ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-27545/16 от 20.04.2017 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

27 апреля 2017 года

Дело №

А55-27545/2016

Резолютивная часть решения оглашена 20 апреля 2017 года

Судебный акт в полном объеме изготовлен 27 апреля 2017 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи – Михайловой М.В.,

рассмотрев в судебном заседании 20 апреля 2017 года дело по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области

к 1) муниципальному унитарному предприятию городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие",

2) Администрации городского округа Сызрань Самарской области,

3) ООО «Автогарант»,

4) ООО «Реал Транс Сервис»,

5) ООО «Исавто»,

6) Комитету жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области

третьи лица:

1. Общество с ограниченной ответственностью «Техсервис»;

2. Индивидуальный предприниматель ФИО2;

3. Индивидуальный предприниматель ФИО3;

о признании конкурса и договора недействительными

при участии в заседании

от истца – ФИО4, доверенность от 15.02.2017,

от ответчика 1 - ФИО5, доверенность от 17.03.2017,

от ответчика 2 – ФИО6, доверенность от 21.10.2016,

от ответчика 3 – ФИО7, доверенность от 13.02.2017,

от ответчика 4 – ФИО7, доверенность от 13.02.2017,

от ответчика 5 - ФИО7, доверенность от 13.02.2017,

от ответчика 6 – ФИО8, доверенность от 11.01.2017,

от третьего лица 1 – ФИО9, доверенность от 25.11.2016,

от третьих лиц 2,3 – не явились, извещены,

Установил:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "СПАТП", Администрации городского округа Сызрань Самарской области, в котором просит:

1.Признать Конкурс, проведенный Администрацией городского округа Сызрань и
 Отделом транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации
 городского округа Сызрань, недействительным.

2.Признать договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенный между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП», недействительным и прекратить его действие на будущее время.

Исковые требования мотивированы нарушениями, допущенными при проведении открытого конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, Самарской области, организованного Администрацией городского округа Сызрань.

Муниципальное унитарное предприятие "СПАТП" исковые требования не признало, в отзыве на иск указало, что открытый конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, Самарской области, организованный Администрацией городского округа Сызрань, был проведен без нарушений действующего законодательства. Ответчик считает, что истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании конкурса и договора об осуществлении регулярных перевозок недействительным преждевременно, поскольку на момент обращения не рассмотрена кассационная жалоба на решение суда по делу № А55-29664/2015 по иску Администрации городского округа Сызрань Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании решения по делу №159-4859-15/7 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, по пункту 2 и 3 резолютивной части решения незаконным и подлежащим отмене; а также признании предписания по делу №159-4859-15/7, выданного Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, незаконным и его отмене.

Определением от 09 ноября 2016 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Техсервис» и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области.

Третье лицо Общество с ограниченной ответственностью «Техсервис» заявленные требования поддержало по основаниям, изложенным в письменных пояснениях на иск, просило иск удовлетворить. По мнению Общества с ограниченной ответственностью «Техсервис», отсутствие порядка (методики) оценки конкурсных предложений участников конкурса создало предпосылки для необъективной и произвольной оценки заявок при проведении конкурса, что повлекло неправильное определение его победителя и является существенным нарушением. Указанные существенные нарушения непосредственно затрагивают интересы третьего лица, заинтересованного в осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области. Фактически данные существенные нарушения лишили общество возможности осуществлять приносящую доход предпринимательскую деятельность. Третье лицо полагает, что его нарушенные права могут быть восстановлены только путем признания указанного конкурса и заключенного по его результатам договора недействительными.

Третье лицо Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области против удовлетворения исковых требований возражало по основаниям, изложенным в отзыве, сославшись на то, что открытый конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, Самарской области, организованный Администрацией городского округа Сызрань, был проведен без нарушений действующего законодательства, а обращение в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании конкурса и договора об осуществлении регулярных перевозок недействительным преждевременно, поскольку на момент обращения не рассмотрена кассационная жалоба на решение суда по делу № А55-29664/2015 по иску Администрации городского округа Сызрань Самарской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании решения по делу №159-4859-15/7 Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, по пункту 2 и 3 резолютивной части решения незаконным и подлежащим отмене; а также признании предписания по делу №159-4859-15/7, выданного Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, незаконным и его отмене. Кроме того, Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области указал на то, что Администрацией г.о. Сызрань направлены документы об отмене протоколов, вынесенных по результатам проведенного конкурса по лоту № 2, ввиду чего предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области №159-4859-15/7 исполнено, соответственно, результат конкурса по лоту №2 отменен Администрацией городского округа Сызрань.

В процессе рассмотрения спора истец заявил ходатайство об уточнении редакции исковых требований, а именно просил:

1.Признать конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань, проведенный на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным.

2.Признать договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенный между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП», недействительным и прекратить его действие на будущее время.

Определением от 28 декабря 2016 года суд принял уточнения иска.

Тем же определением по ходатайству ответчиков суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков:

1. Общество с ограниченной ответственностью «АВТОГАРАНТ»;

2. Индивидуального предпринимателя ФИО2;

3. Общество с ограниченной ответственностью «РЕАЛ ТРАНС СЕРВИС»;

4. Индивидуального предпринимателя ФИО3;

5. Общество с ограниченной ответственностью «ИСАВТО».

В заседании суда 21 февраля 2017 года суд в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принял уточнение просительной части иска, в соответствии с которым истец просит:

1.Признать конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам №№ 1, 2, 3 и 4, проведенный на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным.
  2.Признать договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенный между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП» по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, недействительным и прекратить его действие на будущее время.
  Также по ходатайству истца суд в качестве соответчиков привлек 3) ООО «Автогарант», 4) ООО «Реал Транс Сервис», 5) ООО «Исавто», 6) Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области.

После уточнения просительной части иска Администрация городского округа Сызрань Самарской области представила отзыв на иск, возражала против его удовлетворения, указав на необходимость прекращения производства по делу в части требования о признании договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП» по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, недействительным и прекращении его действия на будущее время, поскольку Арбитражным судом Самарской области данный договор уже был признан недействительным в рамках дела № А55-24300/2016, т.е. имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, что в силу п.2 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для прекращения производства по делу. Кроме того, ответчик указал, что заявление не подлежит рассмотрению на основании ст. 115 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку заявление подано по истечении годичного срока, установленного ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области, будучи привлеченным в качестве ответчика, представил отзыв на уточненный иск с возражениями, где заявил о пропуске истцом срока исковой давности, а также необходимости прекращения производства по делу в части п.2 искового заявления по основаниям п.2 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчики ООО «Автогарант», ООО «Реал Транс Сервис», ООО «Исавто» в отзывах на иск также заявили о пропуске истцом срока исковой давности для оспаривания торгов. Ответчики полагают, что антимонопольным органом не представлено доказательств существенных нарушений, допущенных организатором торгов, в части проведения конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам №№ 1, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016. № 2706, поскольку не представлено доказательств того, что нарушения, которые, по мнению антимонопольного органа, были допущены организатором торгов в этой части, повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца, третьих лиц. Антимонопольным органом не принималось решение о выдаче предписания отменить протокол оценки и сопоставления заявок в части определения победителей по другим лотам, что указывает на отсутствие доказательств существенных нарушений порядка проведения торгов в части лотов 1,3,4.

Третьи лица Индивидуальный предприниматель ФИО2, индивидуальный предприниматель ФИО3 письменные пояснения на иск не представили.

В судебном заседании до вынесения судебного акта по делу истец заявил отказ от иска в части требования о признании договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП», по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, недействительным и прекращении его действия на будущее время.

Данное ходатайство судом удовлетворено в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Частичный отказ истца от иска в рамках рассматриваемого дела не противоречит закону и не нарушает права других лиц, в связи с чем его следует принять, а производство по данному делу в указанной части в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекратить.

Ответчики – Администрация городского округа Сызрань Самарской области и Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области в судебном заседании изменили правовую позицию по иску, исковые требования признали.

Исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, отзывах на исковое заявление, письменных пояснениях третьих лиц, заслушав объяснения и доводы присутствовавших в заседании представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Самарской области от 12.10.2010 № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (далее - Закон Самарской области № 107-ГД) настоящий Закон направлен на реализацию полномочий органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона Самарской области № 107-ГД органы местного самоуправления (либо уполномоченный ими орган) определяют порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам и организуют проведение указанных конкурсов.
  Отношения, возникающие при проведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области, регулируются Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015. № 2416 (далее - Порядок проведения конкурсов).

В силу Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году» на Отдел транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области возложена обязанность проведения в 2015 году конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань.

25.09.2015. на официальном сайте Администрации городского округа Сызрань www.adm.syzran.ru размещено Извещение о проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань и конкурсная документация. Перечень внутримуниципальных маршрутов, представленных на конкурс, определен в приложении №1 к конкурсной документации.

Заказчиком Конкурса выступила Администрация городского округа Сызрань. Организатором торгов выступил Отдел транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области.

По результатам Конкурса по лоту № 1 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО «АВТОГАРАНТ» заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015. № 02-263/4987.

По результатам Конкурса по лоту № 2 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и МУП «СПАТП» заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988.

По результатам Конкурса по лоту № 3 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО «РЕАЛ ТРАНС СЕРВИС» заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4985.

По результатам Конкурса по лоту № 4 между Администрацией городского округа Сызрань Самарской области и ООО «ИСАВТО» заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4986.

Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции», рассмотрена жалоба ООО «Техсервис» на действия Администрации городского округа Сызрань Самарской области и Отдела транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань при проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань (далее - Конкурс).

Также в Самарское УФАС России поступили заявления ИП ФИО10 (вх. № 5574 от 09.10.2015) и ИП ФИО11 (вх. № 6223 от 09.11.2015) на действия Администрации городского округа Сызрань при проведении Конкурса,

По результатам рассмотрения заявлений МП ФИО10 и ИП ФИО11 а также жалобы ООО «Техсервис» Самарским УФАС России возбуждено дело № 4-4859-15/7 по признакам нарушения Администрацией городского округа Сызрань статей 17 и 15 Закона о защите конкуренции,

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите  конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссией Самарского УФАС России принято решение о признании жалобы ООО «Техсервис» необоснованной. Вместе с тем, в действиях Заказчика и Организатора торгов установлено нарушение порядка организации и проведения торгов в части несоответствия извещения и конкурсной документации требованиям Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015. № 2416 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области» и выдано предписание об отмене протокола оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.10.2015, в части определения победителя по лоту №2. При этом, в случае необходимости проведения Конкурса, предписано внести изменения в конкурсную документацию с учетом действующего порядка проведения конкурса и решения Самарскою УФАС России № 159-4859-15/7 от 17.11.2015. и провести Конкурс в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.06.2016 по делу №А55-29664/2015 подтверждена законность решения и предписания Самарского УФАС России по делу № 159-4859-15/7.

В соответствии с Порядком проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области (далее - Порядок проведения конкурса), утвержденным Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области», настоящий Порядок регулирует отношения, возникающие при организации и проведении конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области.

Согласно пункту 2.3. Порядка проведения конкурса извещение о проведении конкурса должно содержать, в том числе условия определения победителя конкурса.

В силу пункта 3.2. Порядка проведения конкурса конкурсная документация включает, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.

В соответствии с пунктом 8.2. Порядка проведения конкурса конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок, поданных участниками конкурса.

Согласно пункту 8.3. Порядка проведения конкурса оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления заявок согласно приложению № 3 к настоящему Порядку.

Согласно пункту 8.4. Порядка проведения конкурса члены конкурсной комиссии индивидуально по каждой заявке на участие в конкурсе выставляют баллы по критериям оценки и сопоставления от 0 до 10.

Из пункта 10 Извещения о проведении конкурса «Условия определения победителя конкурса» следует, что оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления. Члены конкурсной комиссии индивидуально по каждой заявке на участие в конкурсе выставляют баллы по критериям оценки и сопоставления от 0 до 10. Победителем конкурса по каждому лоту признается участник конкурса, предложение которого содержит лучшие условия по критериям, определенным конкурсной документацией, полностью отвечает условиям конкурса и заявке которого присвоен первый номер.

Раздел 7 Конкурсной документации устанавливает следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

1.Наличие в собственности или на ином законном праве материально-технической базы с постами и участками для проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств;

2.Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров, имеющих кроме места водителя 8 мест для сидения;

3.Наличие в собственности или на ином законном праве площадки, предназначенной для хранения автотранспортных средств в количестве подвижного состава, заявленного к перевозкам;

4.Функциональные характеристики транспортных средств, предлагаемых для осуществления регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам согласно
 требованиям технического задания;

5.Наличие собственного (либо по договору со сторонней организацией) диспетчерского управления и контроля движения, включая наличие квалифицированных специалистов, наличие и ведение журнала выдачи и получения путевых листов, оформление путевой документации, наличие должностной инструкции;

6.Опыт работы участника конкурса на рынке пассажирских перевозок по
 внутримуниципальным маршрутам.

7.Количество учетных ДТП по вине водителей участника конкурса за 12 месяцев,
 предшествующих месяцу проведения конкурса;

8.Выполнение условий лицензирования за 12 месяцев, предшествующих месяцу
 проведения конкурса (наличие нарушений лицензионных требований);

9.Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, в
 которых имеются средства для обеспечения доступной среды маломобильным гражданам, в том числе:

- хотя бы один вход без ступенек (низкий пол),

- аппарель и крепление для инвалидных колясок,

- световое табло в салоне,

- техническое средство звукового оповещения пассажиров,

- наличие кондиционера;

10.Наличие в собственности или на ином законном праве транспортных средств, работающих на компримированном природном газе.

Исходя из анализа положений Извещения и Конкурсной документации, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу об отсутствии в указанных документах условий определения победителя конкурса, а также порядка оценки и сопоставления заявок участников конкурса.

Указание в конкурсной документации критериев оценки, а также указание о том, что оценка и сопоставление заявок происходит в целях выявления лучших условий исполнения договора в соответствии с критериями оценки и сопоставления не снимает с Организатора торгов обязанности, установленной порядком проведения конкурса, по установлению порядка сопоставления заявок, поскольку в данном случае в конкурсной документации не установлено, каким образом определяются лучшие условия исполнения договора и каким образом сопоставляется одна заявка с другой.

Раздел 10 Извещения по своему содержанию не противоречит Разделу 8 Порядка проведения конкурсов, но и не содержит всех необходимых сведений для идентификации условий определения победителя, что свидетельствует о нарушении пункта 2.3. Порядка проведения конкурсов.

В свою очередь, раздел 7 Конкурсной документации дублирует Приложение № 3 «Критерии оценки» к порядку проведения конкурсов, но при этом не отвечает требованиям пункта 3.2 Порядка проведения конкурсов, в части отсутствия критериев сопоставления заявок и порядка такого сопоставления.

Таким образом, содержание Конкурсной документации является недостаточным и не позволяет установить порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также порядок определения лучших условий исполнения договора.

Кроме того, указание в конкурсной документации перечня критериев оценки и сопоставления заявок не является достаточным, поскольку отсутствует методика присвоения баллов по установленным критериям. Конкурсная документация и извещение не позволяют установить те условия исполнения договора, которые для Заказчика и Организатора торгов будут являться наилучшими, что означает отсутствие порядка определения победителя и может привести к злоупотреблениям со стороны Заказчика или Организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников Конкурса.

Учитывая вышеизложенное, выявленное нарушение в действиях Администрации и Отдела транспорта Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области препятствует достижению целей обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на соответствующем товарном рынке и не может быть признано незначительным.

Процедура оценки и сопоставления заявок и условия определения победителя направлены на достижение цели, установленной Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416, а именно: обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке работ и (или) услуг при осуществлении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа Сызрань.

Оценка и сопоставление заявок на участие в торгах представляет собой процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации, лучших условий исполнения договора, заключаемого по итогам торгов, указанных в заявках участников конкурентных процедур.

Следовательно, порядок оценки и сопоставления заявок должен содержать, например, вес каждого критерия оценки в совокупности критериев оценки, установленных в конкурсной документации, оценку в баллах, получаемых участником закупки по результатам оценки по каждому критерию оценки, алгоритм расчета итогового рейтинга по каждой заявке, шкалу ранжирования баллов по каждому критерию, подкритерии, а также иные параметры, необходимые для выявления лучших условий исполнения договора, предлагаемых участником торгов. То есть, конкурсная документация должна содержать условия, при которых заявка одного участника буде признана комиссией наиболее предпочтительной по сравнению с другими заявками.

При этом отсутствие порядка оценки и сопоставления заявок также противоречит целям обеспечения эффективной и добросовестной конкуренции на соответствующем товарном рынке, поскольку объявление публичной процедуры, когда участникам торгов неизвестен порядок, при котором та или иная заявка участника признается победителем конкурентной процедуры, препятствует развитию добросовестной конкуренции и способствует ограничению возможности участия юридических и физических лиц в торгах, создает условия злоупотребления со стороны организатора торгов, конкурсной комиссии.

Сложившаяся судебная практика по данному вопросу также отражает позицию антимонопольного органа, а именно, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 № 3323/13 по делу № А40-121924/11-130-794 указано, что отсутствие в действующем законодательстве требования установления в конкурсной документации порядка расчета баллов и значимости критериев оценки заявок участников не свидетельствует о том, что такие критерии и порядок не должны разрабатываться и применяться организаторами торгов. Отсутствие названных критериев и порядка расчета баллов может привести к злоупотреблениям со стороны организаторов торгов, поскольку определение победителя может быть основано на субъективном усмотрении организатора торгов (его конкурсной или аукционной комиссии). Более того, критерии начисления баллов, а также вес (ценность) в баллах каждой разновидности документов являются необходимыми для участников квалификационного отбора, поскольку их наличие не только соответствует принципам открытости и прозрачности торгов, в том числе при определении победителя, но и является стимулирующим фактором при подаче заявок, а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

В данной связи суд считает несостоятельными доводы ответчиков, заявивших, что нарушения, которые, по мнению антимонопольного органа, были допущены организатором торгов в этой части, повлияли на результаты публичных торгов (в частности, на определение победителя торгов) и привели к ущемлению прав и законных интересов истца, третьих лиц.

Кроме того, отсутствие в конкурсной документации и извещении в должном объеме сведений об определении лица, выигравшего торги, не отвечают требованиям пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации. Необходимость полного раскрытия информации торгах следует как из указанной нормы с учетом положения о равенстве всеобщего доступа к открытым торгам (пункт 1 этой статьи), так и из недопустимости ограничения конкуренции (пункт 1 статьи 10 ГК РФ).

Аналогичные выводы содержатся также в Определении Верховного суда РФ от 2.05.2015. № 305-КГ15-1682 по делу № А40-105887/13, Постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 25.05.2015. по делу № А40-61427/15, от 01.04.2015. по делу № А40-88917/14, от 20.01.2015. по делу № А40-105887/13, от 18.03.2015. по делу № А40-70706/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.11.2013. по делу А57-17988/2012.

Как уже указывалось, по результатам рассмотрения поступивших в Самарское УФ АС России заявлений ИП ФИО10 и ИП ФИО11, а также жалобы ООО «Техсервис» антимонопольным органом возбуждено дело № 4-4859-15/7 по признакам нарушения Администрацией городского округа Сызрань Самарской области статей 17 и 15 Закона о щите конкуренции.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Оценив доводы и сведения, представленные лицами, участвующими в деле, и учитывая, что отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок не может обеспечить объективного и добросовестного выставления баллов и определения победителя, что в свою очередь ставит под сомнение обоснованность итогов проведенного Конкурса, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что действия Администрации городского округа Сызрань могли привести к недопущению или ограничению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке.

Кроме того, отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе и условий определения победителя делает невозможным существование конкурентной борьбы в рамках рассматриваемого Конкурса.

По результатам рассмотрения дела № 4-4859-15/7, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях Администрации городского округа Сызрань нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившегося в отсутствии в Извещении и Конкурсной документации условий определения победителя конкурса, а также порядка и критериев сопоставления заявок участников конкурса, что могло повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Согласно ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, установленные в рамках дела №А55-29664/2015 обстоятельства нарушения порядка проведения конкурса, вопреки доводам ответчиков, являются установленными при рассмотрении настоящего дела и не подлежащими повторному доказыванию.

Из Протокола о допуске к участию в конкурсе от 29.10.2015. следует, что на участие в Конкурсе по лоту № 1 поступили заявки ООО «Автогарант» и ИП ФИО2; на участие в Конкурсе по лоту № 2 поступили заявки ООО Техсервис» и Муниципального унитарного предприятия городского округа Сызрань Самарской области «Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие»; на участие в Конкурсе по лоту № 3 поступила заявка ООО «РЕАЛ ТРАНС СЕРВИС»; на участие в Конкурсе по лоту № 4 поступили заявки ИП ФИО3 и ООО «ИСАВТО».

Согласно Протоколу оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.10.2015 . по лотам №№ 1; 3; 4 допущено к участию в конкурсе по одной заявке. Конкурс по данным лотам считается состоявшимся, в связи с этим договоры будут заключены с единственными частниками конкурса: Лот № 1 - ООО «АВТОГАРАНТ»; Лот № 3 - ООО «РЕАЛ ТРАНС СЕРВИС»; Лот № 4 - ООО «ИСАВТО».

Из пункта 6 Протокола оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.10.2015. следует, что комиссией принято решение признать победителем конкурса по лоту № 2 - Муниципальное унитарное предприятие городского округа Сызрань Самарской области Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие».

Однако, из вышеуказанного протокола и Извещения о проведении конкурса не следует, с учетом каких условий был определен победитель. Более того, содержание Конкурсной документации и Протокола оценки и сопоставления заявок № 5 от 30.10.2015. не позволяет установить, являются ли обоснованными и достоверными итоговые оценки конкурсной комиссии по каждому критерию в отдельности, выставленные участникам конкурса по лоту № 2. При этом суд соглашается с доводом истца, что отсутствие условий определения победителя конкурса, а также надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок может повлиять на потенциальных участников Конкурса, в части принятия ими решения об участии в таком Конкурсе.

Отсутствие надлежащего порядка оценки и сопоставления заявок не может обеспечить объективного и добросовестного выставления баллов и определения победителя, что, в свою очередь, ставит под сомнение обоснованность итогов проведенного Конкурса.

Нарушение Заказчиком и Организатором торгов Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015 г. № 2416 «Об утверждении порядка проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области», выразившееся в отсутствии в Извещении и Конкурсной документации условий определения победителя конкурса, а также порядка и критериев сопоставления заявок участников конкурса, является существенным, поскольку влечет за собой создание таких условий проведения Конкурса, которые делают невозможным существование конкурентной борьбы в процессе проведения указанного конкурса.

В силу пункта 1.3. Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015. № 2416 конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области проводится в целях, в том числе создания равных условий и возможностей для привлечения юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальных предпринимателей к осуществлению внутримуниципальных перевозок.

Однако, организация и проведение Конкурса, с учетом допущенных существенных нарушений, исключает возможность создания равных условий и возможностей для привлечения хозяйствующих субъектов к осуществлению внутримуниципальных перевозок.

Более того, при установленных нарушениях становится невозможным достижение целей, предусмотренных Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 28.08.2015. № 2416, а именно обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке товаров и (или) услуг при осуществлении транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом общего пользования на территории городского округа Сызрань, создание для перевозчиков равных условий по обслуживанию внутримуниципальных маршрутов на территории городского округа Сызрань.

В силу п. 1 ст. 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что требования истца в части признания конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных
 перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа
 Сызрань по лотам №№ 1, 3 и 4, проведенного на основании Постановления
 Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016. № 2706
 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об
 осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29 на
 территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В то же производство по делу в части требования о признании конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным, следует прекратить в силу п.2 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-24300/2016.

При этом доводы ответчиков о пропуске истцом срока исковой давности суд считает несостоятельными.

30.10.2015. конкурсной комиссией Администрации городского округа Сызрань подписан Протокол оценки и сопоставления заявок № 5.

Таким образом, датой проведения конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лотам №№ 1, 2, 3 и 4, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году» (далее - Конкурс), является 30.10.2015.

В силу части 1 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальные действия совершаются в сроки, установленные настоящим Кодексом или иными федеральными законами, а в случаях, если процессуальные сроки не установлены, они назначаются арбитражным судом.

В соответствии с частью 4 статьи 113 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало процессуального срока.

Учитывая дату проведения Конкурса, годичный срок исковой давности для предъявления требований о признании указанного Конкурса недействительным начинает течь с 31.10.2015.

Согласно части 1 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующий месяц и число последнего года установленного срока.

В силу части 7 статьи 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в арбитражном суде или другой организации, срок истекает в тот час, когда в этом суде или этой организации по установленным правилам заканчивается рабочий день или прекращаются соответствующие операции.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Арбитражного суда Самарской области, рабочий день Арбитражного суда Самарской области с понедельника по четверг заканчивается в 17:30 (время Самарское), прием документов канцелярией суда с понедельника по четверг завершается в 16:00 (время Самарское).

Исходя из изложенного, исковое заявление о признании Конкурса недействительным может быть подано в арбитражный суд до 31.10.2016 включительно.

Исковое заявление Самарского УФАС России о признании Конкурса и договора об осуществлении регулярных перевозок недействительными и прекращении действия договора на будущее время (исх. № 9974/7 от 31.10.2016.) подано в Арбитражный суд Самарской области через систему подачи документов «Мой арбитр» 31.10.2016.в 14:57 (МСК), что подтверждается письмом с электронной почты guard@arbitr.ru.

Таким образом, вышеуказанное исковое заявление подано с соблюдением процессуальных сроков, установленных статьей 449 ГК РФ.

Государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков в равных долях в доход федерального бюджета в силу ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением Администрации городского округа Сызрань Самарской области, поскольку указанный ответчик и истец освобождены от уплаты госпошлины в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110,167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Отказ истца от иска в части требования о признании договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань Самарской области от 18.11.2015 г. № 02-263/4988, заключенного между Администрацией городского округа Сызрань и МУП «СПАТП», по результатам конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, недействительным и прекратить его действие на будущее время, принять.

Производство по делу в указанной части прекратить.

Производство по делу в части требования о признании конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа Сызрань по лоту № 2, проведенного на основании Постановления Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. № 2706 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 30 на территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным, прекратить.

В остальной части исковые требования удовлетворить.

Признать конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных
 перевозок по внутримуниципальным маршрутам на территории городского округа
 Сызрань по лотам №№ 1, 3 и 4, проведенный на основании Постановления
 Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 24.09.2016 г. № 2706
 «Об организации и проведении конкурса на право заключения договоров об
 осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам №№ 9; 10; 11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29 на
 территории городского округа Сызрань в 2015 году», недействительным.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия городского округа Сызрань Самарской области "Сызранское пассажирское автотранспортное предприятие" в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Автогарант» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Реал Транс Сервис» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Исавто» в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Сызрань Самарской области в доход бюджета Российской Федерации государственную пошлину в сумме 1 000 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1