ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-26612/18 от 12.11.2018 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 ноября 2018 года

г.Самара

Дело №

А55-26612/2018

Решение в виде резолютивной части изготовлено 12 ноября 2018 года

Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2018 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Некрасовой Е.Н.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Озон» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г.Жигулевск Самарской области,

к  Самарской таможне, г.Самара,

об оспаривании постановления от 24.08.2018 №10412000-21/2018 о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Озон» (далее – ООО «Озон», общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни (далее – административный орган) от 24.08.2018 №10412000-21/2018.

Определением Арбитражного суда Самарской области от 21.09.2018 по делу №А55-26612/2018 о принятии заявления к производству и рассмотрения дела в порядке упрощенного производства лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст.ст.142, 227, 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Стороны надлежащим образом извещены о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с п.5 ст.228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с ч.3 данной статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

В установленный срок от административного органа поступил отзыв на заявление с приложением документов, которые суд приобщил к материалам дела в порядке ст.75 АПК РФ.

Дело рассмотрено в соответствии с положениями ст.ст.227-229 АПК РФ в порядке упрощенного производства.

Решением (резолютивная часть) от 12.11.2018 по делу №А55-26612/2018, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Самарской области в удовлетворении заявления ООО «Озон» отказал.

От ООО «Озон» поступило заявление об изготовлении мотивированного решения, суд считает данное заявление подлежащим удовлетворению. 

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 и 7 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Как видно из материалов дела, 19.12.2017 ООО «Озон» подало в ОТО и ТК №1 Самарского таможенного поста Самарской таможни по авиационной накладной от 14.12.2017 №624-80954462, инвойсу от 13.12.2017 №89020, договору от 18.02.2016 №П-ИМП603-01-16 декларацию на товары №10412060/191217/0019609 в соответствии с таможенной процедурой – выпуск для внутреннего потребления. Отправитель товара: UNION QUIMICO FARMACEUTICA, S.A.U., страна отправления – Испания. По данной декларации заявлен товар – «фармацевтическая субстанция – порошок для производства нестерильных лекарственных средств – аллопуринол», код ТН ВЭД ЕАЭС – 2933599500, таможенная стоимость – 88 041 руб., вес – 1,3 кг.

При подаче указанной декларации на товары общество представило выписку из реестровой записи на готовое изделие – таблетки «аллопуринол», при том, что ввозилась фармацевтическая субстанция «аллопуринол».

Согласно п.1 раздела 2.14 «Лекарственные средства» Единого перечня товаров, утвержденного Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 №30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение №30) ввозимая фармацевтическая субстанция (код ТН ВЭД ЕАЭС из 2933) относится к категории лекарственных средств, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами.

Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза лекарственных средств, включенных в раздел 2.14 Единого перечня товаров, регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза лекарственных средств, утвержденным Решением №30 (далее - Положение).

П.3 Положения установлено, что ввоз зарегистрированных лекарственных средств осуществляется при наличии сведений о включении лекарственных средств в единый реестр или в соответствующий государственный реестр лекарственных средств государства-члена.

Ввоз незарегистрированных лекарственных средств осуществляется при наличии заключения (разрешительного документа), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 №45.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №1567-р уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на согласование заявлений о выдаче лицензий и оформление других разрешительных документов на ввоз лекарственных средств и фармацевтических субстанций, в торговле с третьими странами, является Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор).

Согласно п.1 ст.152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС; действовал до 01.01.2018) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии пп.5 п.1 ст.183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

В силу ст.188 ТК ТС представление в таможенный орган документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, является обязанностью декларанта, за неисполнение которой он несет ответственность на основании ст.189 ТК ТС.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (п.7 ст.190 ТК ТС).

Таким образом, декларант при декларировании товара (фармацевтическая субстанция - порошок для производства нестерильных лекарственных средств - «Аллопуринол», код ТН ВЭД ЕАЭС – 2933599500) и помещении его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления обязан представить в таможенный орган документ, подтверждающий соблюдение им запретов и ограничений, а именно: выписку из государственного реестра лекарственных средств, подтверждающую включение ввозимой фармацевтической субстанции в государственный реестр, либо заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора на ввоз не включенной в государственный реестр фармацевтической субстанции.

На момент регистрации ДТ №10412060/191217/0019609 документ, подтверждающий включение ввозимой фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств, либо заключение (разрешительный документ) Росздравнадзора на ввоз фармацевтической субстанции, не включенной в государственный реестр, декларантом (ООО «Озон») представлены не были.

В результате проверки заявленных сведений административный орган установил, что декларант при подаче декларации на товары №10412060/191217/0019609 представил выписку из реестровой записи на готовое изделие – таблетки «аллопуринол», тогда как ввозится фармацевтическая субстанция «аллопуринол».

Посчитав, что при декларировании товара (фармацевтическая субстанция - порошок для производства нестерильных лекарственных средств «Аллопуринол») по ДТ №10412060/191217/0019609 ООО «Озон» представило документ, не относящийся к ввозимому товару, административный орган составил протокол от 09.02.2018 №10412000-21/2018 об административном правонарушении и вынес постановление от 24.08.2018 №10412000-21/2018, которым привлек общество к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с постановлением административного органа, ООО «Озон» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно ч.3 ст.16.2 КоАП РФ заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с п.2 примечания к ст.16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Факт совершения ООО «Озон» вменяемого административного правонарушения (представление при таможенном декларировании товара документов, относящихся к другому товару) подтверждается материалами дела.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2018 по делу №А55-3637/2018 установлено, что ввозимая ООО «Озон» фармацевтическая субстанция (порошок «Аллопуринол») должна быть включена в государственный реестр лекарственных средств; сведения о включении в государственный реестр фармацевтической субстанции (порошок «Аллопуринол», произведенной компанией «UNION QUIMICO FARMACEUTICA» (Испания)), отсутствуют; факт регистрации в государственном реестре готового лекарственного препарата (таблетки «Аллопуринол»), изготовителем которого является общество, не     снимает обязанности по регистрации в государственном реестре фармацевтической субстанции, произведенной нерезидентом с целью продажи.

Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица (ч.2 ст.69 АПК РФ).

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Озон» были предприняты все зависящие от него меры, направленные на соблюдение норм действующего законодательства, за нарушение которых ч.3 ст.16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, и наличии вины ООО «Озон» в его совершении.

Ссылка ООО «Озон» на постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.11.2017 по делу №А41-57205/2017 и на проект Федерального закона №346344-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» является несостоятельной.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов. В настоящее время документом, подтверждающим включение фармацевтической субстанции в государственный реестр лекарственных средств, является решение Минздрава России, в котором указывается номер реестровой записи и дата включения в реестр.

В проекте Федерального закона №346344-7 только предполагается не включать фармацевтические субстанции в государственный реестр лекарственных средств, так как они входят в состав лекарственного препарата.

Материалами дела подтверждается, что постановление принято уполномоченным органом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден, основания для привлечения к ответственности имеются, срок давности привлечения к ответственности не истек, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, отсутствуют.

Суд не находит оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

Ст.2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.

В соответствии с п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.2 и 3 ст.4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, а также тот факт, что состав правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.16.2 КоАП РФ, является формальным, отсутствие наступления общественного вреда и ущерба государственным или общественным интересам в данном случае не может служить основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.

Доказательств исключительности применительно к обстоятельствам совершенного деяния, наличия объективных причин, препятствовавших соблюдению требований законодательства, суду не представлено.

Из материалов дела не усматривается оснований для применения в отношении ООО «Озон» положений, предусмотренных ч.2 ст.3.4, ч.3.2 ст.4.1, ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд отказывает ООО «Озон» в удовлетворении заявления.

Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-171, 207-211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Озон» о признании незаконным и отмене постановления Самарской таможни от 24.08.2018 №10412000-21/2018 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Озон» к административной ответственности по ч.3 ст.16.2 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 50 000 руб. отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение в виде резолютивной части может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Мотивированное решение, составленное по заявлению лица, участвующего в деле, может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья                                                                                                                      Е.Н. Некрасова