ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-28360/2011 от 22.03.2012 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. 226-56-17, 226-55-26 (факс)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

22 марта 2012 года

Дело №

А55-28360/2011

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего по делу судьи Медведева А.А. рассмотрел 15 марта 2012 года в судебном заседании заявление

Государственного казенного учреждения Самаркой области "Центр занятости населения городского округа Тольятти", 445026, <...>,

к Обществу с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр", 445047, <...>

с участием третьего лица:

Департамента труда и занятости Самарской области, 443068, <...>,

о взыскании 49 342 317 руб. 18 коп.,

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Поповой А.Г.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – ФИО1, представитель по доверенности от 10.01.2012, ФИО2, представитель по доверенности от 13.02.2012,

от заинтересованного лица – ФИО3, представитель по доверенности от 30.12.2011, ФИО4, представитель по доверенности от 30.12.2011, ФИО5, представитель по доверенности от 23.12.2012,

от третьего лица – ФИО6, представитель по доверенности от 17.02.2012, ФИО7, представитель по доверенности от 17.05.2011.

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2012 года. Полный текст решения изготовлен 22 марта 2012 года.

Суд установил:

Государственное Учреждение Центр занятости населения городского округа Тольятти обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" 49 342 317 руб. 18 коп.

Общество с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр" в отзыве на заявление и представители, участвующие в судебном заседании, требования признали частично.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Департамент труда и занятости населения Самарской области поддержал требования Центра занятости.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующего.

Как следует из материалов дела, в целях реализации Постановлений Правительства РФ от 07.11.2009 №902 «О дополнительных мерах по снижению напряжённости на рынке труда Самарской области», от 31.12.2008 №1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации», от 14.12.2009 №1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации». Государственным учреждением Центр занятости населения городского округа Тольятти в 2009 - 2011 годах были заключены с дочерним обществом ОАО «АВТОВАЗ» - ООО «Реформинг-центр» договоры о предоставлении субсидий:

- от 08.12.2009 № 1595, от 19.03.2010 № 709, от 28.04.2011 № 157 - по оплате труда работников;

- от 08.12.2009 № 1596, от 19.03.2010 № 727 - связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой работников;

- от 19.03.2010 № 726, от 25.04.2011 № 152 на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками.

В 2009 году договоры о предоставлении субсидий заключались в соответствии с «Порядком предоставления в 2009 году субсидий юридическим лицам - производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам - производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством легковых автомобилей и (или) оказанием указанных услуг в части расходов на оплату труда работников, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стоимости проезда к месту обучения и обратно, проживания в период обучения и суточных расходов за время нахождения в пути, на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками», утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от 22.04.2009г. №221.

В 2010 году договоры о предоставлении субсидий заключались в соответствии с «Порядком предоставления в 2010 году субсидий юридическим лицам - производителям легковых автомобилей и их дочерним юридическим лицам - производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников юридических лиц, осуществляющих производство легковых автомобилей, в целях возмещения затрат в связи с производством легковых автомобилей и (или) оказанием указанных услуг в части расходов на оплату тоуда работников, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки в российских и зарубежных организациях, стоимости проезда к месту обучения и стажировки на территории Российской Федерации и иностранных государств и обратно, проживания в период обучения и стажировки, суточных расходов за время нахождения в пути, на выплаты за наставничество в период стажировки работников, прошедших профессиональное переобучение, на материально - техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками», утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от 03.02.2010 г. №15.

В 2011 году договоры о предоставлении субсидий заключались в соответствии с «Порядком предоставления в 2011 году субсидий юридическим лицам - организациям автомобильной промышленности и их дочерним юридическим лицам - производителям услуг в сфере содействия занятости бывших работников организаций автомобильной промышленности в целях возмещения затрат в связис производством легковых автомобилей и (или) оказанием указанных услуг в части расходов на оплату труда работников, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стоимости проезда к месту обучения и стажировки на территории российской федерации и иностранных государств и обратно, проживания в период обучения и стажировки, суточных расходов за время нахождения в пути, на выплаты за наставничество в период стажировки работников, прошедших профессиональное переобучение, стажировки работников в других организациях, на профориентационное сопровождение процесса перехода на новые рабочие места работников дочерних организаций, на материально- техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками», утверждённым Постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 г. N 113. Далее по тексту - Порядки предоставления субсидий. Субсидии были предоставлены при условии:

-отсутствия выявленных в ходе проверок недостоверных сведений в документах, представленных организацией-получателем в целях получения субсидии в соответствии с Порядками предоставления субсидий;

-использования организацией-получателем субсидий на реализацию мероприятий по обеспечению занятости работников организации по направлениям, а также в соответствии с условиями и сроками предусмотренными Порядками предоставления субсидий и договорами, заключенным между центром занятости и организацией;

-представления документов, предусмотренных Порядками предоставления субсидий, подтверждающих понесенные организацией затраты на сумму, эквивалентную полученной субсидии;

-представления отчетов о расходовании субсидий.

Порядками предоставления субсидий и договорами о предоставлении субсидий установлено, что в случае несоблюдения получателем субсидии условий её предоставления, субсидия подлежит возврату в областной бюджет.

В период с 2009 по 2011 год, в соответствии с заключенными с ГУ ЦЗН городского округа Тольятти договорами о предоставлении субсидий, ООО «Реформинг-центр» предоставлены субсидии, в том числе, на следующие цели:

1. В целях возмещения понесённых работодателем затрат на оплату труда работников:

В 2009 году согласно договору №1595 от 08.12.2009г. и предоставленной заявке, ООО «Реформинг-центр» перечислена субсидия в сумме 38 359 440 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 5 549 618 рублей.

В 2010 году согласно договору №709 от 19.03.2010г. и предоставленным заявкам, ООО «Реформинг-центр» получена субсидия в сумме 806 570 471 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 664 399 747 рублей 71 коп.

В 2011 году согласно договору №157 от 28.04.2011г. и предоставленным заявкам, ООО «Реформинг-центр» получена субсидия в сумме 60 227 086 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 207 333 888 рублей.

Всего из средств субсидий, предоставленных в целях возмещения понесённых ООО «Реформинг-центр» затрат на оплату труда работников, подлежит возврату в бюджет субсидия в сумме 27 873 743 рубля 29 коп.

2. В целях возмещения понесённых работодателем затрат, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой работников:

В 2009 году согласно договору №1596 от 08.12.2009г. и предоставленной заявке, ООО «Реформинг-центр» перечислена субсидия в сумме 44164200 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 7 051 062 рубля.

В 2010 году согласно договору №727 от 19.03.2010г. и предоставленным заявкам, ООО «Реформинг-центр» получена субсидия в сумме 31769948 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 32 271 064 рубля 27 коп.

В 2011 году ООО «Реформинг-центр» предоставлены отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии на сумму 5 452 707 рублей 48 коп. Средства субсидии в сумме 9 778 086 рублей 13 коп. возвращены в бюджет.

Всего из средств субсидий, предоставленных в целях возмещения понесённых работодателем затрат, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой работников подлежит возврату в бюджет субсидия в сумме 21 381 228 рублей 12 коп.

3. В целях возмещения понесённых работодателем затрат на материально- техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками:

В 2009 году согласно договору №1597 от 08.12.2009г. и предоставленной заявке, ООО «Реформинг-центр» перечислена субсидия в сумме 49460000 рублей.

В 2010 году согласно договору №726 от 19.03.2010г. и предоставленным заявкам, ООО «Реформинг-центр» получена субсидия в сумме 250020000 рублей. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 265747630 рублей.

В 2011 году согласно договору №152 от 25.04.2011г. и предоставленным заявкам, ООО «Реформинг-центр» получена субсидия в сумме 40853982 рубля 59 коп. Отчётность и документы, подтверждающие целевое использование субсидии предоставлены на сумму 74499006 рублей 82 коп.

Всего из средств субсидий, предоставленных в целях возмещения понесённых ООО «Реформинг-центр» затрат на материально-техническое обеспечение работ по уборке, ремонту производственных помещений, демонтажу оборудования и иных видов временных работ, выполняемых работниками подлежит возврату в бюджет субсидия в сумме 87345 рублей 77 коп.

Таким образом, общая сумма субсидий, подлежащих возврату ООО «Реформинг- центр» в бюджет составляет 49342317 рублей 18 коп.

Исковое заявление не содержит описания того, по какой причине истец требует возврата субсидии и в чем выразились нарушения, допущенные ответчиком.

Однако указанные причины содержатся в возражениях на отзыв на заявлениеи письменных пояснениях.

Основанием для требований Центра занятости о возврате средств субсидий в сумме 27 873 743,29 руб., предоставленных ООО «Реформинг-центр» в целях возмещения затрат на оплату труда работников, является несоблюдение ответчиком условий их предоставления (использования), установленных договорами о предоставлении субсидий и нормативно-правовыми актами устанавливающими размер субсидий и порядок их предоставления.

Размер субсидий, предоставляемых в целях возмещения затрат на оплату труда работников был установлен в сумме: на 2009 год - 19 180,00 руб. на 2010 год-23 945,21 руб. на 2011 год-23 625,00 руб. из расчёта в месяц на одного работника, с учётом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В сентябре, октябре, ноябре и декабре 2010 года, а так же в марте, апреле, мае и июне 2011 года указанный норматив ООО «Реформинг-центр» был превышен:

2010 год

Период

Численность

Норматив, руб.

Сумма по нормативу, руб.

Сумма по отчету, руб.

Превышение

Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

2848

2331

2003

1869

23945,21 23945,21 23945,21 23945,21

68195958,08 55816284,51 47962255,63 44753597,49

72147518,00 63706606,00 49842111,00 47472810,00

3951559,92 7890321,49 1879855,37 2719212,51

Итого:

216728095,71

233169045,00

16440949,29

2011 год

Период

Численность

Норматив,

руб

Сумма по нормативу, руб.

Сумма по отчету, руб.

Превышение

Март Апрель

Май

Июнь

1715

1367

1317

920

23625,00 23625,00 23625,00 23625,00

40516875,00 32295375,00 31114125,00 21735000,00

44931274,00 36029881,00 45926063,00 35540251,00

4414399,00 3734506,00 14811938,00 13805251,00

Итого:

125661375,00

162427469,00

36766094,00

Всего за 2009-2011 год в адрес ООО «Реформинг-центр» было перечислено на возмещение затрат на оплату труда 905156997 руб. из них зачтено в возмещение фактических затрат в пределах установленного норматива 877283253 руб.71 коп..

Разница между перечисленными суммами субсидий и суммой фактических затрат в пределах норматива - 27873743 руб. 29 коп.

Кроме того, требования Центра занятости о возврате в бюджет средств субсидии в размере 21 381 228,12 руб., предоставленной с целью возмещения затрат ответчика связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой работников ООО «Реформинг-центр», а так же средств субсидии в размере 87 345,77 руб., предоставленной с целью возмещения затрат ответчика на материально-техническое обеспечение работ по уборке и ремонту производственных помещений, монтажу, демонтажу оборудования и других видов временных работ, выполняемых работниками, основаны на том, что ответчиком не представлены предусмотренные договорами о предоставлении субсидий и порядками предоставления субсидий документы, подтверждающие соответствующие расходы ответчика, подлежащие возмещению согласно представленным в материалы дела расчётам к письменным побъяснениям.

ООО «Реформинг-центр» в 2011 году неправомерно использовал на оплату труда субсидию, предоставленную на возмещение затрат, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации и стажировкой работников, что является нецелевым использованием полученных из бюджета денежных средств. Данные субсидии выделялись по разным договорам под определенные цели. Следовательно, остаток субсидии по договору № 727 от 19.03.2010 в размере 21 381 228, 12 руб. подлежит перечислению в доход бюджета.

Возражая против заявленных требований, ООО «Реформинг-центр» приводит доводы о том, что на момент перечисления субсидии указанные в Порядках документы были предоставлены в Центр занятости в полном объеме, условия предоставления субсидии установленные Порядками не были нарушены. В качестве доказательства соблюдения условий о предоставлении субсидии в объеме и в сроки, установленные Порядками предоставления субсидий, ответчик ссылается на факт принятия Центром занятости отчетов, отсутствии претензий и замечаний со стороны Центра занятости.

Заявитель обоснованно возразил ответчику, что факт принятия отчетов не является свидетельством и доказательством того, что субсидия израсходована в объемах, предусмотренных Порядками предоставления субсидий. Условие об обязанности предоставления отчетов, сроках предоставления установлены Порядком предоставления субсидий, ее невыполнение влечет предъявление Центром занятости к получателю субсидии требования о возврате средств субсидий.

При этом требование о возврате средств субсидий предъявлено истцом только к той части расходов, которые не подтверждены отчетами или отчеты представлены, но из них следует что, расчёт произведен в нарушение нормативов, установленных Порядками предоставления субсидий. Ссылка ответчика на отсутствие претензий по результатам проверки отчетов также не обоснована, Центром занятости в адрес ООО «Реформинг-центр» направлялся акт взаимной сверки расчетов, однако со стороны ООО «Реформинг-центр» он не был подписан.

ООО «Реформинг-центр» указывает, что указание в Порядках конкретной суммы в месяц на одного работника с учетом единого социального налога (страховых взносов в государственные внебюджетные фонды), используемой для определения размера субсидии, не нормирует размер заработной платы работников Общества.

Арбитражный суд также считает, что указанные нормативные правовые акты не устанавливают ограничений на размер и порядок формирования заработной платы работников коммерческой организации, поскольку это не относится к компетенции государственного органа.

Однако при предоставлении из бюджета денежных средств Правительство Самарской области правомерно определило цель предоставления субсидии (возмещение затрат в части расходов на оплату труда работников и пр.) и предельный размер такого возмещения, определяемый исходя из количества работников и конкретной суммы на одного работника в месяц, а не иной период времени.

Следовательно, из бюджета возмещается не все расходы коммерческой организации на оплату труда работников, а только та часть, которая соответствует количеству работников в конкретном месяце и в пределах определенной для этого периода суммы субсидии.

Довод ответчика о том, что Центром занятости не изучен и не дана оценка вопросу оплаты труда работников Общества в месяцы, на которые приходились очередные отпуска работников с выплатой отпускных авансом и увольнения работников с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, вследствие чего происходило увеличение расходов на оплату труда работников, является необоснованным.

ООО «Реформинг-центр» само ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Самарской области по делу №А55-17015/2010 от 10.11.2010, однако ошибочно истолковывает изложенную в нём правовую позицию суда.

Данное решение принималось по заявлению ГУ Центра занятости населения г.о. Тольятти об оспаривании ненормативного правового акта государственного органа, ответчиком являлось Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Самарской области (далее - Росфиннадзор). Суть дела заключалась в том, что Росфиннадзор посчитал, что каждому конкретному работнику   ООО «Реформинг-центр» оплата труда за счет выделяемой субсидии не должна превышать установленного норматива. Суды пришли к выводу об обоснованности доводов ГУ ЦЗН г.о.Тольятти в процессе судебного разбирательства о том, что норматив устанавливается на месяц из расчета на одного работника предприятия, а не конкретно каждому из них.   Превышения фактических расходов над установленным нормативом за оспариваемый период в ООО «Реформинг-центр» не было.

Следовательно, у заявителя отсутствуют основания для определения подлежащих возмещению расходов на оплату труда каждого конкретного  работника, тем более за пределами соответствующего месяца использования субсидии.

Как следует из представленных заявителем и неоспариваемых ответчиком расчётов, в отдельные месяцы фактические затраты ООО «Реформинг-центр» складывались в размере меньшем, чем установленный норматив, в данном случае возмещению подлежали, только затраты по факту.

Однако не полное использование норматива не является экономией и не может быть использовано в последующие месяцы для покрытия сверхнормативных затрат. ООО «Реформинг-центр» не является бюджетной организацией, и суммы вышеуказанных субсидий не являются для них фондом оплаты труда. Порядком не предусмотрен расчет субсидий нарастающим итогом ни с начала года, ни с начала антикризисных мероприятий. В порядке и заключенных договорах указано, что субсидия идет на возмещение затрат, по нормативу из расчета на одного человека в месяц. Кроме того, в п. 11 Порядка предоставления субсидий в 2011 году, утв. Постановлением Правительства Самарской области от 25.03.2011 г. № 113, четко прописано, что субсидия перечисляется ежемесячно. Данный пункт, еще раз подтверждает, что за счет субсидии компенсируются, только фактические затраты за каждый конкретный месяц в пределах установленного норматива.

Увеличение норматива возмещаемых расходов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.06.2010г. № 475, также не является основанием для пересчета заработной платы за предыдущие отчетные периоды.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Так как, согласно ст. 135 Трудового кодекса РФ « Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».

Согласно п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № ЗЗн «Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности)». Таким образом, в отчетности ООО «Реформинг-центр» отражалась именно та сумма заработной платы, которая была начислена работникам за выполнение их трудовых обязанностей и в соответствии с установленными на предприятии системами оплаты труда.

Центр занятости не должен и не имеет право изучать и давать оценку вопросам оплаты труда ООО «Реформинг-центр», так как это коммерческая организация. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» «Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом». Поэтому, суммы превышения фактических расходов на оплату труда в каждом конкретном месяце над установленным нормативом должны погашаться за счет собственных средств организации. Согласно п. 4 вышеуказанного закона № 14-ФЗ «Российская Федерация, субъекты Российской Федерации... не несут ответственности по обязательствам общества. Выделение субсидии из бюджета предполагает лишь помощь организации для преодоления финансовых затруднений во время кризиса, а не полное финансирование расходов данной коммерческой структуры.

Ссылка ответчика на отсутствие единой методики и порядка применения установленного норматива при расчете фактически понесенных затрат на оплату труда работников ООО «Реформинг-центр», является необоснованной, поскольку вся необходимая для расчёта размера субсидии и порядка её использования информация содержится в вышеуказанных Порядках и договорах.

Ответчик ссылается на пункт 23 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому при рассмотрении дел об оспаривании предписаний уполномоченных органов, а также иных категорий дел, при рассмотрении которых может подниматься вопрос об обоснованности выводов уполномоченных органов о неэффективном использовании бюджетных средств, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.

Однако в рассматриваемом деле разрешается вопрос не о целесообразность и экономической эффективности использования бюджетных средств, а об их нецелевом использовании, в связи с чем доводы ответчика являются необоснованными.

03.10.201 1г. Центром занятости ООО «Реформинг-центр» был предоставлен акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.10.2010г., а также было предложено возвратить задолженность по субсидии в сумме 86961432 рубля 74 коп. ООО «Реформинг-центр» акт не был подписан, задолженность не возвращена, но были предоставлены дополнительно документы подтверждающие целевое использование субсидии.

03.11.2011г. Центром занятости ООО «Реформинг-центр» был предоставлен акт сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.11.2010 г., с учётом документов подтверждающих целевое использование субсидии, предоставленных после направления акта сверки взаимных расчётов по состоянию на 01.10.2010г., а также было предложено возвратить задолженность по субсидии в сумме 49342317 рублей 18 коп. ООО «Реформинг-центр» акт не подписан, задолженность не возвращена.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату.

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

По правилам пункта 3 части 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Следовательно, указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

В соответствии с пунктом 12 вышеуказанных Порядков и условиями договоров в случае нарушения организацией условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, организация обязана в течение одного месяца со дня получения письменного требования центра занятости или департамента о возврате субсидии возвратить в областной бюджет предоставленную субсидию. В случае если субсидия не возвращена в установленный срок, она взыскивается в доход областного бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.

Однако ответчик данную обязанность не исполнил.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что в материалах дела содержатся достаточные доказательства того, что ответчиком не соблюдены условия предоставления субсидии из областного бюджета.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлине подлежит отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167- 170, 176, 177, 180, 181, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и гл.25.3 Налогового кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр", 445047, <...> ОГРН <***> (05.11.2009), ИНН <***>, в пользу Государственного казённого учреждения Центр занятости населения городского округа Тольятти 49 342 317,18 руб.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Реформинг-центр", 445047, <...> ОГРН <***> (05.11.2009), ИНН <***>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области

в течение месяца со дня его принятия.

Судья

/

Медведев А.А.