ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-28547/13 от 10.02.2014 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846-2) 26-55-25

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

10 февраля 2014 года

Дело № А55-28547/2013

Резолютивная часть решения объявлена 10 февраля 2014 года

Решение в полном объеме изготовлено 10 февраля 2014 года

Арбитражный суд Самарской области в составе судьи Матюхиной Т.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Ларюшиной М.В.,

рассмотрев 10 февраля 2014 года в судебном заседании года дело по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Самарской области,

к Муниципальное предприятие городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития" , 443099, Самарская область, г. Самара, ул. Куйбышева, 48

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя – Маевский И.Ю., доверенность от 10.01.2014, Москалева Ю.С., доверенность от 31.12.2013,

от заинтересованного лица – Порало В.И., доверенность от 03.02.2014,

установил:

Государственная инспекция строительного надзора Самарской области обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Муниципальное предприятие городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития" по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании факт правонарушения признал, просил назначить административное наказание в виде приостановлении деятельности.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, Муниципальное предприятие городского округа Самара «Бюро реконструкции и развития» (далее — МП г.о. Самара «БРиР») является застройщиком по реконструкции объекта капитального строительства: «Нежилое здание в гостиницу с апартаментами (2 звезды)», расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Никитинская, д. 4.

Земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежит МП г.о. Самара «БРиР» на праве аренды (договор аренды земельного участка от 09.07.2012 №028198з).

В период с 07 по 11 октября 2013 г. должностным лицом Государственной инспекции строительного надзора Самарской области (далее - Инспекция) Маевским И.Ю. проведена внеплановая выездная проверка информации изложенной в письме о факте нарушения градостроительного законодательства при реконструкции вышеуказанного объекта капитального строительства (письмо Уполномоченного по правам человека в Самарской области вх. № 4455 от 23.09.2013г.), на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки на объекте капитального строительства от 27.09.2013 № 710-рп.

О проведении указанной проверки Заинтересованное лицо было надлежащим образом уведомлено посредством уведомления о проведении проверки от 27.09.2013 № 1015, врученным Калимуллову P.M., действующему на основании доверенности МП г.о. Самара «БРиР» от 30.09.12 № 20 с правом подписи и получений уведомления о проведении плановой и внеплановой проверки.

Данная проверка была осуществлена заявителем в присутствии Калимуллова Р.М.

По результатам проверки был составлен акт проверки от 11.10.2013 № 02-23/576, согласно которому установлено, что МП г.о. Самара «БРиР», как застройщиком допущена реконструкция объекта капитального строительства: «Нежилое здание в гостиницу с апартаментами (2 звезды)», расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Никитинская, д. 4 с нарушениями ст. 49, ч. 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) по проектной документации, не имеющей экспертизы и без разрешения на строительство.

Учитывая данные обстоятельства должностным лицом Инспекции МП г.о. Самара «БРиР» было выдано предписание об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 11.10.2013 02-23/576/1, с требованием о том, чтобы в срок до 11 ноября 2013 года не допускать продолжения производства работ по реконструкции объекта капитального строительства: «Нежилое здание в гостиницу с апартаментами (2 звезды)», расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Никитинская, д. 4 с нарушениями ч. 1 и 2 ст. 51 и ст. 49 ГрК РФ (без разрешения на строительство, по проектной документации, не имеющей заключения экспертизы).

Акт проверки от 11.10.2013 № 02-23/576 и предписание от 11.10.2013 № 02-23/576/1 были вручены Калимуллову P.M. действующему на основании доверенности МП г.о. Самара «БРиР» от 30.09.12 № 20.

Государственной инспекцией строительного надзора Самарской области в период с 04.12.2013 по 06.12.2013г. на основании распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки на объекте капитального строительства от 26.11.2013 № 871-рп была проведена внеплановая выездная проверка выполнения предписания от 11.10.2013 02-23/576/1, результаты которой были оформлены актом проверки от 06.12.2013 № 02-23/718.

О проведении указанной проверки застройщик был надлежащим образом извещен уведомлением о проведении проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 27.11.2013 № 1351, врученным Калимуллову P.M. действующему на основании доверенности МП г.о. Самара «БРиР» от 30.09.12 № 20 с правом подписи и получения уведомления о проведении плановой и внеплановой проверки.

Из содержания указанного акта проверки от 11.10.2013 № 02-23/573 следует, что заинтересованное лицо не выполнило в установленный срок требования предписания от 11.10.2013 02-23/576/1 в полном объеме.

Акт проверки 06.12.2013 № 02-23/718 был вручен Калимуллову P.M., действующему на основании доверенности МП г.о. Самара «БРиР» от 30.09.12 №20.

В период с 11 октября 2013 по 5 декабря 2013 года на объекте фактически изменился объем выполненных строительно-монтажных работ.

Так, по состоянию на 11 октября 2013 (акт проверки от 11.10.2013 № 02-23/573) установлено, что на вышеуказанном земельном участке выполнены работы по армированию и бетонированию несущих железобетонных конструкций первого этажа здания. Факт выполнения указанных работ подтверждается фотоматериалами, выполненными на указанном объекте.

По состоянию на 5 декабря 2013 (акт проверки от 06.12.2013 № 02-23/718) установлено, что на вышеуказанном земельном участке продолжаются работы по реконструкции. Выполнены работы по армированию и бетонированию монолитных железобетонных конструкций со 2-ого по 4-тый этаж. На момент проверки выполнялись работы по возведению монолитных железобетонных конструкций 5-ого этажа. Факт изменения объемов работ подтверждается фотоматериалами, выполненными на указанном объекте.

В ходе проверки положительное заключение по проектной документации и разрешение на строительство МП г.о. Самара «БРиР» не получены и в Инспекцию не представлены.

6 декабря 2013 года в присутствии директора МП г.о. Самара «БРиР» Севостьянова П.В., действующего на основании Устава Предприятия главный консультант Самарского управления по надзору за строительством объектов гражданского и производственного назначения Маевский И.Ю. составил протокол об административном правонарушении по ч. 6 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, материалами по настоящему делу - актом проверки от 06.12.2013 № 02-23/718, протоколом об административном правонарушении от 06.12.2013 № 02-30/137 и фотоматериалами, подтверждается факт невыполнения Заинтересованным лицом законного предписания административного органа, а следовательно совершение Обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.

Согласно части 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц или административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Указанной правовой нормой установлена административная ответственность исключительно за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым является государственная инспекция строительного надзора Самарской области.

Соответствующих доказательств, подтверждающих выполнение предписания от 11.10.2013 № 02-23/576/1 либо принятие всех необходимых и зависящих от него Мер к своевременному исполнению предписания, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

Действующая в настоящее время система требований к безопасности продукции, включая связанные с его созданием процессы (работы), базируется на положениях Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон). Положения Закона распространяются на все отрасли хозяйственной деятельности, включая градостроительство.

Согласно Закону, безопасность строительной продукции, процессов его производства, эксплуатации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде. В соответствии с Законом риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде.

Отношения, связанные с обеспечением безопасности строящихся объектов капитального строительства регламентированы градостроительным законодательством, основой которого в настоящее время являются Градостроительный кодекс РФ (далее - Кодекс), изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты Правительства РФ, а также технические нормы -строительные нормы и правила (СНиП), руководящие документы Ростехнадзора (РД), Другие нормативные документы. При этом система мер, направленная на обеспечение безопасности строительной продукции (здания, сооружения), в градостроительном законодательстве основана на прогнозе и расчетах, исключающих недопустимые риски, и содержит в себе обязательные для исполнения требования.

Нормами ст. 49 и 54 Кодекса к предмету государственной экспертизы проектной документации и к государственному строительному надзору отнесены соответственно:

- оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности;

проверка (оценка) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, а также результатов таких работ требованиям

- технических регламентов, проектной документации, имеющей положительное заключение государственной экспертизы (в том числе).

Кодексом (п. 16 ст. 1) застройщик, как субъект градостроительных отношений, определен лицом, обеспечивающим в соответствии с действующим законодательством реализацию ключевых жизненные циклов объекта капитального строительства, а именно выполнение инженерных изысканий для проектирования, подготовку проектной документации, собственно строительство.

Кодексом (ст. 53) предусмотрено осуществление в период строительства объекта строительного контроля со стороны застройщика за производством на объекте всех влияющих на его безопасность работ, конструкций, а "также соблюдением технологии строительства. Целью такого контроля является проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов (технических норм и правил), результатам инженерных изысканий.

Из вышеизложенных норм, правил обеспечения безопасности объектов строительства следует, что:

- в качестве основного документа при оценке безопасности объектов в процессе их строительства органами государственного строительного надзора, а также застройщиками, в порядке проведения строительного контроля, должны использоваться только одобренные государственным экспертным органом проектные материалы; только решения таких материалов подлежат реализации в натуре;

- кодекс и другие нормативные документы не предусматривают возможность строительства объектов, подобных зданию по ул. Красноармейской, 133 ООО «Бизнес-Строй», по проектной документации, не прошедшей государственную экспертизу;

- существует прямой запрет на продолжение работ на объекте, если на нем обнаружены (в порядке государственного надзора, строительного контроля) и не устранены нарушения касающиеся работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства;

- Кодекс не содержит методику расчета допустимости рисков для принятия решения о возможности продолжения работ на объекте, если на этом объекте имеются не устраненные нарушения по работам, влияющих на безопасность, тем более при отсутствии проектных материалов, принятых государственной экспертизой.

В тоже время на объекте МП г.о. Самара «БРиР» к настоящему времени выполнены значительные объемы работ, которые санкционированы обществом и осуществлены проектной документации, не имеющей положительного заключения экспертизы.

Административная ответственность юридических лиц за данное правона­рушение предусмотрена ч.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении админи­стративного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенно­го им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающую административную ответственность.

Таким образом, суд считает необходимым привлечь Муниципальное предприятие городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития" к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.19.5 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности по реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Никитинская, д. 4, сроком на 30 суток.

Руководствуясь статьями 167-170, 180, 182, 202, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Требования удовлетворить.

Привлечь Муниципальное предприятие городского округа Самара "Бюро реконструкции и развития" к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде приостановлении деятельности по реконструкции объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Никитинская, д. 4, на срок 30 суток.

Решение подлежит немедленному исполнению, вступает в законную силу по истечение десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и в этот же срок оно может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья ________________________________________/ Т.М. Матюхина