ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-26600/18 от 05.12.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

12 декабря 2018 года

Дело №

А55-26600/2018

Резолютивная часть решения объявлена: 05 декабря 2018 года

Полный текст решения изготовлен: 12 декабря 2018 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 05 декабря 2018 года дело по иску, заявлению

Акционерного общества "Русь-1"

к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Управление МВД по г. Самара (443016, <...>)

Администрацию городского округа Самара (443010,<...>),

Департамент городского хозяйства экологии Администрации городского округа Самара (443030, <...>),

ООО «Самаратрансстрой» (443099, <...>).

о признании недействительным решения

при участии в заседании

от истца - не явился, извещён,

от ответчика - ФИО2 по доверенности

от Администрацию г.о. Самара – ФИО3 по доверенности

от Департамент городского хозяйства экологии Администрации города Самара – ФИО3 по доверенности

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Русь-1" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выразившееся в неустранении нарушений, допущенных и ходе обустройства пешеходной зоны вдоль дома 182 по ул. Ново-Садовая в т.о. Самара - в части обустройства тротуара высотой сверх (10 ± 1) см., в невыполнении предписания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Управления УВД России по городу Самара от 20.10.2017 г., и обязать Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области исполнить предписание Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Управления УВД России по городу Самара от 20.10.2017 г. - понизить высоту обустроенного тротуара вдоль дома 182 по ул. Ново-Садовая в г.о. Самара до 10 см., с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений.

Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление МВД по г. Самары, Администрация городского округа Самара, Департамент городского хозяйства экологии Администрации города Самара.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве.

Представители третьих лиц в судебном заседании против требований истца возражали.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из заявления, АО «РУСЬ-1», являясь собственником нежилого помещения в МКД по ул. Ново-Садовая, 182 в г.о. Самара, обратилось с жалобой в ГИБДД УВД по городу Самара по факту нарушения ГОСТ при обустройстве тротуара вдоль МКД, непосредственно напротив помещений заявителя: обустроен тротуар высотой 20 см. ГИБДД провело выездную проверку и письмом от 24.10.2017 г. ГИБДД уведомило АО «РУСЬ-1» о вынесении Госавтоинспекцией предписания Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области на устранение выявленного недостатка в обустройстве тротуара. До настоящего времени предписание не исполнено. АО «РУСЬ-1» направило жалобу на имя Губернатора Самарской области. 20.08.2018 г. Министерство транспорта направило в адрес АО «РУСЬ-1» письмо, в котором отказался исполнить предписание ГИБДД, предложило обратиться в Администрацию т.о. Самара (собственнику земельного участка, примыкающего к тротуару), и в Министерство транспорта для получения техусловий на примыкание к существующему тротуару.

Бездействие Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, выразившееся в неустранении нарушений, допущенных и ходе обустройства пешеходной зоны вдоль дома 182 по ул. Ново-Садовая в т.о. Самара - в части обустройства тротуара высотой сверх (10 ± 1) см., в невыполнении предписания Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Управления УВД России по городу Самара от 20.10.2017 г. АО «РУСЬ-1» считает незаконным, необоснованным.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Как следует из материалов дела, в связи с поступившим обращением АО «Русь-1» по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения в районе домов № 180, 182, 182 «А» по улице Ново-Садовой сотрудниками Госавтоинспекции была проведена проверка по доводам, указанным в обращении, с выездом на место.

В ходе проверки было установлено, что на указанном участке автомобильной дороги имеется обособленно выделенный тротуар с асфальтобетонным покрытием, отделенный от проезжей части бордюрным камнем. Доступ к коммерческим объектам, расположенным вдоль вышеуказанного тротуара, для пешеходов обеспечен. Данный тротуар обеспечен пандусами для маломобильных групп населения в местах сопряжения с выездами - въездами с прилегающей территории коммерческих объектов. Напротив строения № 180 «А» по улице Ново-Садовой в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 обустроено место для инвалидов, обозначенное соответствующими дорожными знаками и разметкой.

Вместе с тем, сотрудники Госавтоинспекции установили, что в нарушение требований ГОСТ Р 52767-2007 на рассматриваемом участке улично-дорожной сети бордюрный камень завышен относительно проезжей части более чем на 20 см.

Министерство осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2007 № 89 (далее - Положение). Согласно пунктам 1.6, 2.1 Положения на министерство возлагается обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области, государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения.

Согласно положениям части 5 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Самарской области утвержден постановлением Правительства Самарской области от 09.08.2006 № 106 (далее - Перечень).

Автомобильная дорога ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова) включена в Перечень и является автомобильной дорогой общего пользования регионального значения в Самарской области.

В этой связи 20.10.2017 Госавтоинспекцией министерству было выдано предписание об устранении выявленного недостатка в обустройстве тротуара в районе домов № 180, 182, 182 «А» по улице Ново-Садовой.

Министерством в адрес Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Управления МВД России по городу Самара был направлен ответ на предписание от 20.10.2017 (исх. от 03.11.2017 № 28/7296), в котором указывалось, что согласно проекту ремонта автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ново-Садовая на участке от ул. Полевой до пр. Кирова предусмотрены работы по благоустройству пешеходных зон, в том числе вдоль домов 182, 182 А (Банк ВТБ-24, медицинский центр «Мать и дитя» и др.).

В целях обеспечения комфортного подхода к указанным учреждениям пешеходов и маломобильных групп населения выполнено понижение бортового камня в местах сопряжения тротуара и мест въезда/выезда на прилегающую площадку.

Работы по благоустройству пешеходных зон были выполнены ООО «Самаратрансстрой» в рамках заключенного с министерством государственного контракта от 10.03.2016 № 6-3/5/16 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова) II, III, IV этапы (далее - государственный контракт). Все работы выполнялись в соответствии с проектной документацией.

Все работы по ремонту улицы Ново-Садовой выполнялись в границах земельных участков, занимаемых автомобильной дорогой общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова), предоставленных министерству на праве постоянного (бессрочного) пользования.

По мнению Заявителя, высота тротуара затрудняет спуск (подъем) на тротуар. В этой связи Заявителю также было разъяснено, что в случае необходимости обустройства дополнительных пандусов, Заявитель вправе обратиться в Администрацию городского округа Самара (собственнику земельного участка), а также в министерство для получения технических условий на примыкание к существующему тротуару, входящему в состав автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова) (письмо от 24.10.2017 № М-28/750).

20.06.2018 в министерство из приемной Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области поступило обращение по вопросу неисполнения предписания, выданного УГИБДД по г.о. Самара.

По результатам рассмотрения данного обращения министерством в адрес заявителя был направлен ответ письмом от 20.08.2018 №28/6288.

Вместе с тем арбитражный суд учитывает следующие обстоятельства.

Право на обращение в арбитражный суд закреплено в статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 названной статьи любое заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

Согласно части 2 обозначенной статьи федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Согласно Положению о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденному постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 716, федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

В соответствии с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (далее - Положение), Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.

В силу пункта 11 Положения на Госавтоинспекцию возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования, в том числе к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения.

Работы по обустройстве пешеходной зоны вдоль дома 182 по ул. Ново-Садовой в г.о. Самара были выполнены ООО «Самаратрансстрой» в рамках заключенного с министерством государственного контракта от 10.03.2016 № 6- 3/5/16 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения в Самарской области ул. Ново-Садовая (от ул. Полевой до пр. Кирова) II, III, IV этапы.

Осуществление контроля за соблюдением министерством требований действующего законодательства при обустройстве пешеходной зоны вдоль дома 182 по ул. Ново-Садовой в г.о. Самара относится к полномочиям Госавтоинспекция.

Общество вышеобозначенными полномочиями не наделено.

Кроме того, 20.10.2017 Госавтоинспекцией министерству было выдано предписание об устранении выявленного недостатка в обустройстве тротуара в районе домов № 180, 182, 182 «А» по улице Ново-Садовой.

Вопросы о привлечении к ответственности за неисполнение предписания рассматриваются в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Довод Заявителя о том, что высота тротуара затрудняет спуск (подъем) на тротуар, не обосновывает нарушение ответчиком прав юридического лица.

Согласно абзацу 48 пункта 1.2 Правил дорожного движения (в редакции, действовавшей в период привлечения общества к ответственности) под тротуаром понимается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Материалами дела подтверждается, что спорный бордюр разделяет тротуар и проезжую часть.

При этом спуск (подъем) на тротуар с проезжей части в месте по усмотрению АО «РУСЬ-1» Правилами дорожного движения не допускается.

Заявителем в материалы арбитражного дела не представлены доказательства того, что оспариваемое бездействие нарушает права юридического лица.

Таким образом, правовые основания для обращения Общества в суд с требованиями, изложенными в уточненном заявлении, отсутствуют.

В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1