ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-2799/08 от 18.06.2008 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

18 июня 2008 года

Дело №

А55-2799/2008

Арбитражный суд Самарской области

В составе судьи

ФИО1

При ведении протокола судебного заседания помощником судьи Аникановой В.О.

рассмотрев в судебном заседании 10 июня 2008 года дело по иску, заявлению

Индивидуального предпринимателя ФИО2

От 03 марта 2008 года № б/н

к Мэрии городского округа Тольятти

Об обязании исполнить договор

при участии в заседании

от истца ФИО2 (паспорт)

представитель ФИО3 (доверенность от 19.03.08г. №1764)

от ответчика главный специалист ФИО4 (доверенность от 02.04.08г. №1085/1)

Установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО2 обратилась в суд с иском к Мэрии г.о.Тольятти об обязании (понуждении) Мэрии городского округа Тольятти, выполнить юридические действия во исполнение ее договорных обязательств, предусмотренных пунктами 2.4. и 2.5. договора на реализацию инвестиционного проекта строительства объекта на территории городскою округа Тольятти № 1206 от 24 ноября 2006 года, и обязательств, предусмотренных ст. ст. 30-31 Земельного кодекса РФ, путем оформления соответствующих распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, установив конкретные сроки выполнения данных обязательств, в том числе:

- подготовить и утвердить Постановление мэра о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке;

- подготовить и утвердить Постановление мэра о разрешении проектирования объекта и предоставлении в аренду земельною участка;

- подготовить и утвердить Постановление мэра о разрешении строительства объекта;

И обязании Мэрии г.о. Тольятти представить подлинники и заверенные копии следующих документов:

- Протоколов заседаний городской инвестиционной комиссии № 14 от 18.06.05г., №15 от 03.09.2005г., № 18 от 22.07.06г. и № 19 от 21.10.06г. а также протокола заседания городской инвестиционной комиссии, на котором были приняты изменения в протокол №18 от 22.07.06г.;

- Устава (Положения) Фонда «Городской центр проектного финансирования» и
 положения об его участии в инвестиционных проектах;

- Положения об Инвестиционном Паспорте городского округа Тольятти;

- Положения о рабочей группе городской Инвестиционной комиссии и Положения о городской Инвестиционной комиссии;

- Положения о Департаменте экономики мэрии г.о. Тольятти;

- Инструкции по порядку подписания пакета инвестиционных договоров, утвержденной департаментом экономики мэрии г.о. Тольятти.

- Положение о благоустройстве и озеленении территорий объектов г.о. Тольятти.

В судебном заседании истец уточнил исковые требования, отказался от иска в части обязания Мэрии г.о. Тольятти представить подлинники и заверенные копии следующих документов:

- Протоколов заседаний юродской инвестиционной комиссии № 14 от 18.06.05г., №15 от 03.09.2005г., № 18 от 22.07.06г. и № 19 от 21.10.06г. а также протокола заседания городской инвестиционной комиссии, на котором были приняты изменения в протокол №18 от 22.07.06г.;

- Устава (Положения) Фонда «Городской центр проектного финансирования» и
 положения об его участии в инвестиционных проектах;

- Положения об Инвестиционном Паспорте городского округа Тольятти;

- Положения о рабочей группе городской Инвестиционной комиссии и Положения о городской Инвестиционной комиссии;

- Положения о Департаменте экономики мэрии г.о. Тольятти;

- Инструкции по порядку подписания пакета инвестиционных договоров, утвержденной департаментом экономики мэрии г.о. Тольятти.

- Положение о благоустройстве и озеленении территорий объектов г.о. Тольятти.

Ответчик возражал против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск.

Изучив имеющиеся в материалах дела документы, доводы искового заявления и отзыва на иск, заслушав представителей сторон, суд считает, что производство по делу в части обязания Мэрии г.о. Тольятти представить подлинники и заверенные копии документов следует прекратить, в остальной части оставить без удовлетворения по следующим основаниям.

Истцом до рассмотрения спора по существу заявлено об отказе от иска в части обязания Мэрии г.о. Тольятти представить подлинники и заверенные копии документов.
  В силу п.2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Поскольку отказ истца от иска не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, отказ от иска принимается арбитражным судом.

Согласно п.4 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

При таких обстоятельствах производство по делу в указанной части подлежит прекращению.

Истцом также заявлены требования об обязании ответчика исполнить договорные обязательства, предусмотренные п. 2.4. и п. 2.5. договора на реализацию инвестиционного проекта строительства объекта на территории городского округа Тольятти №1206 от 24.11.2006г. и обязательств предусмотренных ст.ст. 30-31 Земельного кодекса Российской Федерации, путем оформления соответствующих распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта, принятии Постановления о предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемом земельном участке и выдаче разрешения на строительство объекта.

Как следует из материалов дела, 24.11.2006г. между истцом и ответчиком был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта на строительство объекта на территории г. Тольятти № 1206, предметом которого явилась реализация истцом (инвестор по договору) инвестиционного проекта «Культурно-оздоровительный, спортивный комплекс» на территории г. Тольятти.

В рамках исполнения данного договора инвестор обязался за счет собственных и привлеченных средств осуществить реализацию инвестиционного проекта, тогда как Мэрия городского округа Тольятти обязалась обеспечить решение вопросов в пределах своей компетенции по поддержке реализации инвестиционного проекта инвестора.

Договор об инвестиционной деятельности в данном случае, является добровольным инвестиционным обременением, на мэрию были возложены обязательства лишь по оказанию содействия в реализации инвестиционного договора и предоставлении информации об условиях получения в аренду или собственность земельного участка.

В соответствии со ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений.

Так, исходя из буквального толкования условий договора, на Мэрию были возложены обязанности по оказанию содействия в реализации проекта по вопросам, входящим в компетенцию Мэрии, в том числе по обеспечению своевременной подготовки и выпуска распорядительных документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта. Из данного условия договора с очевидностью не следует наличие у Мэрии гражданско-правовой обязанности по изданию постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, предоставлении земельного участка в аренду и заключению договора аренды земельного участка. Возможность предоставления земельного участка в аренду для строительства не может определяться договорными отношениями. Действующим Градостроительным и Земельным законодательством предусмотрена четкая процедура выделения земли под строительство, не предусматривающая наличия либо отсутствия договора на реализацию инвестиционного проекта.

В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления, получив заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта с указанием назначения объекта, предполагаемого места его размещения, обоснования примерного размера земельного участка, испрашиваемого права на земельный участок, обеспечивает выбор земельного участка или принимает решение об отказе в размещении объекта.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принимается одновременно с утверждением акта о выборе земельного участка.

На обращение ФИО2. о выборе земельного участка для строительства культурно-оздоровительного конноспортивного комплекса, поступившее в мэрию городского округа Тольятти 20.05.2003г., был выдан акт о выборе земельного участка от 22.04.2004г. №49, расположенного по адресу: г.Тольятти, Центральный район, юго-восточнее спорткомплекса «Кристалл» по ул.Баныкина, согласованный всеми необходимыми инспектирующими службами.

Однако необходимо отметить, что размещение данного объекта на
 указанном земельном участке противоречит градостроительным
 регламентам, установленным для территориальной зоны Р-3, в которой
 расположен земельный участок в соответствии с Постановлением
 Тольяттинской городской Думы от 10.07.2002г. №504 «О правилах
 землепользования и застройки территории г.Тольятти». Данная зона
 относится к землям особо охраняемых территорий, так как имеет особое
 природоохранное, ландшафтно-эстетическое и рекреационно-оздоровительное значение. В соответствии со ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.

Строительство культурно-оздоровительного объекта с конноспортивным направлением деятельности не является разрешенным видом использования земельного участка зоны Р-3. В данном случае принятие решения мэрией городского округа Тольятти о предварительном согласовании места размещения объекта и предоставления земельного участка под заявленные цели на основании акта о выборе земельного участка №49, предусматривающего строительство на земельном участке культурно-оздоровительного, конноспортивного объекта, не представляется возможным, поскольку будет противоречить нормам земельного и градостроительного законодательства.

При указанных обстоятельствах требования истца об обязании ответчика подготовить и утвердить Постановление мэра о предварительном согласовании места размещения объекта на спорном земельном участке удовлетворены быть не могут.

Истцом также заявлены требования об обязании ответчика подготовить и утвердить Постановление мэра о разрешении проектирования объекта и предоставлении в аренду спорного земельного участка и Постановления о разрешении строительства объекта.

Однако согласно п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием, либо без предварительного согласования мест размещения объекта.

В силу п. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 того же Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 70 того же Кодекса; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 того же Кодекса.

В силу п. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства

Из изложенного следует, что требования истца об обязании ответчика подготовить и утвердить Постановление мэра о разрешении проектирования объекта и предоставлении в аренду спорного земельного участка и Постановления о разрешении строительства объекта удовлетворены быть не могут, поскольку у истца отсутствует решение органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта.

Кроме того, в соответствии со ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ является основанием для установления за счет заявителя границ земельного участка на местности и проведения кадастрового учета земельного участка, то есть проведения работ по формированию земельного участка. Только сформированный земельный участок может являться объектом каких-либо прав на него, установленных земельным законодательством. Поэтому не может быть одновременно, то есть одной датой, принято решение об утверждении акта выбора земельного участка, и решение о предоставлении его в аренду. Как следует из материалов дела, спорный земельный участок не прошел кадастровый учет, следовательно, является не сформированным и не может быть объектом каких-либо правоотношений.

Таким образом, истец не подтвердил выполнения всех условий относительно спорного земельного участка, с которыми нормы ст.ст. 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации связывают возможность предоставления земельного участка в аренду под строительство.
  С учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для признания исковых требований законными и обоснованными.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине в сумме 2 000 рублей, подлежат отнесению на истца и оплачены им при предъявлении иска.

Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Принять отказ от иска в части обязания Мэрии г.о. Тольятти представить подлинники и заверенные копии следующих документов:

- Протоколов заседаний юродской инвестиционной комиссии № 14 от 18.06.05г., №15 от 03.09.2005г., № 18 от 22.07.06г. и № 19 от 21.10.06г. а также протокола заседания городской инвестиционной комиссии, на котором были приняты изменения в протокол №18 от 22.07.06г.;

- Устава (Положения) Фонда «Городской центр проектного финансирования» и
 положения об его участии в инвестиционных проектах;

- Положения об Инвестиционном Паспорте городского округа Тольятти;

- Положения о рабочей группе городской Инвестиционной комиссии и Положения о городской Инвестиционной комиссии;

- Положения о Департаменте экономики мэрии г.о. Тольятти;

- Инструкции по порядку подписания пакета инвестиционных договоров, утвержденной департаментом экономики мэрии г.о. Тольятти.

- Положение о благоустройстве и озеленении территорий объектов г.о. Тольятти,

производство по делу в данной части иска прекратить.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течении месяца в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1