АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
марта 2014 года | Дело № | А55-26659/2013 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена 14 марта 2014 года Полный текст решения изготовлен 18 марта 2014 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе | судьи Бойко С.А. | ||||||
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курушкиным А.В. | |||||||
рассмотрев в судебном заседании марта 2014 года дело по иску, заявлению | |||||||
Министерства строительства Самарской области | |||||||
к Департаменту финансов Администрации городского округа Самара | |||||||
С участием третьего лица – департамента строительства и архитектуры Самарской области | |||||||
О признании незаконным уведомления о возвращении исполнительных документов | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 25.05.2013 от ответчика – ФИО2 по доверенности от 20.09.2013 от третьего лица – не явился | |||||||
Установил: Министерство строительства Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления Департамента финансов Администрации городского округа Самара от 23.08.2013 № 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 о возвращении исполнительных документов. В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек к участию в деле департамент строительства и архитектуры Самарской области. Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал. Представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на законность оспариваемого решения. Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании объявлялся перерыв с 12 марта 2014 года до 13 часов 45 минут 14 марта 2014 года. В соответствии с рекомендациями, содержащимися в Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.09.2006 N 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», о времени и месте рассмотрения дела после перерыва участники процесса были извещены путем размещения объявлений на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда. Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. Из материалов дела усматривается, что 28.06.2012 в Департамент финансов Администрации городского округа Самара на исполнение поступил исполнительный лист серии АС № 001885858, выданный Арбитражным судом Самарской области 02.07.2010 по делу № А55-37216/2009 о взыскании с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб. В связи с отсутствием в исполнительном листе серии АС № 001885858 сведений о должнике-организации, указанный исполнительный документ был возвращен взыскателю. 18 июня 2013 года в Департамент финансов Администрации городского округа Самара на исполнение поступил исполнительный лист серии АС № 005275076, выданный Арбитражным судом Самарской области 05.03.2013 по делу № А55-37216/2009 о взыскании с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб. Однако, в связи с пропуском срока предъявления исполнительного листа к исполнению, указанный исполнительный документ был возвращен взыскателю без исполнения письмом от 25.07.2013. 16.08.2013 заявителем был повторно направлен в Департамент финансов исполнительный лист серии АС № 005275076 на исполнение. Однако уведомлением от 23.08.2013 № 04-02/02-01-13/16-02-01/3141 он был вновь возвращен по тем же основаниям. Вышеназванные обстоятельства послужили поводом для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Частью 2 статьи 201 Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В силу пункта 3.1 Положения о Департаменте финансов Администрации городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 31.05.2007 №433, Департамент финансов Администрации городского округа Самара является органом, организующим исполнение судебных актов по взысканию средств из бюджета городского округа Самара, а также ведение учета и хранение документов по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета городского округа Самара. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 242.1 БК РФ основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, является нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Согласно части 1 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2010 по делу № А55-37216/2009 вступило в законную силу 22.06.2010. Таким образом, трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению истек 22.06.2013. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на пункт 4 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статью 22 Закона об исполнительном производстве. Согласно пункту 4 статьи 321 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения. Частью 3 статьи 22 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что в случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю. По смыслу указанных норм, срок для предъявления исполнительного документа ко взысканию начинает течь заново, если исполнительное производство окончено и исполнительный документ возвращается взыскателю в связи с невозможностью его исполнения. Так, согласно пункту 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве (возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства) исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. Таким образом, положения статьи 321 АПК РФ действуют в случае, когда исполнительное производство в отношении должника возбуждено, но в связи с невозможностью исполнения исполнительного документа (по основаниям, указанным в пункте 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве), документ возвращен взыскателю. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что в отношении Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара возбуждалось исполнительное производство в рамках дела № А55-37216/2009, либо совершались исполнительные действия, предусмотренные нормами БК РФ. Исполнительный лист серии АС № 005275076 по делу № А55-37216/2009 о взыскании с Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в пользу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области суммы в размере 1 324 258 руб., был выдан взыскателю Арбитражным судом Самарской области 05.03.2013, тогда как трехлетний срок предъявления исполнительного документа к исполнению истекал 22.06.2013. Однако в период с 05.03.2013 по 22.06.2013 заявитель не проявил должной степени заботливости, направленной на своевременное предъявление исполнительного документа к исполнению в установленный законом срок. Повторные же предъявления исполнительного листа серии АС № 005275076 в Департамент финансов были осуществлены после истечения трехлетнего срока предъявления исполнительного листа к исполнению, а именно: 18.07.2013, 16.08.2013. Согласно части 1 статьи 23 Закона об исполнительном производстве и части 1 статьи 322 АПК РФ взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом. Однако, заявитель с таким заявлением в арбитражный суд не обращался. Учитывая вышеизложенное, суд находит оспариваемое уведомление не противоречащим закону и иным правовым актам, что в силу статьей 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. | |||||||
Руководствуясь ст.ст. 167-178,198-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | С.А. Бойко | |||||