АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 мая 2016 года
Дело №
А55-27813/2015
Резолютивная часть решения объявлена: 10 мая 2016 года
Полный текст решения изготовлен: 17 мая 2016 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи
ФИО1
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,
рассмотрев в судебном заседании 10 мая 2016 года дело по иску, заявлению
Общества с ограниченной ответственностью «Добрострой», 443030, <...>,
к Мэрии городского округа Тольятти, 445011, <...>,
при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
-ФИО2,
-ФИО3,
-ФИО4,
-ФИО5,
-ООО «Волжские коммунальные системы», 445007,<...> Октября, д.50,
- ООО «Волгарегионстрой», 443022, <...>.
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство
при участии в заседании
от заявителя – ФИО6 по доверенности от 17.02.2016;
от заинтересованного лица – ФИО7 по доверенности от 02.12.2015;
от третьих лиц – ФИО2, паспорт; ФИО4, паспорт; ФИО8, паспорт, от иных лиц – представители не явились, извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Добрострой» обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
1.Признать недействительным решение об отказе в выдаче разрешения на строительство в форме сообщения от 23.10.2015 г. № 8895/5 об отказе в предоставлении государственной услуги: выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой» на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, д. 55.
2.Обязать мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью «Добрострой», выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Добрострой» разрешение на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой» на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, д. 55.
Мэрия городского округа Тольятти в отзыве на заявление требования не признала, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «Волжские коммунальные системы», ООО «Волгарегионстрой», ФИО2, ФИО3, ФИО4, Гамбург В.А.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по доводам заявления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании требования не признала по доводам отзыва.
ФИО2, ФИО3, ФИО4 требования считают необоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.
Как следует из материалов дела, 15 октября 2015 г. ООО «Добрострой» обратилось в мэрию городского округа Тольятти за выдачей разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, 55».
Уведомлением Мэрии городского округа Тольятти от 23.10.2015 года №8895/5 ООО «Добрострой» отказано в предоставлении государственной услуги: выдача разрешения на строительство объекта капитального строительства «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автостоянкой» на земельном участке по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, 55 в связи с несоответствием проектной документации требованиям раздела 1 градостроительного плана земельного участка RU63302000-0000000000000896, в связи с несоблюдением дополнительных условий при размещении многоэтажного жилого дома в месте допустимого размещения здании, сооружении, учитывая отсутствие согласовании на вынос сетей водопровода от организаций, эксплуатирующих сети инженерно-технического обеспечения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
ООО «Добрострой» считает, что во исполнения требования законодательства ООО "Добрострой" при обращении в Мэрию г.о. Тольятти приложило к Заявлению весь необходимый пакет документов. В списке документов, приложенных к Заключению также были технические условия, являющиеся Приложениями к Договору № 166 о подключении (технологическом присоединении) к центральной системе водоотведения от 03.04.2014 г. и Договору № 120 о подключении (техническом присоединении) к центральной системе холодного водоотведения от 11.03.2015 г. В связи с неурегулированностью действующим законодательством вопроса о том, как должно выглядеть само "Согласование", в какой форме должно выражаться "Согласование", ООО "Добрострой" полагает, что данные технические условия и являются "Согласованием".
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагается градостроительный план земельного участка.
В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
В силу статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указывается информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
По смыслу ст. 41 ГрК РФ градостроительный план земельного участка является одним из видов документации по планировке территории.
Градостроительный план земельного участка по своему содержанию является документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Императивные нормы статьи 52 ГрК РФ указывают на необходимость соответствия проектной документации именно градостроительному у плану земельного участка, а наличие несоответствия представленных документов требованиям ГПЗУ является безусловным основанием для отказа разрешения на строительство.
Как следует из градостроительного плана земельного участка RU63302000-0000000000000896, утвержденного распоряжением заместителя мэра от 20.01.2012 года №306-р/5 земельный участок, расположенный по адресу: г.Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, 55 имеет ограничение в использовании в виде необходимости согласования размещения зданий, строений и сооружений, в местах определенных чертежом градостроительного плана.
Соответствующие согласования к заявлению о выдаче разрешения на строительство не приложены, в связи с этим отсутствие данных документов явилось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Утверждение истца о получении и представлении в орган местного самоуправления необходимых согласований является недоказанным.
В соответствии со статьей 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Доказательствами по делу являются полученные сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с Законом Самарской области от 29.12.2014 года № 134-ГД «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области» орган местного самоуправления в лице мэрии городского округа Тольятти в соответствии с приказом Министерства строительства Самарской области от 20.04.2015 года №224-п осуществляет предоставление государственной услуги «Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 25.06.2015 года №2019- п/1 определены должностные лица городского округа Тольятти, уполномоченные на осуществление (участие в осуществлении) административных процедур, предусмотренных Административным регламентом Министерства строительства Самарской области по предоставлению государственной услуги «Выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».
В соответствии с указанным постановлением мэрии руководитель департамента градостроительной деятельности не уполномочен на участие в административных процедурах при предоставлении государственной услуги, в том числе при осуществлении административной процедуры «Прием заявления (уведомления) и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, при личном обращении заявителя», информирования о порядке предоставления государственной услуги, а также при подписании разрешения на строительство, уведомления об отказе в выдаче разрешения на строительство.
Согласно статье 10 Федерального закона от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
Положением о департаменте градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти, утвержденным распоряжением мэрии городского округа Тольятти от 06.03.2009 №1288-р/1 определено, что Департамент градостроительной деятельности организует и контролирует рассмотрение заявлений, обращений физических и юридических лиц по вопросам выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию; (п. 3.5.3. Положения).
Таким образом, ответ на обращение ООО «Добрострой» от 29.02.2016 года, подписанный руководителем департамента градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти 29.02.2016 года не может в силу указанных нормативных актов являться допустимым доказательством по делу.
Как пояснил в судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля руководитель департамента градостроительной деятельности мэрии, договор от 11.03.2015 года №120 о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения с приложениями был представлен в департамент градостроительной деятельности мэрии городского округа Тольятти.
Однако свидетель не указал, что данный договор предоставлялся ООО «Добрострой» в рамках предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на строительство, а равно в каких-либо иных целях.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Так, к заявлению ООО «Добрострой» о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства приложена пояснительная записка к проектной документации шифр 08/13-ПЗ.
Решение о разработке проектной документации на жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подземной автомобильной стоянкой по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул.Ленина,55 принято на основании решения заказчика - ООО «ВолгаРегионСтрой».
При этом заказчиком предоставлялись в целях получения разрешения на строительство градостроительный план земельного участка RU63302000- 0000000000000896, утвержденный распоряжением заместителя мэра от 20.01.2012 года №306-р/5, технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 ГрК РФ.
Согласно Условиям подключения №305/390/2258 от 05.07.2013 года (приложение к договору о подключении к системе теплоснабжения №20-Т от 05.07.2013 года), выданным ОАО «Волжская ТГК» в адрес заявителя - «ВолгаРегионСтрой» срок действия условий подключения 2 года.
Пунктом 18 Условий подключения №305/390/2258 от 05.07.2013 года предусмотрено, что требования к прокладке трубопроводов подлежит согласованию с Самарским филиалом ОАО «Волжская ТГК» - «ТУ по теплоснабжению в г.Тольятти».
С заявлением о выдаче разрешения на строительство ООО «Добрострой» обратилось 13.10.2015 года, то есть по истечении срока действия Условий подключения с ОАО «Волжская ТГК» без предоставления необходимых согласований.
Техническими условиями подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (водоснабжение, водоотведение), выданными ООО «Волжские коммунальные системы» 03.06.2013 года №3 к мероприятиям, необходимым для подключения объекта ООО «ВолгаРегионСтрой» к сетям водоснабжения и водоотведения отнесены:
П. 7.1 Заключить договор на подключение объекта к системам коммунальной инфраструктуры с энергоснабжающей организацией, согласно Федеральному закону от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и во д оотвед ении».
П. 7.3 Вынести существующие сети водопровода к жилым домам по пр.Полярников, 1, 3, 5, сеть водопровода к зданию общественного туалета по ул.Ленина, 576, попадающие в зону застройки, на расстояние не менее 5,0 м по горизонтали от фундамента жилого дома согласно требованиям СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» с переключением в нее подключаемых объектов. Предоставить письменное разрешение на вынос сетей водопровода от владельцев жилых домов по пр.Полярников, 1, 3, 5 кв.1, 5 кв.2, 1,9, 11 и владельца здания общественного туалета по ул.Ленина, 576 - ООО «Управляющая компания №3» ,
П.7.4 Проект на подключение объекта к наружным сетям водопровода и канализации согласовать с ООО «Волжские коммунальные системы».
Указанные документы и согласования также представлены не были.
К заявлению о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства ООО «Добрострой» было приложено положительное заключение государственной экспертизы №63-1-4-0172-15 от 25.05.2015 года (п.4 заявления).
В п. 1.4 Положительного заключения государственной экспертизы указан предмет экспертизы: «проектная документация по объекту «Многоэтажный жилой дом со встроенными нежилыми помещениями и подзхемной автостоянкой по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Центральный район, ул.Ленина, 55», получившая положительное заключение ГАУ СО «Государственная экспертиза проектов в строительстве» №63-1-4-0032-14 от 24.01.2014 года в части внесенных изменений, в частности:
-использование гостевой автостоянки на 6 машино-мест для посетителей торгово-офисного центра на существующей парковке по ул.Ленина;
-размещение на участке детской площадки и площадок для отдыха;
-установка на существующей мусоросборной площадке дополнительного
контейнера;
-откорректированы технико-экономические показатели;
-уточнение места расположения существующих пожарных гидрантов ПГ2, ПГЗ;
-выведение сухотрубов для подключения пожарных машин на фасад стены по оси К».
Таким образом, предметом государственной экспертизы 2015 года являлась проектная документация, разработанная в 2013 году, на которую было получено положительное заключение государственной экспертизы 24.01.2014 года.
В п. 3.2.7 Положительного заключения государственной экспертизы №63- 1-4-0172-15 от 25.05.2015 года в качестве исходных данных, на основании которых разработана проектная документация указаны технические условия ООО «Самарские коммунальные системы» №3 от 03.06.2013 года на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения.
Следовательно, договор от 11.03.2015 года №120 о подключении к централизованной системе холодного водоснабжения, на который ссылается ООО «Добрострой» не был представлен как в проектной документации, разработанной в 2013 году, так и не являлся частью внесенных изменений, указанных выше.
Кроме того, обращаем внимание суда на то, что представленный ООО «Добрострой» договор №120 от 11.03.2015 года, заключенный между ООО «Волжские коммунальные системы» ООО «Добрострой» о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения является недопустимым доказательством по делу, поскольку в материалах дела №А55-27813/2015 имеется договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения №120 от 02.04.2015 года, заключенный также между ООО «Волжские коммунальные системы» и ООО «Добрострой».
При чем, в первом договоре дата подписания обеими сторонами 11.03.2015 года, во втором договоре дата подписания ООО «Волжские коммунальные системы» - 11.03.2015 года, дата подписания договора ООО «Добрострой» 02.04.2015 года.
Оба представленных договора имеют штамп «ПАРАФИРОВАНО», что свидетельствует только о предварительной договоренности между сторонами, а не о заключении указанных договоров.
Кроме того, ООО «Волжские коммунальные системы», являясь второй стороной по Договора на подключение (технологическое присоединение) объекта, в имеющихся в материалах дела письмах указывает, что требование мэрии г.о. Тольятти по согласованию проектной документации на стадии «П» с эксплуатирующей организацией является целесообразным. При этом третье лицо указывает, что до настоящего времени ООО «Добрострой» с запросами о согласовании посадки здания и проекта на подключение объекта к наружным сетям водопровода и канализации, в том числе на вынос сетей водопровода из зоны застройки, в адрес ООО «Волжские коммунальные системы» не обращалось. ООО «Волжские коммунальные системы» указанную документацию не согласовывало.
Следовательно, довод заявителя о том, что технические условия и являются согласованием, является ошибочным.
Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям №30188 от 04.09.2013 года (приложение к дополнительному соглашению №1 от 04.09.2013 года к договору №445 от 30.04.2013 года об осуществлении технологического присоединения), выданными ЗАО «Квант» установлено, что срок действия настоящих технических условий составляет 2 года со дня заключения договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, то есть до 30.04.2015 года.
В соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 №160, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Согласно пункту 12 указанных Правил заявление в сетевую организацию подается не позднее 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (начала строительства - дата выдачи разрешения на строительство). Рассматривается данное заявление 2 дня. Указанные сроки согласуются со сроком рассмотрения заявления о выдаче разрешения на строительство (10 дней), что свидетельствует о том, что первоначально заявитель обращается в сетевую организацию, получает согласование в течение 2 дней, после чего обращается в сетевую организацию, получает согласование, после чего обращается в орган местного самоуправления за выдачей разрешения.
Технические условия ОАО междугородней и международной электрической связи «Ростелеком» от 10.04.2013 года №0607/03/9630-13 на вынос сетей из зоны строительства, так же телефонизацию многоэтажного жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями и подземным гаражом, по адресу: <...> имеют срок действия 1 год со дня разработки.
Технические условия ООО «ИнфоЛада» от 02.09.2013 года №994 предусматривающие телефонизацию спорного объекта действительны в течение одного года со дня разработки.
Данные обстоятельства дополнительно свидетельствуют об отсутствии у ответчика оснований для удовлетворения заявления ООО «Добрострой».
В силу положений части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, данных в Постановлении от 01.07.1996 N 6/8, для признания оспариваемого ненормативного правового акта органа местного самоуправления недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя, а также незаконного возложения им на заявителя обязанности, создающей иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания оспариваемого ненормативного правового акта незаконным является наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта законам и иным нормативным правовым актам, и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что решение УФАС по Самарской области по жалобе №1266-7386-14/4 от 13.01.2014г. является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья
/
ФИО1