтерский баланс» (III раздел) на 31.12.2008 г. и на 31.12.2009 г., а также письмом Предприятия от 31.12.2010 г. б/н.

Таким образом, по мнению заявителя, предприятие должно перечислить чистую прибыль в федеральный бюджет по итогам 2008 - 2009 г., которая составляет в 2008 г. - 352000 рублей, в 2009 г. - 1 412 000 рублей.

Доводы ответчика о том, что заявитель своим действиями и бездействием препятствует утверждению Устава предприятия в новой редакции, содержащей порядок формирования резервного и иных фондов, утверждению программ деятельности ГУП ВЭФ «Турбина» на 2008-2009 гг., заключению контракта с директором ГУП ВЭФ «Турбина», судом отклоняются. Приведённые ответчиком обстоятельства свидетельствуют лишь об уровне взаимоотношений представителя собственника и предприятия, однако они не изменяют факта отсутствия утвержденных программ деятельности ГУП ВЭФ «Турбина» на 2008-2009 гг., резервного и иных фондов, независимо от того, по чьей вине отсутствуют условия для уменьшения чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет.

Однако судом приняты во внимание следующие существенные для дела обстоятельства.

Пунктами 1, 2, 6, 7 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий установлено, что федеральный орган исполнительной власти утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта, который руководитель предприятия представляет федеральному органу исполнительной власти.

Часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая   на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия.

Решение федерального органа исполнительной власти, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, представляется в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия  .

Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд пришел к выводу о том, что для определения размера части чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет необходимо решение федерального органа исполнительной власти.

Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2010 г. N 07АП-10573/09 по делу N А27-9108/2009.

Таким образом, до принятия в установленный Правилами срок решения по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, считается не определенным, а обязанность предприятия по ее перечислению в сумме иска - не установленной.

Доказательства принятия заявителем в срок до 1 мая 2009г. и 2010г. соответственно решений о размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, в материалы дела не представлены, несмотрря на то, что из текста заявления следует осведомлённость истца о необходимости принятия указанных решений в установленный срок.

Объективные обстоятельства, препятствующие представлению в материалы дела копий решений федерального органа исполнительной власти о размере прибыли, подлежащей перечислению в бюджет ГУП ВЭФ «Турбина» по итогам 2008-2009 гг., принятых в установленный срок и направленных в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом в течение 7 дней с даты принятия, в ходе рассмотрения дела отсутствовали.

Ссылка истца на п. 8 Правил судом отклоняется, поскольку указанный срок применяется в отношении части прибыли, определённой в вышеуказанном порядке.

Между тем, Правила предусматривают не произвольный порядок получения собственником части прибыли государственных предприятий, а определённый порядок, который истцом не был выполнен.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

в течение месяца со дня его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.