ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А55-29073/2021 от 20.01.2022 АС Самарской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

26 января 2022 года

Дело №

А55-29073/2021

Резолютивная часть решения объявлена: 20 января 2022 года

Полный текст решения изготовлен: 26 января 2022 года

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи:

ФИО1

при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи

секретарем судебного заседания Айбулатовой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании 20 января 2022 года дело по иску, заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский"

к Министерству лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области

о признании

при участии в заседании

от заявителя – ФИО2 по доверенности , ФИО3 по доверенности

от заинтересованного лица – не явился, извещён,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 из государственного лесного реестра, выраженного в письме №МЛХ-05-02/22292 от 07.09.2021; обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области привести сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, в отношении земельного участка площадью 29 000 кв.м. с кадастровым номером 63:17:1603001:2, расположенном по адресу по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/нв соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 в части наложения границ указанного земельного участка с границами земель лесного фонда.

Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в отзыве на заявление требования не признало, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Дело рассматривается в соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержал требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Исследовав доказательства по делу, проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" принадлежат объекты капитального строительства, находящиеся на земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв.м, расположенном по адресу по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 20.08.2018г. Земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 относится к категории земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Указанный участок находился на праве постоянного бессрочного пользования «Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский», о чем указано в особых отметках Выписки с ЕГРН, на основании Свидетельства о праве собственности №55 от 22.03.1993 г.

Участок был отведен заводу Распоряжением Совета Министров РСФСР №1291-р от 30.07.1974 года, поставлен на кадастровый учет 14.01.2003 года (т.е. до 01.01.2016 года).

Заявитель обратился с заявлением о выкупе данного земельного участка и получил отказ, выраженный в Постановлении Администрации муниципального района Волжский Самарской области №418 от 19.03.2021, в связи с принадлежностью земельного участка к землям лесного фонда на основании письма Министерства от 08.02.2021.

Между тем согласно данных ЕГРН земли лесного фонда, в частности земельный участок 63:17:0000000:6137 с земельным участком 63:17:1603001:2 не пересекается, что подтверждается пояснительной запиской кадастрового инженера ООО «БТИ-Гарант» с приложением, а также ответом Министерства лесного хозяйства №27-05-02/11864 от 18.06.2020 г.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ и ст. 4.6. Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса РФ такой участок должен быть отнесен к той категории, которая указана в ЕГРН, и подлежит исключению из государственного лесного реестра.

Заявитель обратился в Министерство с заявлением об исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 из государственного лесного реестра.

Письмом от 07.09.2021 г. № МЛХ-05-02/22292 Министерство отказало заявителю в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 из государственного лесного реестра.

Как указывает в письме Министерство, в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале № 14 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества. На данный лесной участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.02.2004 № 63- 01/01-2/2004-1380.1.

Министерство письмом от 07.09.2021г. №МЛХ-05-02/22292 сообщило об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в сведения ГЛР.

ООО "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" считает отказ необоснованным и незаконным.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, исходя при этом из следующих мотивов.

Статьей 91 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) определено, что в государственном лесном реестре содержится документированная информация о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса.

В соответствии с частью 2 статьи 91 ЛК РФ в государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках и об их границах; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Согласно части 2.1 этой статьи внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 № 496, от 14.12.2017 № 671, от 15.01.2019 № 10 утвержден перечень. Формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в ГНЛР и ее изменение.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и се изменение" установлено, что документом, являющимся основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, является решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях) (подпункт 2.2.3); выписка из Единого государственного реестра недвижимости (подпункт 2.2.12), свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, судебные акты и др.

Министерство утверждает, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре (далее - ГЛР), земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 частично относится к землям лесного фонда и находится в квартале № 14 Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества.

При проектировании границ лесничеств за основу принимаются материалы предшествующего лесоустройства, имеющиеся в наличии у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и данные ГЛР.

Первые лесоустроительные работы в лесных массивах Волжского лесничества проводились в 1900, 1914, 1934, 1946-1948, 1959, 1972, 1983, 1995 годах без изменения границ.

В 2013 году на территории Волжского лесничества проведена таксация лесов, которая осуществлялась в соответствии с требованиями Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516, Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 09.04.2012 № 36, Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 № 201-ФЗ, с учетом изменений, внесенных Федеральными законами в 2008-2012 гг. В качестве геодезической основы при составлении лесоустроительных планшетов использовались материалы предыдущего лесоустройства, космические снимки 2011 -2013 гг. масштаба 1:10000 с разрешением 0,5 м, ортофотопланы.

Башкирским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» в рамках выполнения государственного контракта от 27.02.2014 № Р-4К-14 была проведена работа по постановке на кадастровый учет части земельных участков Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества.

Также в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:17:000000:1201 (00)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0, расположенном по адресу: Самарская область, Волжский р-н, Самарский лесхоз, Дубово-Уметское лесничество, категория земель - земли лесного фонда.

Между тем, судом установлено лесной участок Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, описываемый ответчиком, был поставлен на кадастровый учет и зарегистрирован в ЕГРН Министерством лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области 12.08.2016г.

Данное обстоятельство подтверждается запрошенной судом выпиской из ЕГРН от 28.12.2021г. № КУВИ-002/2021-173851355, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:6137 площадью 1033103 кв. м., категория земель: «земли Лесного фонда». Граница данного земельного участка установлена и состоит из 2 контуров.

Выписка из ЕГРН содержит план земельного участка, который подтверждает, что границы земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:6137 площадью 1033103 кв. м., категория земель: «земли Лесного фонда», не пересекается с земельным участком с кадастровым номером 63:17:1603001:2 площадью 29 000 кв.м, категория земель: «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Из представленного по запросу суда кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:6137 следует, что участок образован Приказом Министерства лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 05.08.2016г. № 456, согласно Перечню земельных участков и Схеме расположения земельных участков.

Имеющийся в кадастровом деле земельного участка с кадастровым номером 63:17:0000000:6137 протокол проверки документов свидетельствует, что установлено отсутствие пересечения границ ЗУ, о кадастровом учете которого представлено заявление, с границами другого ЗУ, сведения о котором содержатся в ГКН, в случае, если он не является преобразуемым (п.2 ч.2 ст.26 Закона о кадастре).

Таким образом, вопреки своим доводам указанным в отзыве и оспариваемом решении Министерство образовало и поставило на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером 63:17:0000000:6137, не пересекающийся с земельным участком с кадастровым номером 63:17:1603001:2.

При таких обстоятельствах ссылка Министерства на материалы лесоустроительных дел является необоснованной и противоречащей действиям самого заинтересованного лица.

Государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

В силу пункта 1 статьи 42 Федерального закона от 04.12.2005 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201- ФЗ) лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01.01.2017, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно пункту 1 статьи 46 Федерального закона N 201-ФЗ внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", для уточнения границ земельного участка.

Пункт 6 статьи 46 Федерального закона N 201-ФЗ устанавливает, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются и государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

- сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; (в Выписке из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2 отсутствуют сведения о его принадлежности к землям лесного Фонда);

-границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; (лесной участок, расположенный на части земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 пересекает этот земельный участок, который относится к иной категории «земли промышленности, энергетики, транспорта и т.п...»;

-договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Пунктом 7 статьи 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела, права на объекты недвижимости заявителя возникли до 01.01.2016 г., вид разрешенного использования спорного земельного участка и назначение принадлежащих заявителю объектов недвижимости, расположенных на данных объектах противоречат режиму лесопаркового зеленого пояса.

Как установлено судом, земельные участки с кадастровыми номерами 63:17:0000000:6137 и 63:17:1603001:2 состоят на кадастровом учете с определением местоположения границ земельных участков с указанием координат характерных точек.

При этом сведения о пересечении установленных границ в выписках ЕГРН отсутствуют.

Выкопировка из планшета № 8 лесоустройства Дубово-Уметского участкового лесничества Волжского лесничества, кв.14, таксационное описание по Дубово-Уметского участковому лесничеству, выписка из государственного лесного реестра координаты характерных точек местоположения границ участков Лесного фонда не содержат.

На основании вышеизложенного арбитражный суд пришел к выводу, что если земельный участок с кадастровым номером 63:17:1603001:2, местоположение границ которого определено, не пересекается с относящимися к Лесному фонду земельным участком с кадастровым номером 63:17:0000000:6137, то и фактическое пересечение земельного участка с кадастровым номером 63:17:1603001:2 с землями Лесного фонда также отсутствует.

Доказательства и правовое обоснование обратного заинтересованным лицом суду не представлено.

В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд , установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Арбитражный суд на основании вышеизложенного пришёл к выводу о том, что отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 из государственного лесного реестра, выраженный в письме №МЛХ-05-02/22292 от 07.09.2021 является незаконным и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, суд должен указать обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на ответчика.

Руководствуясь ст.101-102, 110-112, 167-170, 176, 201, 206, 211, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в исключении сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 из государственного лесного реестра, выраженный в письме №МЛХ-05-02/22292 от 07.09.2021.

Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя - привести сведения, содержащиеся в Государственном лесном реестре, в отношении земельного участка площадью 29 000 кв.м. с кадастровым номером 63:17:1603001:2, расположенном по адресу по адресу: Самарская область, р-н Волжский, на землях СПК, в 3-х км юго-западнее с. Дубовый Умет, участок б/н в соответствии со сведениями, содержащимися в реестре ЕГРН, путем внесения в государственный лесной реестр записи об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 63:17:1603001:2 в части наложения границ указанного земельного участка с границами земель лесного фонда.

Взыскать с Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Ветсанутильзавод по производству мясокостной муки Дубово-Уметский" расходы на уплату госпошлины в сумме 3000 руб.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

ФИО1