ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-27660/13 от 18.07.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

июля 2014 года

                         Дело № А55-27660/2013

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи Харламова А.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Журавлевым А.А.,

рассмотрев в судебном заседании 09 июля 2014 года дело по заявлению Открытого акционерного общества "Тольяттимолоко", 445043, <...>,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, 443099, Самарская область, Самара, Некрасовская, 3,

к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,  443099, Самарская область, Самара, Некрасовская, 3,

к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, 443020, <...>,

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Мэрии городского округа Тольятти,445011, <...>,

Правительства Самарской области, 443006, <...>,

«о признании незаконным решения» от 06 декабря 2013 года входящий номер 27660,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, доверенность от 09 июля 2013 года,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – не явился, извещен;

от Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – не явился, извещен;

от ФГБУ «ФКП Росреестра», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области – не явился, извещен;

от Мэрии городского округа Тольятти – не явился, извещен;

от Правительства Самарской области – не явился, извещен.

Резолютивная часть решения объявлена 09 июля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 18 июля 2014 года.

Установил:

ОАО "Тольяттимолоко" обратилось в суд с заявлением от 06 декабря 2013 года входящий номер 27660, в котором, с учетом принятого судом в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнения предмета заявленных требований, просит суд:

-«Решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № 13/14с-14 от 06 сентября 2013 года об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Тольяттимолоко» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 признать незаконным;

-обязать Управление Федеральной службы государственной регистра­ции, кадастра и картографии по Самарской области в лице комиссии по рас­смотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, устра­нить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Тольяттимо­локо», путем рассмотрения заявления ОАО «Тольяттимолоко» № 62-231, приня­тия решения о пересмотре кадастровой стоимости в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 и разрешенным использо­ванием «для дальнейшей эксплуатации молокозавода № 2 (зона ПК-2)» с исполь­зованием сведений удельного показателя кадастровой стоимости земель соответ­ствующего 15му виду разрешенного использования «земельные участки, пред­назначенные для сельскохозяйственного использования», по состоянию на мо­мент обращения заявителя в комиссию с заявлением от 26 августа 2013 года № 62-231;

2.взыскать с Управления Федеральной службы государственной регист­рации, кадастра и картографии по Самарской области в пользу ОАО «Тольятти­молоко» расходы по оплате государственной пошлины в размере  4 000 руб. 00 коп.».

В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании был объявлен перерыв с 02 июля 2014 года до 07 июля 2014 года до 14 часов 45 минут, с 07 июля 2014 года до 09 июля 2014 года до 15 часов 00 минут.

В судебное заседание – 09 июля 2014, возобновленное судом после объявленного перерыва, представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Мэрии городского округа Тольятти и Правительства Самарской области не явились, были надлежащим образом извещен судом о месте и времени судебного разбирательства, что подтверждается информацией суда об объявленном перерыве в судебном заседании с указанием времени и даты его продолжения, размещенной на сайте Арбитражного суда Самарской области, которая согласно Информационному письму Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 19 сентября 2006 года № 113 «О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» является публичным объявлением о перерыве в судебном заседании, а также имеющимися в данном деле Почтовыми уведомлениями.

При этом позиция Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,  ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области», в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области и Мэрии городского округа Тольятти изложена в представленных в материалы дела Отзывах, согласно которым, данные участники настоящего процесса просят суд отказать в удовлетворении заявленных ОАО «Тольятти­молоко» требвоаний.

Согласно части 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.

При неявке в судебное заседание иных лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.

В ходе судебного разбирательства представитель ОАО «Тольяттимо­локо» поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении и в дополнениях к нему.

В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

При рассмотрении данного дела суд основывается на предписания пункта 1 статьи 9, части 1 статьи 65, части 5 статьи 200, части 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ОАО «Тольятти­молоко», пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов настоящего дела, в период с 2011 года по 2012 год по состоянию на 01 января 2011 года проводились работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктовСамарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 22 января 2013 года № 9 была утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 в размере 23 004 238 руб. 95 коп.

При проведении данных работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов земельный участок с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 был отнесен к 9му виду разрешенного использования (пункт 1.2.9 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39) «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) физическими лицами, юридическими  лицами   в  случае,  если  результаты  определения   кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности лих лиц. Комиссии создаются органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В состав комиссии входят но одному представителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, органа кадастрового учета, Национального совета по оценочной деятельности.

Из материалов по настоящему делу следует, что на основании Приказа Росреестра от 06 февраля 2012 года № 11/48 была создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, работа которой, регулируется Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным Минэкономразвития Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 263.

В ходе судебного разбирательства суд установил, что посредством подачи Заявления от 26 августа 2013 года ОАО «Тольяттимолоко» обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области, с просьбой пересмотреть кадастровую стоимость указанного выше земельного участка, в связи с недостоверностью сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (статья 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности»), из которого следует, кадастровая стоимость земельною участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 должна быть определена в соответствии с пунктом 1.2.15 Методических указаний «земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования».

06 сентября 2013 года было проведено заседание Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по рассмотрению, в том числе, указанного выше Заявления ОАО «Тольяттимолоко» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561.

В соответствии с Протоколом от 06 сентября 2013 года № 13/14с заседания Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области все члены данной Комиссии голосовали за отклонение Заявления ОАО «Тольяттимолоко» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561, в связи с чем, по результатам заседания Комиссией было принято Решение от 06 сентября 2013 года № 13/14с-14, в соответствии с которым, указанное выше Заявление ОАО «Тольяттимолоко» было отклонено.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО «Тольяттимолоко» в суд с рассматриваемым заявлением.

Подвергнув анализу имеющиеся в настоящем деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд не усматривает наличие предусмотренных Законом оснований для удовлетворения заявленных ОАО «Тольяттимолоко» требований и при этом исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 13.19 Порядка создания и работы комиссии к заявлению землепользователя в комиссию должны быть приложены, в том числе, документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений.

При рассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по основанию недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, комиссия исследует представленные на рассмотрение документы на предмет подтверждения ими недостоверности указанных сведений.

В случае, если комиссией установлено, что при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости использовались недостоверные сведения, комиссия принимает решение о пересмотре его кадастровой стоимости.

В случае, если недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, не подтверждена, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости.

Из содержания Заявления ОАО «Тольяттимолоко» о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 следует, что в качестве основания для пересмотра кадастровой стоимости земельного участка заявитель ссылается на основной вид деятельности ОАО «Тольяттимолоко» - первичная переработка сельскохозяйственной продукции.

Однако согласно действующему законодательству Российской Федерации такой фактор, как основной вид деятельности землепользователя, не является ценообразующим фактором на земельный участок и, соответственно, не учитывается оценщиком при определении стоимости земельного участка.

Согласно пункту 18 Федеральных стандартов оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденным Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20 июля 2007 года № 256, оценщик при проведении оценки изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, то есть, земельного участка. Кадастровая стоимость определяется методами массовой оценки, что предполагает группирование объектов оценки по наиболее важным схожим характеристикам. В набор ценообразующих факторов включаются только те факторы, которые оказывают существенное влияние на стоимость объектов оценки и могут быть достоверно определены и объективно измерены (пункты 3, 6, 16 ФСО № 4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Таким образом, отнесение оценщиком земельного участка к определенному виду разрешенного использования осуществляется на основании информации об объекте оценки без учета видов деятельности землепользователя.

Материалы по настоящему делу свидетельствуют о том, что при обращении в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области с Заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером - 63:09:0102160:0561 ОАО «Тольяттимолоко» представило, в том числе, Договор аренды земельного участка от 06 июля 2006 года № 1416, заключенного с Мэрией городского округа Тольятти, по условиям которого, земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 арендодателем передается арендатору в целях дальнейшей эксплуатации зданий в соответствии с Регламентом градостроительной зоны № ПК-2.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа  Тольятти, утвержденными Решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059, зона ПК-2 является зоной промышленных объектов 3го класса опасности. Среди тех видов разрешенного использования, осуществление которых возможно в данной зоне, отсутствуют виды разрешенного использования, связанные с осуществлением сельскохозяйственной деятельности (производства).

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Вид разрешенного использования может быть выбран землепользователем только из тех, которые предусмотренных зонированием территорий.

Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Данный вывод подтверждается позицией Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлениях, соответственно: от 17 апреля 2012 года по делу № А55-24783/2011, от 22 мая 2012 года по делу № А55-24782/2011.

При рассмотрении настоящего дела суд поддерживает в качестве правомерного довод заинтересованных лиц, изложенный в Отзывах о том, что исходя из Градостроительного регламента городского округа Тольятти спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:0102160:0561 не может использоваться в целях, связанных с сельскохозяйственным производством.

Судом установлено, что согласно данным государственного кадастра недвижимости на указанном земельном участке расположены следующие принадлежащие заявителю объекты недвижимости - здание «Административно-бытовой корпус с переходной галереей», кадастровый номер 63:09:0102160:803, здание «Фирменный магазин» кадастровый номер 63:09:0102160:804, здание «Склад для хранения товарно-материальных ценностей и тары» кадастровый номер 63:09:0102160:801, здание «Склад многоцелевого назначения» кадастровый номер 63:09:0102160:800 и здание «Проходная» кадастровый номер 63:09:0102160:802, что в полной мере соответствует такому виду разрешенного использования как «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».

Материалами по данному делу прямо подтверждается, что на момент обращения ОАО «Тольяттимолоко» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при Управлении Росреестра по Самарской области, с Заявлением от 26 августа 2013 года о пересмотре кадастровой стоимости указанного спорного земельного участка данным открытым акционерным обществом сведений (документов) о нахождении на данном земельном участке каких-либо объектов недвижимости, связанных с осуществлением сельскохозяйственного производства, равно как и информации о возможности осуществления и фактическом осуществлении ОАО «Тольяттимолоко» сельскохозяйственной деятельности на данном земельном участке не  было представлено.

В связи с изложенным, суд считает, что оценка оспариваемого заявителем Решения  Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 06 сентября 2013 года № 13/14с-14 об отказе в удовлетворении заявления ОАО «Тольяттимолоко» о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0102160:0561, на соответствие его положениям Закона, должна осуществляться судом исключительно на момент его принятия заинтересованным лицом, по результатам изучения и анализа того объема документов (доказательств), которые были представлены данным открытым акционерным обществом в качестве приложений к данному Заявлению.

Таким образом, исходя из содержания именно того объема документов, который был представлен ОАО «Тольяттимолоко» в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости спорного земельного участка, суд считает, что Комиссией было принято правомерное Решение об отказе в удовлетворении заявления данного открытого акционерного общества о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:

-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу о том, что ОАО «Тольятти­молоко» в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованные лица во исполнение  требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнили процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого Решения положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего дела относятся на него в сумме 2 000 руб. 00 коп, а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 2 000 руб. 00 коп. подлежит возврату заявителю из Федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации

Р Е Ш И Л:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Выдать Открытому акционерному обществу «Тольяттимолоко» справку на возврат из Федерального бюджета государственной пошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья _____________________________________________/Харламов А.Ю.