ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-28635/2021 от 04.10.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443001, г.Самара, ул. Самарская,203Б, тел. (846) 207-55-15

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

октября 2022 года

Дело №

А55-28635/2021

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2022 года. Полный текст решения изготовлен 11 октября 2022 года.

Арбитражный суд Самарской области

в составе

судьи Агеенко С.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чугуновой С.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании 04 октября 2022 года дело по заявлению

Публичного акционерного общества «РусГидро», Самарская область, г. Жигулевск

от  сентября 2021 года   

к  Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области, Самарской область,                г. Тольятти

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- УФНС России по Самарской области, г. Самара

- Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области, Самарская область,                   г. Тольятти

о признании недействительным решения

при участии в заседании

от заявителя – представитель Баутдинов Р.М. по доверенности от 02.03.2022 года

от Межрайонной ИФНС России № 15 по Самарской области – представитель Исаев И.М. по доверенности от 23.05.2022 года

от УФНС России по Самарской области – представитель Исаев И.М. по доверенности от 23.05.2022 года

от Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области – не явился, извещен

                                                                    установил:

ПАО «РусГидро» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит признать решение Межрайонной ИФНС России           № 15 по Самарской области (далее – налоговый орган, Инспекция) от 26.05.2020 № 62 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления налога на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года по объектам, указанным в таблицах № 1 и № 2 указанного решения, в размере 19 476 223,00 руб. недействительным.

Заявитель в ходе судебного заседания заявленные требования поддержал в полном объеме, поступило ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы.

Налоговые органы в пояснениях, данных в судебном заседании, и в отзыве                       заявленные требования считает необоснованными, возражали против удовлетворения ходатайства о назначении по делу судебной экспертизы.

Суд, рассмотрев ходатайство заявителя о назначении по делу судебной экспертизы с учетом его мотивации и обоснования, а также учитываю мнения представителей налоговых органов, руководствуясь положениями ст. 82 АПК РФ считает данное ходатайство не подлежащими удовлетворению, поскольку для разрешения данного спора суду не требуются специальные познания.

Как следует из материалов дела, налоговым органом по результатам проведения камеральной налоговой проверки уточненного налогового расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года (период с 01.01.2019 по 30.09.2019) вынесено решение № 62 об отказе в привлечении к налоговой ответственности, в соответствии с которыми установлены неуплата налога в размере 19 476 223 руб.                       (т. 2 л.д. 21-40).

Решениями УФНС России по Самарской области от 07.07.2021 года                               № 03-15/23336@ апелляционная жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, а вышеуказанное решение налогового органа – без изменения (т. 2 л.д. 41-46).

Основанием вынесения оспариваемого решения послужил вывод инспекции о том, что в нарушение п. 25 ст. 381 НК РФ  неправомерно применена пониженная налоговая ставка для расчета налога на имущество организаций:

- в отношении объектов недвижимости организации, состоящих из комплекса объектов, включая спорное имущество, которые объединены единым производственным назначением и технологическим режимом работы и доначислена соответствующая сумма налога в размере 7 476 187 рубля (таблицы № 1 оспариваемого решения);

- в отношении линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, составляющей единый функциональный комплекс, используемые для передачи электроэнергии, и доначислена соответствующая сумма налога в размере 12 000 036 рублей (таблица №2 оспариваемого решения).

В силу ч. 1 ст. 198 и ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, оспариваемых актов, решений возлагается на соответствующие органы (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами обложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и, недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378 и 378.1 НК РФ.

При этом в отношении объектов основных средств, принятых на учет с 01.01.2013 в качестве движимого имущества, установлено исключение из вышеуказанной обязанности по уплате налога (подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса, введенный Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ, и п. 25 ст. 381 Налогового кодекса, введенный Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налогоплательщики вправе использовать налоговые льготы, то есть определенные преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ).

На основании п. 25 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц; передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ в целях исчисления налога на имущество надлежит руководствоваться ст. 130 ГК РФ.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, на основании п. 2 ст. 130 ГК РФ признаются движимым имуществом.

В силу ст. 133.1 ГК РФ, недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

В соответствии со ст. 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Положениями статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что плотины, здания гидроэлектростанций, а также другие сооружения, предназначенные для использования на водных ресурсах, отнесены к гидротехническим сооружениям.

В Российском регистре гидротехнических сооружений, числятся объекты: Водосливная плотина; Сороудерживающее сооружение. Приведенные в таблице «Затворы основные, водосливной плотины по номерам № 30, 33, 15, 13, 31, 12, 17, 8, 18, 36», являются неотъемлемой частью водосливной плотины; «Решетка сороудерживающая по номерам № 15, 14, 13. 12, комплектная из 11 секций» являются неотъемлемой частью сороудерживающего сооружения.

В состав гидротехнических сооружений напорного фронта Жигулевского гидроузла входят: здание ГЭС (СНиП 33.01-2003 «Гидротехнические сооружения - основные положения» относится к 1 классу) и гидросиловое оборудование. В здании ГЭС установлено двадцать вертикальных гидроагрегатов

Таким образом, турбины являются отдельными конструктивно обособленными предметами, предназначенными для выполнения определенных самостоятельных функций, целого комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (непосредственно в выработке электроэнергии), т.е. являются ее неотъемлемой технологической частью. Турбины участвуют непосредственно в выработке электроэнергии и функционируют в целях деятельности гидроэлектростанции, и в целях налогообложения по налогу на имущество организаций их следует отнести к недвижимому имуществу.

Из материалов дела следует, что налоговым органом выявлены спорные линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе опорами и прочими (перечисленные в таблице №2 оспариваемого решения), которые составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости.

Судом установлено, что ПАО «РусГидро» не включило в объекты для налогообложения объекты движимого имущества, в том числе трансформаторы и трансформаторные подстанции.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ                            «Об электроэнергетике» к объектам электросетевого хозяйства относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.

Таким образом, под объектом электросетевого хозяйства понимается как электросетевой комплекс, обслуживающий определенную территорию в целом, так и отдельные части такого комплекса.

Объекты электросетевого комплекса являются по своей правовой природе сложной вещью, в состав которой может входить как движимое, так и недвижимое имущество, предполагающее использование по общему назначению и рассматриваемое как одна вещь; вынужденное деление единого имущественного электросетевого комплекса как сложной вещи приводит к фактической невозможности использования имущества по целевому назначению и осуществления деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии (Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2018 № 307-КГ18-13146).

Трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). По средствам трансформаторной подстанции, осуществляется снабжение потребителей электроэнергией, т.е. трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии.

Согласно п.п. 1.1, 1.2 и 1.3 раздела 3 Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго России от 01.08.2007 № 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества. Аналогичный вывод о невозможности использования электрического оборудования отдельно от трансформаторных подстанций, в которых оно находится, содержатся и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11.

Согласно материалам дела, в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии со ст. 95 НК РФ на основании Постановления № 1 от 22.08.2019 ООО «Саратовское бюро судебных экспертиз» проведена комплексная строительно-техническая экспертиза.

В материалы дела представлено заключение эксперта от 25.09.2019 № 390.

Экспертом определены объекты собственности организации, являющиеся неотъемлемой частью гидротехнических сооружений, которые объединены единым производственным назначением и технологическим режимом работы (таблицы 3, 4 приложения 2 к заключению эксперта); объекты, не являющиеся неотъемлемой частью линий энергопередачи, составляющими единый функциональный комплекс, используемый для передачи и распределения электроэнергии (приложение 3 заключения эксперта).

Перечень объектов, без использования которых по целевому назначению возможно функционирование единого имущественного электросетевого комплекса и осуществление деятельности по указанию услуг по передаче электрической энергии представлен в приложении 4 заключения эксперта.

В соответствии с этим налоговым органом по установке испытания масла трансформаторного АИМ-9 ОА (код ОКОФ 330.26.51.43); оборудованию фотографическому (код ОКОФ 330.26.70.1): Оборудование технологического видеонаблюдения; приборам навигационным, метеорологическим, геофизическим и аналогичным инструментам (код ОКОФ 330.26.51.1): Титратор ПЭ-9210 доначисление налога на имущество организаций не производилось (сумма налога уменьшена на 31 640 руб. по сравнению с актом).

Согласно ст. 95 НК РФ ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» представлены дополнительные вопросы к эксперту для получения по ним заключения и налоговым органом вынесено Постановление № 2 от 04.12.2019 о назначении комплексной строительно-технической экспертизы в отношении филиала ПАО «РусГидро» - «Жигулевская ГЭС» (по дополнительно представленным вопросам).

ООО «Саратовское бюро судебных экспертиз» представлено экспертное исследование № 390-2 от 18.12.2019.

Судом установлено, что идентичные обстоятельства, связанные с оценкой конкретного того же спорного имущества при определении ПАО «РусГидро» налогооблагаемой базы по налогу на имущество за 2018 год были предметом рассмотрения в рамках дела № А55-7486/2020.

Вступившими в законную силу судебными акта установлено, что ПАО «РусГидро» здание Гидроэлектростанции не строило, оборудование в нем изначально не устанавливало; ГЭС представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке; спорные объекты, входящие в состав гидроэлектростанции, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи; выделение из состава ГЭС спорных объектов, в рассматриваемом случае является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением);

Гидроэлектрическая станция (ГЭС) - это комплекс сооружений и оборудования, посредством которых энергия водотока преобразуется в электрическую энергию. Применительно к Жигулевской ГЭС, станция представляет собой электростанцию, которая производит электроэнергию и посредством присоединенных линий передает ее потребителям.

Таким образом, главной функцией Жигулевской ГЭС является выработка электроэнергии и передача ее потребителям, и, следовательно, каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно, а, значит, составляют единый функциональный комплекс и относятся к объектам недвижимости.

В соответствии с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Судом также установлено, что на основании представленных в материалы дела документов и с учетом экспертиз установлено, что Гидроэлектростанция представляет собой комплекс объединенных единым производственным назначением и технологическим режимом работы зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, возведенных по единому проекту и расположенных на одном земельном участке; спорные объекты, входящие в состав гидроэлектростанции, являются ее составной частью и относятся к сложной вещи.

При этом судами отмечено, что выделение из состава ГЭС спорных объектов, в рассматриваемом случае является искусственным разделением в бухгалтерском учете единого объекта основных средств, выступающего недвижимым объектом (сооружением).

Соответственно, суды пришли к выводу, что квалификация налогоплательщиком спорных объектов в качестве движимого имущества является необоснованной.

При указанных обстоятельствах, выводы налогового органа о неправомерном занижении обществом в уточненной декларации по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2019 года налоговой базы вследствие отнесения к движимому имуществу объектов основных средств, которые объединены единым производственным назначением и технологическим режимом работы; а также линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, составляющей единый функциональный комплекс, являются законными и обоснованными.

Данная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 07.02.2022 № Ф06-14295/2021 по делу № А55-35398/2020.

Довод общества о том, что экспертное заключение от 25.09.2019 № 390 не имеет никакого отношения к вопросу квалификации спорных объектов в качестве движимого/недвижимого имущества, является необоснованным, поскольку общество не заявляло о противоречивости выводов, содержащихся в заключении экспертов, и не ходатайствовало о проведении судебной экспертизы.

По мнению суда, представленные в материалы дела заявителем письма                       ООО «НСТ», ПАО «Силовые машины», не могут являться доказательствами опровергающими выводы налогового органа и заключений экспертов.

Ссылка заявителя на судебный акт по иному делу подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует о незаконности принятых судебных актов, вынесенных с учетом конкретных фактических обстоятельств и доказательств по настоящему делу.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со ст. 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь общим принципом отнесения судебных расходов на стороны (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей относятся на заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 82, 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

           В удовлетворении ходатайства заявителя о назначении и проведении по делу судебной экспертизы отказать.     

           В удовлетворении заявленных требований отказать.

           Решение  может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в  Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

С.В. Агеенко