ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-28754/15 от 09.02.2016 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

февраля 2016 года

Дело №

А55-28754/2015

Резолютивная часть решения объявлена  09 февраля 2016 года

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2016 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бутовым А.С.,

рассмотрев в судебном заседании 09 февраля 2016 года дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного»

к Государственной жилищной инспекции Самарской области

о признании предписания незаконным

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2, по доверенности от 11.01.2015,

от заинтересованного лица - ФИО3, по доверенности от 02.02.2016

установил:

ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Самарской области о признании незаконным предписания № г.о.Отр-2141658 от 27.10.2015.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, на основании обращения, поступившего в Государственную жилищную инспекцию Самарской области (далее – заинтересованное лицо) (вх. № 16925-ц от 22.09.2015 г.) на нарушение со стороны ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» (далее – заявитель) жилищного законодательства Российской Федерации в части правомерности порядка расчета и внесения платы за коммунальные услуги в доме № 29А по ул. Сабирзянова в г. Отрадный Самарской области проведено внеплановое контрольно-надзорное мероприятие.

В ходе проведения указанного мероприятия установлено, что 13.07.2015 г. представителем ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» по адресу: <...> и кв. 35,  составлены акты  о нарушении целостности пломбы на приборе учета ХВС.

Согласно акту от 14.07.2015 г. повторного допуска в эксплуатацию узла учета воды после нарушении пломбы владельцами,представителем заявителя прибор учета ХВС в кв. № 17 и кв. №35 в жилом доме № 29А по ул. Сабирзянова в г. Отрадный Самарской области допущен в эксплуатацию.

Заинтересованное лицо установило, что в нарушение пунктов 59 и 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г.  № 354 собственникам, проживающим в <...>, в отсутствие правовых оснований и доказательств вмешательства в работу индивидуального прибора учета электроэнергии, ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» за август 2015 г. было выставлено доначисление за коммунальную услугу ХВС, исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.

По результатам проверки заинтересованным лицом составлен акт проверки 27.10.2015 № г.о. Отр-2141658, заявителю выдано оспариваемое предписание от 27.10.2015 г. № г.о. Отр-2141658, в котором указано, что в срок до 27.12.2016 г. необходимо устранить выявленное нарушение.

Полагая, что выданное  Государственной жилищной инспекцией Самарской области предписание является незаконным и нарушает его права и законные интересы,  ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» обратилось с настоящими заявлениями в арбитражный суд.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проведения соблюдения обязательных требований.

Как установлено судом, Государственной жилищной инспекцией Самарской области в ходе проведения проверки заявителя направлен запрос № г.о.Отр-2141658-3 от 30.09.2015 г. с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

Из представленных документов следует, что управление многоквартирным домом № 29 А по ул.Сабирзянова, г. Отрадный, осуществляет ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного».

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги установлен «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее - Правила № 354).

В соответствии с п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатациюиндивидуального, общего (квартирного),комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно. - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;

Всоответствии с п. 81(12) Правил №354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: неотображения приборами учета результатов измерений; нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; механического повреждения прибора учета; превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

В заявлении заявитель ссылается на пп. б п. 34 Правил № 354, согласно которому потребитель обязан при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем.

В свою очередь заявителем не учтено, что в соответствии с п. 82 Правил № 354 исполнитель обязан:

а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия;

б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).

Проверки, указанные в п. 82 Правил № 354 должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год,  а если проверяемые приборы учета расположены в жилом помещении потребителя, но не чаще 1 раза в 6 месяцев.

 Как указывает заинтересованное лицо, к обращению заявителя приложен акт проверки индивидуального прибора учета в жилом помещении № 35 дома № 29А по ул.Сабирзянова, г.Отрадного  от 2013 года, что свидетельствует о неисполнении ООО «КСК г.Отрадного» обязанности предусмотренной п.82 Правил № 354.

Как установлено судом ранее, 13.07.2015 г. представителем ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного»  по адресу: <...>, кв. 35 составлен акт о нарушении целостности пломбы на приборе учета ХВС.

На основании вышеуказанного акта, потребителям коммунальных услуг в доме № 29А по ул. Сабирзянова. г .Отрадного, кв. 17, 35 согласно платежных документов за август 2015г., произведено начисление платы за коммунальную услугу ХВС в соответствии с п. 62 «Правил № 354», а именно исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения - по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления такого подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения. составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. Если дату осуществления несанкционированного подключения или вмешательства в работу прибора учета установить невозможно, то доначисление должно быть произведено начиная с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором выявлено несанкционированное подключение или вмешательство в работу прибора учета.

Согласно акту от 14.07.2015 г. повторного допуска в эксплуатацию узла учета воды после нарушения пломбы владельцамипредставителем ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» прибор учета ХВС в жилом помещении № 17 вышеуказанного дома, допущен в эксплуатацию.

Так как исполнитель коммунальных услуг ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» в доме № 29А ул.Сабирзянова. г.Отрадного на следующий день ввел в эксплуатацию эти же приборы учета в квартирах № 17, 35 суд приходит к выводу, что данное нарушение не может квалифицироваться как несанкционированное подключение либо вмешательство, а начисление платы должно производиться в соответствии с п. 59 Правил № 354.

Также в вышеуказанном акте от 14.07.2015 г. указано, что выявлено нарушение целостности пломбы на приборе учета ХВС.

Вместе с тем, названным актом не было установлено вмешательство в работу прибора учета, которое привело к искажению данных об объеме потребления холодной водоснабжение.

В соответствии с п. 35 (г, е) Правил № 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета. Несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Правила № 354 не дают определения понятиям «несанкционированное подключение», «вмешательство в работу приборов учета», вместе с тем, потребляющее оборудование подключено несанкционированно, если оно подключено к инженерным сетям при наличии индивидуального счетчика - в его обход, вмешательство - это действия совершаемые и приводящие к несанкционированному подключению либо действия приводящие к намеренному искажению показаний приборов учета, в то время как согласно акту от 14.07.2015 г. повторного допуска в эксплуатацию узла учета воды после нарушения пломбы владельцамизаявитель допустил этот же прибор учета, не выдавая предписания о его демонтаже и замене на новый, либо о проведении поверки.

В материалы дела заявителем представлены документы о перерасчете платы за холодное водоснабжение в квартире № 17, в соответствии с Правилами № 354, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг за 6 месяцев (с января по июнь 2015 г.).

Норматив потребления коммунальной услуги - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета.

По квартире № 35 дома № 29А ул. Сабирзянова. г. Отрадного ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» перерасчет платы не произведен.

Таким образом, в результате проведенного анализа платежных документов по квартирам № 17, № 35 дома 29А по ул. Сабирзянова в г. Отрадном, заинтересованным лицом правомерно установлено, что ООО «Коммунальная сервисная компания г. Отрадного» нарушен порядок расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренный п. 59 Правил № 354.

С учетом изложенного заинтересованное лицо правомерно вынесло обжалуемое предписание, где указало на отсутствие у исполнителя коммунальной услуги права на применение п. 62 Правил № 354, поскольку оплата должна определяться в соответствии с п. 59 Правил № 354.

На основании изложенного, суд считает требования заявителя о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Самарской области № г.о.Отр-2141658 от 27.10.2015 г. не подлежащими удовлетворению, в связи с чем, в удовлетворении заявления следует отказать.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение  может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1