АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области 443001, г. Самара ул. Самарская, 203 Б, тел.: (846) 207-55-15 | |||||||
Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕ | |||||||
марта 2021 года | Дело № | А55-26799/2020 | |||||
Резолютивная часть решения объявлена: 09 марта 2021 года Полный текст решения изготовлен: 17 марта 2021 года | |||||||
Арбитражный суд Самарской области | |||||||
в составе судьи: | ФИО1 | ||||||
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А., | |||||||
рассмотрев в судебном заседании 09 марта 2021 года. дело по иску, заявлению | |||||||
Садоводческого некоммерческого товарищества "Здоровье" к Департаменту градостроительства г.о. Самара с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: - Администрация г.о. Самара о признании | |||||||
при участии в заседании | |||||||
от заявителя – ФИО2 по доверенности от заинтересованного лица– Аниканова В.О. по доверенности от иных лиц –не явился, извещен | |||||||
УСТАНОВИЛ: | |||||||
Садоводческое некоммерческое товарищество "Здоровье" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара от 03.09.2020 г. № РД-1046 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена». Кроме того, просит обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушения прав и законных интересов СНТ "Здоровье" - провести предварительное согласование предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 358 кв.м. с условным номером 63:01:0312006:ЗУ, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, СДТ «Здоровье» в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 08.11.2019 г. в течении месяца со дня вступления в законную силу решения. Департаменту градостроительства г.о. Самара в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью Администрация г.о. Самара. В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика в судебном заседании требования истца не признал по мотивам, изложенным в отзыве. Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее. Как следует из материалов дела, СНТ «Здоровье» обратилось с заявлением в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара (далее - Департамент) о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью 358 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, СНТ «Здоровье», для размещения водяной скважины 40 м. Департамент распоряжением от 03.09.2020 № РД-1046 (далее - распоряжение) отказал СНТ «Здоровье» в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с тем, что: -размещение водяной скважины в целях использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах СНТ «Здоровья», возможно только на землях общего пользования; -в настоящее время план-схема СНТ «Здоровье» не согласована; -согласно сведениям публичной кадастровой карты на испрашиваемом земельном участке расположены объекты. СНТ «Здоровье» считает данный отказ необоснованным по следующим причинам. Запрашиваемый заявителем земельный указанный участок расположен в пределах границ СНТ «Здоровье». На его территории находится водозаборная скважина, обеспечивающая водоснабжение всего садоводческого некоммерческого товарищества и являющаяся имуществом общего пользования. Лицензия на пользование недрами (добычу подземных вод с целью обеспечения водой товарищества для полива) серии СМР № 90349, вид лицензии ВЭ выдана Министерством лесного хозяйства. Приложением №1 к Лицензии СМР 90349 ВЭ является Условия пользования недрами. Согласно п. 2.3. ст. 2 Условий пользования недрами Владелец лицензии имеет исключительное право осуществлять пользование недрами в границах отвода в соответствии с предоставленной лицензией, а также согласно п. 4.5. ст.4 Владелец лицензии оформляет право пользования земельным участком в границах предоставленного ему отвода в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, дальнейшее использования данного участка требует его формирования и определения правового статуса. Согласно п. 2 обжалуемого Распоряжения, основанием для отказа являются подпункт 1 п. 8 ст. 39.15 и п. 4 ст. 39.16 Земельного Кодекса РФ. СНТ «Здоровье» считает, что данные статьи закона не могут быть применены для обоснования отказа в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка. Расположенный на земельном участке объект водоснабжения является имуществом общего пользования и не препятствует размещению объектов недвижимости. Оформление участка объективно необходимо для всех владельцев недвижимости - членов садового некоммерческого товарищества, соответственно не может квалифицироваться как вкрапление и чересполосица. Расположенные на земельном участке объекты (водозаборная скважина 40 м. и заглубленный резервуар 100 м. куб.) представляют собой единый энергетический комплекс, обеспечивающий членов товарищества водой для полива. Данные объекты являются имуществом заявителя и числятся на его балансе, что подтверждается выпиской из баланса. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями. Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов. Согласно подпункту 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской. Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам. Как следует из пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» имущество общего пользования - это расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество). Согласно пункту 6 названной нормы земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования. Таким образом, размещение водяной скважины в целях использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах СНТ «Здоровье», возможно только на землях общего пользования. При рассмотрении Департаментом заявления СНТ «Здоровье» было установлено, что размещение водяной скважины предполагается осуществить не на землях общего пользования. Кроме того, в настоящее время план-схема СНТ «Здоровье» не согласована, следовательно, границы указанного СНТ не определены. Также согласно пункту 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства. Согласно сведениям публичной кадастровой карты на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, следовательно, предоставлением заявителю в аренду земельного участка могут быть нарушены права иных лиц. Таким образом, у Департамента имелись правовые основания для принятия оспариваемого распоряжения. СНТ «Здоровье», возражая против оспариваемого распоряжения, указывает следующее. 1. Довод заинтересованного лица о том, что, образование земельного участка площадью 358 кв.м, якобы, приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, опровергается заключением специалиста (кадастрового инженера) Исх. № 60/2020 от 30.09.2020 г. Из содержания заключения следует, что формирование земельного участка площадью 358 кв.м, не приводит к расположению отдельных частей землепользования, уходящих в глубь другого землепользования и создающих неудобства в организации территории общих хозяйств. Изломанность границ связана с фактически сложившимся землепользованием, границы смежных участков уже установлены в ЕГРН и не связана с расположением, ухудшающим конфигурацию земельных угодий внутри данного хозяйства, а также других хозяйств. Участок многоконтурный, состоит из двух контуров, что не противоречит требованиям земельного законодательства. Контуры участка связаны между собой подземными коммуникациями (водопровод). 2. Запрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах СНТ «Здоровье» согласно плану-схеме, утвержденной председателем и правлением СНТ «Здоровье» согласно п.1 ст. 10.4 закона самарской области «О земле» от 11.03.2005 г. № 94-ГД и предназначен для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах СНТ. 3. На запрашиваемом земельном участке расположены объекты (водозаборная скважина 40 м. и заглубленный резервуар 100 м. куб.) представляют собой единый энергитический комплекс, обеспечивающий членов товарищества водой для полива. Данные объекты обеспечивают водоснабжение всего СНТ, являются имуществом заявителя и числятся на его балансе, что подтверждается выпиской из баланса. Арбитражный суд считает указанные доводы заявителя необоснованными по следующим мотивам. В представленном заявителем Заключения специалиста (кадастрового инженера) исх. № 60/2020 от 30.09.2020 г. указывается: При этом понятия вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы в земельном законодательстве не раскрываются, разъяснения Минэкономразвития по этому поводу отсутствуют. В методических описаниях пространственных недостатков землевладений и землепользований содержатся понятия: • чересполосица — расчлененность землепользования и землевладения на несколько обособленных земельных участков, отделенных один от другого землями других хозяйств, другого землепользователя. Согласно плану границ земельного участка, являющегося приложением к данному Заключению специалиста (кадастрового инженера) исх. № 60/2020 от 30.09.2020 г., части спорного земельного участка, площадью 358 кв.м. с условным номером 63:01:0312006:ЗУ, отделены одна от другой землями других хозяйств, другого землепользователя с кадастровыми номерами 63:01:0312006:812 и 63:01:0312006:811. Таким образом, вопреки утверждению кадастрового инженера, расположение испрашиваемого земельного участка полностью соответствует определению чересполосицы, данному в Заключении специалиста (кадастрового инженера) исх. № 60/2020 от 30.09.2020 г. Согласно п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные земельным кодексом РФ. Ссылка заявителя на план-схему границ СНТ «Здоровье», утвержденную председателем и правлением СНТ «Здоровье», согласно п.1 ст. 10.4 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 г. № 94-ГД, является необоснованной. В соответствии с п.1 ст. 10.4 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005 г. № 94-ГД план-схема территории садоводческого, огороднического некоммерческого объединения, содержащий координаты характерных точек границ данной территории, утвержденный председателем и правлением некоммерческого объединения, должна быть представлена на согласование уполномоченному органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, осуществляющим предоставление земельных участков, в срок до 01.07.2014. Доказательства согласования плана-схемы границ территории СНТ «Здоровье», утвержденной Протоколом №03 заседания правления СНТ «Здоровье» от 12.09.2013 г., в материалах арбитражного дела отсутствуют. Департамент утверждает, что в настоящее время план-схема СНТ «Здоровье» не согласована, границы указанного СНТ не определены. Доказательства обратного суду не представлены. В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона от 29.07.2017 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» земельные участки общего назначения - земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования. При рассмотрении Департаментом заявления СНТ «Здоровье» было установлено, что размещение водяной скважины предполагается осуществить не на землях общего пользования. Доказательства обратного суду не представлены. Согласно п. 4. ст. 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев предусмотренных п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса РФ. Департамент указывает, что согласно сведениям публичной кадастровой карты на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, следовательно, предоставлением заявителю в аренду земельного участка могут быть нарушены права иных лиц. Наличие на земельном участке объектов подтверждает Заключение специалиста (кадастрового инженера) исх. № 60/2020 от 30.09.2020 г., в котором указывается, что на земельном участке расположены скважина и объекты недвижимости, необходимые для ее обслуживания. СНТ «Здоровье» указывает, что на запрашиваемом земельном участке расположены объекты (водозаборная скважина 40 м. и заглубленный резервуар 100 м. куб.) представляют собой единый энергетический комплекс. В подтверждение прав на указанные объекты заявитель ссылается лишь на Ведомость расхождений по результатам инвентаризации по имуществу СНТ «Здоровье» от 05.11.2019г., паспорт на водозаборную скважину, изготовленный ООО «ГеоШтейгер» в 2018 г., а также Лицензию на пользование недрами (добычу подземных вод с целью обеспечения водой товарищества для полива) серии СМР № 90349, вид лицензии ВЭ, выдана Министерством лесного хозяйства. Согласно справки СНТ «Здоровье» от 05.03.2021г. Куйбышевская Гидроэкология - организация, осуществляющая услуги по геологическим и земляным работам, а также услуги по выполнению буровых работ (на сегодняшний день деятельность организации прекращена). В 1960 г. Куйбышевской Гидроэкологией были проведены работы по бурению водозаборной скважины по адресу: Самарская область, Красноглинский район, вблизи пос. Южный. На сегодняшний день владельцем скважины является СНТ «Здоровье», которое пользуется ее для собственных нужд. Между тем, ведомость расхождений по результатам инвентаризации по имуществу СНТ «Здоровье» от 05.11.2019г. (т.1 л.д.23) по своему содержанию не подтверждает создание водоразборной скважины и здания насосной станции в период до 31.01.1998, то есть момента вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в соответствии с пунктом 1 статьи 6 которого права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной этим Законом; государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Обязательной государственной регистрации, согласно пункту 2 статьи 4 Закона, подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения Закона в действие. СНТ «Здоровье» в качестве юридического лица создано 22.05.2008г. Доказательства законного появления права владения скважиной созданной, как утверждает заявитель, в 1960 г. в материалах дела отсутствуют. При этом сведения о водоразборной скважине и здании насосной станции в ЕГРН отсутствуют. Доказательства наличия технического учета в органах БТИ до 2013 года отсутствуют. Паспорт на водозаборную скважину изготовлен ООО «ГеоШтейгер» в 2018 г. Ссылка заявителя на его восстановление в связи с утратой отклоняется судом как необоснованная, поскольку доказательства факта существования ранее паспорта, выданного организацией, осуществившей бурение скважины, в материалах дела отсутствуют. В приложении № 5 к Лицензии на пользование недрами (добычу подземных вод с целью обеспечения водой товарищества для полива) серии СМР № 90349 от 05.06.2019г. прямо указано, что спорная скважина пробурена в 2018 году (т.1 л.д.16 на обороте). Таким образом, законность строительства водозаборной скважины и здания насосной станции при отсутствии предоставления на каком-либо праве земельного участка для такого строительства заявителем не подтверждена. Заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства в обоснование заявленных требований. В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено. В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что распоряжение Департамента градостроительства городского округа Самара от 03.09.2020 № РД-1046 является законным и не нарушило права заявителя. При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. | |||||||
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, | |||||||
Р Е Ш И Л: | |||||||
В удовлетворении заявленных требований отказать. | |||||||
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области. | |||||||
Судья | / | ФИО1 | |||||