ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29013/19 от 21.11.2019 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

29 ноября 2019 года

Дело №

А55-29013/2019

Резолютивная часть решения объявлена: 21 ноября 2019 года

Полный текст решения изготовлен: 29 ноября 2019 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

помощником судьи Максимовой В.А.

рассмотрев в судебном заседании 21 ноября 2019 года. дело по иску, заявлению

Администрация сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области

к Территориальному управлению Росимущества в Самарской области

с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

- Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, АО «Балашейские пески»

о признании незаконным ненормативного акта

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности

от заинтересованного лица - ФИО3 по доверенности

от АО «Балашейские пески»- ФИО4 по доверенности

от третьего лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Администрация сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области обратилось в суд с заявлением, в котором с учетом принятых судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнений просит:

1. Признать недействительным Распоряжение Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года № 164-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области» в части передачи в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области» земельного участка, с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42 000 кв. м., с реестровым номером федерального имущества П11630008829, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда (номер государственной регистрации 63-01/08-2/2002-7132.1).

2. В качестве способа восстановления нарушенного права изменить Распоряжение Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года № 164-р и читать его в следующей редакции:

П. 1. Передать в муниципальную собственность сельского поселения Жемковка Сызранского района Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42 000 кв. м., с реестровым номером федерального имущества П11630008829, ограничение прав и обременение объекта недвижимости: аренда (номер государственной регистрации 63-01/08-2/2002-7132.1).

П. 2. Отделу регистрации права, учета и перераспределения федерального имущества Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Территориальное управление) оформить в муниципальную собственность сельского поселения Жемковка Сызранского района Самарской области земельный участок, указанный в п. 1 настоящего Распоряжения, в соответствии с Актом приема-передачи.

П. 3. Администрации сельского поселения Жемковка Сызранского района Самарской области (далее - Администрация) предоставить в Территориальное управление подписанный Акт приема-передачи в течение 10 дней с даты поступления Акта приема-передачи в Администрацию.

П. 4. - оставить без изменений.

П. 5. Настоящее Распоряжение, в соответвии с п. 10 ст. 39.31 Земельного кодекса Российской- Федерации, является основанием для обеспечения сельским поселением Жемковка Сызранского района Самарской области за счет средств местного бюджета выполнения кадастровых работ, необходимых для уточнения границ передаваемого земельного участка, и государственной регистрации права собственности сельского поселения Жемковка Сызранского района Самарской области.

П. 6. - оставить без изменения

П. 7 - оставить без изменения.

Территориальное управление Росимущества в Самарской области отзыв на заявление не представило, представитель ответчика в судебное заседание не явился.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, АО «Балашейские пески».

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Третье лицо АО «Балашейские пески» согласно с заявленными требованиями, считает их законными и обоснованными.

Третье лицо Администрация городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области возражает против заявленных требований.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил.

Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Территориального управления от 18.05.2016 г. № 164-р земельный участок с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42000 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, Сызранский район, пос. Балашейка, был передан в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.

На земельный участок с кадастровым номером 63:33:0411002:50, зарегистрировано право собственности муниципального образования городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, что подтверждается записью государственной регистрации права № 63:33:0411002:50- 63/008/2018-2 от 25.06.2018 г.

Администрация сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области считает, что в действительности спорный земельный участок согласно генеральному плану сельского поселения Жемковка расположен на территории не городского поселения Балашейка, а другого муниципального образования - сельское поселение Жемковка. Поэтому указанное выше распоряжение Росимущества от 18.05.2018 года № 164-р было принято с нарушением п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с тем, что спорный земельный участок согласно генерального плана сельского поселения Жемковка находится на территории истца, он должен был быть передан в соответствии с п. 1 ст. 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации в собственность истца, а не ответчика.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном законом порядке.

В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 данного федерального закона.

Из положений пунктов 3, 12 части 1 статьи 11 Федерального закона № 131-ФЗ вытекает, что одним из условий установления и изменения границ муниципальных образований является сохранение целостности исторически сложившихся земель и территорий населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Нормы ч. 11 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривают, что перераспределение имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями производится в соответствии с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, установленным с 1 января 2006 г. комментируемым Законом, другими федеральными законами, в порядке, определенном Правительством РФ.

Порядок перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между поселениями, муниципальными районами, городскими округами, городскими округами с внутригородским делением, внутригородскими районами в соответствии с разграничением полномочий между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями разных типов устанавливается соответственно нормами ч. ч. 11 и 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 485-ФЗ).

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.

Как следует из материалов дела, Решением собрания представителей городского поселения Балашейка (второго созыва) от 25.10.2013 года № 68 «Об утверждении генерального плана городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области» утвержден Генеральный план городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области № 84/11-ГП, включающий в себя карту границ населенного пункта, входящего в состав городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области.

Решением собрания представителей сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области от 12.12.2013 года № 42 «Об утверждении Генерального плана сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области» утвержден Генеральный план сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области, включающий карту границ населенных пунктов, входящих в состав сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области.

В соответствии с утвержденными Генеральными планами земельный участок S=4,2 га., отнесенный к землям поселений, КН 63:33:0411002:50 фактически располагается в границах сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области.

Администрацией сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области принято Постановление от 22 октября 2018 г. № 82 «О присвоении почтового адреса», согласно которому земельному участку с кадастровым номером 63:33:0411002:50, площадью 42000 кв.м, категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для производственных целей, присвоен следующий почтовый адрес: Российская Федерация, Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с.Жемковка, земельный участок № 50. Ранее почтовый адрес был: Самарская область, Сызранский район, пос. Балашейка.

24.10.2019 года в ЕГРН внесены изменения об адресе (местоположении) земельного участка КН 63:33:0411002:50: РФ, Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с. Жемковка, земельный участок № 50, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2019г.

Таким образом, спорный земельный участок отвечает критериям, установленным данными положениями земельного законодательства, в связи с чем подлежал передаче в собственность муниципального образования - сельского поселения Жемковка муниципального района Сызранский Самарской области.

При таких обстоятельствах Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 18.05.2018 г. № 164-р «О безвозмездной передаче имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, в муниципальную собственность городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области» - земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, Сызранский район, пос. Балашейка с кадастровым номером 63:33:0411002:50 (в настоящее время адрес: Самарская область, Сызранский район, сельское поселение Жемковка, с. Жемковка, земельный участок № 50) не соответствует подпункту 1 пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.

Однако данное обстоятельство не является основанием для удовлетворения заявленных требований.

Администрацией сельского поселения Жемковка обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, оспаривая Распоряжение Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года № 164-р.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 АПК РФ с учетом особенностей административного производства. Такие дела относятся к категории дел, возникающих из публичных правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу положений части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться в том числе указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Указание на способ защиты права в случае признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) соответствующего органа - незаконным является обязательным требованием к резолютивной части решения, без чего оно не может считаться полным.

Согласно положениям пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд должен определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, признав действия государственного органа незаконными, суд в резолютивной части решения должен указать на обязанность соответствующего органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.

Между тем, предложенный заявителем способ восстановления нарушенного права в виде изменения судом текста Распоряжения Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года № 164-р является необоснованным и недопустимым, поскольку у суда отсутствуют полномочия изменять содержание оспариваемых актов.

Учитывая, что на земельный участок с кадастровым номером 63:33:0411002:50, зарегистрировано право собственности муниципального образования городского поселения Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области, (запись государственной регистрации права № 63:33:0411002:50- 63/008/2018-2 от 25.06.2018 г.), то Территориальное управление не имеет полномочий на осуществление каких-либо действий в отношении указанного земельного участка.

Поэтому арбитражный суд не может возложить на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В данном случае имеется спор о праве между органами местного самоуправления, подлежащий рассмотрению в порядке искового производства.

Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 1 и статьей 12 ГК РФ признание недействительным оспариваемого ненормативного акта не приведет к восстановлению прав заявителя в том объеме, который существовал до принятия указанного акта, заявленные в рамках настоящего спора требования не могут быть удовлетворены.

Закон предусматривает определенный способ защиты для данного случая. Выбор способа защиты зависит от характера спорного правоотношения и регулирующих его норм права. Вместе с тем если нормы права предусматривают для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обратившееся в суд за защитой своего нарушенного права, вправе применять лишь этот способ.

Возможность выбора лицом, полагающим, что его права нарушены, того или иного способа защиты предполагает необходимость учета им характера допущенного в отношении него нарушения, поскольку выбранный им способ защиты должен способствовать восстановлению его нарушенного права и удовлетворять материально-правовой интерес.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих правоприменительных решениях неоднократно подчеркивал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, в том числе на судебное обжалование решений и действий органов государственной власти и органов местного самоуправления, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином или объединением граждан по своему усмотрению любых способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации федеральными законами (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2011 №450-О-О, от 18.07.2006 №367-О).

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации одновременно предусматривает, что порядок судопроизводства определяется федеральным законодательством.

Предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса лишь в установленном порядке, что не может рассматриваться как нарушение права на судебную защиту; закрепленные законодателем требования - при обеспечении каждому возможности обратиться в суд - обязательны для заявителя.

В рассматриваемом случае требования заявлены без учета изложенных принципов.

Избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению нарушенного права заявителя, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Даная правовая позиция содержится в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 31.03.2016 года по делу № А55-7498/2015.

То обстоятельство, что оспариваемый акт не признан недействительным, не лишает заявителя возможности ссылаться на его незаконность в суде по гражданскому спору и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства, которые подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими доводами и доказательствами по правилам искового судопроизводства. Приведенный подход нашел отражение в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 №15951/09.

Кроме того, суд полагает, что заявителем пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ч. 3 ст. 198 АПК РФ.

В соответствии с ч.ч. 1 и 4 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В определении Конституционного суда РФ от 02.12.2013 № 1908-О разъяснено, что предусмотренный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок установлен с тем, чтобы обеспечивать стабильность, определенность и предсказуемость правовых условий для субъектов соответствующих правоотношений и исключать возникновение ситуаций злоупотребления правом, при которых возбуждение судебной процедуры могло бы осуществляться спустя чрезмерно длительный после наступления обстоятельств, с которыми заявитель связывает обращение в суд, период.

Суд находит, что об оспариваемом Распоряжении Территориального Управления Росимущества по Самарской области от 18.05.2018 года № 164-р заявителю стало известно в октябре 2018 года.

Доказательств того, что установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ срок пропущен по уважительным причинам, заявителем не представлено.

При указанных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для восстановления срока для обращения в суд с вышеуказанным заявлением.

Таким образом, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1