ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-26611/18 от 05.12.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

декабря 2018 года

Дело №

А55-26611/2018

Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2018

Решение в полном объеме изготовлено 07.12.2018

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Ануфриевой А.Э.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зобниной О.Н.

рассмотрев в судебном заседании     дело по иску, заявлению

Государственного автономного учреждения Самарской области "Арена"

к  Открытому акционерному обществу "Тевис"

Об урегулировании разногласий

при участии в заседании

от истца – ФИО1 по доверенности от 19.03.2018

от ответчика – ФИО2 по доверенности от 21.03.2018

Установил:

Государственное автономное учреждение Самарской области "Арена" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к  Открытому акционерному обществу "Тевис" об урегулировании разногласий при заключении договора холодного водоснабжения и водоотведения № 565в, просит:

1. дополнить договор пунктом 3.13 в следующей редакции: «3.13. В случае уменьшения Абоненту бюджетных средств (субсидии на выполнение государственного задания) на осуществление закупки, Абонент по согласованию с Организацией ВКХ может изменить порядок, сроки, объем с изменением порядка оплаты, цены по настоящему договору соразмерно уменьшению бюджетных средств, выделенных Абоненту из бюджета субъекта Российской Федерации на оплату».

Дополнить договор разделом 19.1 «Антикоррупционная оговорка» в следующей редакции:

«19.1. Антикоррупционная оговорка

19.1.1.   Каждая из Сторон, ее аффилированные лица, работники или посредники
отказываются от стимулирования каким-либо образом работников другой Стороны, в том числе путем предоставления денежных сумм, подарков, безвозмездного выполнения в их адрес работ (услуг) и другими не поименованными здесь способами, ставящего работника в определенную зависимость и направленного на обеспечение выполнения этим работником каких-либо действий в пользу стимулирующей его Стороны.

19.1.2. Стороны Договора подтверждают, что ведут законную деятельность и имеют только законные источники финансирования.

 19.1.3. Стороны Договора обязуются соблюдать, а также обеспечивать соблюдение их аффилированными лицами, работниками и посредниками, действующими по Договору, настоящей оговорки, а также оказывать друг другу содействие в случае действительного или возможного нарушения ее требований.

19.1.4.   Под действиями работника, осуществляемыми в пользу стимулирующей его Стороны, понимаются:

предоставление неоправданных преимуществ по сравнению с другими контрагентами;

предоставление каких-либо гарантий;

ускорение установленных процедур;

иные действия, выполняемые работником в рамках своих должностных обязанностей, но идущие вразрез с принципами прозрачности и открытости взаимоотношений между Сторонами.

19.1.5. В случае возникновения у Стороны подозрений, что произошло или может произойти нарушение каких-либо положений настоящего раздела Договора, соответствующая Сторона обязуется уведомить другую Сторону в письменной форме. После письменного уведомления, соответствующая Сторона имеет право приостановить исполнение обязательств по настоящему Договору до получения подтверждения от другой Стороны, после проведённой ею проверки, что нарушения не произошло или не произойдет. Это подтверждение должно быть направлено в течение десяти рабочих дней с даты получения письменного уведомления.

19.1.6. В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных настоящим разделом действий и/или неполучения другой Стороной в установленный Договором срок подтверждения, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть Договор в одностороннем порядке, направив письменное уведомление о расторжении; Договор будет считаться расторгнутым по истечении 10 дней с момента получения Стороной уведомления о расторжении Договора. Сторона, по чьей инициативе был расторгнут настоящий Договор в соответствии с положениями настоящей статьи, вправе требовать возмещения реального ущерба, возникшего в результате такого расторжения».

Ответчик иск не признал по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

ОАО «ТЕВИС» является гарантирующей организацией на основании Постановления Мэрии г.о. Тольятти № 1081-П/1 от 04.04.2014г., оказывающей услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.

Как указывает истец, и подтверждается материалами дела, ОАО «ТЕВИС» направило ГАУ СО «Арена» проект договора холодного водоснабжения и водоотведения № 565в.

Не согласившись с отдельными его условиями ответчик направил в адрес истца протокол разногласий от 02.03.2018

Письмом от 10.04.2018 №4130 истец отклонил протокол разногласий истца, направив ему протокол согласования разногласий.

При заключении договора стороны не пришли к соглашению в отношении условий договора о порядке изменения договора в случае уменьшения абоненту бюджетных средств, а также условия об анитикоррупционных мероприятиях.

17.04.2018г. истец в адрес ответчика направил дополнительное соглашение к договору холодного водоснабжения и водоотведения № 565в, содержащее требование включить в договор  те же условия. ОАО «ТЕВИС» не принял названное положение, что отражено в протоколе разногласий к дополнительному соглашению к договору.

Дальнейшая переписка также оказалась безрезультатной.

В судебном заседании истец представил заявление об уточнении исковых требований (исх.№1319 от 2011.2018).

Рассмотрев представленное заявление суд не усмотрел действительного изменения предмета или основания иска, требующих принятие процессуального решения в соответствии со ст. 49 АПК РФ. Согласно устным объяснениям истца, основанием исковых требований является не достижение соглашения сторонами о редакции договора по указанным в иске условиям, которые были предложены истцом в протоколе разногласий. При этом просит дополнительное соглашение не принимать во внимание.

Обосновывая исковые требования, истец указывает, что Учреждение создано в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 06.08.2013 №367. Учредителем организации является Министерство спорта Самарской области. ГАУ СО «Арена» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом учреждения, ГАУ СО «Арена» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органа исполнительной власти Самарской области в сфере физической культуры и спорта, на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".Правительством Самарской области было издано Распоряжение от 26.01.2018 № 43-р «О мерах по реализации Закона Самарской области «Об областном бюджете на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов», содержащее предписание государственным заказчикам в соответствии с пунктом 5 статьи 78.1 и пунктом 5 статьи 78.2 Бюджетного кодекса РФ обеспечить включение в договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих оплате за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, субсидий на иные цели, субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности, положения об изменении по соглашению сторон размера и (или) сроков оплаты и (или) объема товаров, работ, услуг в случае уменьшения получателю бюджетных средств, предоставляющему субсидии, ранее доведенных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на предоставление субсидии. В письме Министерства спорта Самарской области от 11.04.2018 № 36/817, указано, что включение вышеуказанного условия в договоры, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и целевые субсидии, является для автономных учреждений обязательным вне зависимости от порядка осуществления закупки.

Кроме того, на основании Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента РФ от 29.06.2018г. № 378 «О национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы», Приказа министерства спорта Самарской области от 09.12.2015 № 1038-П «Об утверждении ведомственной целевой программы «Противодействие коррупции в сфере деятельности министерства спорта Самарской области на 2016-2018 годы», учредителем организации рекомендовано включать в договоры условия антикоррупционной оговорки.

Возражая против заявленных требований истец указал, что пункт 3.13 в предложенной истцом редакции дублирует включенные в договор пункты 19.6 и 19.7. Кроме того условия предложенных истцом пункта 3.13 и раздела 19.1 не относится к существенным условиям договора холодного водоснабжения и водоотведения, и не подлежат включению в договор.

Согласно части 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (пункт 1 статьи 426 Кодекса).

В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно пункту 3 статьи 426 и статье 445 Кодекса, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

В соответствии с частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня  получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Статьей 446 ГК РФ установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

Согласно пункту 2 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.

В соответствии с частью 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

По договору энергоснабжения (статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Гражданско-правовые отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).

В пункте 6 статьи 2 Закона N 416-ФЗ определено, что гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная гашением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены  (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 1 статьи 7 Закона N 416-ФЗ водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 4 Правил № 644 определено, что холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Частью 3 статьи 13, частью 3 статьи 14 Закона N 416-ФЗ  и пунктом 18 Правил N 644 установлено, что договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.

Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Таким образом, ОАО «ТЕВИС» как гарантирующая организация в сфере централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения на территории Автозаводского района г.о. Тольятти обязана заключить договор холодного водоснабжения, водоотведения или единые договора холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившемся лицом (абонентом) на условиях типовых договоров и не вправе отказать от заключения публичных договоров.

Договор холодного водоснабжения и договор водоотведения заключается в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 13, пункт 8 статьи 14, пункт 3 статьи 15, Закона  №416-ФЗ).

Типовые формы договора холодного водоснабжения, договора водоотведения и единого договора холодного водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".

Положения законодательства в области ресурсоснабжения носят специальный характер по отношению к бюджетному законодательству, поскольку нормами последнего специфика отношений в сфере энергоснабжения и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере не учитываются (Определение Верховного Суда РФ  от 18.05.2017 №303-Эс16-19977 по делу №А37-499/2016, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2016), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016).

В соответствии с ч.3 ст 15 Закона №416-ФЗ единые договоры холодного водоснабжения и водоотведения заключаются в соответствии с типовым единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В соответствии с части 5 статей 13, 14 Закона N 416-ФЗ

существенными условиями договора водоснабжения являются:

1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);

2) сроки осуществления подачи воды;

3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;

4) порядок контроля качества воды;

5) условия прекращения или ограничения подачи воды;

6) порядок осуществления учета поданной воды;

7) сроки и порядок оплаты по договору;

8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;

9) права и обязанности сторон по договору;

10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;

11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;

12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;

13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, в числе которых подпунктами «н», «о», «п» пункта 21 Правил N 644 предусмотрены:

- порядок уведомления организации водопроводно-канализационного хозяйства о переходе прав на объекты, в отношении которых осуществляется холодное водоснабжение;

- сроки и способы представления показаний приборов учета организации водопроводно-канализационного хозяйства в случае наличия у абонента таких приборов учета;

- условия холодного водоснабжения иных лиц, объекты которых подключены к водопроводным сетям абонента, при условии что такие лица заключили договор холодного водоснабжения с гарантирующей организацией.

Аналогичные положения содержатся в ст. 14 Закона N 416-ФЗ, п.26 Правил N 644.

Согласно п. 29 Правил 644 к отношениям, возникающим между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, применяются в соответствующих частях правила о договорах холодного водоснабжения и договорах водоотведения. При этом единый договор холодного водоснабжения и водоотведения содержит существенные условия договора холодного водоснабжения и договора водоотведения, установленные в настоящих Правилах.

При этом, Правилами № 644, которые представляют собой специальный нормативный акт в сфере холодного водоснабжения и водоотведения установлен императивный порядок внесения бюджетными организациями платы за полученную холодную воду, отведенные сточные воды.

Так согласно п. 28(2) Правил № 644 Бюджетные и казенные учреждения и казенные предприятия оплачивают полученную холодную воду, отведенные сточные воды по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за объем воды и (или) сточных вод, потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц в следующем порядке:

- 30 процентов стоимости объема воды и (или) сточных вод, потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца, за который осуществляется оплата;

- оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных бюджетными и казенными учреждениями и казенными предприятиями в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 645 типовые формы договоров холодного водоснабжения водоотведения единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, также не содержит условий, о внесении которых просит истец.

Таким образом, включение дополнительных пунктов возможно при достижении соглашения сторон. Принудительное включение в договор данных условий не будет соответствовать принципу своды договора.

Кроме того, возможность изменения условий договора предусмотрена в оферте договора, в частности  пунктом 19.6 предусмотрено следующее: «При недостатке лимитов бюджетных обязательств на водопотребление и (или) водоотведение в текущем году и не заключения Дополнительного соглашения к настоящему договору об увеличении лимитных средств либо оплате водопотребления и (или) водоотведения за счет средств, поступающих от иной приносящей доход деятельности, абонент обязан ограничить свое водопотребление до уровня лимитов бюджетных средств по требованию организации ВКХ».

Также ОАО «ТЕВИС» согласилось с редакцией пункта 19.7, предлагаемой истцом в протоколе разногласий от 02.03.2018 г., а именно: «Изменение существенных условий договора при его исполнении не допускается, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 18.07.201J № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товаров работ и услуг ГА У СО «РЦСП «Арена», иными нормативными актами, регламентирующими порядок закупок для организаций, осуществляющих закупочную деятельность в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 г. № 223 - ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Существенные условия договора могут быть изменены по соглашению сторон, путем заключения дополнительного соглашения в письменной форме на бумажном носителе».

Данные положения не противоречат ст. п.1 ст. 450 ГК РФ и п.5. ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, и соответствует интересам сторон. 

Доводы ответчика, приведенные в письменных пояснениях о необходимости урегулирования остальных пунктов договора, вынесенных в протокол разногласий, судом не принимаются, т.к. выходит за пределы требовании, заявленных истцом.  Кроме того, из материалов дела и объяснений истца следует, что остальные пункты урегулированы сторонами в редукции протокола согласования разногласий.

При таких обстоятельствах правовые основания для включения в договор пункта 3.13 о возможности внесения изменений в договор соглашением сторон и раздела 19.1 «антикоррупционная оговорка» отсутствуют, иск удовлетворению не подлежит. 

В соответствии с ч.1 ст. 110 АПК РФ расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб. относятся на истца.

Руководствуясь ст.110,167-171,180-182  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

       В иске отказать.

       Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

А.Э. Ануфриева