АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2017 года
Дело № А55-28476/2017
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи Харламова А.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Симонян А.С.,
рассмотрев в судебном заседании 20 декабря 2017 года дело по заявлению Администрации городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, Россия, 445021, г. Тольятти, Самарская область, б-р Ленина, 15,
к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области, Россия, 445035, г. Тольятти, Самарская область, ул. Комсомольская, д. 167 А,
«о признании недействительным решения» от 20 октября 2017 года входящий номер 28476,
от заявителя – ФИО1 по доверенности, ФИО2 по доверенности;
от заинтересованного лица – ФИО3 по доверенности.
Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2017 года.
Установил:
Администрация городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения (определение от 22 ноября 2017 года, протокол от 22 ноября 2017 года в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) обратилась в арбитражный суд с заявлением от 20 октября 2017 года входящий номер 28476, в котором просит суд:
-«признать Решение от 14 августа 2017 года № 077S1910014689 Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» недействительным».
В ходе судебного разбирательства представители Администрации городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в рассматриваемом заявлении, в письменных Дополнениях и в письменных Возражениях на отзыв заинтересованного лица.
В ходе судебного разбирательства представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области заявленные Администрацией городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, требования не признал по основаниям, изложенным в Отзыве и в письменных Дополнениях (Возражениях) к нему.
При рассмотрении данного дела арбитражный суд 1ой инстанции основывается на предписания пункта 1 статьи 9, части 1 статьи 65, положения правовых норм главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Разрешая возникший между сторонами спор, суд также учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлениях, соответственно: от 19 января 2016 года № 2-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 марта 1998 года № 8-П, от 12 мая 1998 года № 14-П и от 30 июля 2001 года № 13-П, а также принимает во внимание Письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности».
Кроме того, в рамках данного дела суд учитывает Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" и Приказ Министерства социально-демографического развития Самарской области от 21 августа 2012 года № 295 "Об утверждении Административного регламента министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области по предоставлению государственной услуги "Назначение и выплата вознаграждения, причитающегося приемному родителю, патронатному воспитателю".
Арбитражный суд 1ой инстанции рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителей сторон, пришел к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов по настоящему делу, Департамент социального обеспечения Администрации городского округа Тольятти (ранее наименование – «Департамент социального обеспечения Мэрии городского округа Тольятти Самарской области») в силу положений статей 1 и 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и положений Федерального закона 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», является страхователем по обязательному пенсионному страхованию поставленным на учет в Государственном учреждении – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области с присвоением регистрационного номера – 077-013-037043.
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Заявителем, в том числе, были подготовлены и своевременно представлены 05 декабря 2016 года заинтересованному лицу сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в отношении 250ти застрахованных лиц по форме "Сведения о застрахованных лицах", форма СЗВ-М (исходная), утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 года № 83п, за ноябрь 2016 года.
Материалами по данному делу подтверждается, что на момент представления заявителем "Сведений о застрахованных лицах", форма СЗВ-М (исходная), за ноябрь 2016 года у него отсутствовали данные (информация) о СНИЛС и ИНН относительно контрагентов по Договорам «О приемной семье», соответственно:
-от 23 ноября 2016 года № Д/89-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/90-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/91-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/92-3.4;
-от 29 ноября 2016 года № Д/93-3.4.
Данное юридически значимое обстоятельство фактически исключило возможность представления заявителем "Сведений о застрахованных лицах", форма СЗВ-М (исходная), за ноябрь 2016 года в отношении, соответственно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 10го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
-страховой номер индивидуального лицевого счета;
-фамилию, имя и отчество;
-идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя
данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
05 июля 2017 года заинтересованным лицом был оформлен Акт № 077S19170011912 «О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в котором отражено, что в представленных страхователем сведениях о каждом работающем у него застрахованном лице по форме "Сведения о застрахованных лицах", форма СЗВ-М (исходная), за ноябрь 2016 года отсутствуют сведения на 5ть застрахованных лиц, соответственно:
-ФИО4;
-ФИО5;
-ФИО6;
-ФИО7;
-ФИО8, с которыми страхователем в ноябре 2016 года были заключены гражданско-правовые Договора «О приемной семье», соответственно:
-от 23 ноября 2016 года № Д/89-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/90-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/91-3.4;
-от 28 ноября 2016 года № Д/92-3.4;
-от 29 ноября 2016 года № Д/93-3.4.
В свою очередь, судом установлено, что заявитель незамедлительно после получения в отношении контрагентов (физических лиц) - ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 данных (информации) о СНИЛС и ИНН последних, после поступления от указанных граждан Заявлений «О назначении вознаграждения» по рассматриваемым Договорам «О приемной семье» и после издания уполномоченным должностным лицом Мэрии городского округа Тольятти Самарской области Распоряжений «О назначении вознаграждения, причитающегося приемному родителю», соответственно: от 02 декабря 2016 года № 7667-р/3, от 26 декабря 2016 года № 8415-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8473-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8474-р/3. от 27 декабря 2016 года № 8476-р/3, были оформлены и представлены в установленный Законом срок заинтересованному лицу "Сведения о застрахованных лицах", форма СЗВ-М (исходная), за декабрь 2016 года, то есть, после начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по Договорам «О приемной семье» (абзац 6 Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности».
На основании Акта № 077S19170011912 «О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», с учетом представленных страхователем Возражений, страховщиком было принято Решение от 14 августа 2017 года № 077S19170014689 «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», с учетом представленного заинтересованным лицом в рамках рассмотрения судом данного дела Решения от 14 августа 2017 года № 077S19170014689 «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», которое, по сути, является исправлением допущенных ранее описок (опечаток), в части правильного наименовании лица, привлекаемого к ответственности), согласно которому:
-Департамент социального обеспечения Мэрии городского округа Тольятти Самарской области за не представление в установленный срок сведений был привлечен к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде штрафа в размере 2 500 руб. 00 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Администрации городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, в арбитражный суд 1ой инстанции с рассматриваемым заявлением.
Из содержания рассматриваемого заявления, отзыва и дополнений к ним и пояснений представителей сторон, судом усматривается, что данный спор возник между сторонами в связи с разным пониманием пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в Письме от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности», согласно абзацу 6 которого:
-«В отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам».
Так, заявитель считает, что поскольку в рамках заключенных с гражданами, соответственно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, гражданско-правовых договоров «О приемной семье», соответственно: от 23 ноября 2016 года № Д/89-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/90-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/91-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/92-3.4 и от 29 ноября 2016 года № Д/93-3.4, причитающееся «приемному родителю» в соответствии с пунктом 6 данных Договоров вознаграждение было фактически начислено и выплачено «органом опеки и попечительства» только в декабре 2016 года на основании Заявлений «приемных родителей» «О назначении вознаграждения», после издания уполномоченным должностным лицом Мэрии городского округа Тольятти Самарской области Распоряжений «О назначении вознаграждения, причитающегося приемному родителю», соответственно: от 02 декабря 2016 года № 7667-р/3, от 26 декабря 2016 года № 8415-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8473-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8474-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8476-р/3, а также после получения страхователем необходимой информации (сведений) о СНИЛС и ИНН указанных граждан, то, следовательно, обязанность по представлению в отношении указанных физических лиц отчетности по форме СЗВ-М страховщику возникла у страхователя только в декабре 2016 года, а не в ноябре 2016 года, как считает заинтересованное лицо.
В свою очередь, позиция заинтересованного лица в толковании диспозиции пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и понимании разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащихся в Письме от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности» (абзац 6) – противоположная.
Подвергнув анализу имеющиеся в настоящем деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, арбитражный суд 1ой инстанции усматривает наличие предусмотренных Законом оснований для удовлетворения заявленных Администрацией городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, требований и при этом исходит из следующего.
Согласно статье 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на каждое работающее у него застрахованное лицо.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 данного нормативного правового акта (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2016 года) страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
-страховой номер индивидуального лицевого счета;
-фамилию, имя и отчество;
-идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя
данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01 февраля 2016 года № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Из Акта 05 июля 2017 года № 077S19170011912 «О выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что страхователем форма СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах» за ноябрь 2016 года в отношении 250ти застрахованных лиц представлены первоначально 05 декабря 2016 года, то есть, в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» срок.
Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма РСВ-1) за год 2016 страхователем был представлен 04 марта 2017 года уже на 257мь застрахованных лиц, в число которых также вошли необходимые сведения в отношении, соответственно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, относительно гражданско-правовых договоров «О приемной семье».
При сверке представленных форм страховщиком было выявлено расхождение, а именно - в форме СЗВ-М за ноябрь 2016 года отсутствовали сведения на 5ть застрахованных лиц, что было ошибочно квалифицировано заинтересованным лицом в качестве допущенного заявителем правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
При рассмотрении данного дела суд соглашается с доводом представителей заявителя о неверном понимании заинтересованным лицом абзаца 6 Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности» и толковании положений Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Так, согласно указанному Письму Пенсионного фонда Российской Федерации (абзац 6 Письма) «в отношении застрахованных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, с учетом прямого указания пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетность по форме СЗВ-М представляется при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам».
Как было установлено судом при рассмотрении настоящего дела, заявитель в точном соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», правильно применяя разъяснения абзаца 6 Письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 июля 2016 года № ЛЧ-08-19/10581 «О представлении отчетности» и толковании положений Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» относительно граждан, соответственно: ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8, по гражданско-правовым договорам «О приемной семье», соответственно: от 23 ноября 2016 года № Д/89-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/90-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/91-3.4, от 28 ноября 2016 года № Д/92-3.4 и от 29 ноября 2016 года № Д/93-3.4, именно после начисления и выплаты причитающегося «приемным родителям» вознаграждения на основании Заявлений последних и после издания уполномоченным должностным лицом Мэрии городского округа Тольятти Самарской области Распоряжений «О назначении вознаграждения, причитающегося приемному родителю», соответственно: от 02 декабря 2016 года № 7667-р/3, от 26 декабря 2016 года № 8415-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8473-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8474-р/3, от 27 декабря 2016 года № 8476-р/3, а также после получения необходимой информации (сведений) о СНИЛС и ИНН указанных граждан, в установленный Законом срок оформил и своевременно представил страховщику отчетность по форме СЗВ-М, поскольку у страхователя такая обязанность возникла только в декабре 2016 года, а не в ноябре 2016 года, как считает заинтересованное лицо.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:
-несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;
-нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу о том, что Администрация городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения, в исполнение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказало правомерность и обоснованность заявленных требований, напротив, заинтересованное лицо в нарушение требований части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия оспариваемого ненормативного правового акта положениям Закона, в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 182, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
1.Признать недействительным Решение от 14 августа 2017 года № 077S19170014689 «О привлечении к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», принятое Государственным учреждением – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области.
2.Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном районе города Тольятти и Ставропольском районе Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации городского округа Тольятти Самарской области, в лице Департамента социального обеспечения.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.
Судья _____________________________________________/Харламов А.Ю.