ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2798/08 от 08.05.2008 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 226-55-26

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть объявлена 08.05.08

Полный текст решения изготовлен 08.05.08

08 мая 2008 года

Дело №

А55-2798/08-38

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

при ведении протокола

ФИО1

помощником судьи Шашковой Е.В.

рассмотрев в судебном заседании 30 апреля-08 мая 2008 года дело по иску, заявлению

Заместителя прокурора Самарской области в интересах Муниципального образования городского округа Самара, г. Самара

к 1. Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара

2. Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара

О признании договора недействительным

от заместителя прокурора – Шокорова Н.В., удостоверение

ФИО2, удостоверение

от ответчиков – 1) ФИО3, доверенность от 26.02.07

ФИО4, доверенность от 04.04.08

2) ФИО5, доверенность от 16.04.08 №1760

В судебном заседании объявлялся перерыв с 30.04.08 до 08.05.08г.

Установил:

С учетом уточнения исковых требований заместитель прокурора Самарской области в интересах Муниципального образования городского округа Самара, г. Самара обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском к Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара и Департаменту управления имуществом городского округа Самара, г. Самара о признании недействительным договор от 22.11.07 между Департаментом управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара об организации торгов в силу его ничтожности, как несоответствующий требованиям Федерального Закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также подпунктов «в», «е», «ж», «з» пункта 3, пункта 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585.

До вынесения решения по делу заместителем прокурора Самарской области заявлено об изменении основании иска, а именно: просит признать недействительным договор между Департаментом управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара от 22 ноября 2007 года №ГОС-01/07/ПД об организации торгов, как несоответствующий требованиям ч.2 ст.447 ГК РФ., а также статьи 6, части 1 статьи 10 Федерального Закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и подпунктов «в», «е», «ж», «з» пункта 3, пункта 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585. (т.4 л.д.45).

В связи с тем, что данное заявление не противоречит закону, нормативным правовым актам, не нарушает интересы других лиц, суд, руководствуясь ст.49 АПК РФ, принимает вышеуказанное изменение основания иска.

Ответчик 1 (далее- Фонд) исковые требования не признает по мотивам, изложенным в отзыве на иск. (т.4 л.д.52-56).

Ответчик 2 (далее –Департамент) считает исковые требования подлежащими удовлетворению. (т.4 л.д.49-51).

Заместителем прокурора Самарской области представлены возражения на отзыв ответчика 2. (т.4 л.д.58-62).

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в дел, арбитражный суд установил следующее:

Как следует из материалов дела, 22 ноября 2007 года между Департаментом управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара заключен договор от 22.11.07 №ГОС-01/07/ПД об организации торгов, согласно которому Агент (ответчик 1) обязуется за вознаграждение по поручению Департамента (ответчика 2) от его имени и за его счет в течение срока действия настоящего договора организовывать и проводить торги на право заключения с Департаментом договоров купли-продажи объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Самара, а также совершать юридические и /или иные действия, связанные с исполнением настоящего договора. (т.1 л.д.13).

В соответствии с .2.1. вышеуказанного договора Агент обязуется:

-от имени и за счет Департамента организовывать и проводить торги на право заключения с Департаментом договора купли-продажи Имущества в соответствии с законодательством РФ.

-выполнять поручение, указанное в пункте 1.1. настоящего Договора, качественно, в полном объеме и во всех случаях действовать в интересах Департамента; сообщать Департаменту, по его письменному требованию, все сведения о ходе выполнения настоящего Договора и представлять соответствующие отчеты, документы (копии документов);

-открыть пункт приема заявок на участие в аукционе в г. Самаре.

-подготовить помещение для заседания Комиссии по проведению аукциона, а также для проведения аукциона;

-заключать от имени Департамента-соглашения о задатке с претендентами;

-принимать от претендентов на участие в торгах заявки, а также документы, указанные в опубликованном информационном сообщении о проведении торгов или отказывать в признании претендентов участниками торгов с выдачей им соответствующих уведомлений;

-подписывать уполномоченным лицом протоколы о допуске претендентов к участию в торгах по продаже Имущества;

-подписывать протоколы об итогах торгов по продаже Имущества;

-принимать на свой р/счет от претендентов денежные средства, вносимые в качестве задатка;

-возвращать претендентам, не допущенным к участию в торгах, либо участникам торгов, не ставшим их победителями; денежные средства, внесенные в качестве задатка;

-не сообщать третьим лицам конфиденциальную информацию Департамента, без

согласования с ним;

-по окончании действия настоящего Договора без промедления возвратит Департаменту доверенность, срок которой не истек;

-в срок не позднее следующего после проведения аукциона дня передать протокол об итогах аукциона Департаменту для заключения последним с победителем аукциона договора купли-продажи;

-опубликовать в СМИ информационные сообщения о проведении торгов; определять победителя торгов;

-принимать решения о признании торгов несостоявшимися.

Согласно п.2.2. данного договора Агент имеет право:

-на основании выданных в установленном порядке доверенностей представлять Департамент по вопросам, являющимся предметом настоящего договора в отношениях со всеми организациями, учреждениями и лицами, подавать, получать и подписывать документы, необходимые для исполнения обязательств по настоящему договору;

-запрашивать и получать от Департамента все необходимые и имеющиеся в Департаменте документы, относящиеся к Имуществу или требуемые исполнения обязательств по настоящему договору;

- запрашивать и получать от Департамента правоустанавливающие документы на Имущество;

-передать исполнение поручения любые физическим и юридическим лицам в целях своевременного и качественного исполнения обязательств по настоящему договору, неся ответственность за их действия как за свои собственные.

В соответствии с п. 2.4. данного договора Департамент обязан:

-в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания договора представить Агенту документы, необходимые для исполнения настоящего Договора;

-предоставлять по запросу Агента в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с поступления запроса дополнительную и необходимую информацию об Имуществе;

-предоставлять Агенту путем выдачи соответствующей доверенности необходимые полномочия в рамках настоящего Договора;

-представить кандидатуры представителей Департамента в количестве 3 человек ­для участия в Комиссии по проведению аукциона с выдачей им доверенностей,

подтверждающих их полномочия действовать от имени Департамента;

-выплатить вознаграждение Агенту в размере, в порядке и в сроки, установленные настоящим Договором;

-заключить с победителем торгов договор купли-продажи;

В Приложениях к данному договору указан Перечень имущества, принадлежащего городскому округу Самара Имущества и подлежащего продаже, а именно: сведения о 81 нежилом помещении (площадь, адрес местонахождение, начальная цена объекта, величина повышения начальной стоимости, обременения) (т.1 л.д.15а-20а).

Данные объекты включены в прогнозный план приватизации муниципального имущества городского округа Самара на 2007 год, утвержденный постановлениями Главы городского округа Самара от 27.12.2006 №2451 и от 12.10.2007 №844 «О внесении изменений и дополнений в прогнозный план приватизации муниципального имущества городского округа Самара на 2007 год». (т.1 л.д.22-31а, т. 4 л.д.24-43).

23.10.07 в «Самарской газете» Опубликованы приказы Департамента управления имуществом городского округа Самара об условиях приватизации нежилых помещений, указанных в Приложении к спорному договору, (т.4 л..д.11-23).

Вышеуказанный договор со стороны Департамента подписан руководителем Департамента управления имуществом городского округа Самара ФИО6, а со стороны Специализированного фонда – руководителем филиала Фонда ФИО7, действующим на основании доверенности Российского Фонда федерального имущества от 26.02.07 №13/140. (т.1 л.д.13, т. 4  л.д.8).

Руководителем Департамента управления имуществом городского округа Самара ФИО8 Филиалу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в Самарской области в лице его руководителя была выдана доверенность от 22.11.07 №1. ( т.4 л.д.10).

Согласно данной доверенности Филиалу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» в Самарской области Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставляет полномочия совершать от имени Департамента все предусмотренные договором от «22» ноября 2007года №ГОС-О1/О7/ПД юридические действия по реализации на торгах объектов недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Самара, в том числе:

I - заключить с претендентами на участие в торгах договоры о задатке и принять суммы задатков от претендентов на свои счет;

- принять от претендентов. на участие в торгах заявки с документами, указанными в опубликованном информационном сообщении о проведении торгов;

- в случаях, предусмотренных законодательством и договорами о задатке, возвратить задатки претендентам и участникам торгов;

-признать претендентов участниками торгов либо отказать претендентам в признании участниками торгов при наличии оснований, предусмотренных законодательством, Порядком проведения торгов и информационным сообщением о проведении торгов, с выдачей им соответствующих уведомлений;

- рассмотреть предложения участников торгов и признать победителем торгов участника, предложившего наибольшую цену за объекты, выставляемые на торги;

- предпринимать иные действия, необходимые для надлежащих организации: проведения и подведения итогов торгов, в том числе по формированию комиссии по проведению торгов.

Вышеуказанная доверенность выдана сроком на 3 месяца с правом передоверия.

Как видно из материалов дела, данный договор заключен на основании письма Департамента управления имуществом городского округа Самара от 18.10.07 №15-07-19/34084. (т.1 л.д.12).

Заместитель прокурора Самарской области мотивирует свои требования о признании вышеуказанного договора от 22.11.07 № ГОС-01/07/ПД об организации торгов недействительным (ничтожным), как несоответствующий требованиям п.2 ст. 447 ГК РФ, ст. 6, части 1 статьи 10 Федерального Закона от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также подпунктов «в», «е», «ж», «з» пункта 3, пункта 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585.

Из текста спорного договора видно, что договор от 22.11.07 № ГОС-01/07/ПД по своей природе является смешанным, включающим в себя элементы договора поручения и договора оказания услуг.

В силу ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Договор поручения может быть заключен с указанием срока, в течение которого поверенный вправе действовать от имени доверителя, или без такого указания.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статья 1 ФЗ от 21.12.01 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусматривает, что под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (далее - федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно п.3 статьи 2 Федерального Закона от 21.12.01 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Для реализации требований вышеуказанного ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585 утверждено Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе.

В абзаце 2 пункта 2 вышеуказанного Положения предусмотрено, что при продаже на аукционе имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации или в муниципальной собственности, продавцы определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 47 Устава городского округа Самара полномочия по продаже муниципального имущества на торгах, а также осуществлению приватизации имущества городского округа Самара возложены на Департамент управления имуществом городского округа Самара. (т.4 л.д.1)

В соответствии с пунктом «ф» вышеуказанной статьи Устава Департамент осуществляет иные полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом, установленные настоящим Уставом, а также не отнесенные Федеральным законодательством, настоящим Уставом, муниципальными правовыми актами городского округа Самара к компетенции других органов местного самоуправления городского округа Самара.

Согласно пункту «г» статьи 47 Устава городского округа Самара Департамент осуществляет исполнение постановлений Главы городского округа Самара о распоряжении земельными участками, распоряжается иным муниципальным имуществом (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам.

Из вышеизложенного следует, что только Департамент управления муниципальным имуществом городского округа Самара является продавцом муниципального имущества.

Статьей 47 Устава городского округа Самара не предусмотрена возможность передачи Департаментом управления муниципальным имуществом городского округа Самара указанных функций иным лицам.

Постановлением Самарской городской думы от 30.05.02 №154 утверждено Положение «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара». (т. 4  л.д.2-7).

Согласно пункту 9.2. вышеуказанного Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара», в редакции, действующей на момент заключения спорного договора, и утвержденной Решением Думы городского округа Самара от 05.07.2007 №451, Департамент управления имуществом городского округа Самара от имени городского округа Самара в порядке, установленном законодательством, осуществляет приватизацию имущества городского округа Самара. При продаже имущества, находящегося в собственности городского округа Самара, продавцами на аукционе (конкурсе) также могут выступать иные юридические лица, которым Департаментом будет поручено от его имени осуществлять функции по продаже приватизируемого муниципального имущества. (т. 4 л.д.5).

Вступившим в законную силу Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного от 20.02.2008 по гражданскому делу №05-912 признаны недействующими и противоречащими закону со дня вступления решения суда в законную силу пункты 4.1., 9.2. (в части допускающей участие в качестве продавцов муниципального имущества иных юридических лиц) Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара», утвержденного постановлением Самарской Городской Думы от 30.05.2002г., №154 (в редакции постановления Самарской Городской Думы от 29.10.2004г.№18, от 27.06.2005 №136, Решений Думы городского округа Самара от 23.03.2006г. №245, от 06.07.2007 №451) ..( т.  4 л.д. 63-66,  т.1 л.д.54).

В силу пункта 3 статьи 69 АПК РФ вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.

Пункт 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585 предусматривает, что Продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации при подготовке и проведении аукциона осуществляет следующие функции:

а) обеспечивает в установленном порядке проведение оценки подлежащих приватизации акций г в отношении имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, определяет начальную цену продаваемого на аукционе имущества именуется - начальная цена продажи), а также величину повышения начальной цены ("шаг аукциона») при подаче предложений о цене имущества в открытой форме, если иное не установлено соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

б) определяет размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеревающимися принять участие в аукционе (далее именуются - претенденты), а также иные условия договора о задатке;

в) заключает с претендентами договоры о задатке;

г) определяет место, даты начала и окончания приема заявок, место и срок подведения итогов аукциона;

д) организует подготовку и публикацию информационного сообщения о проведении аукциона;

е) принимает от претендентов заявки на участие в аукционе (далее именуются - заявки) и прилагаемые к ним документы по составленной ими описи, а также предложения о цене имущества при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме;

ж) проверяет правильность оформления представленных претендентами документов и определяет их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации и перечню, опубликованному в информационном сообщении о проведении аукциона;

з) ведет учет заявок по мере их поступления в журнале приема заявок:

и) принимает решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества», и уведомляет претендентов о принятом решении;

к) назначает из числа своих работников уполномоченного представителя, а также нанимает аукциониста или назначает его из числа своих работников - в случае проведения аукциона с подачей предложений о цене имущества в открытой форме;

л) принимает от участников аукциона предложения о цене имущества, подаваемые в день подведения итогов аукциона (при подаче предложений о цене имущества в закрытой форме):

м) определяет победителя аукциона и оформляет протокол об итогах аукциона;

н) уведомляет победителя аукциона о его победе на аукционе:

о) производит расчеты о претендентами, участниками и победителем аукциона;

п) организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах аукциона;

р) обеспечивает передачу имущества покупателю (победителю аукциона) и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него.

В соответствии с пунктом 4. вышеуказанного Положения Продавец вправе привлекать к осуществлению функций, указанных в подпунктах «в», «е», «ж», и «з» пункта 3 настоящего Положения, отобранных на конкурсной основе юридических лиц на основании заключенных с ними договоров.

Из вышеуказанных пунктов 3 и 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, следует, что функции, указанные в подпунктах «а», «б», «г», «д», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р» пункта 3 вышеуказанного Положения относятся к исключительной компетенции Продавца, а в случае передачи функций, указанных в подпунктах «в», «е», «ж», и «з» пункта 3 данного Положения другим лицам, последние должны привлекаться только на конкурсной основе.

Между тем из спорного договора следует, что Департаментом наряду с другими обязательствами Фонду поручено выполнять такие функции, при осуществлении которых другим лицом необходимо было проводить конкурс, а именно: обязательства, изложенные в абзацах 6, 7 пункта 2.1. спорного договора, полностью отражают функции, указанные в подпунктах «в», «е», «ж», «з» Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе (заключать от имени Департамента соглашения о задатке с претендентами; принимать от претендентов на участие в торгах заявки, а также документы, указанные в опубликованном информационном сообщении о проведении торгов или отказывать в признании претендентов участниками торгов с выдачей им соответствующих уведомлений),

Пункт 2 статьи 447 ГК РФ предусматривает, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.

Статья 6 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что Заказчик или уполномоченный орган (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь на основе контракта юридическое лицо (далее - специализированная организация) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также - конкурс) или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт (далее также - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций. При этом создание комиссии по размещению заказа, определение начальной (максимальной) цены государственного или муниципального контракта, предмета и существенных условий государственного или муниципального контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий торгов и их изменение осуществляются заказчиком, уполномоченным органом, а подписание государственного или муниципального контракта осуществляется заказчиком. Выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Специализированная организация осуществляет указанные в части 1 настоящей статьи функции от имени заказчика или уполномоченного органа. При этом права и обязанности возникают у заказчика или уполномоченного органа.

В соответствии с Уставом специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.02 №926, является федеральным государственным учреждением, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (т. 1 л.д.43-46).

Согласно пункту 14 вышеуказанного Устава Фонд вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доходы деятельность, соответствующую его уставным целям, в том числе осуществлять на основании соответствующих соглашений реализацию имущества субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, имущества юридических и физических лиц. Средства, полученные Фондом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевом счете, открытом ему в территориальном органе Федерального казначейства, и расходуются Фондом в соответствии со сметой доходов и расходов, утвержденной в порядке, определяемом главным распорядителем средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на лицевом счете Фонда.(п. 14 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.12.2006 N 782).

Приказом Российского Фонда федерального имущества от 28.09.07 №182 пункт 4.1. Примерного Положения о филиале специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества», утвержденного приказом Фонда от 16.05.06 №71, дополнен подпунктом 4.1.8. следующего содержания: «В порядке, установленном Фондом, осуществляет предпринимательскую и иную приносящую доходы деятельность, соответствующую уставным целям Фонда, в части оказания услуг по продаже имущества субъектов Российской Федерации, муниципальных образования, имущества юридических и физических лиц.». (т.1 л.д.38).

Данные положения Устава «Российский фонд федерального имущества» и пункт 4.1. Примерного Положения о филиале специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» указывают, что «Российский фонд федерального имущества» с целью осуществления предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности вправе, а не обязан оказывать услуги по продаже имущества муниципального образования.

Таким образом, Устав специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» не предусматривает обязанность Фонда выступать в качестве Продавца муниципального имущества, а только предоставляет право в целях осуществления предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности оказывать услуги по его продаже.

Часть 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.05 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусматривает, что для размещения заказов на поставки, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд проводятся торги в форме конкурса.

Согласно статье 3 ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирование потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения.

Как видно из материалов дела, затраты на организацию торгов по продаже недвижимого имущества городского округа Самара в соответствии с частью 1 статьи 87 Бюджетного кодекса РФ производились за счет казны муниципального образования.

Таким образом, в силу пункта 2 ст.447 ГК РФ, статьи 6, части 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение функций, предусмотренных работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Департамент для заключения договора на организацию торгов, с целью определения претендентов для выполнения функций, предусмотренных подпунктами «в», «е», «ж» и «з» пункта 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.02 №585, должен был проводить конкурс.

Однако доказательства, подтверждающие проведение Департаментом управления имуществом муниципального округа Самара данного конкурса, лицами, участвующими в деле, не представлены.

Кроме того, несмотря на то, что Устав специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» не предусматривает обязанность Фонда выступать в качестве Продавца муниципального имущества, в спорном договоре Департамент предоставляет ему осуществлять функции Продавца муниципального имущества, в том числе по вопросам, указанным в подпунктах «а», «б», «г», «д», «и», «к», «л», «м», «н», «о», «п», «р» пункта 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585, которые относятся к исключительной компетенции собственника либо обладателя имущественного права, а именно:

-определять размер, срок и условия внесения задатка физическими и юридическими лицами, намеривающимися принять участие в аукционе (далее именуются –претенденты), а также иные условия о задатке; (в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие создание «Департаментом» соответствующих комиссий и протоколы их заседаний).

-определять место, даты начала и окончания приема заявок, место и срок подведения итогов аукциона; (абзац 4 подпункта 2.1. спорного договора, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие создание «Департаментом» соответствующих комиссий и протоколы их заседаний об определении места, даты начала и окончания приема заявок, места и срок подведения итогов аукциона).

-принимать решение о признании претендентов участниками аукциона или об отказе в допуске к участию в аукционе по основаниям, установленным ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», и уведомлять претендентов о принятом решении. ( абзацы 7, 8 подпункта 2.1. спорного договора); (т.1 л.д.13).

-принимать от участников аукциона предложения о цене имущества, подаваемые в день подведения итогов аукциона; (

-определять победителя аукциона и оформлять протокол об итогах аукциона. (абзац 9,16 подпункта 2.1. спорного договора ). (т.1 л.д.13, 61-150, т.2,3).

-принимать решение о признании торгов несостоявшимися.

При этом, в абзаце 3 подпункта 2.2. спорного договора контрагенты установили, что в целях своевременного и качественного исполнения обязательств Фонд имеет право передать исполнение поручения любым физическим и юридическим лицам.

Из вышеизложенного следует, что сделка, оформленная договором от 22 ноября 2007 года №ГОС-01/07/ПД между Департаментом управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара об организации торгов не соответствует требованиям части 2 статьи 447 ГК РФ, статьи 6 и части 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также подпунктов «в», «е», «ж», «з» пункта 3, пункта 4 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585.

Согласно статье 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Суд считает несостоятельным довод ответчика 1 (Фонда) о том, что в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 ФЗ РФ № 94-ФЗ от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проведение Департаментом конкурса для размещения муниципального заказа на оказание услуг по организации аукциона не требовалось, поскольку  в данном случае стоимость услуг по договору № ГОС-01/07/ПД от 22.11.2007г об организации торгов составила 100 000 рублей и не превысила установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами (согласно Указанию ЦБ РФ от 20.06.2007г № 1843-У, действовавшему на момент заключения договора между Департаментом и Фондом, предельный размер расчета наличными денежными средствами между юридическим лицами составлял 100 000 рублей), исходя из следующего:

Статья 10 Федерального закона РФ № 94-­ФЗ предусматривает различные способы размещения заказа (запрос котировок, аукцион, конкурс) и выбор способа размещения заказа зависит от вида услуг, на оказание которых производится размещение заказа, их стоимости и других критериев

В соответствии со статьей.42 вышеуказанного Закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае, если имеется функционирующий рынок данного вида услуг и цена муниципального контракта не превышает 500 000 рублей, размещение заказа осуществляется путем запроса котировок.

Данной нормой права установлено, что под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Доказательства, подтверждающие запрос Департамента котировок для определения претендента для выполнения его поручений, указанных в спорном договоре, а также создание комиссии по изучению котировок Ответчиком 2 (Департаментом), лицами, участвующими в деле, не представлены.

Кроме того, лицами, участвующими в деле, не представлены документы, подтверждающие обоснованность размера вознаграждения в сумме, указанной в спорном договоре, и финансируемой за счет бюджетного финансирования.

Одновременно суд считает несостоятельной ссылку ответчика 2 (Фонда) на ст. ст.182, 183 ГК РФ, поскольку данные нормы права применимы при сделках, совершенных «Российским фондом федерального имущества» во исполнение поручения, указанного в спорном договоре.

Исходя из вышеизложенного, и на основании ст. ст.166,168,ч.2 ст.447 ГК РФ, а также 1 статьи 10 ФЗ от 21.07.05 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.02 № 585, требования заместителя прокурора Самарской области обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на тветчиков солидарно.

Руководствуясь ст.49, ч. 3 ст.69, ст. ст. 110, 163, 168, 177-182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Принять заявление заместителя прокурора об изменении основания иска.

Иск удовлетворить.

Признать недействительным договор между Департаментом управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированным государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» в лице филиала Фонда в Самарской области, г. Самара от 22 ноября 2007 года №ГОС-01/07/ПД об организации торгов.

Взыскать с Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара и Специализированного государственным учреждением при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества», г. Москва солидарно в доход федерального бюджета РФ госпошлину в сумме 2000руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья

/

ФИО1